Проект "Предпринимательство без границ"

Существует ли разница между женским и мужским предпринимательством и, таким образом, различны ли проблемы? Или предпринимательство все равно женское оно или мужское? Попытаюсь ответить на этот вопрос. Предпринимательство - специфическая сфера приложения труда, требующая определенных личностных качеств, как женщин так и мужчин. Это одержимость, способность работать до 12-14 часов в сутки, способность рисковать и брать на себя ответственность, умение преодолевать препятствия и находить правильные решение, творчески подходить к работе, уметь ладить с людьми. Конечно, в обществе всегда есть женщины и мужчины, обладающие такими качествами.

Но разница между женским и мужским предпринимательством находится в области разных стартовых условий мужчин и женщин, решившихся на такую форму занятости, как предпринимательство.

По уровню базового образования женщины имеют более высокий уровень, чем мужчины. Так, из каждых 100 занятых женщин - 63 с высшим и средним специальным образованием, в то время как среди мужчин таких только - 52. Однако, женщины чаще теряют работу и становятся безработными. По данным статистики за ноябрь 1999 - август 2000 общее число женщин, ищущих работу и готовых приступить к ней, составило почти 3,8 млн. человек. Доля женщин среди официально зарегистрированных в качестве безработных составляет 70 %.

Это происходит из-за того, что женщины на протяжении своей жизни выполняют еще одну важную функцию, связанную с воспроизводством, рождением ребенка и, следовательно, временно теряют профессиональную квалификацию. Следовательно, женщины вынуждены прерывать свою карьеру, а потом заново входить в производственную жизнь. В переходном периоде развития нашей экономики все неустойчиво. Может случиться, что рабочее место, на котором работала женщина до отпуска по беременности, видоизменяется, меняются требования, которые предъявляет работодатель, и естественно, женщине трудно вернутся на прежнее место; возможны и другие изменения, связанные со структурной перестройкой экономики.

Одна из проблем для женщин это ее социально-экономическая адаптация для общественно-полезной деятельности после рождения ребенка. Чтобы женщине вернутся к общественно-полезной жизни, ей необходимо не только восстановить свой образовательный уровень, но и соответствовать возросшим требованиям, а это знания экономики, компьютера, решение новых прикладных задач на компьютере, таких как бухгалтерский учет, делопроизводство, и т.д., а также возникает необходимость овладения современными информационными технологиями.

Для женщин важен этап выравнивания утерянных во время вынужденного отпуска по беременности и родам профессиональных возможностей необходимых при вхождении в бизнес.

В условиях рынка женщинам нужно все больше рассчитывать на себя, свою предприимчивость, трудолюбие, инициативу, а для поиска новой занятости, исходя из потребностей рынка труда и для развития малого предпринимательства, даже такого как семейный, домашний бизнес - нужна профессиональная подготовка. В связи с этим возрастает роль дополнительного образования. Образование для малого бизнеса, помимо теоретических знаний, должно содержать значительную компоненту консультирования или просто индивидуальной работы с будущим предпринимателем, а также ознакомление с передовым опытом работы аналогичных предпринимателей. Большое значение может иметь и самообразование, в частности, на основе дистанционного обучения.

Профессиональная подготовка позволяет женщинам, желающим посвятить себя предпринимательству, обновить или получить новые знания, необходимые для создания своего дела, познакомится со специалистами, к которым, после завершения обучения, можно обращаться для консультаций, а также что очень важно, в процессе обучения познакомится с другими слушателями, наладить контакты друг с другом, создать определенную социально-экономическую среду, позволяющую в дальнейшем, при необходимости, стать партнерами. Опыт показывает, что только небольшая часть людей (10-15 процентов) имеют склонности и способности организовать свое дело.

Какие группы женщин наиболее остро нуждаются в дополнительных мерах для адаптации в рыночной экономике?

