Женщина Плюс...
  №2, 1999

Женщины в науке и образовании

      В недавнем прошлом жизненный путь способных юношей и девушек из интеллигентных семей был определен заранее: высшее образование, а затем работа в одном из многочисленных научно-исследовательских институтов, ибо занятие наукой было одним из немногих способов более или менее интересного творческого существования. Сегодня положение вещей резко изменилось. С одной стороны, появилось множество других возможностей реализовать себя; с другой, престиж занятия наукой существенно понизился. Достаточно сказать, что средняя заработная плата работника НИИ сегодня составляет около 300-500 рублей в месяц. Вот и потянулись бывшие старшие и младшие научные сотрудники кто в бизнес, кто за границу. Но тем не мнение истинные приверженцы науки по-прежнему остаются. Что помогает им сохранять веру в свое призвание и следовать единожды выбранному пути? Об этом - мой разговор с профессором Московского государственного университета, доктором физико-математических наук Галиной Юрьевной Ризниченко.
      Галина Юрьевна возглавляет ассоциацию "Женщины в науке и образовании", созданную в 1993 году по инициативе математика Ирины Ярошевской. Шесть лет назад, находясь в зарубежной командировке, Ирина случайно оказалась на заседании международной европейской ассоциации "Женщины-математики". Ее задело, что среди многочисленных участниц этой встречи вообще не было наших соотечественниц. Были женщины-ученые из Польши, с Украины, а вот из России - никого. Вернувшись домой, она предложила создать подобную организацию у нас. На первую конференцию съехалось около 60 женщин из разных городов. У многих настроение поначалу было скептическое, но уже первый день конференции оказался настолько плодотворным, что все участницы согласились с необходимостью проведения подобных встреч в будущем.
      Сегодня в ассоциацию «Женщины в науке и образовании» входит более 1 000 членов из 40 городов России и стран СНГ. В 12 городах основаны региональные отделения. Основной формой деятельности ассоциации является проведение тематических конференций, на которые собираются женщины-ученые со всех уголков России. Ежегодно ассоциация организует три конференции по таким темам, как «Математика. Компьютер. Образование», «Женщины-математики» и «Нелинейный мир». Участницы и участники этих конференций - ученые разного уровня, начиная с профессоров и кончая аспирантами.

- Галина Юрьевна, женщины-ученые сегодня сталкиваются с теми же проблемами, что и ученые мужи, или им приходится преодолевать дополнительные трудности?
- Сейчас вся наша наука оказалась в очень трудном положении, затрагивающем в равной степени и мужчин, и женщин. Но гендерные проблемы в научной среде существовали всегда, и если сегодня на фоне общего положения дел они стали казаться менее актуальными, то это не значит, что они исчезли. Женщине, выбравшей научную стезю, всегда приходилось доказывать своим коллегам-мужчинам, что она чего-то стоит как ученый. Ей труднее достичь высокого положения в иерархии степеней и званий, занять руководящую должность. Главной тому причиной является общепринятое мнение, что женщина по складу ума не в состоянии добиться больших успехов в науке, тем более в математике. Это абсолютно не так. Даже в те годы, когда на механико-математический факультет МГУ был очень высокий конкурс, а следовательно, и очень жесткие критерии отбора, девушки составляли одну треть от общего числа поступивших. Но уже при обучении в аспирантуре на девять юношей приходилась только одна девушка. Эта пропорция сохраняется и по сей день.
      Дело в том, что к моменту окончания учебы большинство студентов успевают обзавестись семьями, а многие и детьми. И, по традиции, воспитание ребенка и другие домашние обязанности в основном ложатся на плечи женщины. В науке же очень важна постоянная тренировка ума, так же как в спорте мускулов. Если ты на какое-то время выпадаешь из этой колеи, трудно вернуться обратно. Поэтому на Западе создаются специальные программы для профессиональной реабилитации женщин-ученых после рождения ребенка. Почти во всех европейских университетах есть проректор по вопросам женщин. Нам пока до этого далеко. Но все же какие-то шаги в этом направлении предпринимаются. Недавно меня пригласили участвовать в работе экспертного совета по гендерным проблемам при Совете Федерации. Я считаю очень важным то, что гендерные вопросы стали рассматриваться на государственном уровне, поскольку по-настоящему демократическое общество не должно умалчивать проблему неравноправия полов.

- Что же конкретно делает ваша ассоциация для женщин-ученых?
- Положение женщины в обществе во многом определяется ее профессиональным уровнем. Сегодня существует множество программ, направленных на переобучение женщин «рыночным» профессиям, малому бизнесу. Мы же ставим перед собой другую цель - дать возможность женщинам-ученым не только не утратить своего профессионального статуса, но и повысить его.

