Женщина Плюс...
  №1, 1999

Бедность - не просто недостаток денег

Ирина Шурыгина

В социологии существует понятие "культура бедности". Его ввели американские ученые, проводившие исследования в трущобах американских городов. Они пришли к выводу о том, что бедность - это нечто большее, чем просто недостаток материальных средств. Как оказалось, в условиях постоянной нужды вырабатываются собственные, передающиеся "по наследству" установки, ценности и устойчивые модели поведения, которые, в свою очередь, способствуют закреплению бедности в следующих поколениях.

В нашей стране после "рыночных" реформ многие внезапно и резко обеднели. Поскольку прежде это были люди, социально вполне благополучные, их в социологической и экономической литературе стали называть "новыми" бедными, в отличие от "старых" бедных, то есть тех, кто был беден и до экономических преобразований.

По крайней мере, в первое время, не могло быть и речи о принадлежности "новых" бедных к "культуре бедности". В этом случае бедность означала именно недостаток денег, необходимость сократить потребление, "ужаться". За прошедшие 7 лет некоторые из "новых" бедных смогли поправить свое материальное положение. Но очень многие так и не сумели преодолеть бедность.

Чем она стала для них сейчас? По-прежнему ли это просто крайняя ограниченность материальных средств или уже можно говорить о формировании "культуры бедности" среди "новых" бедных?

В период позднего "застойного" социализма реально основным критерием положения в обществе был уровень образования. При этом значительной разницы в материальном положении людей, имеющих и не имеющих высшего образования, не было. Социологические исследования, проводимые среди школьников, традиционно показывали, что отношение подростков к различным видам отклоняющегося поведения, их способность адаптироваться к школе и планы на будущее зависят, главным образом, от уровня образования матери (образование и профессия отца играли значительно меньшую роль) и были связаны с материальным положением семьи только в тех случаях, когда бедность являлась прямым следствием неблагополучия семьи (крайне низкая квалификация родителей, алкоголизм и тунеядство). Даже несколько лет назад, уже после появления в обществе значительного имущественного расслоения, больших различий в социализации детей из семей с разным материальным положением не наблюдалось.

По мере развития и закрепления рыночных отношений в современном российском обществе, уровень материальной обеспеченности семьи начинает оказывать значительное влияние на детей. Например, исследование, проведенное социологом Могуном, показало, что подростки, строя планы на будущее, склонны учитывать ту помощь, которую им может оказать семья. При этом чем выше материальное положение родителей, тем большей помощи ожидают от них дети и, соответственно, тем выше у них уровень притязаний. В то же время и образование матери по-прежнему играет очень большую роль в социализации детей.

Нами было проведено исследование среди учащихся 9-х классов в Москве и Иваново. Всего было опрошено 500 школьников (по 250 в каждом городе), которые мы разделили на четыре группы. В первую вошли дети из бедных семей, чьи матери не имеют высшего образования. Эту группу мы назвали "старыми бедными". Название, разумеется, очень условно - ведь на самом деле в большинстве случаев семьи этих детей обеднели в недавнее время. Вторую группу составили малообеспеченные подростки, имеющие матерей с высшим образованием. Эта группа получила название "новых бедных". Таким же образом разделились и дети из семей, обеспеченных выше среднего уровня. Тех из них, чьи матери не имеют высшего образования, мы назвали "старыми богатыми", исходя из широко распространенного в "брежневское" время представления о том, что самые богатые люди - официанты, зубные техники, таксисты, продавцы, автослесари и так далее - обходятся без диплома. Следовательно, богатство людей, не имеющих высшего образования, для нашего общества представляется более традиционным, чем состоятельность людей образованных. И, наконец, последняя, четвертая группа опрошенных - дети из хорошо обеспеченных семей, чьи матери окончили институт. Эту группу мы назвали "новыми богатыми".

Почему именно так, станет ясно несколько позднее.

Для того, чтобы выяснить, как бедность влияет на социализацию "старых" и "новых" бедных подростков, мы сравнили эти четыре группы по нескольким параметрам.

Уровень притязаний и жизненные планы

Уже на уровне притязаний и желаний существует заметная разница между детьми из выделенных четырех групп. Среди детей образованных матерей абсолютное большинство также хотело бы получить высшее образование. Кроме того, среди них больше тех, кто выразил желание в будущем занять руководящие должности.

