Женщина плюс...

"Без "Славянки" я себя не мыслю..."

СОДЕРЖАНИЕ

НА 1 СТРАНИЦУ

Центр женского творчества "Славянка" существует более пяти лет. Для небольшого предприятия, специализирующегося на создании женской одежды, срок солидный. Сколько подобных маленьких производств возникало на заре кооперативной эры, а через год-другой тихо уходило в небытие, не выдержав ужесточающихся условий рынка. А вот "Славянке" удается выдерживать. Хотя, по словам Людмилы Владимировны Андриенко, хозяйки центра женского творчества, "каждый год для нас наполнен борьбой за выживание, как для солдата - каждый день на войне"...
Людмила Владимировна - чисто славянский тип: золотисто-русая, голубоглазая, статная, лучистая, мягкая... Но испокон веков за кажущейся мягкостью, податливостью славянской женщины скрывались энергия, упорство, сила - не подавляющая, а преобразующая, влекущая к себе... Эта сила с первого взгляда чувствуется в Людмиле Андриенко. Но более всего подкупают в ней по-юношески пылкая влюбленность в свое дело и редкостная преданность собственному начинанию.

"Расскажите о себе", - прошу я Людмилу Владимировну, а она начинает: "Центр "Славянка"... "Да нет, - говорю. - Не о "Славянке", о себе...". А она в ответ: "Без "Славянки" я себя не мыслю..."

Л.А. С самого раннего детства, сколько себя помню, жила во мне любовь к рукоделию. Еще меня тянуло писать, и я мечтала стать или художником-модельером или журналистом. Пишущего журналиста из меня не получилось, но факультет журналистики я закончила, и одно из своих детских желаний осуществила. А потом через "Славянку" реализовала и тягу к рукоделию.

В. Помню, в конце 80-х, начале 90-х годов началась эпидемия повального увлечения бизнесом. Тогда буквально все стремились получить лицензию на индивидуальную трудовую деятельность или организовать кооператив. Считали - стоит только зарегистрироваться, дело само пойдет, деньги потекут рекой... Вы, когда начинали, тоже питали такие иллюзии?

Л.А. Мы создали "Славянку" в 1991 году не с целью заниматься бизнесом, а чтобы объединить тех, кто любит рукоделием. Я в то время ходила на курсы плетения кружев на коклюшках. Курсы посещало множество женщин, всем им ужасно нравилось плести на коклюшках, хотелось продолжать встречи за рукоделием... Очень помог мне мой муж - дал беспроцентный и безинфляционный кредит на два года, благодаря чему мы смогли начать работу.

В. Муж у вас бизнесмен?

Л.А. Пытался им стать, но - не получилось. Он высококвалифицированный юрист и сейчас занимается юридической практикой. "Славянка" создавалась на базе его предприятия как одно из подразделений. Когда же предприятие развалилось, наш центр отделился и продолжил независимое существование.

В. В каком направлении Вы начали развиваться?

Л.А. В том же 1991 году меня пригласили организовать выставку, посвященную народному творчеству, в работе которой участвовали рукодельницы со всей Москвы. Я познакомилась с женщинами, умеющими не только плести на коклюшках, но и делать руками многое другое.
Когда мы создали "Славянку", то пригласили их к нам работать. В результате получилось многопрофильное предприятие: мы вяжем и на спицах, и на машине, и крючком. Даже кружево на коклюшках плетем до сих пор, хотя давно поняли, что это нерентабельно.
Была у нас и собственная школа рукоделия. Некоторое время она работала довольно успешно, но потом в Москве набор на очные курсы упал. Тогда мы разработали программу заочных курсов, которые в течение определенного срока тоже приносили неплохой доход. Сейчас, к сожалению, мы не можем вкладывать достаточно денег в рекламу, чтобы поддерживать это направление, и вынуждены приостановить обучение.
Основное направление нашей работы - творческо-производственное. Изначально у нас каждый вытворял, что вздумается, любое творчество поощрялось и принималось на "ура". Иной раз склады заваливались браком - плодами неудачного поиска, которые мы отдавали в различные благотворительные фонды.

В. Насколько успешно вам удается реализовывать свою продукцию?