  • женщины с маленькими детьми;
  • женщины возрастных групп от 35-45 и выше;
  • одинокие женщины;
  • многодетные матери, матери детей инвалидов.

Среди социальных технологий в управлении женской занятостью известны основные методы: субсидирование рабочих мест и иные программы поддержки производства; организация профобучения и профориентации, содействие в развитии нестандартных режимов занятости, предпринимательства и самозанятости и т.п.

Проект "ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО без границ" ставит целью развитие самозанятости как перспективного пути решения женской занятости в сфере малого предпринимательства, что будет способствовать росту благосостояния предпринимателей занятых в этой сфере бизнеса.

Это позволит:

  • оказать информационную поддержку индивидуальным предпринимателям, занятым в этой сфере бизнеса и вовлечь раздробленных предпринимателей, обеспечивающих функционирование рынка, в информационно - интегрированную систему производителей семейных услуг, консолидации предпринимателей в сфере самозанятости;
  • разработать и внедрить новые информационные технологии в сфере предпринимательства и обеспечить условия для стимулирования использования отдельными предпринимателями современных информационных технологий, включая использование Интернета для поиска потенциальных потребителей предпринимательских услуг и развития бизнес технологий в Интернете.
  • обобщить передовой опыт, а также осуществить методическую и консультационную помощь предпринимателям.
  • интегрировать отдельных предпринимателей в сфере самозанятости в региональные информационные центры поддержки малого и среднего бизнеса на основе Web технологий.

Результатом таких объединенных усилий может быть на завершающем этапе - книга "Путеводитель для предпринимателей". В книге будут представлены систематизированные сведения об отдельных предпринимателях и нормативно-правовой базе ведения самостоятельного бизнеса в разных государствах - участницах совместного проекта.

Текст книги в электронном виде можно было бы разместить на сайтах Московского фонда поддержки малого предпринимательства и Экономической комиссии ООН, а также на соответствующих информационных ресурсах стран - участниц проекта.

Механизм реализации проекта и ожидаемые результаты

Сбор сведений о женщинах-предпринимательницах

Предварительно нами уже была составлена анкета и через Женскую информационную сеть распространена. Собраны сведения как о женщинах- предпринимательницах , так о женских коллективах, желающих проводить работу по сбору таких сведений в регионах. Планируется расширить сбор сведений в округах Москвы, в частности, в Западном и Северном, Центральном. Для этих целей будут использованы местные СМИ (газеты и кабельное телевидение).

Составление перечня нормативно-правовых документов по индивидуальной предпринимательской деятельности

Сбор и обобщение нормативно-правовой базы и описание технологии организации семейного бизнеса (законодательная основа, методический материал - формы, бланки, технологическая последовательность действий будущего предпринимателя).

Подбор зарубежного опыта по индивидуальной предпринимательской деятельности

Подбор и перевод зарубежного опыта в вопросах государственной поддержки индивидуальной предпринимательской деятельности. Обобщение материалов и подготовка к публикации в Интернете и для использования городским и федеральным законодательным и исполнительным органам.

Публикация этих материалов в электронном виде и размещение в Интернете

Размещение сведений о предпринимательницах, методических материалов, а также сведений о передовом зарубежном опыте на сайте Московского фонда поддержки малого предпринимательства.

Центр" Современная женщина" собирает сведения об индивидуальных предпринимателях по следующей схеме.

Заполните анкету предпринимателя без образования юридического лица
(электронный вид анкеты: файл anket.rtf).

Если у вас нет ответов на все вопросы, заполните только то, что можете. Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, то Вы можете обратиться к Молоковой Зое Эдуардовне.

Заполненную анкету отправьте по адресу:
117330, Москва, ул. Мосфильмовская, 41-1-178
Электронная почта zoya@co.ru
тел. 147 14 75
тел/факс 147 11 47

Молокова З.Э., к.т.н.
Руководитель Региональной Общественной организации "Центр" Современная женщина", Москва

10 января 2002 г.