В ЭТОМ ДЕЛЕ НАМ ДАЛЕКО ДО МУСУЛЬМАН!

          Елена Черномазова.

НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ

НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ

В России до недавнего времени женщины не имели реального веса в структурах власти. Сегодня эта ситуация постепенно меняется, но не равномерно, а описывая сложную кривую. То взлетая вверх, то падая вниз.
Женщины уже успели заявить о себе в политике: в 5-ой Государственной Думе успешно работала единственная в своем роде фракция "Женщины России". Теперь фракции нет. Что же сталось с ее членами? Где они? Каковы их планы? В конце-концов, есть ли у женщин в России (извините за каламбур) политическое будущее?
Моя собеседница - Чубкова Галина Петровна - была депутатом 5-ой Государственной Думы от фракции "Женщины России". Галина Петровна - кандидат философских наук, доктор социологических наук, профессор. Сейчас работает консультантом в межпарламентской группе Госдумы.

Кем Вы работали раньше и как пришли в Думу?

Я работала в Астраханском Техническом Университете, была заведующей кафедрой социологии и психологии. По роду своей деятельности, я всегда была связана с гуманитарными, общественными науками и никогда не стояла в стороне от социальных проблем. Когда организовалось политическое движение "Женщины России", я приняла в нем активное участие. Например, в Астрахани мы организовали женские клубы "Фемина", "Элита", главный смысл работы которых был в том, чтобы помочь женщинам почувствовать себя достойной частью нашего общества. Потом как представитель политического движения "Женщины России" от Астраханской области я и пришла в Государственную Думу.

Как работала ваша фракция в Думе?

У нас во фракции сложились хорошие деловые отношения. Мы вместе прекрасно работали. За 2 года мы ни разу не поссорились, несмотря на кое-какие политические разногласия. В критические моменты в сложной политической обстановке, мы старались смягчить психологическую атмосферу в Думе, сглаживать конфликты. Сказывалось миротворческое женское начало.

Чем, конкретно, занимались Вы в Государственной Думе?

Я разрабатывала закон "Об охране окружающей среды, природных и биологических ресурсов Каспия". Это очень серьезная геополитическая проблема России. Члены нашей фракции разрабатывали не только законы, касающиеся женщин.

А какие из разработанных фракцией законов в наибольшей степени затрагивают положение женщин?

По инициативе и при активном участии Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, который возглавляла член фракции "Женщины России" Г.Климантова, предыдущей Думой было принято семь законов, наиболее важными из которых являются:
1. Закон о государственном пособии гражданам, имеющим детей.
2. Закон о государственной поддержке детских и молодежных организаций.
3. Семейный кодекс.

Как в прежней Думе относились к женской фракции?

Поначалу к нам относились скептически, потом стали воспринимать серьезнее, а потом настолько серьезно, что увидели в нас соперников. Нас постоянно и всюду склоняли и коммунисты, и демократы, обвиняли в том, что наша фракция организована по половому признаку.

Да, подобные упреки можно было слышать повсюду.

Я считаю, что в парламенте не должно быть чисто женских и чисто мужских фракций. Но так как в самом бедственном положении в нашей стране оказались женщины, то существование женской фракции, отстаивавшей интересы женщин, было оправдано.

На последние выборы в Думу Вы шли от фракции "Женщины России"?

Да. И наша фракция не прошла. Кстати, в Астраханской области во время последних выборов в Думу мы набрали в целом 7%, а в таких районах, как Капустин Яр, у нас было 11% голосов. В Санкт-Петербурге и Москве за нашу фракцию проголосовали 2,5% избирателей, и это резко понизило наши шансы пройти в Думу.

Каковы на Ваш взгляд причины неудачи на последних выборах для вашей фракции?

Ну, во-первых, у нас был скромный политический опыт. Мы недостаточно четко определили свое политическое лицо. И это дало повод одним говорить, что фракция "Женщины России" - "пропрезидентская", а другим, что она - "прокоммунистическая". Во-вторых, сосредоточившись на текущей работе, мы недостаточно активно вели свою пропагандистскую кампанию.

Не кажется ли Вам, что к моменту выборов женская фракция изжила себя?

Дело не в том, что она изжила себя, а в том, что недостаточный политический опыт и немногочисленность нашей фракции требовали работы с сильными мужскими фракциями, имевшими политический опыт. Для успешных выборов надо было объединиться с другими фракциями.

Как изменился женский состав в Думе?

Сейчас в Думе менее 10% женщин, а в предыдущей Думе их было 13%. Раньше была отдельная женская фракция, а сейчас нет. До недавнего времени женщин в политике не было вообще. За всю доперестроечную историю в России была всего одна женщина-министр - Фурцева. В те времена даже новых членов правительства подбирали по начальной букве фамилии. Например, не должно было быть в составе правительства больше 4-х человек, фамилия которых начинается с буквы "К", и т. д. Для женщин существовала определенная квота 30%. Но их никто не выбирал, они были выдвиженцами. Это одна из причин, почему мы решили создать политическое движение "Женщины России".
В предыдущей Думе во многих фракциях вообще не было женщин. В составе таких фракций как "Демократический выбор России", "Яблоко", и у коммунистов было не более 5 женщин. Зато сейчас почти во всех фракциях второе лицо - женщина. В компартии - Светлана Горячева, во фракции "Яблоко" Татьяна Ярыгина, в НДР - Галина Старовойтова.

