Женщина плюс...

    Политика - для человека

Ella Pamfilova

Войдя в кабинет Эллы Александровны, я не сразу догадалась, что молодая женщина с роскошными белокурыми волосами, работавшая за дальним столом, вовсе не референт г-жи Памфиловой, а она сама собственной персоной. Разница между телевизионным изображением (равно как и фотографиями) бывшего министра социальной защиты и реальным человеком была настолько разительна, что в первые минуты беседы меня преследовала мысль о подмене. Эта женщина - с чуть застенчивыми манерами, мягким негромким голосом, а главное - с живым, открытым, сострадающим сердцем - резко контрастировала с внутренним антуражем Госдумы и серийным обликом ее «резидентов». Собственно с пребывания Эллы Александровны Памфиловой на посту депутата Госдумы и началась наша беседа.

Корр.: С чем связана сегодня Ваша работа в Государственной Думе?

Э.П.: Я занимаюсь вопросами социальной безопасности в Комитете по безопасности. Социальная безопасность, предопределяющая качество жизни человека в обществе, - это комплексное понятие, включающее как совокупность гражданских прав и свобод, так и ряд аспектов, связанных с образованием, здоровьем, экологией и т.д. По моему глубокому убеждению, при решении проблем, связанных с социальной безопасностью, следует использовать превентивный или профилактический подход. Он заключается в том, чтобы тщательно проанализировать проблему, правильно поставить диагноз ситуации, получить прогноз ее дальнейшего развития и выработать способы предупреждения негативных тенденций. Вроде бы очевидно, что профилактика социальной болезни - намного более эффективный и дешевый путь, чем лечение ее запущенных форм, однако отнюдь не всех депутатов Госдумы удается в этом убедить. В частности, пришлось преодолеть немалое сопротивление, чтобы заложить такой подход в основу законопроектов о предотвращении насилия в семье, о профилактике детской преступности и безнадзорности и ряд других законов, в разработке которых я принимала участие.
Вообще же превентивный подход предпочтителен при решении любой социальной проблемы. Например, рост числа детей-инвалидов является настоящим бедствием. Реально ли с ним бороться? Да! Проанализировав основные причины детской инвалидности, обстоятельства и возрастное распределение, можно разработать профилактические программы, которые позволят значительно снизить бешенные темпы инвалидизации подрастающего поколения. Например, существенно уменьшить число инвалидов от рождения можно было бы за счет большего внимания к здоровью будущих мам, просветительской работы с ними, вложения достаточных средств в систему родовспоможения, ужасное состояние которой сегодня является причиной множества калечащих родовых травм. Пик детского травматизма и смертности, приходящийся на подростковый период и обусловленный безнадзорностью детей, также можно было бы существенно снизить, если вкладывать деньги в спортивно-оздоровительные учреждения и организацию детского и юношеского досуга. При этом мы одновременно с инвалидностью снизили бы и показатели детской преступности, так как эти проблемы взаимосвязаны. Вот и встает вопрос: не легче ли поддержать сегодня внешкольное образование, досуговые центры, летние лагеря, чем завтра строить новые колонии для малолетних преступников?! Мы постоянно жалеем денег на самое важное, а потом вынуждены вкладывать огромные средства в ликвидацию последствий собственной недальновидности.

Корр.: Скажите, удовлетворены ли Вы своей работой в Госдуме?