Для школьников из состоятельных семей характерно стремление к тому, чтобы иметь "свое дело" и высокие доходы.

В результате самый высокий уровень притязаний оказывается у детей из группы "новых богатых", а самый низкий - у "старых бедных". "Новые богатые" претендуют одновременно на все основные составляющие успеха: высшее образование, богатство, "свое дело" и успешную карьеру. "Старые бедные", наоборот, в наименьшей степени ориентированы на достижение всех этих целей.

Таким образом, в то время как "новые богатые" явно претендуют на то, чтобы стать элитой общества, "старые бедные" уже сейчас согласны в будущем играть роль социальных аутсайдеров.

"Новые бедные" и "старые богатые" занимают промежуточное положение.

Подростки из группы "новых бедных" отказываются от притязаний на богатство и "свое дело", но 76 процентов из них хотели бы получить высшее образование.

Можно сказать, что школьники из этой группы ориентированны на модель успеха, существовавшую в советском обществе, в котором успех связывался, в первую очередь, с высшим образованием и "интеллигентной" профессией. "Старые богатые" значительно меньше заинтересованы в получении диплома, но зато среди них намного больше тех, кто мечтает о "своем деле" и богатстве. Как мы уже говорили, эта модель успеха также существовала при социализме в качестве "параллельной" и "теневой". В ней центральное место занимают высокие доходы, не связанные ни с образованием, ни с карьерой.

Если бы социальная структура современного российского общества была такой же, как в развитых странах, "новые бедные" и "старые богатые" могли бы составить основу среднего класса, "разделившись" на интеллектуалов и мелких и средних собственников.

"Новые богатые" принимают обе эти концепции успеха, образуя в результате новую для нашего общества модель "образование + богатство и власть". Именно поэтому мы и назвали эту группу "новыми богатыми".

При сравнении притязаний и ожиданий подростков прослеживается та же тенденция. "Старые бедные" не только имеют самый низкий уровень притязаний, но и меньше всех остальных уверены в том, что их притязания осуществятся.

Особенно много среди них тех, кто хотел бы, но думает, что не сможет получить высшее образование, и тех, кто полагает, что обречен на бедность.

"Новые богатые", наоборот, имея самый высокий уровень притязаний, в наибольшей степени рассчитывают на то, что их желания станут реальностью.

Уверенность в своих силах

Для того, чтобы определить готовность подростков взять на себя ответственность за свою жизнь, им был задан вопрос: "Согласны ли Вы с утверждением "Человек сам хозяин своей судьбы"? Большинство опрошенных школьников ответили на него утвердительно. Но если среди обеспеченных детей не согласились с этим утверждением только 3 процента, то среди бедных "фаталисты", уверенные в том, что "от судьбы не уйдешь", составили 13 процентов.

Фатализм связан с представлением о принципиальной непреодолимости бедности.

В то же время, убежденность в том, что человек сам определяет свою жизнь с неизбежностью ведет к выводу, что бедный человек сам виноват в своей бедности. Следовательно, среди более состоятельных школьников формируется идеология победителей, уверенных в том, что успех является закономерной наградой за затраченные усилия, а среди их бедных одноклассников - идеология социальных аутсайдеров, которые готовы или отказаться от притязаний на успех или безропотно признать свою вину за неудачу.

Чем больше в группе подростков, надеющихся на помощь родителей, тем больше в ней согласных с тем, что человек сам определяет свою судьбу. То есть идея, утверждающая, что человек должен "делать себя сам", наиболее популярна именно среди тех, кто изначально находится в наиболее благоприятных условиях и имеет все основания рассчитывать на то, что "делать себя" придется отнюдь не с нуля. Не удивительно, что больше всего уверены в своих силах "новые богатые" (среди них утвердительно ответили на предложенный вопрос 84 процента), а меньше всего - "старые бедные" (72 процента).

Среди "новых бедных" и "старых богатых" доля считающих, что "человек - хозяин своей судьбы" одинакова. В то же время среди "новых бедных" значительно больше фаталистов (14 процентов против 4).