Л.А. Наша продукция специфична, много ручных изделий, а это приемлемо не для всякого магазина. Поэтому приходится осваивать различные формы привлечения покупателей. Эффективно работает показ наших изделий во время различных концертов, выездные показы... Эти формы помогают нам сформировать контингент постоянных клиентов.
Но для массовой продажи нам придется перестраиваться в соответствии с требованиями рынка: запускать больше машинного производства, удешевлять продукцию. Хотя она у нас никогда и не была дорогой, поскольку наш покупатель - интеллигент со средним достатком. Мы конкурируем с массовым рынком по качеству и оригинальности, а с Кутюрье - по ценам. Авторов у нас много, продукция разноплановая, так что каждый может подобрать изделие по своему вкусу.

В. "Славянка" началась с Вашего увлечения рукоделием, но одно дело - плести кружева на коклюшках, другое - управлять производством. Эти занятия требуют совершенно разных навыков. Как Вы справляетесь с управленческой функцией?

Л.А. Эти две функции действительно трудно совмещать. Я считаю, что управление творческой организацией должно строится не на подавлении, а на поощрении. При этом необходимо поддерживать определенный баланс отношений в коллективе, не переходить грань фамильярности. Я знаю, что на многих зарубежных малых предприятиях взаимоотношения в коллективе строятся на базе этакой семейственности. Элемент семейственности компенсирует более низкую оплату в сравнении с оплатой труда на больших предприятиях. Там люди больше зарабатывают, но и живут по гораздо более жестким законам.
Я считаю, что любое предприятие, малое в том числе, должно подчиняться, в первую очередь, законам производства. Вообще, жизнь наша постоянно меняется. Эти изменения отражаются и на стиле управления и на внутрипроизводственных структурах, и на экономических отношениях в коллективе...
Поначалу я сама выбрала не совсем верную форму экономических отношений, этакую социалистическо-коммунистическую, не сориентировала людей на то, что нужно сначала вложить, а уж потом ждать отдачи. Как только получила кредит, стала выплачивать большую зарплату, предоставила возможность работницам приобрести акции "Славянки". А это совершенно необязательно было делать. Многие от акционерной формы сразу стали ждать больших дивидендов. Впоследствии мы договорились, что если акционер работает, вносит вклад в развитие предприятия, то сохраняет свое право на акции "Славянки". Если же уходит, то это право утрачивается.

В. У вас большой коллектив?

Л.А. Коллектив у нас регулярно обновляется, количество людей варьируется от 100 до 20. Больше всего наплыв осенью, а с началом дачного сезона он уменьшается.

В. Что больше всего привлекает к вам женщин: возможность свободного творческого поиска или условия, позволяющие работать на дому? А, может, - просто потребность в общении?

Л.А. И то, и другое, и третье. Для многих женщин мы стали спасательным кругом, который помогает держаться на плаву. На этапе становления "Славянки", когда главным образом использовался ручной труд, через нас проходили тысячи людей. Одни были благодарны "Славянке" за то, чему они здесь научились. Другие, столкнувшиеся с безработицей, смогли пережить стресс с нашей помощью. Могу привести пример, когда женщина была просто на грани самоубийства. Ее муж работал за границей, семья привыкла к определенному уровню жизни. Потом муж потерял работу, они вернулись в Россию и оказались без денег, без налаженного быта, без всего... Муж запил, постоянно возникали проблемы то с дочерью, то с сыном, за все требовалось платить, а денег не было. Одним словом - ужас! Она пришла к нам, стала преподавать рукоделие на курсах и при поддержке других женщин сумела пережить это тяжелейшее время.
У нас работают пожилые, одинокие люди. Есть, например, старушка, которой далеко за 80, - она прекрасно вяжет крючком и с удовольствием общается с нами.

В. Ощущает ли "Славянка" поддержку других женских организаций?

Л.А. Мы и помещение получили благодаря поддержке женских организаций. Кроме того, женские организации способствуют распространению информации о нас, через них "Славянка" получила многих постоянных клиентов. Очень нам всегда помогал журнал "Мир женщины". Мир вообще не без добрых людей, и центр "Славянка" существует во многом благодаря доброму отношению. Хорошие люди кругом, за счет этого, наверное, и существуешь...

