АБОРТ: ЗА, ПРОТИВ, ВОКРУГ ДА ОКОЛО

В России с малоприятной процедурой абортов хоть раз в жизни сталкивалась каждая женщина. Или почти каждая. Многие прошли через это испытание не один раз. По данным Госкомстата, число искусственных абортов на 100 родов в 1992 году составило 216, в 1993--235, в 1994--217. Наблюдаемое с 1994 года снижение количества абортов свидетельствует скорее о плохо поставленном учете мини-абортов и полном отсутствии статистики в коммерческом секторе, чем о реальном снижении популярности этого метода регулирования рождаемости.
О проблеме абортов и в нашей стране, и за рубежом ведется множество дискуссий, затрагивающих самые различные аспекты: правовые, медицинские, морально-этические и так далее. В нашей стране эти споры либо принимают характер апелляций к интересам нерожденных младенцев; либо ведутся в рамках чисто медицинских терминов. Последнее время к этой теме стало обращаться все больше политиков, руководствующихся, в основном, популистскими мотивами и желанием сыграть на угрозе "вымирания нации". Плоды законотворчества некоторых партий в области планирования семьи поистине не уступают перу Ильфа и Петрова. "Так Национал-большевистской партией был предложен законопроект о запрете абортов, публикации списков врачей, производящих аборты, и абортировавших женщин, сокращении зарплаты последним (...).
Беспрецедентно возросла законотворческая активность Минздрава: только в 1993 г. было опубликовано четыре приказа, касающихся планирования семьи. В 1994 г. Минздравом был представлен законопроект об изменении перечня видов медицинской помощи, входящих в Базовую программу обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации. Согласно этому законопроекту, производство искусственных абортов должно быть выведено за пределы медицинской помощи, оказываемой в рамках программы федерального обязательного медицинского страхования. " (А. А. Попов. Демонополизация политики планирования семьи в России. Семья в России. --1995. N3-4).
Во многих регионах нашей страны аборты превращаются в малодоступную дорогостоящую процедуру. И это в стране, где еще вчера полностью отсутствовало сексуальное образование; контрацептивные средства, за исключением самых архаичных, были практически недоступны, а абортом завершалось 70% всех беременностей! В стране, где по-традиции ответственность за то, что женщина забеременела, возлагается на ее плечи, и где женщины с каждом годом материально становятся все уязвимее. Подобная политика Минздрава практически сводит на нет право женщин на репродуктивный выбор. В первую очередь тех, кто не может за это право заплатить! Очевидно одно: в каком бы контексте ни дискутировалась проблема абортов, какие бы решения по ней ни принимались--они практически никогда не ведутся и не принимаются с позиции интересов женщин.
Российской Ассоциацией Планирования Семьи было проведено специальное исследование "Аборт глазами женщины", в ходе которого изучались социальные и психологические аспекты проблемы. В результате этого выяснилось, что 43% опрошенных женщин считают аборт операцией, вредной для здоровья. Статистика свидетельствует, что эти опасения не беспочвенны: материнская смертность по причине аборта составляет 25%-27%. А наиболее частыми осложнениями после аборта являются воспалительные заболевания, нарушения менструальной функции, бесплодие, эндометриоз, а иногда и развитие хрониосепсиса, миомы матки и гипертекоза яичников.
Для 15% женщин аборт стал не только физической, но и психологической травмой. Психологически для женщины не родить ребенка гораздо тяжелее, чем родить,--заметила Скарлетт, героиня романа Маргарет Митчел. Особенно, если испытываешь грубость и пренебрежение, как это случилось с пятой частью опрошенных женщин. Половина женщин не получили необходимой психологической поддержки, а у 13% опрошенных женщин во время аборта отсутствовало обезболивание.
Служба консультирования женщин как до, так и после аборта, остается за пределами всякой критики. Например, специальное консультирование в связи с абортом проводилось лишь с половиной опрошенных женщин; и только четверть женщин имела возможность обсудить вопросы предупреждения нежелательной беременности.
В октябре прошлого года в Москве прошла третья российская конференция по планированию семьи "Право на репродуктивный выбор. Безопасный аборт и контрацепция". В резолюции конференции указывалось на "необходимость развития законодательства, гарантирующего реализацию права женщины на репродуктивный выбор и охрану репродуктивного здоровья"; подчеркивалось, что "очень важно постоянно выделять средства для финансирования федеральных программ в области планирования семьи и безопасного материнства. В базовую программу обязательного медицинского страхования должно быть включено обслуживание в связи с абортом и контрацепцией. Необходимо разработать стандарты обслуживания в связи с абортом и проведения различных видов абортов. Женщинам необходимо предоставить полноценное консультирование по вопросам контрацепции, информировать их о всех возможных методах; развивать службы планирования семьи, создавать системы сексуального образования".
Радует, что вопросы и акценты в резолюции проставлены именно таким образом. Уже один этот факт свидетельствует, что в данном документе отражены и учтены интересы российских женщин. Единственно, что настораживает--декларативный характер документа, отсутствие конкретных цифр для реализации конкретных программ, которые свидетельствовали бы, что положения резолюции действительно будут претворены в жизнь. Из материалов конференции мы сумели почерпнуть лишь одну цифру: "В 1994-1995 гг. на выполнение Президентской программы "Планирование семьи" было выделено 36,9 млрд. рублей. " Из дальнейшего объяснения: "Основная часть средств была направлена на создание материально-технической базы учреждений, занимающихся планированием семьи на федеральном и территориальных уровнях, а также на закупку контрацептивов и информационное обеспечение деятельности специалистов и населения",--мы так и не поняли, что же конкретно и в каком количестве получили россиянки благодаря средствам, любезно выделенным правительством на их нужды. Поэтому мы не советуем особо уповать на Президентскую программу или ждать милостей от природы, полагая, что забеременеть может кто угодно, только не вы. А рекомендуем обратится к примеру американских женщин, достойному более чем восхищения.