Самочувствие в школе

В середине 50-х годов американский социолог Альберт Коэн сформулировал теорию "фрустрации статуса", согласно которой, школа - это место, где дети из бедных семей вынуждены вступать в соревнование с детьми из среднего класса. При этом они обречены на поражение, поскольку в школе культивируется система ценностей среднего класса. Требования, которые она предъявляет, рассчитаны на детей из среднего класса, и учителя, которые в ней преподают, сами являются представителями среднего класса.

В нашей стране в период "позднего социализма" школа была рассчитана, в первую очередь, на детей образованных родителей. Сейчас дети матерей с высшим образованием по-прежнему чувствуют себя в школе более комфортно (они чаще отвечают утвердительно на вопрос "Нравится ли Вам учиться в школе?"); более уверенно (среди них меньше тех, кто считает, что у них есть трудности с учебой) и лучше учатся. Но материальное положение семьи также оказывает влияние на успешность школьной социализации. Подростки из состоятельных семей в школе чувствуют себя комфортнее и учатся лучше, чем бедные подростки с тем же уровнем материнского образования. И снова наиболее успешными оказываются "новые богатые", а наименее адаптированными - "старые бедные".

Хотя "старые богатые" реже оценивают свою успеваемость как "хорошую" и "отличную", в целом они не чувствуют себя в школе неуверенней, чем "новые бедные". Доля тех, кто ощущает себя в школьной обстановке вполне комфортно, и тех, кто полагает, что учеба не вызывает у них трудностей, в этих двух группах практически одинакова. По-видимому, при адаптации к школе сейчас высокий уровень образования матери и деньги уравновешивают друг друга.

Что важнее - деньги или образование?

Итак, подведя итоги вышесказанному, можно сделать следующий вывод: сейчас активно идет процесс разделения общества на состоятельных и малоимущих. Но этот процесс еще не закончен, поскольку и те и другие еще не составляют однородных групп, а делятся на выходцев из образованной и малообразованной среды.

И хорошее материальное положение семьи, и высокий уровень образования матери вносят свой вклад в формирование жизненных стратегий подростков: повышают уровень притязаний, облегчают адаптацию к школе и усиливают готовность взять на себя ответственность за свою судьбу.

Деньги и образование родителей - это два вида семейных ресурсов, опираясь на которые школьники строят свои планы на будущее. Подростки, которые "по праву рождения" могут рассчитывать на оба вида семейных ресурсов, оказываются в наиболее благоприятном положении. Судя по всему, они уже сейчас вне конкуренции. "Старые бедные", лишенные обоих видов ресурсов, оказались в самом неблагоприятном положении и, по большому счету, уже смирились с этим.

Между "новыми бедными" и "старыми богатыми" разворачивается своеобразное соревнование семейных ресурсов. "Новые бедные" располагают высоким уровнем материнского образования, а "старые богатые" - родительскими деньгами. Мы уже видели, что в некоторых случаях деньги и образование "играют вничью", а в том, что касается поступления в институт, по мнению подростков, деньги "проигрывают" образованию. Но если продолжить сравнение этих двух групп, то окажется, что:
1) среди "новых бедных" больше тех, кто считает, что обречен на бедность и смирился с этим;
2) "старые богатые" в несколько большей степени рассчитывают на удачную карьеру;
3) "старые богатые" в целом могут больше полагаться на помощь семьи при осуществлении своих жизненных планов;
4) среди "старых богатых" значительно меньше фаталистов.

В общем "старые богатые" немного лучше адаптированы к жизни. А это означает, что деньги уже начинают "выигрывать" соревнование семейных ресурсов.

Адаптация к бедности

Исследуя семьи, обедневшие вследствие реформ, мы выявили несколько типичных механизмов защиты, которые позволяют людям приспособиться к бедности.

Смирение

Многие из респондентов говорят о том, что и они сами, и их дети готовы довольствоваться малым.
- Я привыкла уже к трудностям, поэтому выхожу из любого положения. И дети у меня такие, они не требуют ничего. Что есть, то и есть.
- Мои дети привыкли ко всему, к этой нехватке. Ну, в общем, ко всем условиям.