Стал ли от этого женский голос более весом и влиятелен в нынешней Думе?

Не могу сказать, что женщин в Думе сейчас не слышно, но их голоса разрозненны. Мы были более консолидированы в отличии от нынешних женщин-депутатов. И хотя в Думе еще существует Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, почти целиком состоящий из членов коммунистической фракции, но пока не видно активной работы.

Значит нынешний Комитет по делам женщин, семьи и молодежи продолжает ваше направление и преемственность существует?

Да, и это хорошо. Преемственность должна быть. Важно чтобы дело делалось.

Кто от вашей бывшей фракции сейчас в Думе?

От фракции по одномандатным округам прошли Е.Ф. Лахова, Ж.М. Лозинская, А.П. Власова.

А остальные?

Часть женщин пригласили работать в аппарат Думы. Четыре человека занимаются анализом законотворчества в аналитическом управлении Думы, организуют парламентские слушания, на которых всесторонне обсуждаются вопросы, выслушиваются самые разные мнения для разработки законопроектов и предоставления рекомендаций. Часть женщин работает в комитетах по делам туризма и спорта, по делам Севера в Государственной Думе и т. д. В общем, все при деле. Женщины не потерялись, не пропали, поскольку являются квалифицированными специалистами.

К нам в редакцию пришло письмо из Волгограда от председателя координационного совета поволжского отделения "Всероссийского женского союза" Н.А. Исуповой , в котором критикуется работа фракции "Женщины России" в предыдущей Государственной Думе. Как Вы прокомментируете это письмо?

Да, нас критикуют за то, что мы проголосовали против денонсации беловежских соглашений. Но, к сожалению то, за что ратуют члены "Всероссийского женского союза", уже получило ответ в нашей политической жизни. Дума проголосовала за денонсацию беловежских соглашений. И что мы видим? СССР в прежних границах не восстановили, да это уже и невозможно. В Белоруссии спровоцировано гражданское противостояние, а на Украине - всплеск националистических настроений.
Далее, нас упрекают, что мы проголосовали против принятия закона о борьбе с коррупцией. Но мы это сделали совершенно осознанно, потому что на тот момент закон о борьбе с коррупцией был явно недоработан. Например, он предусматривал равные меры наказания к секретарше, получившей шоколадку, и к ее начальнику, получившему взятку в особо крупных размерах.
Следующий упрек связан с тем, что наша фракция проголосовала против решения о недоверии правительству 27 октября 1995 года. Нам заведомо было ясно, что это решение не получит большинства голосов. Тем более, у Думы не было права формировать новое правительство. Дума могла только предложить кандидатуру премьер-министра. Так что вопрос о недоверии правительству - не более чем политическая акция.

Существует ли конфронтация между "Союзом женщин России" и "Всероссийским женским союзом"?

По каким-то вопросам есть противоположные мнения. Мы считаем, что женская организация прежде всего должна защищать интересы женщин. А Всероссийский женский союз ставит перед собой чисто политические цели.

Но сам "Всероссийский женский союз" заявляет, что целью его деятельности является социальная безопасность трудящихся женщин.

Это хорошая цель, и на бумаге она выглядит прекрасно. Но на практике выливается в полную демагогию.

Чем занимается "Союз женщин России" сейчас?

В основном - реализацией социальных программ: занятости, обучения и переподготовки женщин; поддержкой детей, оставшихся без родителей (в рамках программы "Дети России", финансируемой на федеральном уровне); связями и контактами с зарубежными организациями.

Как Вы видите политическое будущее женщин в России?

Очень бы хотелось, чтобы политическое будущее у женщин в России, как впрочем и настоящее было хотя бы такое, какое существует сегодня в мусульманских странах, где несмотря на запреты шариата, женщины становятся заметными в политической жизни, достигают определенных высот на выборных государственных должностях. Мы же, не будучи так сильно связаны религиозными рамками, общественным мнением, тем не менее создаем, я считаю, собственные преграды для того, чтобы самые талантливые наши женщины, имели возможность самоутвердиться в этой жизни наравне с мужчинами.

Почему так происходит?

Я рискну предположить, что в России помимо исторических причин, существуют и психологические барьеры, когда сами женщины сознательно ограничивают себя узкими рамками семьи. А женщины всего мира ушли далеко вперед. Они более раскрепощены, у них больше социальных возможностей. Это можно сказать о женщинах северных стран (Норвегия, Финляндия), где женщины занимают чисто мужские должности - министра обороны, министра иностранных дел, и даже об отдельных мусульманских странах.
Политическое будущее женщин в России связано с возможностью создания равных условий для реализации способностей как женщин так и мужчин. Сегодня такие условия созданы, в основном, для мужчин, но не для женщин.

Mожно ли надеяться, что за женщинами политическое будущее?

Конечно. Политиков нужно выбирать не по признаку пола, а по их достоинствам, политическим программам и способностям воплощать их в жизнь.


НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ

НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