Э.П: К сожалению, в работе нашей законодательной представительной власти не просматривается ни четких приоритетов, ни определенной стратегии. Вы, наверное, не раз слышали словосочетание «системный кризис», под которым имеется ввиду страшный хаос на уровне исполнительной и законодательной власти, до сих пор творящийся в нашей стране. При этом я не припомню каких-либо попыток выйти из системного кризиса на основе системного подхода. Шаги, предпринимаемые правительством, носят бессвязный характер: то «Семь дней», то «Двенадцать», то одно решение, то другое. В Думе - тот же хаос: на первоочередное рассмотрение проталкивается закон того комитета, в котором имеется наибольшее число лоббистов. В результате работа ведется совершенно бессистемно.
Ведь по хорошему как следует формировать программу действий: исследовать проблемы, определить приоритеты, цели, выработать стратегию и тактику. Под программу действий исполнительная власть должна сформировать бюджет, а законодательная - план законодательных инициатив. А у нас нет даже центра стратегических исследований!
Я входила в состав первого кабинета министров 91-го года, когда мы только начинали проводить реформы. Тогда страна находилась в тяжелейшей ситуации, из которой требовалось как можно быстрее найти выход. Но с тех пор минуло целых 7 лет! Накопился значительный опыт, на основе которого вполне можно было бы выстроить стратегию дальнейшего развития. У нас же все сводится к финансовой стабилизации, в которой видят панацею от всех проблем. Это очень однобокий взгляд! Возвращаясь к вопросу о работе в Думе, скажу, что у меня как у законодателя, конечно, нет удовлетворения. Когда знаешь, каковы реальные проблемы и как их можно было бы решить и, зная все это, теряешься в коллективной безответственности огромного количества депутатов, то нестерпимо острым становится ощущение... неэффективности. Не триста-четыреста законов в квартал мы должны принимать! Пусть их будет десять за весь год. Самое главное, - чтобы каждый гражданин страны понял, что эти законы приняты в его интересах и ему выгодно по ним жить.

Корр.: Как на Вас сказался путь, пройденный за последние годы?

Э.П.: Мне кажется, что я стала, с одной стороны, крепче внутренне, с другой стороны, не очерствела душой.

Корр.: Элла Александровна, Вы являетесь единственной из всех министров, бывших и нынешних, о ком люди (от обычных пенсионеров до президентов крупнейших банков) отзываются тепло и благожелательно. Часто ли Вы вспоминаете о своей прежней работе?

Э.П.: Мне не дают о ней забыть! Постоянно приходят письма, обращения: «Памфиловой, министру социальной защиты». Кроме того, опыт прежней работы лег в основу моей нынешней деятельности по организации и развитию движения «За здоровую Россию». На мой взгляд, стратегия социального развития должна заключаться не в одном лишь перераспределении бюджетных средств между нуждающимися категориями граждан, а в том, чтобы давать импульс для становления систем самообеспечения, саморегуляции.

Корр.: Как следует из Ваших слов, стратегия социального развития должна быть направлена на создание условий, благоприятных для проявления общественной инициативы, поскольку именно последняя является тем реальным ресурсом, который способен решать социальные проблемы.

Э.П.: Именно! Очень важно побуждать людей действовать самостоятельно, помогать себе и другим, верить в собственные силы, а не ждать изменений извне. И сейчас я вижу свою задачу в том, чтобы поддерживать ростки такой инициативы. Будучи на посту министра я общалась с огромным количеством интереснейших людей и организаций. Со временем эти связи не прервались, а только окрепли, и на их основе сегодня образовано движение «За здоровую Россию». Это - живое, настоящее дело, которое дает мне гораздо больше удовлетворения, чем работа в Думе. В наше движение входят и физические, и юридические лица: ученые, деятели культуры, более 40 детских и юношеских творческих коллективов из самых разных регионов страны, предприятия, центры реабилитации, медицинские страховые компании...

Корр.: А банки есть?

Э.П.: Нет, мы не ставили задачу создать еще один благотворительный фонд, который под хорошую идею ищет деньги, а потом перераспределяет их на благотворительные цели - эта ниша уже занята и без нас.

Корр.: Тогда в чем же цель вашего движения?

