Женщина плюс...

      Ищите женщину!

    Татьяна Рябова

Как известно одно из основных обвинений, адресованных женщине в средневековой христианской традиции, - это особая ответственность Евы (и в ее лице всех женщин) за грехопадение человечества. К теме Евы, погубившей человеческий род, постоянно обращалась средневековая литература (и западная, и русская), когда нужно было показать особую греховность женщины или когда говорилось о женщине вообще. В чем было преступление Евы? Она нарушила божественную заповедь, поддалась на прельщение змея-дьявола и сбила с праведного пути мужчину.
Последствия были ужасны для человечества: человек утратил знание о Боге, был изгнан из Рая, стал смертным, склонным к греху. Виновницей этих бедствий, как правило, объявлялась Ева. В чем видели причины ее преступления?
Согласно самому распространенному тезису, Ева (как и все женщины) по своей природе была слаба, то есть не обладала достаточными стойкостью, твердостью, постоянством, чтобы противостоять натиску искушенного дьявола. Еще одна причина - недостаток разума, присущий женщине: согрешила по глупости, неразумности. Третья причина - легкомыслие. Женщина по природе своей легкомысленна, стремится к удовольствиям. Именно эти проявления женской сущности подтолкнули Еву к нарушению нормы.
Представление о вине Евы за грехопадение во многом было связано с идеей о предрасположенности женщины к такой форме трансгрессии как колдовство и ересь. Еще Нестор говорил "Больше всего через жен бесовские волхования бывают, ибо истинно бес женщину прельстил, она же мужчину. Потому и в наши дни много волхвуют женщины чародействами, отравами и другими бесовскими кознями". Здесь надо различать западную и русскую традиции. Известно, что в средневековой западной Европе 80% жертв ведовских процессов были женщины. Назывались следующие причины, по которым женщина считалась предрасположенной к колдовству и ереси больше чем мужчина:
Из всего этого авторы сделали выводы, что правильно было бы называть ведовство не ересью колдунов, а ересью ведьм.
В русской средневековой литературе также можно встретить тезисы о предрасположенности к колдовству именно женщин. К услугам их прибегали не только царские особы: Василий Шуйский, Иван Грозный, Борис Годунов, но сохранились сведения, что также и священники прибегали к помощи колдуний. Очень часто в женщинах-колдуньях видели причины бедствий государства (например, Курбский усматривал причину несчастий российского государства в колдовстве иноземных жен Ивана III и Василия III; в колдовстве обвиняли и Елену Глинскую). Вера в особую предрасположенность женщины к чародейству и волшебству отразилась в древнерусских покаянных книгах-опросниках, помогающих священникам проводить исповедь. Именно женщине задавали следующие вопросы на исповеди: "не подговорила ли кого на лихо, не испортила ли кого зельем".
В то же время в России процентное соотношение осужденных за колдовство мужчин и женщин было другое (так, в XVII веке на 3-х осужденных женщин приходилось 7 мужчин). Согласно мнению историков XIX века, причина этой диспропорции крылась в том, что колдуны-мужчины на Руси занимались "теоретической деятельностью": рассуждали о богах, читали проповеди; женщины же осуществляли практическую деятельность, начиная от любовных приворотов, до порчи погоды и врачевания. А поскольку на Руси традиционно слово считалось опаснее дела, поэтому и судили, в основном, мужчин.
Тем не менее, как уже говорилось, женщина считалась более способной к "богомерзкому колдовскому делу" в силу господствовавших представлений о телесности женского начала, особой связи женщины с природой, с дьяволом. Последние представления, характерные как для западной, так и для русской традиции, были тесно переплетены со страхом перед женской физиологией, так и перед женской сексуальной притягательностью. Женская сексуальность воспринимается как нечто опасное, враждебное, она сама по себе выступает как нарушение нормы. Почему? Да потому что исторический материал, которым мы располагаем сегодня, является продуктом определенной социальной группы - монашества. Фактически, мы смотрим на средневековье глазами монашества, идеалом которого было половое воздержание и безбрачие. Сексуальность же - нарушение этого идеала. Монах, по словам Гуревича, - антифеминист по определению. Ив Левин, исследовавший проблему отношения к сексуальности на материале русской средневековой традиции, отмечал, что особенно в православии секс рассматривался как нечто недостойное человека. Например, у Максима Грека секс называется "скотоподобным, постыдным и скотским безобразием". На Западе мы видим то же самое. Так, Абеляр, обвиняет Элоизу в том, что она ввела его в искушение, как Ева Адама.
