Судьбы 

Добрая Фея

Зоя Богомолова, критик и литературовед, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Удмуртии... Недавно Зоя Алексеевна отпраздновала свой юбилей.

Одним из счастливых приобретений для литературы и культуры Удмуртии стала Зоя Алексеевна. Это подлинное явление радостной, доброй, щедрой красоты. Сергей Михалков после выступления Богомоловой на одном из литературных вечеров, посвященных удмуртской литературе, заметил: "Счастлива должна быть литература, в которой есть такая красивая женщина, которая так красиво говорит о красоте".
Судьбе было угодно, чтобы солнечная казачка из Оренбуржья оказалась в суровом лесном Прикамье и навсегда с ним породнилась...
- Моя семья была хлеборобской только по положению. Но родители никогда не занимались земледельчеством так, как это положено крестьянам. Отец служил в лейб-гвардии какого-то там полка в Петербурге. Он нес караульную службу в царских покоях. Отец постоянно сопровождал царскую семью, когда та выезжала в театр.
- Он служил при Николае II?
- Да. К тому же мой отец обладал прекрасным голосом и музыкальным слухом. Он прослушал весь репертуар Шаляпина, а потом, спустя годы, многое воспроизводил. Еще отец был большим книгочеем, и в нашем доме была хорошая библиотека. Поэтому в пять лет я уже знала многие стихи Пушкина. Меня очень рано научили читать и писать, в школу я пошла с шести лет. Мама моя тоже была не похожа на всех станичниц. Ей пришлось пережить то, что пережили женщины из шолоховского "Тихого Дона". Мама была отдана замуж за сына атамана. И после революции оказалась "по ту сторону". Похоронила его, израненного, в госпитале. Она вернулась к своей матери и через каков-то время вышла замуж за моего отца. Моя мама была очень музыкальной, великолепно играла на саратовской гармошке, а брат ее сам смастерил скрипку и сочинял на ней мелодии. Вот все это оставило неизгладимый след в моей душе. Пересечение культур, традиций: сельских, городских, казачьих.
- "Постыдное" революционное прошлое родителей не могло не отразиться впоследствии на семье...
- Я не забуду 37-й год. Самым первым станичником, которого тогда арестовали, был родной брат моего отца. Первый раз в станицу приехал "черный ворон". Я помню обыск. Помню, что тете Кате, жене моего дяди, велели приготовить зимнюю одежду. А дело было в августе. Потом арестовали отца и еще двух его братьев. Самому младшему брату, Александру, удалось спастись только потому, что сразу после гражданской войны уехал из станицы и долгие годы на давал о себе знать.
- В 16 лет вы уехали в Оренбург и поступили учиться в учительский институт..
- Надо было учиться два года, и я собиралась продолжить образование в Москве. Но дальше была война. Во время войны я работала в одной из станиц учительницей в школе. Был тогда у меня любимый ученик - десятиклассник Федя Мазин. Вскоре все мальчики из этого десятого класса ушли на фронт. И когда я спустя сорок два года снова попала в ту станицу, то увидела там большой обелиск и на нем - фамилии погибших. Первым значился Федя Мазин, а за ним - почти все мои десятиклассники.
Зое Алексеевне пришлось учительствовать и на Украине, преподавала она и в педагогическом институте. Сорок лет назад она приехала в Ижевск и уже 70 лет преподает в пединституте.
Ее талант ярко расцвел на удмуртском цветущем лугу и не потерялся в его многоцветье. Конечно, было очень нелегко человеку другой культуры, другого языка начать столь плодотворно трудиться в стихии и иноэтнического творчества. Но если у тебя тонко чувствующее, огромное, открытое сердце, то все не помеха. Нет ни одного сколько-нибудь значимого деятеля удмуртской культуры, нет ни одной более или менее удачной строчки в литературе Удмуртии, которые бы не заметила, не оценила, не благословила Зоя Алексеевна Богомолова. Ее без преувеличения можно назвать доброй феей удмуртской культуры.

Оксана ЛУКИНСКАЯ



Счастье рыбачки

Два часа ночи. От осенней прохлады зябко. Из небесного далека подмигивают звезды, освещая привычную дорожку к речке. Просторный огород граничит с Бейсужком. Закончены хлопоты с холодной цепью и скрипучим замком. Рыбалка началась. И так почти каждый день - четверть века. Кто же этот рыболов со стажем? А рыбачке этой не много ни мало - восемьдесят лет.

