Женщина Плюс...
  №3, 1999

Мы ощутили себя гражданами

Ольга Александровская

Ольга Андреевна Александровска, председатель Совета фонда социальных инициатив "Поварская слобода"

     Подобно тому, как семья - основа общества, так микрорайон большого города - основа развития местного сообщества. Ведь построение гражданского общества начинается снизу - с взаимопомощи и объединения для защиты общих интересов. Когда у людей, живущих по соседству, есть общее дело, возникает ощущение гражданской значимости каждого. Мы поняли это в 1987 году. Когда я говорю "мы", то имею в виду жителей 21-го микрорайона Москвы, историческое название которого "Поварская слобода".
      Помните 1987 год? Начало Перестройки - тогда все казалось возможным. Именно в это время мы выступили с социально-экологическим протестом против застройки единственного в нашем микрорайоне сквера. Жители боролись целый год - и победили. Не потому, что были очень сильны, а потому что не сдавались. Но обо всем по порядку.
      Наш микрорайон - в основном жилой и посольский - находится в историко-культурном центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля. Население - около 8 тыс. человек, из которых примерно 1,5 тыс. детей и около 2 тыс. стариков. В центре микрорайона находится зеленая площадка, образовавшаяся из двух старинных домовладений. Особняки были снесены в 60-70-е годы нашего века, но зеленый пятачок незастроенного пространства сохранился и стал излюбленным местом отдыха для нас, живущих в каменном сердце столицы. Примечателен он был еще и тем, что в центре его рос Вяз-долгожитель, современник Пушкина, свидетель Отечественной войны 1812 года...
      В 1987 году было принято решение по периметру обоих домовладений построить жилой дом для турецких дипломатов. Проект был утвержден: к площадке подвели коммуникации, завезли стройматериалы, стали забивать сваи для фундамента. И начали выкорчевывать деревья - молодые, здоровые липы, посаженные лишь 30 лет назад. На Вяз также имелся порубочный лист, где было сказано, что дерево больное и подлежит уничтожению. И вот тут душа народная не выдержала, и мы встали на защиту деревьев. Сначала, как обычно, ходили по квартирам и собирали подписи жителей под письмами протеста. Но подобные письма не дают особого эффекта. Тогда мы изменили тактику. Поскольку приближалась избирательная кампания (а еще существовали райкомы, и действовало правило, по которому в выборах должны были участвовать не менее 90 процентов избирателей), то все дружно заявили, что если не прекратят стройку, ни один житель микрорайона голосовать не пойдет. Прямой политический шантаж сработал. Кроме того, на строительную площадку (она же - сквер) вышли женщины с колясками. Они встали прямо перед грузовиками со стройматериалами и перекрыли им проезд. Для строителей это было полной неожиданностью: согласитесь, трудно переехать женщину с коляской, да еще если она не одна. Параллельно продолжали собирать письма, подписи, осаждали горком партии, но переубедить партийных функционеров было делом совершенно безнадежным.
      Помню, однажды я возвращалась из горкома, расстроенная из-за очевидной бесперспективности наших усилий, и встретила старушек, собиравших подписи. Они сказали, что пришел районный прокурор, баллотировавшийся в депутаты. Ни на что уже не надеясь, я все же решила с ним встретиться. И неожиданно это оказалось большой удачей. Выяснилось, что прокурор тоже жил по соседству и прекрасно понимал, что для жителей означает уничтожение сквера. Открыто он не вмешивался в нашу борьбу, но учил нас грамотно действовать - это оказалось неоценимой помощью! Сейчас и я передаю свой опыт москвичам, начинающим подобное дело. Стратегия, по сути, очень простая, но она тоже требует освоения, а главное, понимания того, что борьба - это процесс, а не единичное действие.
      Прокурор нам сказал, что есть письмо, а есть наказ. В зависимости от названия документа он по-разному "работает". В то время депутатом Верховного Совета от нашего Киевского района был М.С.Горбачев. Мы написали ему наказ, в котором поручили остановить строительство. А пока не будут приняты надлежащие меры, взяли охрану дерева-долгожителя на себя. Мы поставили возле Вяза табличку, на которой от руки написали: "Охраняется народом!", повесили рельсу, чтобы в случае чего можно было быстро созвать людей и организовали постоянный пост. Днем на посту дежурили родители, гуляющие с младенцами, и старики. Ночью - местные алкоголики, у которых даже голубая муть в глазах стала проясняться от понимания своей социальной значимости. Это было просто потрясающе! Потом появилась и милицейская охрана - денно и нощно рядом с Вязом стоял милиционер. Когда его спрашивали: "Что же ты тут охраняешь?", он, не задумываясь, отвечал: "Дерево!".
      Мы по-прежнему продолжали собирать подписи в защиту нашего сквера и дерева (за неделю собрали более 5 тыс. подписей, причем приезжали даже те, кто переехал, или чьи квартиры расселили); вели письменную тяжбу с чиновниками; писали депутатам. Все наши письма и полученные ответы вывешивались на заборе рядом с Вязом. Иными словами, общественная жизнь микрорайона круглосуточно кипела на строительной площадке. В результате недельного стояния возле дерева люди сплотились и самоорганизовались. По прошествии почти года мы добились своего. В конце концов нам прислали письмо, что турецким дипломатам предоставлено здание в другом месте. Таким образом Вяз оставили в покое, вывезли строительные материалы, и нашим глазам на месте прежней зеленой площадки открылся пустырь. Его надо было срочно осваивать, потому что в противном случае это место грозило превратиться в мусорную свалку. Первое, что мы сделали, устроили там Новогоднюю елку. В июне 1988 года возле Вяза мы отметили день рождения Пушкина, в октябре - Цветаевой и Лермонтова, потому что все они жили по соседству. Но праздники - праздниками, а пустырь надо было благоустраивать, и мы вновь обратились к нашим депутатам, Нашли архитектора, который разработал эскиз сквера, учтя наше пожелание создать на этом месте общественно-политический центр. А дорожное управление, по требованию ставших родными депутатов, воплотило этот проект в жизнь.
