Женщина Плюс...
  N4, 2000

В РОССИИ СЛОВО "ВЛАСТЬ" - МУЖСКОГО РОДА

Ольга Папкова

Сегодня в Российском парламенте всего 7,7 процента женщин. В законодательных собраниях регионов нас не более 10 процентов. В Российской армии нет ни одной женщины-генерала, хотя в общей сложности в силовых ведомствах России уже служит более полумиллиона военных в юбках.

Сегодняшнее мужское, но никак не мужественное лицо нашей Думы - результат абсолютной монополии одного пола на предвыборные партийные бюджеты. Одним из парадоксов российской политической жизни социологи считают тот факт, что КПРФ - организация авторитарно-патриархального типа - из года в год проводит в законодательную власть больше женщин, чем организации, объявляющие себя демократическими. Коммунисты, отрекаясь на программном уровне от идей женского равноправия, продолжают по традиции сохранять ориентацию на женское представительство в органах законодательной власти.

В свою очередь, и "Яблоко", и СПС, выдвигая примерно то же число женщин, что и коммунисты, не способны без специальной агитационно-пропагандистской работы убедить своих избирателей, что за их представительниц следует голосовать. Что же касается ЛДПР, то в ее программе без всякого стеснения сказано: ЛДПР, борясь за счастливую жизнь прекрасной половины русской нации, категорически отвергает феминизм как экстремистское политическое течение, разжигающее антагонизм между полами и стремящееся к нормативному закреплению за женщинами руководящих функций в обществе. Владимир Жириновский даже предложил Думе обсудить проект закона, который бы на 10 лет запретил аборты и резко ограничил выезд женщин за рубеж. Кстати, в рядах самой ЛДПР не заметно ни одного женского лица.

Тот факт, что женщин в законодательной власти после каждых выборов становится все меньше и меньше, руководство победивших партий никак не смущает. В итоге мы получаем такое законодательство, которое призвано прежде всего защищать интересы мужчин. Интересы женщин, семей с детьми, молодежи оттесняются даже не на второй - на двадцать второй план.

Все экономическое законодательство - налоговое, таможенное, кредитно-денежное - объективно способствует усугублению гендерного неравенства, поскольку ориентировано на создание более благоприятных "мужских" отраслей, чем отраслей "женских", - считает политолог Светлана Айвазова.

Эту точку зрения поддерживает и сопредседатель политического движения "Женщины России" Алевтина Федулова: Во всех странах, которые осуществляют гендерную политику, то есть политику создания равных возможностей для мужчин и женщин, социальные вопросы имеют первостепенное значение. Что же касается российских мужчин-политиков, то для них слова "гендер" и "тендер" звучат одинаково.

Последнее время женщины-функционеры все больше понимают, что политика - это мужское поле, и что законы женской логики, требующей заботиться о стариках и детях, здесь, чаще всего, не работают. Стремясь проявить себя в решении социальных проблем, многие женщины создают собственные организации, защищающие интересы слабых. Татьяна Ярыгина организовала "яблочное" женское движение, коммунист Алевтина Апарина - Союз женщин и Союз защиты детей.

Вообще большинство женских организаций, возникших в середине 90-х годов, своей основной задачей провозглашают благотворительную деятельность. В первую очередь, это помощь безработным женщинам в поиске работы, защита интересов женщин с детьми в судебных делах, проведение всевозможных акций в пользу женщин и детей-инвалидов. Как справедливо отметил один из участников проходившей в октябре 2000 года Первой национальной конференции некоммерческих организаций, у нашего некоммерческого сектора женское лицо. Как правило, создателями таких благотворительных фондов и других организаций являются те женщины, которые сами испытывают какие-то житейские проблемы или растят ребенка-инвалида. Объединяясь с себе подобными, они сообща ищут спонсоров, обмениваются информацией и проводят общественные акции, привлекающие внимание общественности к своим проблемам.

Если же говорить о той части российского женского движения, которая ставит своей задачей выработку стратегии паритетных прав и возможностей для представителей обоих полов, то она являет собой знаменательный перекресток современного политического процесса и всей общественной жизни.

Некогда мощное политическое движение "Женщины России", лидерами которого на выборах 1993 года были Екатерина Лахова и Алевтина Федулова, еще в 1996 году приказало долго жить, а его матери-основательницы сегодня возглавляют по сути конкурирующие организации. Екатерина Филипповна перед прошлыми выборами возглавила Движение женщин России, само название которого внесло некоторую сумятицу в ряды социально активных дам. Однако такой "развод" ни одна, ни другая не считают предательством по отношению к общей идее борьбы против дискриминации женщин.

Российское женское движение сегодня напоминает то коммунальную кухню, то традиционные деревенские посиделки на завалинке, то шествие воинственных амазонок. И все же именно женщины сегодня своими конкретными инициативами способствуют формированию в нашей стране норм гражданского общества.

На все острые вопросы, которые возникли в результате реформ, в первую очередь реагируют женщины, - считает Екатерина Лахова. - Сегодня мы видим свою задачу в том, чтобы реализовать идею равных прав, свобод и возможностей и для мужчин и для женщин. Поэтому мы внесли законопроект, согласно которому в каждом избирательном блоке или партии ни один из полов не должен превышать по численности 70 процентов.

По мнению политолога Светланы Айвазовой, если бы в составе Думы, а также в составе Правительства и Совета Безопасности было примерно равное количество мужчин и женщин, то Россия, скорее всего, не втянулась бы в затяжной и мучительный военный конфликт с Чечней.

Подобные предположения имеют под собой основания. По оценкам ООН, только тогда, когда в составе депутатского корпуса той или иной страны больше 20 процентов женщин, законодатели всерьез начинают разрабатывать законопроекты в интересах детей. Только тогда, когда доля женщин во властных структурах приближается к 30 процентам, появляются законы и государственные программы, отвечающие насущным интересам женщин. В Канаде, Исландии, Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии в последние десятилетия произошли настоящие женские революции. Поэтому не стоит удивляться, что именно здесь главными приоритетами политики стали вопросы повседневной жизни людей - причем независимо от пола, возраста и других анкетных данных.

Однако на пути российских женщин, борющихся за реальную политическую власть, встают препятствия не только со стороны конкурентов-мужчин, но и со стороны женского электората. Увы, но приходится признать, что женщины, стремящиеся к успеху и добивающиеся его, вызывают у своих соотечественниц, которым по душе традиционное распределение гендерных ролей, мягко говоря, неодобрение. Слишком уж въелась в сознание библейская легенда о том, что наша прародительница была когда-то создана из мужского ребра с единственной целью - стать помощницей мужчине. Однако за прошедшие со времен Адама и Евы тысячелетия мир претерпел слишком значительные изменения, чтобы упорно цепляться за ветхозаветное распределение ролей, вместо того, чтобы подвергнуть их критическому переосмыслению.