Женщина Плюс...
  №1, 2000

Корни насилия

Анна Васильева

Мы неоднократно обращались к теме насилия в семье. Эти материалы в основном касались женщин-жертв жестокого обращения. На этот раз мы предлагаем подойти к проблеме с другой стороны и разобраться, какие факторы формируют у некоторых мужчин агрессивный тип поведения. В нашей стране кризисные центры для мужчин стали появляться совсем недавно. Один из них открылся год назад в Барнауле. Первые результаты его работы были представлены на круглом столе "Роль мужчин в предотвращении насилия против женщин", организованным Американской ассоциацией юристов в октябре 1999 года.

Исследования проявления агрессии в поведении многих мужчин не обнаружили прямой зависимости от их социального статуса. Часто "тяжелыми на руку" оказываются не только представители маргинальных слоев населения, но и высокие интеллектуалы. Психологи считают, что причина этого явления коренится в довлеющем над общественным сознанием мифе о "настоящем мужчине", одним из обязательных атрибутов которого является сдержанность, запрет на проявление эмоций. Именно эти качества прививаются мальчикам с самого раннего возраста. Если плачущая девочка вызывает у окружающих жалость и сочувствие, то для мальчика это абсолютно недопустимо - к нему надолго приклеивается презрительный ярлык "плакса".

Выработанная с детства привычка подавлять свои эмоции и желания нередко проявляется у мужчин в гипертрофированной форме. Они не могут идентифицировать их не только на вербальном, но даже на сознательном уровне. Большинство клиентов кризисного центра вопрос о том, что они чувствовали перед и во время акта агрессии, повергал в глубокое замешательство. Они даже не пытались понять мотивации своих действий. Что это было - гнев, раздражение или психическая истощенность? Подобный тип поведения психологи называют чувственной репрессией. Накопившиеся негативные эмоции и неудовлетворенные желания держат человека в постоянном напряжении. В какой-то момент он нуждается в разрядке. Многие мужчины решают эту проблему, поднимая руку на того, кто заведомо слабее.

В условиях экономического кризиса страх не соответствовать стереотипу "настоящего мужчины" проявляется особенно остро. Потерять работу - значит перестать быть кормильцем, "добытчиком". Зарабатывать мало - значит быть хуже других. Большинство российских мужчин живут в состоянии постоянного стресса, даже не осознавая этого, ведь рассказывать о своих чувствах и эмоциях их никогда никто не учил. Для более развитых на вербальном уровне женщин проблема снятия стресса стоит менее остро. Каждая из нас может припомнить случай, когда после двухчасового разговора с подругой, ситуация казалась не такой безысходной. Мужчины, как правило, выбирают другой путь.

В роли жертвы насилия обычно оказывается женщина, внутренне готовая ее принять. Барнаульским кризисным центром было опрошено около 100 женщин, систематически избиваемых своими мужьями. 90 процентов из них не видят реальных путей изменения ситуации. Ни одна из них никогда не пыталась обратиться за помощью в правоохранительные органы. Только 30 процентов женщин в случаи нанесения им тяжелых травм обращались в медицинские учреждения, остальные просто сидели дома и ждали, когда синяки и ссадины пройдут сами. 20 процентов опрошенных вообще не воспринимают избиение как унижение. В связи с этим одна из участниц круглого стола поведала следующую историю. Корреспондент телевидения задал женщине, которой из-за задержки рейсов пришлось провести на полу аэропорта несколько ночей, вопрос о том, приходилось ли ей когда-либо в жизни испытывать унижение. Сидевшая на газете в каком-то грязном холодном углу пассажирка не задумываясь ответила: "Нет". Избиваемая женщина, как правило, внутренне смиряется с наносимым ей унижением и старается найти своему супругу или сожителю оправдание. Недаром возникла поговорка: "Бьет - значит любит". Женщина сама снимает со своего обидчика ответственность за его поступки. Клиентки кризисного центра обычно говорят: "Ну, что с ним сделаешь, он такой, какой есть". Ситуации безнаказанности позволяет мужчине вжиться в образ неуправляемого агрессора. В большинстве случаев он считает, что причиной его поведения были какие-то внешние факторы: проблемы на работе, провокационное поведение жены или алкоголь. Признаться, что всему виной подорванное состояние психики, у мужчины не хватает сил.