      Мы поняли, что только совместными усилиями можно чего-то добиться, а для этого нужна постоянно действующая организация. Так был создан фонд социальных инициатив "Поварская слобода". Наша организация практически действует с 1987 года, а официально зарегистрирована в 1992.
      Основных направлений деятельности - четыре. Одно из них - милосердие: время настало тяжелое, и надо помочь людям выжить. Второе - экологическое. Третье - сохранение историко-культурных ценностей. Четвертое - воспитание свободной личности для свободного общества, работа с подростками и семьями.
      В нашей организации примерно 150 добровольцев, в основном пожилые люди в возрасте от 60 до 95 лет. Они одновременно и объекты, и субъекты милосердия. Но в общей сложности подопечных около 500 человек. Самое существенное, что мы сумели сделать - это организовать горячее питание. Начали в 1990 году с пяти человек, договорившись с профкомом торговой фирмы "Весна". В лучшие времена удавалось обеспечить обедами 250 человек, а сейчас обслуживаем только 56 и, к сожалению, не каждый день, а три раза в неделю.
      Кроме того, для жителей микрорайона мы устраиваем праздники силами нашей фольклорной группы, в которой занимается более 30-ти человек. Всего ежегодно проводим около 30 праздников, из которых не менее 10 - на улице.
      Наши добровольцы - это, как правило, вышедшие на пенсию представители интеллигенции. У нас есть три врача, которые ведут прием примерно раз в две недели. Основные их пациенты - малообеспеченные пожилые люди, для которых очень важным моментом является неформальное общение с врачом. Есть у нас и народный целитель, ведущий по собственной методике еженедельные занятия под девизом "Помоги себе сам". У него в группе занимается более 20 человек.
      Мы также создали свою аптеку. Очень часто старики, получающие бесплатные лекарства, принимают их некоторое время, а потом бросают. Вот мы и попросили всех наших подопечных приносить в аптеку ненужные им лекарства. Врач помогает скорректировать дозу, а лишние идут в общий фонд. Так что проблем с лекарствами у малоимущих и немощных жителей микрорайона практически нет. Руководит пунктом здоровья Ольга Николаевна Клюшкина, в прошлом - фронтовой врач, получившая во время войны тяжелую контузию. Несмотря на возраст, она очень энергична, собирает данные обо всех лежачих больных, и наши врачи навещают их.
      Инвалид-афганец раз в неделю бесплатно стрижет наших стариков, тратя иногда по целому часу на каждого клиента несмотря на то, что стоять ему трудно из-за травмы ног. Старики довольны и красивой прической, и общением, и вниманием.
      Любители театра, музыки и кино, среди которых есть и 95-летние, имеют возможность бесплатно посещать концерты, спектакли, экскурсии. В год таких мероприятий организуется около 2 тысяч.
      Практически в каждом доме - а всего их в микрорайоне 40 - у нас есть люди, через которых мы доносим информацию, рассылаем поздравления. Они же раздают подарки к праздникам и приглашают малоимущих жителей раз в квартал выбрать нужные им подержанные вещи, которые мы специально для этой цели собираем.
      Люди приходят и со своими собственными инициативами. Например, Мария Алексеевна, 80-ти лет, кандидат фармакологических наук, организовала цикл занятий по лекарственным растениям, а ее студенты устроили жителям праздник "Зеленое кафе". Другой пример. Пожилая беженка из Армении, владевшая фантастической техникой плетения кружева, приезжала к нам из Подмосковья специально для того, чтобы научить своему мастерству.
      Когда мы боролись за Вяз, у нас была общая внешняя угроза. Это объединяло и сплачивало. Теперь стараемся объединить жителей общей традицией. Уже шестой год в конце мая - начале июня проводим в сквере фестивали по случаю спасения Вяза. Объединяет нас и забота о месте, где живем. Мы обихаживаем территорию микрорайона, что-то сажаем в сквере и во дворах. Когда я только начала высаживать цветы, мне говорили: "Зачем это надо? Все равно вытопчут - собаки, дети или взрослые". А я отвечала: "Посмотрим - кто кого!" Сегодня цветы сажают уже более 30 человек, а в субботниках, участвует, конечно, гораздо больше людей.
      Почему я всем этим занимаюсь? Да потому, что понимаю: если пустим дело на самотек, очень быстро потеряем все, чего с таким трудом добились. Начиная с 1987 года предпринято уже пять попыток застроить сквер. Так что угроза остается. Я даже пошла в районные советники только для того, чтобы вовремя получать информацию. Районное собрание - это представительный орган в составе управы. Состоит он из советников, представляющих интересы жителей. И хотя наши полномочия ограничены, кое-что сделать удается. По крайней мере чиновники начинают понимать, что, принимая решения, надо учитывать не только интересы инвесторов и свои собственные, но и считаться с людьми. А граждане начинают осознавать, что права у них есть только тогда, когда они их отстаивают.