Собственная сексуальность расценивается как опасность и для самой женщины. Общий тезис: женщину необходимо всеми мерами обуздывать. Контроль за женской сексуальностью возлагается на ее мужа, потому, что сама женщина не в состоянии себя контролировать. Здесь кроется тесная связь с властными отношениями, характерными для патриархатного общества в целом.
Таким образом, мы приходим к выводу, что в средневековье доминировала точка зрения о предрасположенности женщины к нарушению норм. Это проявлялось в утверждении об особой склонности женщины к колдовству, ереси, в особой женской сексуальности, которая ведет к погибели мужчину и женщину; и даже в самом тезисе о вине Евы за первородный грех. Эти взгляды, базировавшиеся на традиционнейших представлениях о женской природе, оказывали и продолжают оказывать влияние на современное отношение к женщине. Как был, так и остается одним из инвариантов культуры тезис: "Ищите женщину!"
АРХИЕПИСКОП УЛИЧИЛ ПРОФЕССОРА В ВЕДЬМОВСТВЕ
В Перми церковь вмешалась в предвыборную кампанию
Состоявшиеся 14 декабря выборы в Пермское законодательное собрание ознаменовались маленькой сенсацией. Или, если угодно, крупным нарушением политической жизни в светском государстве. Впервые в истории демократической России Русская Православная Церковь в лице архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия открыто взяла на себя роль судьи в агитационной кампании. Сделано это было вопреки ее собственному закону - Определению архиерейского Собора 1997 г. "О взаимоотношениях с государством и светским обществом", в котором говорится: "Считать недопустимым вовлеченность Преосвященных и священнослужителей в какую-либо предвыборную политическую борьбу, членство их в политических объединениях, уставы которых предусматривают участие в выборах любых уровней".
Архипастырь направил заявление в избирательную комиссию, в котором обвинил кандидата в депутаты законодательного собрания Ирину Черепанову в сатанизме. Иначе говоря, в том, что она - ведьма. О вынесенном архиепископе вердикте "Пермские новости" сообщили в материале, озаглавленном "Церковь против Сатаны".
Между тем 38-летняя Ирина Черепанова вовсе не член какой-нибудь сатанинской секты, как могли подумать "просвещенные" архиепископом пермяки. Она - профессор кафедры языкознания Пермского университета, доктор филологических наук. Ведущий авторитет страны в области психологии академик Алексей Леонтьев без обиняков назвал молодого доктора наук "гениальной", а ее работы по использованию мифа в психотерапии и политической речи - принципиально новым направлением в науке. Вероятно, архиепископа возмутило, что христиансике мифы рассматриваются профессором Черепановой в одном ряду с языческими. А ее соперникам по предвыборной борьбе было неприятно, что она критиковыала применение недобросовестных приемов политической рекламы, агрессивно воздействующих на подсознание избирателей.
После "докладной" архиепископа выборы Ирина Черепанова, естественно, проиграла, ведь богомольные старушки - чуть ли не самые дисциплинированные избиратели. Но, еще не дожидаясь результатов голосования, Ирина Черепанова подала в суд - как на архиепископа Афанасия, так и на опубликовавшую его заявление газету. А вот ответить своим обидчикам через средства массовой информации ей не удалось. В местных газетах профессору Черепановой сказали, что писать на тему о выборах ничего допольнительно не будут, поскольку все имеющиеся у них материалы уже оплачены. Глава пермского бюро информационной программы РТР "Вести" г-н Калех заявил, что вопрос о вмешательстве архиепископа в политику его не интересует. Такое впечатление, будто коллеги испугались, что под церковную анафему могут попасть и журналисты.
Анна Ткачева
Перепечатано из "Общей газеты" № 50


                          Женщина плюс...