В 1969 году собралось несколько женщин, называвших себя "группой недовольных врачами", которых раздражали снисходительное отношение и необъективность их врачей, а также собственное невежество в отношении своего организма. Эти женщины не ограничились пустыми сетованиями, а перерыли горы медицинской литературы, провели множество консультаций с врачами и студентами медвузов, переработали свой личный опыт и опыт других женщин. В результате четырехлетней работы, в 1973 году вышло в свет первое издание книги "The New, our bodies, ourselves"--потрясающей энциклопедии для женщин. Эта книга написана женщинами, и поэтому не просто детально рассказывает, что происходит с нашим телом на протяжении всей жизни: с ранней юности до старости, а дает очень сильную психологическую поддержку. Мы бы хотели привести несколько выдержек из этой книги, касающихся проблемы аборта. "Сохранить ребенка или сделать аборт--это серьезная альтернатива. Вам предстоит решить в зависимости от ваших потребностей, возможностей, обязательств, надежд, что более важно для вас лично и окружающих вас людей. Мы считаем, что случайная беременность и принудительное материнство морально неправомерны... Когда вы думаете о процедуре аборта или решаете, где его сделать, вы имеете право и обязаны знать, какие процедуры используются в зависимости от срока беременности, какова степень риска, возможные осложнения и стоимость... Иногда женщины чувствуют себя виноватыми за прерывание потенциальной жизни, что вполне объяснимо в обществе, где осуждают аборт. Чувство вины может сменяться страхом "наказания". Многие женщины боятся, что в будущем не смогут иметь ребенка. Движение за запрещение абортов умело использует эти чувства... Аборт не снижает ваши шансы иметь в будущем здорового ребенка. Есть мнение, что большое количество абортов несколько увеличивает опасность выкидышей, но этот вопрос достаточно не изучался".
Аборт--не лучшее средство контроля рождаемости. Это крайнее средство. И мы призываем говорить о нем с позиции интересов женщины, которая ощущает на себе всю тяжесть процедуры и последствий аборта, рискует своим здоровьем и даже жизнью. То, что индустрия абортов в России имеет такой размах, объясняется, на наш взгляд, не одними объективными факторами, такими как нехватка контрацептивных препаратов или недостаточность информированности населения о возможных способах предохранения. Не меньшее значение имеют особенности менталитета и поведения, базирующиеся на традиционном представлении о том, что вся ответственность за регулирование рождаемости лежит на женщине. Приводит это к тому, что мужчины "забывают" обсудить с женщинами вопросы предохранения от беременности, а женщины стесняются "причинять неудобство" партнерам и также обходят эту тему стороной. В семьях, где мужчины разделяют ответственность за регулирование рождаемости, и в отношениях между партнерами отсутствует "ложный стыд", аборт--явление крайне редкое. Но поскольку ни один из методов контрацепции не обеспечивает 100%-ной надежности, аборт представляется выходом там, где контрацепция не срабатывает. Выходом, помогающим женщинам самим решать, иметь ли им детей, сколько и когда.
Мы привыкли к тому, что имеем право контролировать свою жизнь, но это право постоянно оспаривается. Демографами, политиками, церковью и так далее. Иногда это делается в мягкой форме, исподволь. Например, А. Б. Синельников, автор статьи "Кто заинтересован в повышении рождаемости--государство или семья" (Семья в России. --1995. N3-4), просчитал, что при сохранении нынешнего уровня рождаемости, население России за два поколения уменьшится вдвое. Экстраполировав свои расчеты на тысячу лет, автор пришел к выводу, что к началу четвертого тысячелетия численность россиян составит 150 человек. Увы! Как ни жалко, а придется предоставить пустующие российские территории выходцам из стран с более высокой рождаемостью. Скрепя сердце, автор соглашается, что это не так уж страшно, "исходя из общечеловеческих, а не национальных интересов". Но тут его посещает очередная кошмарная мысль: "Как быть, если процесс снижения рождаемости затронет всю планету? Это приведет к неизбежному вымиранию всего человечества примерно через 1000 лет. "
Такой прогноз, наверное, насмешил бы экологов, утверждающих, что наша истерзанная планета дошла до полного истощения, удовлетворяя растущие потребности расплодившегося человечества. Но А. Б. --демограф, а не эколог. Он--в ужасе. Он взывает к государству: "Идея, что интересы личности или семьи выше общественных, может быть только красивым лозунгом. Если в своих спорах с государством граждане будут всегда правы, они перестанут платить налоги и служить в армии, что приведет любое государство просто к развалу. " Но государство остается безучастным к Апокалипсису, грозящему человечеству через 1000 лет. Политики вообще отдают предпочтение проблемам, разрешимым до "новых выборов",--с горечью заключает Александр Борисович. Не надеясь более на поддержку политиков, автор обращается к семьям и вопрошает: "Должны ли семьи радоваться тому, что государство, само того не понимая, приносит в жертву их интересам свои собственные? Ведь оно точно также жертвует интересами семей в пользу их членов, желающих разрушить семью". Далее демограф сетует, что "вовлечение женщин в общественное производство... ведет к снижению рождаемости и способствует расторжению браков по инициативе самих женщин: экономическая зависимость уже не удерживает их от развода...". Подумать только, возмущается г-н Синельников, по данным социологического исследования, 43% опрошенных считают отсутствие любви к супругу достаточной причиной для развода!
Правда, у него хватает мудрости признать, что "борьба государства путем запретов и репрессий с явлениями, не осуждаемыми населением, почти всегда безуспешна". Он всего лишь призывает "государство влиять на общественное мнение как об идеальном числе детей в семьях, так и о допустимых причинах развода. " Каким образом? Используя тонкий психологический трюк: "Если в сообщениях о несчастных случаях и убийствах, которыми сейчас полны газеты, будет указываться, что погибший был единственным сыном, многие пары, решившие ограничиться одним ребенком, поймут, что это не в их интересах. " Мысль, что обществу, может быть, стоить бросить силы на борьбу с войной и преступностью, а не с низкой рождаемостью, в голову А. Б. , ведущему научному сотруднику, попросту не приходит.
Не будем подвергать сомнению непогрешимость расчетов о вымирании человечества, проделанных Александром Борисовичем, хотя они сильно смахивают на арифметику трактирщика в сказке "Приключения Буратино" ("Пять золотых да пять золотых--сто золотых").
Честно говоря, мы бы даже о них не упомянули, равно как и о цепочке приоритетов Синельникова, и о его несколько спорных в этическом плане рекомендациях, если б не сообщение, полученное недавно от хорватских женщин. Оно наглядно подтвердило, что при определенной политической ситуации приоритеты, выстроенные на такого рода "научном" базисе и спекуляциях морально-нравственного плана, становятся основой государственной политики. И как вы можете убедиться сами, бьют, в первую очередь, по женщинам.