По мнению специалистов кризисного центра, первый и самый важный этап в работе с мужчинами-агрессорами - научить их ответственно подходить к своему поведению. Клиенту предлагается заполнить так называемую шкалу "выражения эмоций, опасных для окружающих". Затем юрист объясняет, какая мера наказания предусмотрена за те действия, которые мужчина уже совершил, и какова может быть уголовная ответственность, если он зайдет еще дальше.

Следующий этап терапии - обучение клиентов выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные. Его конечная цель - научить человека осознавать свои подлинные желания и выражать эмоции на вербальном уровне. Опыт показывает, что путем рассуждений и саморефлексии агрессию можно остановить и не дать ей вылиться в действие. Очень важно выработать модель импульсного контроля за спонтанными всплесками агрессивности. Для каждого мужчины она может быть своя. Ведущий круглого стола Максим Костенко рассказал об одном своем клиенте, который нашел для себя не слишком оригинальный, но весьма действенный способ. Когда он чувствует, что ненависть подступает к горлу, он хватает пальто и опрометью бежит к себе в гараж, находящийся через дорогу от дома. К счастью, пока эта схема работает.

Обычно работа с клиентом проходит в форме индивидуальных занятий. Параллельно консультации ведутся с его партнершей. На первом этапе ей предлагают ответить на вопросы анкеты, названной психологами "шкалой смертельной опасности". Такая форма работы позволяет женщине осознать, что ей может угрожать в случае дальнейшего бесконтрольного развития событий. Специалисты центра стараются поднять внутреннюю самооценку женщины, научить ее ответственному отношению к себе и своей жизни. Обычно с парой работают два разных консультанта, чтобы исключить предвзятое отношение к кому-нибудь из супругов. Когда мужчина и женщина готовы к этому, с ними проводят совместное консультирование. В центре опробована и форма групповой работы. Шесть мужчин прошли курс из 24 трехчасовых занятий, куда входили коммуникативный тренинг, обучение поведению в состоянии длительного стресса и многое другое.

Параллельно с психотерапией сотрудники центра совместно с наркологическими службами города пытаются отучить своих клиентов от пристрастия к алкоголю или наркотикам. Хотя это требуется отнюдь не во всех случаях - среди мужчин, посещающих центр, попадаются и заядлые трезвенники. По мнению специалистов центра, для того, чтобы закрепить эффект, достигнутый в ходе реабилитации, необходима круглосуточная телефонная линия, с помощью которой клиенты могут получить психологическую поддержку в любое время. К сожалению, пока это не удается. Поэтому в исключительных случаях консультанты дают своим подопечным номер домашнего телефона, чтобы им было к кому обратиться в критический момент.

Участников круглого стола заинтересовало, как работникам центра удается убедить своих клиентов в необходимости лечения. Западные страны, такие, как США, регламентируют этот вопрос довольно четко. Мужчина-насильник либо проходит курс терапии в кризисном центре, либо отправляется в тюрьму. Какой путь нашли у нас? Успехи барнаульского центра пока довольно скромные. За год работы к ним обратилось 18 мужчин. Первой, как правило, приходит женщина. Иногда совместно с психологом ей удается убедить своего партнера в необходимости психотерапевтической помощи. Уже были случаи, когда мужчины и сами понимали, что зашли в тупик, и обращались в центр. Обычно такой импульс возникает после того, как жена не выдерживает, забирает детей и уходит из дома. Клиенты рассказывали, что в этот момент они были потрясены ощущением краха и готовы на все, чтобы вернуть семью. Однако следует иметь в виду, что, как только женщина прощает мужа-агрессора, ситуация возвращается в привычное русло.

Специалисты центра считают, что оптимальным было бы сочетание репрессивных и терапевтических мер. Несколько дней, проведенных в камере, могут заставить мужчину-агрессора задуматься о своем поведении. В то же время человек добровольно не пойдет в кризисный центр, если будет уверен, что там его ждет лишь осуждение. Очень важной превентивной мерой, по мнению сотрудников барнаульского кризисного центра, является просветительская работа среди населения. Психологи приходят в заводские цеха с лекциями о проблемах мужской психологии. Также центр планирует переиздать книгу шведского психолога Барбру Леннеер-Аксельсон "Голоса мужчин" с тем, чтобы раздавать ее рабочим после лекций.

