Женщина Плюс...
  №3, 1999

Признание - любовь - судьба

Анна Васильева

     Работы известной художницы Валентины Пименовны Лавровой-Солдатовой украшают 25 картинных галерей по всему миру. Ее творческий стаж приближается к 60-ти годам, а самой художнице недавно исполнилось 76 лет. Невзирая на возраст, эта женщина удивительно энергична, подвижна (бесстрашно взбирается по стремянке под высокие своды своей мастерской, чтобы показать нужную картину), а главное - полна неиссякаемого интереса к жизни и творческих планов. Из ее дома, что в Хлебном переулке, трудно уйти: проникнутые неярким очарованием русской природы картины Валентины Пименовны и чудесные работы ее покойного мужа - скульптора Георгия Дмитриевича Лаврова - создают завораживающую атмосферу творческой одухотворенности.
      Сама художница - человек на редкость радушный и гостеприимный. Я пришла к Валентине Пименовне прохладным сентябрьским днем. Помещение, в котором еще не начали топить, было сильно выстужено, так что хозяйка, вынужденная ходить по дому в валенках и телогрейке, тут же укутала меня в теплую шаль, налила горячего чая, и потекла наша беседа. Валентина Пименовна оказалась прекрасной рассказчицей и, точно на холсте, разворачивала передо мной панораму своей жизни, в которой счастливо пересеклись линии судьбы, призвания и любви.
      Валентина Пименовна была двенадцатым ребенком в семье лесника. Ее детство прошло в сибирской тайге, и, вероятно, во многом благодаря этому творчество художницы пронизано благоговейной любовью к природе, трепетным отношением ко всему живому. "Эти чувства воспитал во мне отец, - вспоминает она. - Он был мудрым, добрым и глубоко образованным человеком". В отцовском доме хранились книги с иллюстрациями Нестерова, других мастеров, и маленькая Валя подолгу рассматривала понравившиеся ей картинки. Заметив тягу дочери к живописи, отец привез ей из города акварельные краски. С бумагой в доме было трудно, а жажда рисовать была огромной. Так что в дело шли старые тетради старших братьев и сестер, вообще любой исписанный клочок. Но это было только начало. По-настоящему ее талант проявился лишь через несколько лет, когда Валентина Пименовна поселилась в Иркутске у своей старшей сестры.
      "В Иркутске при Доме культуры действовала молодежная художественная студия, и я частенько с завистью следила за работой юных живописцев. Среди них не было ни одной девчонки - только ужасно взрослые и важные парни с усиками. Я им завидовала невероятно и долго упрашивала сестру устроить меня в студию. Под конец она сдалась, и меня определили в младшую группу. Сначала парни смотрели на меня свысока: "Смотрите-ка, какая малявка к нам пришла!" Однако уже через две недели меня перевели в среднюю группу, а потом и в старшую. Преподаватели посоветовали поступать в художественное училище. Я отнесла в приемную комиссию свои работы, они понравились, мне разрешили сдавать вступительные экзамены, но прежде попросили предъявить метрики. Дело в том, что в училище принимали только после 16 лет, а мне исполнилось лишь 15. Это был конец! Я не подходила по возрасту! Мое отчаяние было столь велико, что я зарыдала навзрыд и плакала, видимо, так горько, что члены приемной комиссии смягчились и разрешили мне в порядке исключения поступать уже в этом году".
      Когда Валентина Солдатова закончила 3-й курс Иркутского художественного училища, ее пригласили в Ленинградскую академию художеств. Перед отъездом в северную столицу Валентина решила заехать на несколько дней в Красноярск, где жили ее мать и сестра (отец трагически погиб в тайге). Однако время (и НКВД) распорядилось по-своему, и с мечтой о Ленинграде пришлось расстаться. Дело в том, что муж сестры, крупный изобретатель, внезапно был арестован и объявлен врагом народа. Сама сестра, охваченная ужасом, что ее постигнет та же участь, забрала детей и уехала на родину, в глухую таежную деревню. Валентина Пименовна осталась с матерью в Красноярске и устроилась на работу в Товарищество художников. Именно здесь она встретила человека, ставшим на всю жизнь ее другом, соратником, любовью, судьбой. Георгий Дмитриевич Лавров был человеком редкого таланта. В 1927 году по рекомендации Луначарского его, тогда еще совсем молодого скульптора, командировали в Париж. Ему довелось работать в мастерских Бурделя, Майоля, Деспио, Помпона, лепить с натуры многих знаменитостей того времени, среди которых была и великая русская балерина Анна Павлова. В 1932 году в Париже состоялась персональная выставка работ Георгия Дмитриевича, после которой к молодому скульптору пришло настоящее признание.
      В 1935 году Георгий Дмитриевич вернулся на Родину. Будучи во Франции, он много слышал о репрессиях и беззакониях, творящихся в СССР, но не хотел верить этим слухам. Как многие талантливые люди того времени, он искренне разделял идеи коммунизма и не мог себе представить, что партийные вожди способны вести политику террора против собственного народа. Он был лично знаком со многими членами правительства, в том числе с заместителем председателя Совнаркома Рудзутаком. В 1937 году Рудзутак и другие друзья Георгия Дмитриевича были арестованы, а год спустя та же участь постигла и его самого. Скульптора обвинили в причастности к деятельности антисоветской террористической организации и подготовке покушения на товарища Сталина.
