ПРОБЛЕМА: ДЕТИ, БРОСАЮЩИЕ

      СВОИХ ДЕТЕЙ

Сокращенный вариант статьи "Психосоциальные проблемы юных матерей, бросающих своих детей" из книги "Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологические проблемы)".

Социальное сиротство - одна из острейших проблем, которая стоит перед нашим обществом. Так, в Москве за последние 5-6 лет в городских домах ребенка удельный вес социальных сирот (то есть сирот при живых родителях) в основном контингенте увеличился с 23% до 48% при общем снижении поступления в эти учреждения детей на 11% и при одновременном общем уменьшении рождаемости в 1,5 раза. Чаще всего отказываются от своих детей молодые девушки в возрасте от 15 до 19 лет.
Раннее беспорядочное начало половой жизни в подростковой среде стало типичным. Среди лиц, не достигших совершеннолетия, от 40% до 60% живут половой жизнью. В России за последние 30 лет показатель плодовитости женщин моложе 20 лет увеличился с 28,4% до 47,8% (в Москве в 1994 году родило 6000 несовершеннолетних). Во многом это связано с тем, что подростки в нашей стране темны и безграмотны в области контрацепции. Почти половина из них живет половой жизнью, не предохраняясь от беременности и не подозревая о тех последствиях, к которым это может привести.
Физиологическая и психологическая неготовность многих девочек-подростков к вынашиванию ребенка сопровождается высоким числом осложнений беременности и родов, рождением недоношенных, больных и травмированных младенцев. Помимо физической нагрузки незрелая личность юной беременной, как правило, испытывает глубокие эмоциональные травмы. Почти для трети юных матерей их материнство является настолько нежелательным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию.
Беременность юной женщины вызывает тяжелые конфликты в семьях. Последние зачастую оказываются ни морально, ни материально не готовыми к ее сохранению. По данным В.К.Юрьева, положительно отнеслись к рождению ребенка у их юной дочери тоько 60% родителей; 15,6% - резко негативно, а более 14% родителей настаивали на прерывании беременности даже на более поздних сроках, коггда существовала реальная опасность для здоровья и жизни их собственного ребенка.
Особенно серьезны последствия беременности юных для рождающихся детей, и одним из самых драматических фактов оказывается то, что большинство юных матерей бросает своих детей на произвол судьбы. До 15% новорожденных, брошенных в родильных домах, - это дети юных матерей. Примерно такое же количество младенцев, рожденных подростками, "временно" содержится в домах ребенка в связи с неспособностью матери выполнять свои материнские обязанности.
Почему же юные матери с такой частотой и упорством бросают своих детей? С нашей точки зрения, существенным является тот факт, что юные беременные и девочки-матери в нашей стране, несмотря на внешнее безразличие общества к их судьбам, находятся под очень сильным "нравственным" давлением. Боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких, почти 40% девушек скрывают беременность и, таким образом сохраняя ее, не обращаются к гинекологам. Традиционность уклада многих российских семей, сформированность своеобразного "тоталитарного сознания" не только у старшего, но и у среднего поколения с характерным неприятием иной морали, носителем которой становится молодежь, приводит к тому, что беременность юной женщины оказывается в части случаев причиной тяжелых конфликтов в семьях. Очень часто такие конфликты оказываются роковыми и, подталкивая юных девушек к уходу из семьи, в асоциальные компании, ставят их на путь бродяжничества, проституции и т.д.
Именно в семье закладываются те нравственные нормы и поведенческие стереотипы, которые в последующем трансформируются в драматический опыт женщины, бросающей своего ребенка. Такие семьи характеризует низкая степень социолизации отдельных ее членов, высокая распространенность личностных и поведенческих расстройств, психических заболеваний, алкоголизма у родителей, низкий образовательный и культурный уровень, терпимость к агрессивным формам поведения, жилищные и материальные затруднения. Намного чаще, чем в среднем по населению, "отказницы" воспитываются в неполной семье.
Возникает вопрос, нет ли каких-то специфических характерологических особенностей личности, которые могли бы нарушить естественное формирование готовности к материнству. Наши исследования показали, что среди "отказниц" с высокой частотой (более 75%) встречаются женщины с выраженной эмоциональной незрелостью, эмоциональной несдержанностью, низкой толерантностью к стрессам, эгоцентризмом и зависимостью. Поэтому среди мотивов отказа от ребенка, иногда даже для взрослых и самостоятельных женщин, значительный вес (42%) имеет мнение родителей: "Я не могу прийти к своим родителям с ребенком, не имеющим отца". Обычно такие зависимые женщины в затруднительных жизненных ситуациях ощущают пустоту вокруг себя, чувство своей изолированности. Они неспособны контролировать свои влечения, импульсы. Это делает их чрезмерно зависимыми от среды, вызывает у них обостренную потребность в привязанности, в "принятии", в позитивном отношении к себе. Очевидно, поэтому значительная часть опрошенных последовательно декларирует одобряемые обществом ценности.