В. И все же, помимо доброго отношения со стороны хороших людей, у вас наверняка имеются собственные секреты, позволяющие вам выживать. Поделитесь ими с читателями!

Л.А. Прежде всего мы держимся за счет своеобразия нашей продукции, благодаря чему "Славянке" удалось занять определенную нишу, найти своего клиента. В отличие от многих других, мы не перешли той грани, когда зарабатывают деньги любыми средствами, но в то же время - и это важно! - всегда были открыты к поиску новых возможностей заработать. Был момент, когда мы вышли на пермский завод, выпускавший вязальные машины. Завод давал нам свою продукцию без предоплаты (что вообще чрезвычайно редко), и мы продавали машины вместе со своими разработками. Заметьте, - не перепродавали продукцию завода, а продали свой интеллектуальный труд. Одновременно рекламировали эти машины, которые действительно были лучшими из отечественных, обучали на них работать, организовывали курсы.
Еще пример - сотрудничество с Московским областным центром занятости. Мы обучали безработных женщин лоскутной технике, а потом они у нас трудоустраивались. Таких примеров можно привести немало. Когда рыночные условия ужесточаются, возникает необходимость искать новые способы зарабатывания денег. И мы их находим, а не сидим, сложа руки.
В. Случалось ли "Славянке" принимать участие в некоммерческих проектах?
Л.А. Как раз сейчас обдумываем одну такую идеею. Недавно я познакомилась с женщиной, которая руководит есенинским музеем-заповедником "Константиново". У нас возникла идея создать "Мир Есенина в костюмах и танцах". В рамках этого проекта "Славянка" будет разрабатывать и изготавливать модели одежды есенинских героев для вечеров, посвященных творчеству поэта.
Мы участвуем в проекте "Женщины Москвы - детям", поддержанном правительством Москвы. Предполагается, что на базе фабрик Мостекстильпрома ряд женских организаций создаст учебно-производственный комбинат для воспитанников детских домов, а "Славянка" будет вести одно из подразделений комбината. Опыт сотрудничества с детскими домами у нас уже есть. Как-то раз одна из женских организаций, фирма "Кармин", раздобыла хорошую ткань в лоскутах для детского дома. А шить некому - фабрики отказались работать с лоскутным сырьем.
Тогда обратились к нам, зная, что мы любим и умеем делать вещи из лоскутков. Мы разработали и пошили к юбилею детского дома нарядную одежду для девочек старших и младших классов. С этого и началось наше сотрудничество с этим детским домом. Сейчас мы разработали для его воспитанников школьную форму с национальной символикой.

В. Каждое изделие "Славянки" включает элементы национальной символики, представленные стилем, и формой кружев, и расцветками... Чем вызвана такая приверженность традициям?

Л.А. Я верю в приметы - это опыт наших предков. Точно также этот культурный опыт откладывается и в украшениях, головных уборах, костюмах. Здесь все наполнено смыслом: и узоры, и расцветки... Они отражают адаптацию человеческой психологии к внешнему миру и несут определенную информацию. Я очень уважаю своих предков, и мне кажется, что опыт, накопленный предыдущими поколениями должен быть востребован.
Конечно, мы можем и должны его перерабатывать. Собственно, "Славянка" это и делает: у нас современный костюм, но в нем присутствует что-то от национальных традиций. Я считаю, что без уважения к традициям своего народа не может возникнуть и чувства самоуважения. Помните, я говорила о проекте создания костюмов есенинских героев? Мне очень хочется преподнести эти костюмы таким образом, чтобы каждый мог почувствовать: Есенин стал Есениным только потому, что на этой земле жил и в этой культуре был воспитан.

P.S. Пришла я в центр "Славянка" в брюках, а покидала его в платье. Висевшее на плечиках, платье не производило особого впечатления. Но перед самым отходом, Людмила Владимировна предложила мне его померить. Планов делать покупки у меня не было, ну да ладно. В общем, надела я платье и... изумилась мгновенному преображению - и наряда и собственной внешности. Так и не смогла заставить себя с этим платьем расстаться. Теперь ношу, радуюсь и раздаю подругам телефон "Славянки": 203-80-08.


СОДЕРЖАНИЕ

НА 1 СТРАНИЦУ

                          Женщина плюс...