Э.П.: В самых общих словах, цель движения «За здоровую Россию» заключается в том, чтобы объединить силы общества, способные оказывать влияние на формирование разумной, адекватной социальной политики. Мы стремимся помочь человеку достичь физического, психического, духовного, нравственного здоровья. Только сначала нужно остановить стремительную деградацию человека, реабилитировать его, а уж потом подвинуть к развитию. Эта цель обуславливает выбранную нами стратегию. Из всего комплекса проблем мы вычленили несколько направлений, которые, с одной стороны, являются важнейшими на сегодняшний день, а с другой стороны, - нам по силам. Это - «Культура», «Детство»; «Информационная поддержка социальной сферы»; «Социальная аптека»; «Медико-социальная реабилитация»; «Экологическая реабилитация»; «Психоэкология и медико-психологическая реабилитация».
По каждому их этих направлений подготовлен ряд комплексных программ, причем все они являются, если можно так выразиться, взаимопроникающими. Например, программа, разработанная по направлению «Детство» во многом пересекается с другими направлениями: культурой, образованием, заботой о здоровье. То же самое относится и к программам для молодежи, например, к целевой программе по предупреждению наркомании и алкоголизма. Как известно, множество людей и организаций пытаются решать эти, чрезвычайно острые, проблемы. Прежде, чем подступаться к ним, мы постарались ответить на вопросы: а что можем изменить мы? где наша ниша? как мы можем дополнить то, что уже делается государством? Отыскивая ответы на эти вопросы, мы пришли к выводу, что главное сегодня - увязать в единое целое те разрозненные мероприятия, проекты, программы, которые зарекомендовали себя успешно работающими в данной области. Таким образом наша программа включает в себя два этапа. На первом - выявляются наиболее успешные элементы; на втором - они увязываются в целостную систему.

Корр.: Однако, если вы собираетесь донести полученную в результате социальную технологию решения проблемы до широкой общественной аудитории, вам потребуются немалые средства. Мой вопрос относительно банков имел именно этот подтекст - привлечение к движению не только исследователей и общественных активистов, но и представителей коммерческого сектора.

Э.П.: Вы совершенно правы. Масштабная кампания на втором этапе нашей программы потребует объединенных усилий общественности, бизнеса и государства. Мы должны будем показать правительству, в чем наша деятельность дополняет работу государственных учреждений, занятых решением проблем алкоголизма и наркомании. Мы обратимся за поддержкой к финансистам. Как мне хорошо известно, многие представители бизнеса страдают из-за того, что их дети становятся наркоманами.

Корр.: Фактически, вы хотите начать крупную информационно-агитационную кампанию с целью изменения поведения людей?

Э.П.: Я бы сказала с целью изменения образа жизни. Но для начала нам надо осознать необходимость изменения образа мышления и образа жизни; осознать, что иначе мы просто не выживем! В этом отношении было бы целесообразно обратиться к опыту развитых стран Запада. Так, в программе национальной безопасности США забота о здоровом образе жизни имеет не меньшую приоритетность, чем обеспечение незыблемости государственных границ, сохранение природных ресурсов и поддержание качества генофонда.
У нас же ни образу жизни, ни психоэмоциональному состоянию человека не уделяется достаточного внимания, несмотря на то, что даже пресловутое экономическое процветание неразрывно связано с этими факторами. Я очень не люблю выражение «человеческий фактор», но именно он играет решающую роль! Определенный социальный оптимизм, который незамедлительно сказывается на развитии экономики, может появиться только тогда, когда человек уверует в собственные силы, поймет, что именно он является главной ценностью и общества, и государства.
Я в последнее время подробно изучала состояние дел в нашей армии и хочу отметить огромную разницу между атмосферой в пограничных войсках и во всех остальных. В целом в армии наблюдается то, что можно назвать «эпидемией стрессов». Происходит она не только из-за задержек зарплаты, но (и главным образом!) из-за сложившегося отношения к военнослужащему, которое очень точно охарактеризовали «солдатские матери»: «Как был у нас солдат грязью, так он ей и остался!».
Главное же отличие пограничных войск заключается не в том, что у них какое-то другое финансирование, а именно в отношении к солдату. Во многом это обстоятельство является заслугой директора Федеральной пограничной службы Николаева, поставившего дело так, что самым важным на границе считается человек, пограничник. На границе не экономят на человеке! Те ограниченные средства, которые получают пограничные войска, в первую очередь, идут на зарплату людям, на обеспечение довольствия, а уж потом - на закупку техники и т.д. Доброжелательное отношение распространяется от генерала - к офицеру, от офицера - к солдату. В результате меняется отношение к службе, к той же технике, на содержание которой у пограничников уходит значительно меньше средств, чем в тех родах войск, где приоритеты смещены и в центре внимания стоит не человек, а, скажем, техническая оснащенность. Какие бы колоссальные средства ни закладывались на закупку вооружения, лучше от этого в армии не станет. Да и само вооружение частично будет распродано генералами, частично - испорчено неуравновешенными офицерами, а из того, что останется, доведенный до отчаяния солдат расстреляет и других, и себя. Причины - здесь, в человеке! Если создать нормальную, действенную систему психологической реабилитации в армии, то наверное, на убыль пойдет массовая эпидемия самоубийств, убийств, трагедий.
Увы, мы почему-то склонны все сводить к материальным факторам, которые на самом деле - вторичны. Мы проходим мимо того, что давно доказано во всех развитых странах: самые выгодные инвестиции - в человека, именно они обеспечивают наибольшую отдачу.

