Женщина Плюс...
  N4, 2000

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Материал подготовлен редакцией на основании документов, предоставленных Пермским областным отделением международного общества "Мемориал"

В течение трех лет ведется общественная кампания за введение альтернативной гражданской службы (АГС), в которой участвуют правозащитные организации Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода и ряда других городов России. Правозащитники рассматривают введение альтернативной гражданской службы как первый шаг к реформированию армии, которое должно идти в направлении ее профессионализации. Вот что считает по этому поводу председатель Пермского областного отделения международного общества "Мемориал" А. М. Калих: "Что касается военной реформы, то мы поддерживаем концепцию дальнейшего сокращения и профессионализации Вооруженных Сил, создания сравнительно малочисленной (армия США - около 500 тысяч человек плюс 230 тысяч вне страны), но мобильной, вооруженной самой современной техникой и оружием армии, отказа от всеобщей воинской повинности (которая должна применяться только в военное время) и введения контрактного призыва.

Следует обратить внимание на три принципиальных положения:

  1. Мы против сокращения армии как самоцели, против бессмысленного сокращения, которое лишь обескровливает армию. Устаревшая, перешедшая к нам из советских времен мобилизационная модель, в реальности подменяет настоящее сокращение созданием мобилизационных резервов. В результате - огромное количество ржавеющей, устаревшей техники некому обслуживать, при всей ее огромной численности, армии не хватает людей.
  2. С нашей точки зрения, насильственный военный призыв является основной причиной тяжелой болезни армии: в ней вынуждены проходить, точнее, - имитировать службу те, кто не имеет к этому ни призвания, ни желания. Отсюда массовое уклонение от призыва (в среднем ежегодно - от 40 до 60 тысяч), коррупция в военкоматах и призывных комиссиях. Во многом отсюда вытекают и так называемые неуставные отношения, бесконечные побеги военнослужащих, расстрелы сослуживцев и т. п.
  3. Принципиальный для общества вопрос: куда направляются средства, высвобождающиеся в ходе сокращения армии? Уже объявлено: на закупку новых вооружений. Что значит - не на финансирование реформы армии, не на ее профессионализацию. Мы считаем, что основным источником финансирования альтернативной гражданской службы (АГС) в случае принятия закона об АГС должны быть средства, высвобождающиеся в ходе сокращения армии.

Безусловно, профессиональная армия - дело далекого будущего. Появление альтернативной гражданской службы - это шаг к профессиональной армии в том смысле, что хоть в какой-то степени это решит проблемы многих молодых людей, по идейным соображениям не желающих держать в руках оружие. С другой стороны, АГС разгрузит армию от тех, кого там по простоте душевной считают "сачками" и посему унижают, преследуют, избивают. Будем надеяться, что, соответственно, в армии увеличится процент молодых людей, чувствующих влечение к военной службе.

Мы рассматриваем переход к профессиональной армии как стратегическую перспективу, а введение АГС - как один из подходов к созданию профессиональной армии, прежде всего за счет повышения качества призыва.

Альтернативная гражданская служба уже давно существует во всех цивилизованных странах. Мировая практика показывает, что АГС отнюдь не ослабляет армию, а наоборот, укрепляет ее, дает возможность добиваться поставленных целей. К сожалению, право на АГС, записанное в ст. 59 Конституции РФ, до сих пор не подтверждено федеральным законом, его принятие намеренно оттягивается не только Государственной Думой, но и Правительством, и, конечно же, Министерством Обороны. Создана ситуация, когда молодые люди не могут воспользоваться своим конституционным правом. Те же, кто сумел преодолеть все препятствия и отстоять свое право на АГС в суде, получают "замечательную" возможность использовать правовые ножницы для того, чтобы не служить нигде. Сегодня, по данным Минобороны, 8 из 10 призывников не хотят служить в армии. Год от года растет число так называемых "отказников", среди которых немало тех, кто вообще ничего не хочет делать для своего Отечества. Однако есть немало юношей, желающих принести пользу обществу, проходя альтернативную гражданскую службу. Принятие федерального закона об АГС позволило бы быстро отделить зерна от плевел, разобраться, кто есть кто".

На сегодняшний день основные усилия правозащитных организаций, участвующих в кампании за введение АГС, направляются на защиту прав "отказников" в суде. Однако, поскольку единые подходы к методам защиты, ее юридическая и психологическая составляющие не выработаны, успехи правозащитников в разных регионах пока не впечатляют. Второй слабый момент заключается в том, что координация усилий правозащитных организаций с органами местной власти, способная существенно повысить результативность их деятельности, пока практически отсутствует. Наконец, до последнего времени правозащитные организации не ставили перед собой задачу воспроизведения модели АГС на практике.

Пожалуй, пока единственный эксперимент такого рода был поставлен Пермским "Мемориалом" и Центром поддержки демократических молодежных инициатив. В 1999-2000 годах эти организации реализовали в Пермской области проект, целью которого было на практике отработать модель прохождения молодыми людьми альтернативной гражданской службы. Задача инициаторов проекта заключалась в том, чтобы опытным путем получить ответы на следующие вопросы:

  • каким должен быть срок прохождения альтернативной гражданской службы?
  • какие организации могут стать базовыми для прохождения альтернативной службы (только ли государственные и муниципальные, или общественные тоже)?
  • каковы должны быть размеры финансирования служащих АГС?
  • как организовать подготовку и обучение служащих АГС?
  • как организовать режим дня служащего АГС (питание, рабочий день, отдых)?
  • как решать вопросы психологической адаптации служащих АГС к условиям работы в хосписе, центре социальной защиты населения и т. д.?
  • где должны проживать служащие АГС (дома, в общежитии)?
  • как наладить контроль за прохождением АГС каждым из служащих?
  • какой должна быть система санкций за нарушения порядка прохождения АГС и поощрений за добросовестное исполнение обязанностей?