      Лавров был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Только крепкое от природы здоровье и железная сила духа помогли скульптору вынести каторжную жизнь и работу на магаданском золотом прииске, где редко кто выдерживал больше трех месяцев. В 1945 году на положении пожизненного ссыльного, без права свободного перемещения Лавров был направлен в Красноярск.
      С первых дней знакомства Валентина Пименовна и Георгий Дмитриевич почувствовали друг в друге родственные души. Сама художница вспоминает об их первых встречах с необыкновенной теплотой: "С ним было очень интересно разговаривать. Он не строил из себя интеллигента, как многие, хотя был чрезвычайно начитанным, умным и глубоко культурным человеком. Меня, невзирая на мою молодость, называл исключительно по имени-отчеству. Мы подружились сразу. Сначала возникла потребность в общении друг с другом. Если не виделись несколько дней, я уже чувствовала, что чего-то не хватает". Вскоре дружба переросла в более сильное чувство, и в 1946 году они соединили свои судьбы. Валентина Пименовна и Георгий Дмитриевич пронесли любовь через всю жизнь, и никакие, даже самые тяжелые жизненные обстоятельства, не в силах были их разлучить. А перипетий и скитаний на их долю выпало немало.
      За неполных 7 лет они успели пожить в Черногорске, Минусинске, Абакане - там где власти разрешали поселиться, где можно было найти хоть какое-то жилье и работу. Во время каждого из таких переездов безвозвратно терялись работы мастеров. В Черногорске Валентина Пименовна организовала первую городскую художественную студию для подростков и молодежи, а выставка работ учеников студии и их наставников стала для города одним из самых ярких культурных событий.
      Художнице часто приходилось выполнять работы на заказ: писать портреты партийных вождей, сцены "ударного труда". "Я никогда не относилась к таким заказам лишь как к источнику дополнительного заработка. Все работы, в том числе и заказные, были для меня полноценными произведениями, в которые я вкладывала свою душу. Как-то меня попросили написать холст для сцены Дома культуры. Я выполнила эту работу, копируя технику мраморного барельефа. Члены художественного совета не могли поверить, что это всего лишь холст, а не настоящий мрамор".
      В 1954 году Георгий Дмитриевич был полностью реабилитирован и получил долгожданную свободу перемещения. 5 ноября Лавровы прибыли в Москву. Почти год ушел на хождения по инстанциям с просьбой о представлении хотя бы небольшого помещения для жилья и работы. В конце концов, московские власти выделили им полуразвалившийся дом в Хлебном переулке, бывший когда-то гаражом Берии. Еще год ушел на то, чтобы привести помещение в более-менее пригодное для жилья состояние, но несмотря на все проблемы, с которыми пришлось столкнуться в этот период, Валентина Пименовна вспоминает о нем как о самом счастливом. Наконец-то у них был собственный дом, где они могли спокойно жить, работать, принимать друзей, в которых не было недостатка! Георгий Дмитриевич был необыкновенно жизнерадостным и разносторонне развитым человеком: отлично катался на коньках, плавал, играл на мандолине. "Помню, однажды пошли мы на каток в Парк культуры им. М.Горького. Там собиралась в основном молодежь, и какой-то парнишка громко воскликнул: "Зачем сюда притащились эти старики?", имея в виду нас. Меня это задело, и я попросила мужа показать юношам класс. Великолепный фигурист, Георгий Дмитриевич так необыкновенно красиво скользил по льду, что через несколько минут все остановились и восхищенно наблюдали за ним. Ему тогда шел восьмой десяток".
      В 1991 году Георгий Дмитриевич Лавров скончался. "Как Вы пережили утрату? Чем наполняете свою жизнь без него?", - спросила я Валентину Пименовну. "А он всегда со мной, - просто ответила художница. - Вот видите, этот великолепный бюст Павловой - его работа. А это он ваял меня. Вот набросок, который я делала с него. Самый последний".
      Но не только бережно хранимая память о верном спутнике жизни помогает Валентине Пименовне поддерживать бодрость и присутствие духа. Почти каждый день в ее дом-мастерскую наведываются друзья, знакомые, почитатели творчества Лавровых. Но главное, что придает смысл ее жизни, - это живопись. "Я не могу думать о старости. Мне еще столько всего надо успеть сделать, столько есть красоты, которая просится на холст! Сейчас я задумала новый цикл картин, посвященный "старой" Москве. Мой дом расположен в живописнейшем уголке города, здесь много старинных, прекрасно сохранившихся особняков. Раньше меня тянуло за город, а теперь я хочу запечатлеть эти тихие московские переулочки, где мне так нравится гулять, чтобы они остались в памяти людей такими, какими я их вижу".
      Живет Валентина Пименовна очень скромно. И хотя есть немало желающих приобрести ее работы, она продает картины неохотно, только в исключительных случаях, когда становится совсем туго и нужно свести концы с концами. Все ее картины и скульптуры Георгия Дмитриевича завещаны музеям, так что она даже не рассматривает их как свою собственность. Каждый день ей приходится вести бой с коварным врагом под названием быт: поддерживать старый дом совсем не юной одинокой женщине не просто - то крыша потечет, то лопнут трубы, но Валентина Пименовна не унывает. "К чему злиться, раздражаться, обижаться?! Пользы - никакой, а для здоровья - вред. Вот смотри, цветет герань на окне, светит солнышко - ведь хорошо же! Надо уметь радоваться и быть благодарной за каждый прожитый день".