Согласитесь, не каждый мужчина на протяжении 25 лет подряд будет вскакивать из теплой койки глубокой ночью или на рассвете, чтобы, прихватив снасти, спешить на рыбалку. Конечно, охота пуша неволи. Но все-таки назовите мне такого волевого рыбака. А если это пущи будет женщина, то я капитулирую. И не стану вспоминать о Книге рекордов Гиннесса, которая достойна этого невероятного факта. Так кто же эта рыбачка? Мария Григорьевна Пелих. Жительница станицы Пересловской. Родом она из Белоруссии, городка с необычным названием Печи. Когда-то давно Маша Залесская познакомилась с кубанским парнем - красноармейцем Николаем Палихом, который служил а белорусской глубинке. Они поженились и переехали перед войной на Кубань, купили землянку, окна которой слегка выдавались над землей. В семье чуть ли не каждый год рождались дети. Жить было трудно, но Николай Лукич искал работу поденежней. То ловил сусликов, то был парикмахером. А потом пошел в рыбаки. В 1956 году его сердце не выдержало нагрузок. И 41 год Мария Григорьевна живет без мужской опеки. Поставила на ноги одна восьмерых детей. Сразу после смерти мужа пошла сторожевать в рыбколхоз, в котором работал Николай Лукич. Хозяйство взяло шефство над вдовой. Мария Григорьевна выращивала для колхоза уток, а потом вдруг сама собой родилась мысль - буду-ка рыбачить, мак муж. ЕЙ дали снасти, лодку С мотором и сказали - лови и сдавай рыбу в колхоз, дело прибыльное.
По стопам отца пошел и старший сын - Виктор. Он помогал матери, она - ему. Но все же чаще Мария Григорьевна вырывалась на просторы лимана одна.
Ежедневно Пелих сдавала в колхоз 40 - 50 килограммов рыбы. За сезон - около тонны.
Когда ушла на пенсию, то па привычке частенько заходила в рыбколхоз.
- Рыбачишь, Григорьевна? - спросил ее как-то председатель.
- Нет, Александрович, я же не ваша теперь.
- Как не наша?! Муж столько лет колхозу отдал. Сын работая. Продолжай рыбачить. Речка - наша, и ты, Григорьевна, - наша. Инспектора трогать не будут. Лови м зарабатывай на пропитание.
Сын Марии Григорьевны Виктор шепнул мне
- Маме как на рыбалку - так и меду не надо. Когда она на работе, и голова у нее не болит, и про ревматизм забывает.
Вставать Мария Григорьевна привыкла в два часа ночи. Если погода нерыбная, бабушка Маша вяжет или шьет. У нее 17 внуков и семь правнуков. Жалеет, что никто из них не рыбак.
Однажды внучка спросила у бабушки:
- Баба Маша, а сколько рыб ты ловила в день?
- Когда-то, еще в рыбколхозе, поймала аж 80 сазанов!
В доме, кроме холодильника, никаких достижений цивилизации у Марии Григорьевны нет.
Если б не отдала сберкасса компенсацию за ту тыщонку, что лежала у нее на книжке, наверное, и без своего "Норда" обходилась бы. Газ провести отказалась_ топит печь дровами. Телевизора в хатенке нет.
... А посол рыбы бабушки Пелих отменный. Ее вяленую рыбешку знает вся округа. Продает она рыбу в связках по 10 штук за символическую цену - три тысячи рублей.
... Мы сидели на солнышке у ее хатенки. Осеним лучи были щедрыми, и Мария Григорьевна радовалась им.
- Несколько часов назад на речке было прохладно и туманно, - рассказывает Мария Григорьевна. - Плыву я, а навстречу - лодка Нины Антоновны Ермак. Так что не одна я рыбачка в здешних краях. Она тоже пенсионерка. Раз писать про меня будете - укажите и Нину.
- Надо подсушить каюк, - вдруг засуетилась баба Маша, - завтра опять на рыбалку.
И я пожелал ей удачи.

В.Нестеренко




Девочка и саксофон

Вика Бережная - 13-летняя девочка, недавно вернулась в Россию из Польши, где прожила 9 лет. Она, в отличие от ее сверстников, все познает заново: и свой родной язык, и обычаи и нравы собственной родины. То, что для остальных детей - обыденная реальность, для нее - открытие. Она смотрит, сравнивает, пытается иметь. В совершенстве владея польским языком, она очень старается освоить м русский. Любит мифы Древней Греции и "Иванушек-интернейшл". С первого взгляда в ней нет ничего необычного: такие же, как и у всех детей, вопросы, такие же порой очень наивные глаза, такие же увлечения. Хотя нет, увлечение не совсем обычное - саксофон.

