ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Служащих госаппарата, выполняющих административные функции, у нас, по-традиции, именуют чиновниками. За долгие годы расцвета советской бюрократии это слово приобрело сильный привкус косности, недалекости, равнодушия, что по большому счету было не далеко от истины. Но, как и везде, здесь встречаются исключения из правил. Речь идет о работниках госаппарата, которые вне зависимости от скромности занимаемых ими постов с полным основанием могут считаться "государственными людьми". Ведь, как точно подметил писатель Виктор Пелевин, "не важно, откуда глядишь, - важно, что при этом видишь". Понять, что перед вами именно такой человек, несложно. Его или ее отличают от обычного чиновника три вещи: отношение к людям, понимание государственной ответственности и умение стратегически мыслить. Можно спорить, заложены ли эти качества в характере или обусловлены профессионализмом, но бесспорно одно - в госаппарате таких работников единицы. Поэтому можно считать большой удачей, что именно такой человек сегодня отвечает за работу с общественными объединениями в Департаменте общественных и межрегиональных связей правительства Москвы. Милая, улыбчивая женщина, чья искренность и увлеченность подкупают с первой же минуты - Ирина Леонова.

Ирина Григорьевна, ожидая пока Вы освободитесь, я успела пообщаться в Вашем кабинете с самым разным народом. Здесь побывали представительницы женских организаций, правозащитники, экологи, жилищные объединения, группы, занимающиеся благотворительностью... Вас так атакуют каждый день или сегодня особый наплыв?

Вообще-то у нас прием посетителей по вторникам и четвергам. Но люди приходят и в другие дни, если есть предварительная договоренность. Приходят с проектами, для которых ищут поддержки правительства города. Или нуждаются в информации - мы часто помогаем некоммерческим организациям найти друг друга. Кроме того, сегодня наш департамент вместе с общественностью города разрабатывает долгосрочную программу общественного развития Москвы, и моя задача в том, чтобы как можно больше организаций смогли внести свои предложения.

Наблюдая, как Вы общаетесь с людьми, слушая Ваши выступления на различных встречах, я пришла к выводу, что Ваше понимание проблем общественного движения, его роли и значения, идет не только от разума, но и от сердца. Согласитесь, это странно для представителя государственной власти? Может, разгадка секрета лежит в Вашем прошлом?

По образованию я педагог, и всю жизнь была вовлечена в общественную работу. Организовывала клубы общения детей и взрослых, помогала развивать детское творчество, инициативу. В самом начале перестройки мне удалось воплотить в жизнь давно задуманный проект - создать при Доме детского творчества на Полянке Клуб неформального общения для подростков. Ребята у нас были очень разные: от самых активных до так называемых "трудных". Мы вместе решали проблемы, обсуждали вопросы политики, общественного устройства. До сих пор сохранились контакты со многими из них. Потом меня пригласили работать в Парламентский центр. Это было время бурного формирования различных политических объединений и партий, начало карьеры многих политических лидеров. Исследовательская работа в Парламентском центре позволила мне научиться анализировать социально-политические процессы, дала возможность осмыслить накопленный опыт.

Я знаю, что Вы активно участвуете в женском движении. Как давно?

С 1991 года. Но я бы сказала, что скорее исследую женское движение, хотя, конечно, не как беспристрастный наблюдатель. Немало энергии приходится тратить на то, чтобы придать нашему женскому движению целостность, не позволить внутренним разногласиям, эмоциям и личным амбициям растащить его на куски.

Каким образом Вы пришли работать в мэрию?

Благодаря участию в женском движении. Именно там я познакомилась с Людмилой Ивановной Швецовой, которая сейчас возглавляет Департамент общественных и межрегиональных связей правительства Москвы. Немногим больше года назад Людмила Ивановна пригласила меня вести в Департаменте работу с общественными организациями.

Вам нравится эта работа?

Очень. Во-первых, мне нравится работать с Людмилой Швецовой. Думаю, не так уж много есть людей, под чьим началом я бы могла работать. А с Людмилой Ивановной мы - единомышленницы. Во-вторых, для меня работа здесь - это возможность реализовать накопленный опыт. Наконец, здесь можно видеть живые результаты своего труда. Программа общественного развития города - один из них.

Программа разрабывается правительством Москвы?

К разработке программы мы привлекли лидеров некоммерческих организаций, которые занимаются развитием общественного сектора в целом. Это люди, обладающие одновременно практическим опытом, четким видением путей выживания и развития общественного сектора и умением мыслить аналитически. Их предложения легли в основу законов об общественных объединениях, о благотворительной деятельности. Кроме того, в разработке программы активно участвуют жилищные объединения; организации, занимающиеся охраной здоровья; информационные центры некоммерческого сектора.