Социально-психологические исследования женщин, бросающих своих детей, показывают, что процесс формирования мотивации отвержения своего ребенка различен в зависимости от ценностных ориентаций женщины, от особенностей ее личности, от состояния ее психического здоровья, от реалий социальной ситуации, в которой формировалась ее личность, и актуальной ситуации, в которой произошло зачатие и вынашивается беременность. С таких позиций отвержение ребенка - это результат кризиса мотивов. Характер и содержание этого кризиса бывают различны. Можно различить кризисы:а) при исходном отсутствии такой мотивации; б) при исходной подмене мотивов; в) при исходной высокой мотивированности на материнство.
а) В тех случаях, когда беременность неожиданна и нежеланна, она с самого начала имеет для женщин негативную окраску, так как в системе ценностей доминируют совсем иные потребности (к примеру, продолжение обучения, карьера, бизнес, получение удовольствий и пр.). В благоприятных случаях, при наличии достаточной социальной поддержки, либеральной семейной ситуации, развивающаяся беременность пробуждает материнский инстинкт и постепенно сдвигает ценностные ориентиры в пользу сохранения беременности. В других, к сожалению, более многочисленных случаях, ситуация оказывается более конфликтной в связи с тем, что нежелательная беременность вплоть до рождения ребенка психологически переживается как чуждая и даже враждебная.
Исходное отсутствие мотивов материнства можно наблюдать и в случаях незапланированной беременности у юных, несовершеннолетних девушек, а также в случаях беременностей в результате изнасилований.
б) Беременность может сохраняться и на базе ложных мотиваций. В норме для большинства женщин мотивация беременности неоднозначна. Содержание мотивов иметь ребенка несет одновременно психологический, социальный и даже экономический смысл.
В структуре репродуктивной мотивации психологический мотив деторождения определяет стремление получить от ребенка эмоциональное удовлетворение, глубже понять смысл жизни, направлять развитие нового человека. С социальных позиций, желание стать матерью определяется стремлением продолжить род, жить своей семьей, повысить собственный авторитет в обществе. С экономических позиций, вследствие деторождения ожидается упрочение своего благосостояния, решение ряда жизненных обстоятельств, улучшение жилищных условий. В данной структуре имеется и своя иерархия. Она динамична и изменчива, но, вместе с тем, у большинства женщин доминируют альтруистические мотивы, направленные на создание оптимальной социальной и психологической среды для выращивания и воспитания ребенка.
С момента рождения ребенка женщина находится во власти противоречивых чувств. Французский психолог K.Rekanye утверждает, что амбивалентность чувств молодой матери, в которых сплетаются любовь и агрессивность, на невротическом уровне выражаются тревогой, касающейся жизнеспособности младенца или явными страхами подмены ребенка, а также другими фобиями, связанными с ним. Альтернативой являются агрессивность и озлобление по отношению к новорожденному.
Глубокая потребность молодой матери в благодарности не находит своего удовлетворения в росте и хорошем поведении ребенка, в соответствующем поведении мужа. Сам ребенок становится символом поражения женщины, не готовой к материнству, в личной жизни и тем самым является формой насилия по отношению к женщине. Все это порождает в ней глубокую тревожность. Женщины стараются справиться с ней повышением настойчивости, с помощью какой-нибудь грубости и, как крайняя мера, - добровольным отказом от ребенка.
в) И, наконец, третий вариант. Он объединяет случаи, когда беременность возникает в условиях хорошо развитой мотивации на сохранение ребенка. В этих случаях отказ от ребенка бывает практически вынужденным и осуществляется под давлением вторых лиц - обычно родителей или мужа "отказницы". Такие случаи встречаются относительно редко, но всегда сопровождаются тяжелыми психологическими травмами для женщин.
Обобщая все вышесказанное, можно считать, что на психологическом уровне комплекс причин, приводящих женщину к отказу от ребенка, может быть представлен в следующих составляющих:
1. Недостаточность собственных волевых, интеллектуальных ресурсов для разрешения возникшей сложной жизненной ситуации, которая воспринимается как "ситуация невозможности". Например, родители юной матери однозначно осуждают рождение ребенка вне брака и "не пустят на порог" или "будут попрекать куском хлеба".
2. При достаточности индивидуальных ресурсов ребенок не вписывается в жизненные планы. При этом может декларироваться ценность материнства вообще и собственного желания иметь детей в будущем. Вектор переживаний здесь обращен к будущей ситуации, настоящая же воспринимается как досадная помеха.
3. Чувство отсутствия социальной поддержки. Важную роль здесь играет не столько наличие или отсутствие реальной поддержки, сколько субъективное ощущение этой поддержки.
4. Сильная эмоциональная заряженность ситуации, связанной с беременностью и рождением ребенка. В такой ситуации негативная реакция на бросившего любимого человека или острая стрессовая реакция на изнасилование переносится на ребенка, вызывая к нему безразличие или отвращение. В этих случаях возможна динамика эмоциональной составляющей во время беременности и особенно после родов: от отвращения к симпатии и жалости. В этом случае "отказница" переживает мучительный внутренний конфликт между двумя противоположными тенденциями: своим сформировавшимся решение бросить ребенка, в отместку обидчику или под давлением окружающих и пробудившимися чувствами к этому ребенку. Короткое пребывание в роддоме практически не дает возможности женщине принять взвешенное и адекватное решение.
НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ
НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