Женщина Плюс...
  N3, 2000

В редакцию "Женщины Плюс..." пришло письмо от Инны Ефимовны Шифановой следующего содержания:

"Мне очень нравится ваш журнал, считаю его серьёзным и доброжелательным ко всем изданием. Я работаю психологом-консультантом, веду развивающие тренинги для подростков и для взрослых в некоммерческой организации - фонде "Остров детства". Как психологу и матери двадцатилетней дочери, мне не безразлично, к каким душевным травмам приводят листовки "Аборт - узаконенное детоубийство", в изобилии расклеенные в поездах метро и электричках. Православная церковь и выдумщики новых эзотерических учений преподносят статистику падения рождаемости почти как весть о конце света, усиленно сдабривая цифры прогнозами о скором исчезновении нации. При этом ведется жестокая психологическая атака на многострадальных российских женщин, которых обвиняют в убийстве не родившихся младенцев. Эта ханжеская сентиментальность, в первую очередь, бьет по самым чувствительным, самым неопытным, самым незащищённым. И наши женщины, воспитанные на чувстве вины, пропаганде жертвенности и приоритете государственных ценностей над личными, начинают чувствовать, что в их биографии есть "страшные тайны".
Для меня очень важно опубликовать эту статью, хотя понимаю, что на это мало кто из редакторов может решиться. Нынешнему обвалу обвинений против женщин почти ничего не противостоит. Психологи стараются не принимать никакой позиции и не высказываться о проблеме, как будто её нет. Я читала публикации Вашего журнала по этому поводу, надеюсь, что сумею прибавить что-то новое".

В связи с актуальностью поставленной темы редакция нашла возможность опубликовать эту статью.

Человек рождается для счастья, а не для демографических отчетов

Инна Шифанова

Наши обязанности по отношению к существам
ещё не родившимся состоят не в том,
чтобы дать им жизнь, а в том,
чтобы дать им счастье.
Кондорсе. Эскиз исторической картины
прогресса человеческого разума

Ни одна цивилизация не погибла от разрешения абортов и противозачаточных средств. Существованию человеческого рода грозит что угодно, но не противозачаточные средства. Простая арифметика: у двоих родителей один ребёнок, и, следовательно, численность будущего поколения в два раза уменьшается - слишком примитивна для природы. Восстановление численности населения всегда идёт скачкообразно. Природа позаботится об этом сама, если по причинам войн, катаклизмов и в виду других обстоятельств численность людей упала, спросите у демографов. У природы средства для этого найдутся, но только если в социальном характере народа есть достаточный духовный потенциал. Вполне может быть, что, спасая не родившихся детей, мы погубим этот потенциал и цивилизацию.

Вот хороший человек Эльдар Рязанов, но надо же ему придумать, что, делая аборты, мы уменьшаем количество талантливых людей. Не женщины, а общество, руководимое мужчинами, уничтожает уже родившихся гениев, начиная с Христа. И нет зависимости: выше рождаемость - больше талантов. Наоборот, перенаселение обостряет социальные проблемы, и таланты, даже если они и появятся в многодетной семье, не всегда способной дать детям достойное воспитание и образование, всего верней окажутся невостребованными обществом, занятым хлебом насущным. Талантов всегда бывает ровно столько, сколько общество способно переварить, и чем оно цивилизованней, тем талантов больше. Но тем ниже рождаемость.

Земле грозит перенаселение, так, может быть, не стоит вступать в дурацкое соревнование с Азией и Африкой в деле увеличения численности голодающих детей. Рождаемость без ограничений - такая же самоубийственная для человечества идея, как атомная бомба. Я знаю об одном эксперименте: в свободном и удобном вольере для крыс жили сто особей. Они начали быстро размножаться, и вольер перестал быть достаточно свободным. На определённом этапе крысы не только прекратили размножаться, но стали быстро вымирать, пока не вымерли полностью. Хотя перенаселение ещё не стало критическим, по оценке людей, но не крыс. Таким образом, стремление к размножению привело не к вечной жизни, а к верной гибели. Так зачем же призывать к тому, что безусловно невозможно выполнить? Этот призыв существует только потому, что выполнять его никто не собирается. Этот призыв существует лишь как пропагандистский трюк, который между делом ломает жизни поверивших в него. Может быть, логичней научить цивилизованному отношению к женщинам и детям тех, кто в этом нуждается? Почему запрещать аборты можно, а запрещать скотское отношение к женщинам нельзя?