Какие цели преследует программа общественного развития города?

Тенденции развития мирового сообщеста говорят о все возрастающей роли общественного сектора в процессе перехода от традиционной демократии к демократии "живой". "Живая" демократия подразумевает такую форму общественного устройства, когда каждый человек включен в решение проблем сообщества на уровне принятия решений. Это становится возможно через его участие в деятельности общественного сектора. Переход к "живой" демократии постепенно осуществляется в Соединенных Штатах, в Германии и ряде других европейских стран...
Развитие общественного сектора помогает решению проблемы занятости, которую можно назвать проблемой следующего тысячелетия. Каждому человеку необходимо ощущать свою значимость. На западе многие отдают свой досуг работе в некоммерческих организациях именно для того, чтобы ощутить свою личную полезность, необходимость другим людям. В нашей стране участие в общественной жизни обусловлено скорее тем, что люди вынуждены самостоятельно решать многочисленные проблемы в социальной сфере, которые государство решить просто не в состоянии.
Тем, кто работает сегодня в нашем некоммерческом секторе, приходится решать непривычные задачи управления организацией, ее выживания. Здесь многим пока не хватает профессионализма, и потому так важна поддержка со стороны государства. Чтобы некоммерческие организации могли получить эту поддержку на местах, надо сформировать у префектур понимание роли и значения общественного сектора. Необходимо готовить кадры для работы с общественными организациями. Мы считаем, что сейчас очень важно наладить систему совместного обучения лидеров общественных организаций и государственных чиновников.
Итак, две основных цели, которые преследует программа общественного развития - это переход к "живой" демократии на уровне гражданских инициатив и решение проблемы занятости. Необходимо рассказывать о международном опыте, формировать у представителей госструктур понимание, что за общественным сектором - будущее.

Есть ли такое понимание у московского правительства?

Безусловно. 30 апреля было принято постановление о взаимодействии, которое заставляет правительственные структуры обратиться лицом к общественному сектору, требует от них именно сотрудничества. Мы сейчас вступаем в новый этап общественного развития. На первом - этапе формирования негосударственного сектора - государство, бизнес и общественные организации существовали сами по себе, независимо друг от друга. Настоятельное требование дня сегодняшнего - взаимодействие.

На какой основе должно строится это взаимодействие?

На сегодняшний день у нас уже есть закон, регулирующий взаимоотношения государства с некоммерческим сектором. Однако очень важно отработать механизм его выполнения. В частности, вопросы получения некоммерческой организацией социального заказа, государственного гранта или каких-то льготных условий. До сих пор все это получали те, кто проявлял больше активности в писании писем и обивании порогов. Эта система должна измениться, и мы хотим, чтобы некоммерческие организации сами предложили свои варианты. Им следует исходить из того, что система предоставления государственной поддержки учитывает социальную значимость программы и степень ответственности, которую берет на себя некоммерческая организация. Кроме того, люди, рассматривающие заявку, должны получить четкое представление, как организация планирует достигнуть ожидаемых результатов.

Будет ли в рамках программы общественного развития сформирован механизм, позволяющий мнению общественности стать действительно влиятельной силой?

В свое время у нас были широко распространены такие активные формы выражения коллективного мнения как митинги и демонстрации. Сегодня наиболее популярны письма и обращения. Но опыт протеста против войны в Чечне показал, что некоммерческие организации пока не имеют возможности коллективно заявить о своей общественно-гражданской позиции таким образом, чтобы их позиция нашла отражение в средствах массовой информации и была доведена до сведения депутатов, руководства города и государства. Я считаю, что разработка такого механизма - задача, в первую очередь, правозащитных организаций. Ведь право на гражданскую позицию - это неотъемлимое право человека. На базе действующих правозащитных организаций, по-моему, можно сформировать структуру, которая служила бы своего рода "приемником" гражданской позиции некоммерческих организаций. Но здесь многое зависит от умения самих общественных организаций работать в коалиции, вырабатывать общую позицию. После того, как количество обращений некоммерческих организаций в "приемник" превысит какое-то пороговое число, он начинает играть роль рупора. То есть доводить мнение общественности и до государственных мужей, и до средств массовой информации, в первую очередь, - до общественного телевидения, которое, несмотря на свое название, пока весьма далеко от того, чтобы выражать мнение общественности. В Москве сегодня зарегистрировано 15 тысяч некоммерческих и общественных организаций. Если хотя бы треть из них заявит свою гражданскую позицию, с их мнением уже придется считаться.

Беседу вела Юлия Качалова