- Каким образом?
- Один из первых вопросов, встающих сегодня перед научным работником, - где и как достать свежие данные в интересующей его области. С конца 80-х годов поток информации, доступной российским ученым, снизился в 10 раз. Вы можете возразить, что ведь появилась сеть Интернет - этакий рог информационного изобилия. Но дело в том, что бесплатно в Интернете можно найти только краткие аннотации к научным статьям. Если же вам необходимо ознакомиться с их полным содержанием (а подобная необходимость возникает всегда при изучении какой-либо проблемы) за это надо платить. Оплачивать же услуги Интернета не в состоянии ни сами ученые с их нищенской зарплатой, ни администрация университетов. Если говорить о других возможностях получения информации, то ситуация здесь ничуть не лучше. Перечень выписываемых иностранных журналов сократился на порядок. Те издания, которые наш крупнейший институт научно-технической информации продолжает выписывать, приходят единичными экземплярами. Даже в Москве проблема информационного голода стоит чрезвычайно остро, а что уж говорить об ученых из регионов.
      Раньше любой специалист мог несколько раз в год приезжать в столицу, находить нужную информацию и получать необходимые консультации. Теперь из-за отсутствия финансирования научных учреждений это стало практически невозможным. И все же один раз в год выбраться на какую-либо из наших конференций могут себе позволить многие. Мы же, в свою очередь, стараемся, чтобы за пять дней работы наших конференций люди получили максимум нужной им информации.

- Вы хотите сказать, что участие в конференциях способствует профессиональному росту участниц?
- Для многих женщин-ученых, особенно из небольших городов, наши конференции - единственная возможность профессионального роста. Кроме того, для молодых ученых подобные научные форумы - редкий шанс апробировать свои идеи на широкой публике, услышать мнение коллег. Несколько дней назад я получила письмо от девушки, недавно защитившей кандидатскую диссертацию. В течение трех лет она приезжала на наши конференции за консультациями, сделала несколько докладов. Она пишет, что своим успехом в работе во многом обязана участию в конференциях. И таких примеров очень много.
      Очень важным фактором является психологическая взаимопомощь, которую мы оказываем друг другу. Ведь научно-образовательное сообщество - это специфическая и довольно изолированная социальная группа. Волнующие нас проблемы часто непонятны даже членам наших семей. Конференции же позволяют людям, близким по духу и настроениям, обсудить интересующие их темы на понятном друг для друга языке. Часто между ними завязываются дружеские связи. Наши научные дамы ездят друг к другу в гости читать лекции. Кто-то отправляет своих студентов в аспирантуру другого вуза.
      Общий дух наших конференций - оптимизм и сплоченность. Мы стараемся не заострять внимание на негативных сторонах, ведь для нас самое важное - вселить в женщин-ученых веру в свои силы и в то, что российская наука, несмотря ни на что, продолжает жить.

- Поддерживаете ли Вы контакты с западными организациями аналогичного профиля?
- У нас налажено тесное сотрудничество с французской ассоциацией "Женщины-математики". В декабре 1996 года при поддержке ЮНЕСКО в Марселе состоялся первый русско-французский математический семинар, в работе которого участвовало 12 российских делегаток. В свою очередь, многие французские ученые стали постоянными гостями наших конференций. Кроме того, мы регулярно участвуем в общеевропейских форумах "Женщин-математиков". Благодаря контактам, установленным на этих международных съездах ученых, многие наши женщины получили возможность стажироваться в ведущих западных университетах.

- Занимется ли ассоциация еще чем-либо, помимо проведения конференций?
- Одна из программ нашей ассоциации - создание фонда компьютерных учебных систем. Ее автор - Ирина Викторовна Горская, преподаватель факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Фонд помогает преподавателям освоить и использовать в процессе обучения различные компьютерные программы. Любой желающий может получить по электронной почте интересующие его материалы из коллекции фонда, а также передать в фонд свою статью или обучающую программу.
      Наши региональные отделения разрабатывают и реализуют на местах свои собственные программы. Так, чебоксарское отделение организует летние лагеря для школьников, регулярно проводит олимпиады. В Воронеже члены нашей ассоциации реализуют программы развития женского малого бизнеса. А члены саратовского отделения в большей степени сосредоточены на участии в женском общественном движении. Вместе с Комитетом солдатских матерей им удалось добиться того, что все призывники их города проходят службу только на территории Саратовской области.

- Галина Юрьевна, чем лично для вас является деятельность в ассоциации «Женщины в науке и образовании»?
- Конечно, я занимаюсь этим частично в ущерб своей научной и преподавательской работе. Но сегодня наш союз женщин-ученых для меня - одно из самых важных дел, потому что если мы не сохраним российское научно-образовательное сообщество, моя работа как ученого будет просто никому не нужна. Внести посильный вклад в его сохранение я считаю своим долгом. Речь ведь идет не только о судьбе науки, но и о культурных традициях русской интеллигенции в целом. Ее сила всегда была в том, что она представляла собой большой пласт свободомыслящих людей, обеспокоенных судьбой страны. Активно выражая свои моральные, культурные и этические позиции, интеллигенция оказывала влияние на представителей других слоев общества, в том числе и на тех, кто стоял у власти. Вспомним хотя бы движение шестидесятников, во многом подготовившее почву для демократических реформ середины восьмидесятых. Но, к сожалению, за последние годы в общественном сознании произошли радикальные изменения. Приоритетом россиян стало отнюдь не процветание общества, а личное обогащение. С этой точки зрения призыв интеллигенции к каким-то высшим духовным ценностям кажется просто смешным. В силу объективных причин интеллигентов в России осталось очень мало: одни уехали на Запад, другие поддались искушению легких заработков. Но те, которые остались, стараются по мере сил сохранять истинные культурные ценности, главной из которых всегда был дух высокой гражданственности в лучшем понимании этого слова.

Беседу вела Анна Васильева