Серьезно заниматься музыкой Вика начала в 7 лет, причем инструмент выбрала сама. А спустя некоторое время и запела. Да так, что песни в ее исполнении зазвучали на польском радио, а видеоклипы стали показывать по телевидению.
Мы привыкли к талантливым детям, благо у нас их много. Но каждый раз, когда судьба сталкивает с таким ребенком, невольно восхищаешься - что это, дар Божий или результат кропотливой работы? А может, это все благодаря родителям, которым не все равно, кем станет их ребенок. Вике повезло - и мама, и папа не просто любят и заботятся о ней, они ей помогают узнавать мир музыки.
О своей будущей профессии, а это для Вики вопрос уже решенный, она рассуждает по-взрослому убедительно:
- Если говорить о кумирах, то это, пожалуй, Джо Завинул. Он очень хороший человек, с чувством юмора и музыкант классный. Мне тоже хочется стать хорошим музыкантом - участвовать в концертах, причем было бы здорово сочетать саксофон и песню. Все говорят, что музыкант - профессии очень сложная. Но мне кажется, что надо просто много работать, и тогда ты добьешься всего, чего хочешь. Я никогда не стану говорить: "Я звезда, а вы все ничто". Это глупо. Чтобы тебя уважали, надо постоянно доказывать своей работой, что ты есть на свете и чего-то стоишь.
Судьба подарила Вике встречи с музыкантами, ставшими мировыми звездами, - Уинтоном Марсалесом, Джо Завинул, Карлосом Сантана, Чиком Корей. Но если одним достаточно постоять рядом со знаменитостью, взять автограф и повесить на стенку фотографию, то другим надо совсем иное. Вика спокойно говорит о своих заморских "знакомых", считая, что у нее еще все впереди. Помимо общеобразовательной она учится еще и в музыкальной школе при училище им. Ипполитова-Иванова (педагог - Алексей Волков). Когда же гулять, смотреть телевизор, веселиться с друзьями, наконец? Этого всего почти нет - гуляет редко, по выходным. Читает в основном на ночь и то учебники по биологии, истории (эти предметы даются особенно тяжело - много терминов, сказывается языковой барьер). А если не успевает сделать домашнее задание, встает рано утром и занимается. И еще одно отличие большинства ее сверстников - Вика очень любит школу.
- Мне очень нравится постоянно узнавать что-то новое. Я люблю все предметы, хотя больше всего русский язык.
- А ты хочешь быть отличницей?
- Это надо заслужить, заработать. А просто говорить: "Я хочу это, я хочу то - глупо.
- Какое свое качество ты считаешь самым хорошим?
- ...Люблю родителей...

Ирина ГРИГОРЬЕВА



Работаю и не ропщу на жизнь

Дарья Молостова, выпускница Строгановского института. ее первая серьезная профессиональная выставка прошла сравнительно недавно в стенах Государственной Думы.

- Когда возникла такая идея, я ахнула...
- ?
- А нечего было выставлять. Мои ранние работы покупали то Германия, то Италия. Скупили за гроши, а когда пришла пора выставляться, тут-то я с спохватилась...
- А эти картины, что были представлены на выставке?
- Это работы последних трех лет.
- Судя по манере вашего письма, вы поклонница старых мастеров?
- Иногда меня за это поругивают, но у кого же учиться, если не у наших великих мастеров?
- Кто помогал вам организовать выставку?
- Я благодарна Станиславу Сергеевичу Говорухину, председателю комитета по культуре, и Владимиру Афанасьевичу Фролову. Они помогли и с организацией и принимали участие в отборе картин.
- Как складывается ваш день?
- Работаю по десять часов. Один день недели посвящаю посещению выставок - смотрю изучаю.
- Значит, работа и еще раз работа... Вот уж по истине искусство требует жертв.
- Мои подруги воспитывают детей, кормят мужей, а я захотела известности - плати. Живу одна, работаю и не ропщу на жизнь.

Иван ГЛАДКИХ






Материал опубликован во всероссийской газете "Женщины России",
№ 4(30) Апрель, 1998г.