Природа регулирует уровень популяции животных. У человечества существует такое явление, как прогресс, который кормит, одевает, лечит. С тех пор, как существует цивилизация, человечество, а не природа, обязано регулировать рождаемость, хотя бы потому, что медицина вмешалась в естественный отбор. Медицина продлевает жизнь хроническим больным, диабетикам, сердечникам, туберкулёзникам, давая им возможность оставлять ослабленное потомство. Но не надо переживать за генофонд - Эриксон, Лермонтов, Суворов были слабыми и больными детьми. Физическая форма, конечно, важна, но выживет человечество за счёт гуманизма. Здравый смысл в понимании человека и в понимании Природы - не одно и то же. Целью Природы является выживание вида, а не особи. Тайна человеческого существования далеко не так однозначна, но ясно, что смысл его существует для каждого индивидуума, а не для вида. Состояние гармонии и счастья приближает нас к разгадке этой вечной тайны. Именно стремление к счастью - путь познания божественного промысла и достойная цель Бытия. Поэтому человеческие усилия и альтруизм должны быть направлены на качество жизни, а не на простое её воспроизводство. Человеческое счастье - вот ответ на загадку смысла жизни. Человек рождается для счастья, для счастья, а не для демографических отчётов.

Тоталитарные режимы - всегда ревностные сторонники семьи, "ячейки общества". Самая доступная для манипуляций ячейка общества - это многодетная семья, поставляющая непритязательную и дешёвую рабочую силу (исключения не доказывают ошибочности тезиса). Слащавые восторги по поводу многодетных семей чаще всего принадлежат бездетным. Лучшая антиреклама многодетности - матери-героини, толпящиеся в очередях за жалкими пособиями. Их дети оказываются не в лучшем положении, чем воспитанники интернатов и детских домов, им явно не хватает ни любви, ни внимания, ни питания. Так стоило ли рожать столько детей, заведомо обрекая их на "тяжёлое" детство, последствия которого скажутся и во всей дальнейшей жизни?

Тоталитарные режимы обожают еще не родившихся детей и запрещают аборты. А вот родившихся детей ненавидеть почему-то можно. Сталинская власть, за которую до сих пор радеет треть нашего населения, расстреливала 12-летних детей, а вот не родившихся нежно жалела. Мать не убьёт ребёнка за его физическую слабость, зато от Спарты до фашистской Германии подобная идея возникала и реализовывалась в государственном масштабе.

Церковь и государство могут не волноваться - женщинам никогда не надоест рожать и не наскучит радоваться материнству, если мужчины разучатся убивать и прекратят регулировать прирост населения при помощи войн и концлагерей. Рождение ребёнка - это великое доверие женщины к миру и к мужчине, а не просто размножение человеческих особей. Мы, женщины, рождаем детей не для продолжения рода, не для увеличения численности, не для экономических и политических целей, и даже не для увеличения возможности появления новых талантов. Я родила моих детей, чтобы они были счастливы. Все остальные цели я считаю преступными. Вопрос в том, как мы понимаем счастье? Это и есть вопрос выживаемости. Если счастье для нас в беспорядочном сексе и накоплении любой ценой, если в понятие "счастье" входит успех, но не входит любовь - то, вероятно, надежды на будущее нет. Отсутствие секса и беспорядочный секс, страсть к накопительству и боязнь собственности, жестокость и сентиментальность, страх любви и невротическая потребность в ней - симптомы психических заболеваний. Счастье и здоровье наций - это гордые и счастливые женщины, воспитывающие желанных детей. Счастье материнства, как и любое другое, нельзя насадить насильно.

Если бы российские женщины оказались настолько безумными, что никак не ограничили бы рождаемость на опасном переломе истории, в стране давно бы начался голод, а с ним гражданская война. Но, слава Богу, у женщин ещё есть защитная интуиция, позволяющая критически оценивать вопли и слащавый шепот святых отцов, готовых в своем радении о численности нации объявить святым каждый сперматозоид.

Женщина обладает способностью рожать, и жизнь кажется ей неполной, если она ее не реализует. Однако, как говорила Луиза Хей: "Если женщина не стала матерью, это не делает её неполноценной, она еще может подарить жизнь человечеству". Каждая из нас обладает и другими способностями, и наша жизнь также будет неполной, если мы не сможет их реализовать. А вопросы увеличения рождаемости можно обсуждать только тогда, когда женщина не будет униженной, а женская логика презираемой, когда воспитывать ребёнка будет престижней, чем выпускать оружие. Именно тогда, а не раньше.