ХОРВАТСКИЕ ЖЕНЩИНЫ, ОТСТАИВАЮЩИЕ СВОЕ ПРАВО НА ЛЕГАЛЬНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ АБОРТ, НУЖДАЮТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА

6-го февраля 1996 хорватская организация B. A. B. E. , занимающаяся правами женщин в контексте прав человека, начала апеллировать к мировому сообществу за помощью в сохранении прав хорватских женщин на легальный аборт и доступ к контрацепции. Прав, которые постоянно ставятся под сомнение Программой Демографического Развития, поддерживаемой право-экстремистскими партиями, католической церковью и хорватским правительством.

ХОРВАТСКИЕ ПРО-ЛАЙФЕРЫ НАСТУПАЮТ НА ПРАВА ЖЕНЩИН

30 января несколько хорватских организаций "За жизнь" ("Про-Лайф") встретились, чтобы обсудить правительственную Программу Демографического Развития. На встрече присутствовали члены Движения Хорватского Населения, хорватского Центра Семьи, хорватского Движения "За Жизнь и Семью", Хорватского Католического хора. Участники встречи поддержали правительственную программу со следующими добавлениями: "Аборты в Хорватии убили 180. 000 детей,--заявил Дон Анте Баковиц, президент Движения Хорватского Населения: "С начала установления независимости Хорватии, гинекологи убили в шесть раз больше маленьких хорватов, чем Четникс убил за время войны. " "Второе после абортов зло хорватской нации,--продолжал Баковиц,--это контрацепция. " Согласно его утверждению, хорватский "медицинский андеграунд" контрабандно переправил в страну 1. 000. 000 внутриматочных спиралей. "Что более важно для Хорватии: наше будущее или 13 существующих женских групп, которые все вместе не сумели родить и 13-ти детей...",--вопрошал Дон Баковиц, намекая, что политики слишком боятся " выпустить демонов", вступив в конфронтацию с женскими группами по репродуктивным правам.