Мысль о том, что их дети уже привыкли к трудностям, вызывает у наших респонденток заметное облегчение. "Дети у меня, слава Богу, ничего не просят", - говорит одна из них. Другая рассказывает: "Большое спасибо моим детям за то, что они у меня без запросов. Не требуют: "Дай-дай-дай, купи-купи-купи". Наоборот, я сама дочку уговариваю: "Давай мы тебе купим что-нибудь", а она в ответ: "Да, ладно, мама, не надо".

Смириться с бедностью людям помогает мысль о том, что деньги - далеко не самое главное в жизни, в которой могут быть гораздо более тяжкие испытания: "Самое главное - чтобы не было войны, тогда все наладится со временем".

Но чаще всего встречаются высказывания о приоритете семейных ценностей над материальным благополучием. При этом деньги и семья выступают как антиподы, и выбор делается в пользу семьи, которая и есть подлинная ценность.
- Тяжеловато, но я говорю, что мы - дружная семья, помогаем друг другу, дети у меня хорошие.
- Богатство мое - это дети. За большими деньгами я никогда не гналась и не гонюсь...

Бедность как норма

Ощущать себя социальным аутсайдером, неудачником очень тяжело. Однако, если думать о том, что и другие живут не лучше, то бедность начинает представляться не неудачей, а нормой жизни.
- Вот в таком положении, как мы, ведь все учительство находится. Мы не одни. Каждый второй, наверное, так живет.
- Все так живут.
- Вся интеллигенция сегодня бедствует.

Еще один способ не жить, постоянно ощущая себя "униженным и оскорбленным" - не признавать своей бедности. В конце концов всегда есть те, кто еще беднее.
- Достаток у нас средний. Средний был, средний и остался. Мы нормально питаемся, одеваемся скромно.
- Бабки вон ходят с протянутой рукой. Я еще не ходила.
- Мы не бедные, мы средние.

Самоизоляция

Поскольку полностью закрыть глаза на происходящее в обществе сильное имущественное расслоение невозможно, опрошенные стараются избегать ситуаций, которые могут разрушить их представление о том, что "так живут все".

- Я, может быть подспудно, стараюсь иметь поменьше контактов с людьми, которые богаче нас. Главным образом из-за дочери. В ее возрасте, мне кажется, дети очень болезненно реагируют на отсутствие у родителей возможностей что-либо купить, куда-то поехать...

Все эти способы психологической защиты до некоторой степени облегчают жизнь людей. Однако это способы адаптации именно к бедности, которая в результате начинает казаться нормальным и неизбежным образом жизни.

"Я считаю так: как мы живем - не умеем воровать, не умеем ловчить, не умеем хитрить - и дети наши будут точно такие же. Они будут обречены на такой же образ жизни, если ничего в стране к лучшему не изменится, если не будет востребован честный труженик, не будет социального заказа на порядочного, трудолюбивого человека. Пока же отношение к тем, кто трудится, негативное. Труженик прозябает, а человек нечистоплотный процветает. Если ничего не изменится, значит жалкое существование будет уделом не только нашим, но и наших детей".

Это высказывание хорошо показывает, что использование психологических средств защиты (убеждение, что "честный труженик не востребован", а бедности может избежать только тот, кто "ворует, ловчит и хитрит") влечет вывод о том, что "уделом" детей респондентки будет "жалкое существование". Ведь не может же мать желать, чтобы ее дети стали непорядочными, нечестными и нетрудолюбивыми!

Вывод, к которому мы пришли, к сожалению, нельзя назвать оптимистическим.

Бедность "новых бедных" - это не просто временная нехватка денег, а то психологическое состояние, которое реально влияет на социализацию детей: заставляет их занижать уровень своих притязаний, вырабатывает в них готовность смириться с судьбой и ограничиваться малым, затрудняет адаптацию к школе. Уже сейчас видно, что в большинстве случаев выходцы из бедных семей обречены на поражение в конкуренции с детьми обеспеченных родителей. Высокий уровень образования матери замедляет процесс выпадения детей в "культуру бедности", но не может предотвратить его. От выпадения очень значительных масс людей в устойчиво и безвыходно бедные слои с собственной субкультурой современное оссийское общество отделяет очень тонкая черта. По сути дела - это только вопрос времени.