Чрезвычайно важно корректно преподносить тему домашнего насилия в средствах массовой информации. Появляется очень мало публикаций, отражающих корни этой проблемы, зато для "желтой" прессы побои в семье стали одним из выигрышных лотерейных билетов. Найти глубоко и серьезно пишущих журналистов всегда непросто, но, похоже, специалистов барнаульского центра это не смущает. Ими был организован первый семинар для работников местных СМИ, на котором те получили возможность глубже познакомиться с проблемой.

Сейчас центр проводит обучающую программу для подростков "Подготовка юношей к семейной жизни". За этот год занятия прошли в четырех школах и в одном профтехучилище. Двадцатичасовой курс включает в себя основы социальной культуры, этику внутрисемейных отношений, вопросы мужской сексуальности. Шесть часов посвящены проблеме домашнего насилия. Занятия проводятся в форме ролевых игр, бесед, обсуждений проблемных ситуаций.

Мальчиков учат, как попросить помощь, достойно принять отказ, выстроить стратегию поведения в своей будущей семье. Ребятам предлагают смоделировать различные конфликтные ситуации между мужчиной и женщиной и найти компромиссное решение. Психолог ставит вопросы, заставляющие их задуматься о своей половой и социальной самоидентификации. Например, как должен вести себя настоящий мужчина, может ли себя считать таковым тот, кто унижает своих близких, насколько каждый из них хотел бы соответствовать принятым в обществе стереотипам мужественности. Огромное внимание уделяется развитию эмоциональной сферы. Прослушав какой-либо музыкальный отрывок, ребята рисуют то, что они в нем почувствовали. Психолог предлагает им рассказать о каком-нибудь ярком впечатлении детства.

По мнению специалиста, работающего с трудными подростками, Натальи Костенко, родители во многом облегчили бы социальную адаптацию своих детей, если бы проводили с ними аналогичные занятия дома. Очень важно не упустить момент, когда мальчики начинают проявлять первые признаки агрессивности. После того как ваш сын подрался со своим сверстником, лучше всего проговорить с ним эту ситуацию, заставив выразить возникшие у него эмоции на вербальном уровне.

Решающую роль в формировании личности ребенка играет пример взрослых. Большинство мужчин-агрессоров вышли из семей, в которых отец придерживался такого же стереотипа поведения. Мальчик, выросший без отца, также рискует стать клиентом кризисного центра. Его представления о настоящем мужчине формируются под влиянием улицы и средств массовой информации. Такой пример не всегда бывает положительным. К тому же одиноким матерям, воспитывающим сыновей, свойственно проявление чрезмерной опеки. Процесс самоутверждения мальчиков, воспитанных чересчур заботливыми матерями и бабушками, связан с агрессивным отрицанием всего женского. Этот бунт, возникающий в подростковом возрасте, может растянуться на многие годы. Аналогичная ситуация может возникнуть и в полной семье, если мальчик видит отца всего несколько часов в неделю.

В то же время, даже в неполной семье можно воспитать эмоционально уравновешенного мальчика, особенно если в окружении ребенка хотя бы эпизодически появляется мужчина, способный стать примером, достойным для подражания. Таким человеком может быть друг семьи, родственник, руководитель спортивной секции или школьный педагог. Важно, чтобы ребенок увидел и воспринял модель ответственных, взаимно уважительных отношений между мужчиной и женщиной. Воспитывая мальчика, приучите его оказывать помощь по дому. Он должен видеть, что нет чисто женской работы, постыдной для настоящего мужчины. Лучше всего, если с домашними хлопотами вместе справляется вся семья.

Уважая индивидуальное пространство своего ребенка, нельзя предоставлять ему чрезмерную свободу. Мальчик может подумать, что он просто никому не нужен. В результате ребенок либо замкнется в себе, либо пойдет на улицу искать того, кто мог бы его понять. Нередко это заканчивается весьма печально. Воспитывая сына, необходимо помнить, что вы готовите его для будущей жизни, куда он должен выйти эмоционально развитым, социально адаптированным человеком. Необходимо любить его самого, а не себя в нем. Тогда он не только сохранит на всю жизнь тепло ваших взаимоотношений, но принесет в свою будущую семью мир и покой.

Для тех, кто заинтересовался деятельностью барнаульского кризисного центра, сообщаем его координаты: 656052, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Г.Исакова, 113е, Краевой кризисный центр для мужчин (для Максима и Натальи Костенко). Контактный телефон: (3852) 35-8583.
E-mail: govorukhina@socio.dcn-asu.ru.