Кроме того, пермские правозащитники задумывались, какой должна быть организационная структура, которая могла бы взять на себя руководство и координацию - как на федеральном, так и на региональном уровне - прохождения АГС в случае принятия соответствующего закона.

В рамках данного эксперимента была разработана и реализована на практике система психологической и юридической подготовки призывников к защите своего права на АГС в суде.

Участники эксперимента - 10 юношей - были при содействии областной и городской администраций трудоустроены в комплексные районные центры социальной защиты и хоспис, а кроме того, они были обеспечены работой общественными организациями (обществом "Мемориал" и организацией "Дети без дома"). Инициаторы проекта считают своим несомненным достижением то, что им удалось привлечь в союзники Департамент образования, Комитет по делам молодежи, а также подписать договоры о сотрудничестве с областным и городским комитетами социальной защиты населения.

Суть пермской методики в работе с "отказниками" заключается в следующем.

На предварительном этапе ВСЕ молодые люди призывного возраста должны получить максимум информации:

  • о своем праве на АГС,
  • о возможности получить бесплатную юридическую консультацию,
  • о проведении в вузах, техникумах, лицеях и школах информационных встреч для всех, кто принял решение добиваться замены военной службы на АГС.

На следующем этапе для юношей, выразивших намерение проходить АГС, организуется трехмесячная волонтерская стажировка в социальной службе "Мемориала", в государственных структурах (социальной, экологической, медицинской и т. д.). Это дает возможность юношам делом доказать готовность к АГС и помогает понять истинность их намерений и убеждений.

Для тех юношей, которые добросовестно проходят трехмесячную волонтерскую стажировку, проводится детальная юридическая и психологическая подготовка, психологические тренинги, правовые игры, сбор необходимых документов, характеристик и т. д. для представления в призывные комиссии и суды. Кроме того, им помогают защитить свое право на АГС в суде. После завершения судебного процесса - вне зависимости от того, был ли он успешным или нет - участники проекта, координаторы в регионах делают все зависящее от них, чтобы молодой человек сохранил интерес к волонтерской работе, принимал участие в гражданских, антивоенных акциях.

Инициаторы проекта считают, что на сегодняшний день модель прохождения АГС в основном отработана. На ее основе завершена разработка пакета документов и материалов, который передан в Госдуму РФ и Правительство. В этом пакете: проект закона об АГС (с попыткой финансового обоснования), проект Положения о прохождении альтернативной гражданской службы, описывающий механизм исполнения этого закона, и другие документы.

Авторы данных документов, однако, трезво оценивают ситуацию: чтобы статус альтернативной гражданской службы занял в общественном сознании россиян достойное место, предстоит сделать еще очень и очень много. Приходится признать, что за последние два года общий вектор общественных настроений сдвинулся в ином направлении. Реанимируются имперские амбиции советского прошлого, совершенно очевидной стала тенденция к милитаризации общественной жизни, усилению роли силовых структур - армии, секретных служб и т. д.

Следует признать, что сегодня почти единственной общественной силой, способной целенаправленно противостоять этим тенденциям, являются организации третьего сектора. В условиях, когда федеральные законодательная и исполнительная власти по сути саботируют принятие закона об АГС, у организаций третьего сектора не остается другого выбора, кроме организации давления снизу, расширения общественного движения за введение АГС в России.

Как изменить общественное мнение, зачастую враждебно настроенное по отношению к тем, кто открыто заявляет о нежелании проходить военную службу, кто требует предоставить ему конституционное право на АГС? В какой-то степени пермский "Мемориал" и Центр поддержки демократических молодежных инициатив пытаются подойти к решению этих проблем в новом масштабном проекте, к реализации которого они приступили в октябре 2000 г. Цели проекта:

  • расширить и активизировать не только в Перми, но и в других регионах России (в частности, в Санкт-Петербурге, Самаре, Рязани, Томске и Братске) движение молодежи за осуществление ее конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской службой;
  • создать условия для передачи опыта, накопленного в Перми, правозащитным организациям вышеназванных регионов, подготовить актив, будущих лидеров движения добровольцев и "отказников" по убеждениям;
  • добиться, чтобы за два предстоящих года как минимум в 5 регионах России появились активно действующие молодежные общественные организации под условным названием "Армия добра", нацеленные на развитие двух тесно взаимосвязанных движений - волонтерского и движения за введение АГС.

В Перми добровольчество стало базой для отработки модели несения молодыми людьми альтернативной гражданской службы, однако, возможности этого движения, ориентирующего молодых людей на гуманитарные ценности, много шире. Сегодня, когда молодежь находится в условиях своеобразного правового, информационного и нравственного вакуума, этому следует уделять особое внимание. В противном случае, мы получим несколько поколений, для которых такие ценностные понятия, как свобода, демократия, права человека - будут лишь отвлеченными абстракциями, не затрагивающими существа их жизни. Пермский опыт подтверждает, что наилучший контакт с молодежью начинается с добровольчества и именно здесь молодые люди получают неоценимый опыт социализации. Добровольчество может стать питательной средой для множества демократических инициатив, но для этого движение должно стать действительно масштабным, получить официальный статус, признание со стороны общественности и властей. По мнению пермских правозащитников, вовлечение молодежи в добровольческое движение должно стать основой молодежной политики и на государственном уровне, и на уровне организаций, осуществляющих молодежные программы.

Для получения более подробной информации о кампании за введение альтернативной гражданской службы вы можете обратиться в Пермское областное отделение международного общества "Мемориал".
электронная почта: pmem@mail.perm.ru
тел.: (3422) 48-35-96