ПРОГРАММА ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Программа опирается на тезис, что исторические, политические и социальные обстоятельства, складывались за последние века для Хорватии неблагоприятно. Особенно в течение 45 лет существования бывшей "коммунистической" Югославии, единственной целью которой было искоренение хорватского народа. Благодаря изменению политической системы и "невзирая на великую сербскую агрессию", хорваты наконец-то имеют свое собственное государство. Так что настало время изменить политику в отношении населения и прекратить "национальное кровопускание". Демографическая политика или иными словами, демографическое развитие, фокусируется на двух основных пунктах:
1. Увеличении национального коэффициента рождаемости, описанного как "демографическое воспроизводство хорватского населения и семьи".
2. "Намеренном перемещении населения", иными словами,--плановом вытеснении иммигрантов и "селективной иммиграции".
В проекте заявляется открытым текстом: политика перераспределения населения подчиняется политическим и военным обстоятельствам.

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Согласно существующему с 1978 года закону, аборты в Хорватии доступны по требованию. Однако женщины подвергаются тяжелому давлению кампаний "За жизнь" в средствах массовой информации, плакатов "За жизнь" в большинстве государственных гинекологических учреждений. Врачи имеют право отказаться от проведения аборта, если их совесть или убеждения не позволяют этого делать. В этом случае женщины вынуждены обращаться в частные клиники, где стоимость подобной операции превышает 300 немецких марок (среднюю месячную зарплату в Хорватии). Некоторым врачам "совесть" не позволяет делать аборт лишь в государственной клинике, а в частной, за более высокую плату, они прекрасно справляют эту операцию.
Попытки криминализировать аборт в Хорватии предпринимались с 1993 года. Протесты либеральной прессы, женских организаций и международное давление способствовали тому, что этот процесс был приостановлен. Сегодня женские организации Хорватии вновь обращаются за помощью к международному женскому сообществу!
Ниже мы приводим текст Петиции на английском языке и его русский перевод.

ВЫ ПОМОЖЕТЕ ХОРВАТСКИМ ЖЕНЩИНАМ, ЕСЛИ СДЕЛАЕТЕ ХОТЯ БЫ ОДИН ШАГ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ:

- подпишите эту Петицию.
- пошлете письмо от себя лично в адрес тех институтов, которые указаны в Петиции;
- соберете подписи ваших друзей и знакомых.

В ПОДДЕРЖКУ ПРАВА ХОРВАТСКИХ ЖЕНЩИН НА ЛЕГАЛЬНЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ АБОРТ

Текст Петиции Мы хотим выразить нашу глубочайшую озабоченность по поводу нарушений прав женщин, имевших место в последнее время в Хорватии. Новость, что в нашем веке право женщины на безопасный бесплатный аборт может кем-то оспариваться, является в самом деле ошеломляющей.
В Платформе действий, принятой в Пекине на Четвертой Всемирной Конференции ООН по Положению Женщин в качестве первичного документа для продвижения женщин во всем мире, констатируется, что ежегодно 100. 000 женщин умирает от того, что вследствие недостатка контрацепции и отсутствия доступа к легальному безопасному аборту, они вынуждены прибегать к более опасной процедуре прерывания беременности.
Программа Демографического Развития, постоянно дискутируемая в Хорватии, не предлагает ничего нового. Все ее положения неоднократно были опробованы в практике человечества, зачастую с катастрофическими последствиями. Женщины никогда не отказывались от права на безопасный легальный аборт. Единственным демографическим изменением, к которому приведет его запрет, будет рост материнской смертности. Национальный коэффициент рождаемости НИКОГДА НЕ ПОДНИМАЛСЯ в результате запрещения абортов и контрацепции. Пример Румынии времен социализма является наглядным тому подтверждением.
Мы считаем, что нарушение основных прав человека не может быть оправдано ничем. Интересы нации или государства не могут быть выше жизней и здоровья женщин. Хорватские женщины имеют такие же основные человеческие права, как и женщины во всем мире. Мы будем поддерживать их в борьбе за сохранение основных человеческих прав.
В связи с этим, мы настоятельно требуем, чтобы:
Президент Хорватии,
Президент и члены Парламента республики,
Комитет по Правам Человека Хорватии
сделали все, что в их власти, для сохранения основного права женщин на безопасный аборт и легальный доступ к контрацептивным средствам.
Имя,
Организация/профессия
Страна,
Подпись.
НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ
НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