ГЕНДЕРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИТЬ РЕАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ

НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ

Хотя сегодня женщины и мужчины имеют равные права и должны обладать равными возможностями, которые им гарантирует Конституция РФ, дискриминация усугубляется. Резкий разрыв в доходах мужчин и женщин, высокий уровень безработицы среди женщин, практическое отсутствие их на всех уровнях принятия решений, рост насилия по отношению к женщинам, нарушения выплаты семейных пособий, отсутствие достаточных ресурсов обеспечения немногих программ по защите материнства и детства--вот далеко не полный перечень проблем, которые складываются в длинный список нарушения прав женщин в нашей стране.
Это связано не только с удручающим состоянием нашей экономики, немалую роль играет ситуация в сфере права. Недостаточно лишь включить в законодательство положения о запрещении дискриминации. Государство должно создать механизм реализации прав женщин, а также включить в законодательство положения о принятии соответствующих санкций в случаях дискриминации в отношении женщин и ввести систему подачи и рассмотрения жалоб в суд. Должно быть обеспечено соответствие принимаемых законов международным документам по правам женщин. Необходимо разработать систему анитидискриминационных законов, пересмотреть уже действующее законодательство с точки зрения соблюдения равных прав и возможностей мужчин и женщин, то есть проделать гендерную экспертизу.
Такая работа была начата Государственной Думой прежнего созыва: был принят Семейный кодекс, начата разработка законов о предотвращении насилия в семье, о репродуктивных правах граждан, начата подготовка изменений и поправок к Кодексу законов о труде. VI Государственная Дума должна сохранить преемственность в рассмотрении этих вопросов и включить данные законопроекты в план первоочередных работ. Чтобы эта серьезная и объемная работа была проведена оперативно и качественно, Государственная Дума должна осуществлять ее при теснейшем взаимодействии с женскими общественными организациями и исследовательскими центрами, имеющими опыт социальной работы и независимой гендерной экспертизы законопроектов.
Словосочетание "гендерная экспертиза" законодательства означает необходимость экспертизы в соответствии с ратифицированными Россией международными документами. К настоящему моменту существует около 50 международных Конвенций и Деклараций ООН, защищающих права человека, в том числе и женщин. В Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), в документах Всемирной конференции по правам человека (1993), Декларации и Платформе IV Всемирной конференции по положению женщин (1995) поставлен вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека. Они приравнены к общественно-политическим правам и провозглашены в Уставе ООН, Международном билле о правах человека, Всеобщей Декларации прав человека.
В конвенции ООН дается понятие дискриминации именно относительно женщин и приводятся необходимые меры, которые должна предпринять Россия, ратифицировавшая в 1981 году эту конвенцию. Конвенция выходит за рамки узкой концепции формального равенства и определяет в качестве своих целей равенство возможностей. Другими словами, целесообразность принятия любых специальных мер должна оцениваться с учетом фактического наличия дискриминационной практики.
Мы предлагаем Государственной Думе совместно создать структуру, которая осуществляла бы гендерную экспертизу всех законопроектов. Сформировать ее можно лишь на основе совместных усилий властных структур и женских организаций.
В основу статьи положено обращение к депутатам VI Государственной Думы, подписанное более чем 40 женскими организациями.
НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ
НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