Женщина плюс...

    Русские женщины глазами итальянских мужчин

На одной из секций III Международной конференции по гендерным исследованиям(*), было представлено довольно любопытное сообщение Оксаны Файс. Оксана рассказала о результатах опроса 100 итальянцев, работающих в Москве, целью которого было выявление их отношения к российским женщинам. С некоторой степенью условности респонденты были поделены на три группы. В первую вошли лица, находящиеся на верху социальной лестницы: руководящие сотрудники посольства, главы крупных итальянских фирм, работающих в России. Ко второй группе были отнесены представители среднего управленческого звена. Третью группу составили исполнительные работники итальянских компаний, рабочие строительных фирм и т.п.
Опрос показал, что в общем и целом, отношение к русскому населению с стороны итальянцев, работающих в России, можно характеризовать как негативное. Последние ощущают себя миссионерами, прибывшими в варварскую страну для улучшения ее экономического положения. Однако, характеристики русских женщин имеют в устах иностранцев в большинстве случаев исключительно положительное звучание. Как правило, "русский персонал плох, но женщины молодцы!" Что же определяет такое отношение?
Прежде всего, иностранцы подчеркивают высокий уровень образования и профессиональной подготовки, которым обладают русские женщины. 90% российских сотрудниц итальянских кампаний имеют высшее образование, что до глубины души поражает их иностранных боссов. Оксана Файс приводит пример, как в прошлом году на выставке продукции итальянских фирм, ежегодно проходящей в ВВЦ, глава одной из 12 выставлявшихся фирм с гордостью хвастался тем, что, в отличие от своих коллег, имеет высшее образование. Каково же было его изумление, когда он узнал, что женщина, убиравшая выставочный зал, имеет не только высшее образование, но и ученую степень.
Практически у всех представителей иностранных фирм наблюдалась явная дисгармония между их отношением к России (как к презираемой, дикой и варварской стране с разваленной экономикой) и культурно-образовательным уровнем российского персонала, который оказывается намного выше их собственного.
Вторая черта, на которую обращали внимание респонденты первой и второй групп, - это невероятная трудоспособность и выносливость русских женщин. При этом, устраиваясь на работу, женщины (в отличие от мужчин) часто соглашаются на невыгодные экономические условия, например, значительно более низкий в сравнении с иностранным персоналом уровень оплаты при тех же профессиональных требованиях и степени занятости. Поэтому в отличие от европейской традиции, где при трудоустройстве предпочтение отдается мужчинам, руководители работающих в России инофирм с большей охотой принимают на работу женщин.
Помимо профессиональных достоинств российских женщин, итальянские мужчины отметили и ряд их чисто человеческих качеств. Для респондентов элитарных групп, ввиду незначительности контактов с местным населением (за исключением своих сотрудников), характерно литературное представление о русской женщине, основанное на образах Толстого, Достоевского, Чехова. Однако, как жаловались многие итальянские боссы, когда они начинали переносить эти синтезированные образы на живых конкретных женщин, их постигало горькое разочарование. На деле "милые, трогательные, жертвенные создания" оказывались весьма энергичными, деловыми и боевитыми, жестко пресекающими посягательства на свои права.
Наиболее интересные характеристики нашим соотечественницам давались представителями третьей группы, имевшими наибольшее число контактов с русскими женщинами. При этом возрастной и профессиональный диапазон москвичек, с которыми они общались (и учащиеся ПТУ, и студентки, и женщины-профессионалы, и безработные), был значительно шире, чем у представителей первых двух групп. Среди отмеченных положительных качеств наиболее часто упоминается душевность, способность выслушать. По мнению всех опрошенных итальянцев, открытость к душевным контактам является отличительной характеристикой именно русских женщин: их западные подруги неохотно открывают доступ в свой внутренний мир; еще менее они готовы выслушивать и принимать на свои плечи ношу чужих проблем.
В числе негативных характеристик москвичек многие называли жесткость, жестокость, расчетливость. При этом, чем моложе женщина, тем ярче проявляются эти черты. В то же время молодые (16-20 лет) девушки и женщины оказываются более доверчивыми и незащищенными.
Представители всех трех групп говорили о "загадочности" русских женщин, но при этом так и не сумели раскрыть суть этого определения. Минимальные попытки объяснить "загадочность" были сделаны представителями третьей группы, указавшими на непредсказуемость поведения и резкие переходы в настроении у своих знакомых москвичек. Были отмечены независимость русских женщин, их неподчиняемость традиционным социальным, поведенческим и половым нормам, рассматривающим статус женщины вторичным по отношению к статусу мужчины.
Представители все трех групп отметили, что те положительные черты, которые они связывают с образом русского народа, несомненно, привнесены женщинами. По мнению итальянских мужчин, в России именно женщины задают тон в профессиональной и в социальной сферах и являются наиболее активной, энергичной и самобытной частью населения.

* Конференция была организованна Институтом этнологии и антропологии РАН в октябре 1997.


                        Женщина плюс...