Равные права и равные возможности по-шведски 

ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Познакомьтесь с некоторыми важными вехами на пути шведского общества к равноправию.
1845 Равные права на наследование для женщин и мужчин.
1859 Женщины принимаются на некоторые преподавательские должности низшего уровня.
1864 Мужья лишаются законного права бить своих жен.
1873 Женщинам разрешено получать университетские степени (кроме теологии и юриспруденции).
1874 Незамужние женщины получают статус совершеннолетнего юридического лица в возрасте 21 года.
1921 Первые парламентские выборы, в которых могут голосовать женщины; первая женщина избрана в парламент. Замужние женщины получают статус совершеннолетнего юридического лица в возрасте 21 года.
1927 Государственные средние школы начинают принимать девочек.
1935 Вводится равная основная пенсия для женщин и мужчин.
1937 Вводится государственное пособие по материнству.
1939 Женщин нельзя больше увольнять с работы по причине замужества, беременности или рождения ребенка.
1947 Назначена первая женщина-министр. Установлена равная заработная плата на государственной службе. Введены государственные пособия на детей.
1950 Женщины добиваются права быть юридическими опекунами детей.
1958 Женщины могут стать пасторами в государственной лютеранской церкви.
1960 Конфедерация профсоюзов (LO) и Конфедерация работодателей (SAF) приходят к соглашению о ликвидации отдельной шкалы заработной платы для женщин в течение пяти лет.
1963 В системе обязательного 9-летнего школьного обучения принимается новая программа, направленная на достижение равноправия полов.
1970 В старших классах средней школы принимается новая программа с такой же целью.
1971 Вводится индивидуальный подоходный налог.
1972 Учрежден рекомендательный Совет по равноправию мужчин и женщин при премьер-министре.
1Э74 Вводится родительская страховка; родители получают право по очереди использовать гибкий оплаченный отпуск после рождения ребенка.
1975 Новый закон об абортах: женщины могут принимать решение самостоятельно вплоть до 18-й недели беременности.
1976 Новые правила о равноправии полов на государственной службе.
1980 Акт о равноправии мужчин и женщин на рабочих местах (Акт о равных возможностях). Учреждено ведомство Омбудсмана по рваным возможностям.


Омбудсман по вопросам равноправия

Главной обязанностью Омбудсмана по вопросам равноправия является обеспечение выполнение положений Акта о равных возможностях. Омбудсман делает это, предоставляя советы, информацию и всевозможную поддержку, которая может понадобиться в случае споров о нарушении запрета на дискриминацию по признаку пола. Омбудсман может возбудить дело в Суде по трудовым спорам, когда он или она считает, что разбор дела установит прецедент или иным образом принесет пользу.
Человек, который заявляет, что он стал жертвой дискриминации по признаку пола, не должен воздерживаться от действий по финансовым соображениям. Если профсоюз работника не оказывает ему помощи, он или она может обратиться к Омбудсману, услуги которого бесплатны. Это относится также к тем работникам или поступающим на работу, кто не является членом профсоюза.
Работодатель, не придерживающийся положений Акте, требующих активных мер по повышению равноправия на рабочих местах, может быть принужден придерживаться положений или уплатить штраф. Такой распоряжение отдает Комиссия по равным возможностям по запросу Омбудсмана. В комиссию входят представители работника и работодателя, а также юристы, имеющие опыт работы в качестве судей.
Омбудсман по вопросам равноправия также информирует и принимает участие в усилиях по повышению равноправия в трудовой жизни, а системе образования и различных программах обучения.



Женские организации

Большинство политических партий в Швеции имеют собственные женские ассоциации. Главные исключения - Партия левых (бывшая Коммунистическая партия) и Партия зеленых. Умеренная партия также рассматривает вопрос о том, чтобы перестроить свою женскую ассоциацию в другие формы женских движений.
В течение ряда лет многие подвергали сомнению необходимость женских политических ассоциаций. Критики доказывают, что для женщин и мужчин естественнее работать вместо в одних и тех же организациях.
Сторонники женских ассоциаций обычно приводят три основных аргумента в их пользу:

  • Они принимают женщин в члены партии. Многие женщины становятся политически активными именно через эти ассоциации. Иначе они бы не вступили в партию.
  • Они функционируют как группы давления, убеждающие свои партии Более активно заниматься женскими вопросами. Они формируют мнения в таких областях, как семейная политика, социальное обеспечение, борьба за мир и вопросы защиты окружающей среды. Они также добились известных успехов а том, чтобы помочь большему числу женщин занять руководящие посты в партии.
  • Они функционируют как группы поддержки и "клапаны безопасности" для женщин, занимающих партийные посты. Поскольку политический климат определяется мужскими нормами, женщинам нужны ассоциации, где они могли бы делиться и обмениваться опытом с другими женщинами.
    Кроме ассоциаций при политических партиях, а Швеции есть и другие, политически независимые женские организации. Эти организации тоже играют важную роль в повышении равноправия полов.
    В последние годы в Швеции наблюдается рост числа организаций по поддержанию связей между женщинами как на формальной, так и на неформальной основе. Они создают новые контакты между женщинами, принадлежащими к одинаковым профессиям, состоящими в организациях по интересам, живущими в одних и тех же жилых районах, состоящими в одних и тех же профсоюзах и других организациях.


    ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ


    Система политических партий в Швеции долгое время являлась одной из самых стабильных в западном мире. По результатам выборов в риксдаг (парламент) в 1921 году, которые впервые проводились на основе всеобщего избирательного права, парламентские места получили пять партий. этот квинтет - социал-демократы, коммунисты, умеренные (консерваторы), либералы и партия центра - сохранялся до 1988 года, когда на очередных выборах к нему присоединилась новая партия, Партия зеленых. Вслед за этим на выборах 1991 года в риксдаг прошли еще две новые партии - христианско-демократическая и партия "Новая демократия".
    Причина стабильности парламентской политической системы в Швеции заключалась в равновесии между двумя партийными блоками: социалистическим и несоциалистическим. Однако результаты трех последних парламентских выборов показывают, что теперь эта стабильность частично утрачена, и весьма вероятным становится возникновение новых межпартийных коалиций.
    За рубежом Швеция известна как страна, в которой дольше, чем где бы то ни было, у власти находились социал-демократы. Социал-демократическая партия бессменно правила страной с 1932 по 1976 год (не считая трехмесячного перерыва в 1936 году), затем вернулась к власти в 1982 году, снова утратила власть, проиграв выборы 1991 года, но восстановила свои позиции на выборах 1994 года.
    woman 11=50%
    man 11=50%
    woman 141=40,4%
    man 208=59,6%
    woman 845=47,6%
    man 930=52,4%
    woman 41,3%
    man 58,7%
    woman 2,1=48,7%
    man 2,2=51,3%
    В правительстве В парламенте В региональных парламентах В местных органах власти Занятость женщин на рынке труда
    В 70-х и 80-х годах в Швеции росло соотношение женщин среди членов избираемых прямым голосованием общественных органов на общенациональном, региональном и местном уровнях.
    Когда число женщин на выборах в шведский парламент в 1991 г. уменьшилось с 38 до 33 процентов, это положило начало интенсивной работе по улучшению представительства женщин. Было, например, основано внепарламентское движение "Stodstrumporna", девизом которого было: "Целая зарплата, половина власти". На парламентских выборах 1994 г. было избрано 40 процентов женщин; шведское правительство стало первым в мире правительством, в котором половина министров были женщины. В ландстинги и коммуны было избрано соответственно 48 и 41 процент женщин.
    Нынешнее правительство Швеции (1997 г.) на 50 процентов состоит из женщин. Другими словами, каждый второй министр - женщина. Женщины - государственные советники - имеются в министерствах юстиции, иностранных дел, социального обеспечения (два места), коммуникаций, сельского хозяйства, труда (два места), культуры, охраны окружающей среды и просвещения.
    Спикером парламента тоже является женщина.
    Работа, направленная на достижение равноправия в Швеции в последние годы все больше нацелена на изменение тех структур в обществе, которые содействуют сохранению неравномерного разделения власти между полами. Для того чтобы лучше знать, что именно создает и поддерживает те социальные модели, в которых женщинам отводится главная ответственность за дом и детей, а мужчинам - за работу, правительство создало осенью 1994 г. так называемую Комиссию по власти женщин. Группа ученых описывает и анализирует разделение экономической власти и экономических ресурсов между женщинами и мужчинами.
    Итак, сегодня в Швеции 50% женщин в правительстве, почти половина в парламенте, почти половина в земельных парламентах и 41% на уровне местного самоуправления, что же дальше!?
    Шведские женщины считают, что это только начало! Ведь достигнуто лишь то, что принадлежит женщинам по закону!
    Нужно действовать дальше, чтобы 50% в правительстве не стало разовым, эпизодическим явлением, а превратилось в норму политической жизни.
    Следующий шаг - распространение 50% на все области жизни, обратив особое внимание на частные предприятия, особенно крупные, а также на положение дел в университетах и церкви.
    Настало время перейти от статистики к политике! Цель - добиться участия женщин в принятии решений на всех уровнях. Причем, важным инструментом в деле осуществления равноправия является учет или, точнее сказать, фактор равенства полов при разработке всех проблем общества.

    Страницу подготовила
    Татьяна Шипуло.




    Статья опубликована во всероссийской газете "Женщины России",
    № 6(32) Июнь, 1998г.