Корр.: Тема президентских выборов 2000 года уже сегодня активно муссируется СМИ. Я думаю, наши читатели будут слегка разочарованы, если мы не затронем ее хотя бы вкратце. Итак, собираетесь ли Вы вступать в игру под названием «Выборы-2000»?

Э.П.: В «играх» участвовать не хочется. Ведь в них все строится по следующему принципу: либо ты идешь от «партии власти» (хотя что такое «партия власти» непонятно, потому как в ней наблюдаются постоянные и очень серьезные склоки), либо же - как очень крутой оппозиционер. В первом случае ты являешься официальным ставленником, на которого работает вся олигархическая машина. Я не оказывала «партии власти» таких услуг, чтобы выступать в роли официального ставленника. Системная оппозиция тоже является частью игры партии власти и самый крутой оппозиционер известен (я не имею ввиду радикальную оппозицию левого толка - у нее нет никаких шансов). В этой игре все фигуры расставлены, все ниши заняты, традиционный набор лиц известен. Надо быть очень сильной, чтобы вступить в эту борьбу, и я об этом пока всерьез не думала.
Моя задача на сегодняшний день - взрастить движение. Оно для меня - как живое! Я считаю, что оно должно сказать свое слово, а потом - время покажет. Я почему-то думаю, что в 2000-ом году схема, на которую рассчитывает наша олигархия, не пройдет. Сегодня представители олигархии поделили между собой финансы, средства массовой информации, оканчивают дележ ресурсов и думают, что исход выборов заранее предрешен. Стоит им лишь ткнуть пальцем в удобного кандидата, как зомбированные толпы дружно проголосуют соответствующим образом. Но мне кажется, что в этом они заблуждаются.

Корр.: Вы правы, говорить об «играх» неинтересно. Но скажите, посещали ли Вас мысли, связанные с сознательным намерением взвалить на себя бремя власти?

Э.П.: Власть ради власти - это страшная беда. Мы имеем немало примеров тому, как люди добиваются власти, а дальше не знают, что с ней делать. Они «идут вразнос», потому что не имеют внутренней собранности, не готовы к власти. От человека, находящегося на вершине власти, требуется очень многое, и самое главное - умение создать хорошую команду. Он не должен бояться умных людей, высоких профессионалов, которые лучше, чем он разбираются в той или иной области. Именно такими людьми ему следует окружать себя, а не серостью и бездарностью. Он должен уметь быть стратегом, направлять работу своей команды в единое русло...
С моей стороны было бы безответственно и не очень умно делать какие-то громкие заявления. Среди наших политиков есть немало фигур, рвущихся к президентскому креслу. При этом они сегодня пропагандируют одни идеи, завтра - другие, что указывает на отсутствие принципиальности и внутренней убежденности. У каждого из них есть только одно стремление - стать Президентом! Мне бы не хотелось быть причисленной к таким людям. Да и их амбиций у меня нет. У меня есть огромное чувство ответственности, много сил и желание изменить нашу жизнь.

Интервью Юлии Качаловой


                        Женщина плюс...