Женщина Плюс...
  N 2, 2001

Инна Шифанова

СОБСТВЕННЫЙ МУЖ И СОБСТВЕННАЯ ЖЕНА

Брак, любовь и сексуальность всё меньше совпадают друг с другом - мы привыкли разделять, а не соединять эти понятия. Семья существует для государства, как средство политических манипуляций, как экономическая ячейка общества, как средство регулирования сексуальных отношений, как средство социализации потомства. А любовь? Любовь почему-то всё время теряется в семье.

И тем не менее люди стремятся к браку. Может быть, устав от жесткой конкуренции в обществе, они ищут в семье стабильности, безопасности и покоя? Тогда почему стереотип семейного счастья так не похож на действительность? Почему в большинстве сказок осторожно останавливаются на свадьбе? Замужество - это и есть счастливый конец. Конец чего? Ведь впереди целая жизнь.

Я предлагаю, честно взглянув на себя и на окружающих, назвать возможные причины вступления в брак:

  • Любовь
  • Потребность в зависимости
  • Дефицит понимания и нежности
  • Социальные ожидания
  • Повышение статуса
  • Страх старости и одиночества
  • Желание насолить бывшему партнёру
  • Пресловутый "стакан воды", который некому поднести в старости...

Этот список при желании можно довести до ста пунктов, а в жизни всегда найдётся неучтённый вариант. Может быть, у женщин причин для создания семьи больше - защищенность меньше.

Многие по-прежнему утверждают, что основной причиной вступления в брак является любовь, то загадочное чувство, которое из всех творений Бога или природы может испытывать только человек и которому невозможно дать четкое определение. Это чувство мы назовём Бытийной любовью, и именно с ним связывают представление о браках, "заключенных на небесах".

Однако способность к Бытийной любви, данную человеку природой, удается сохранить на протяжении жизни далеко не всем. Такая любовь требует определенных усилий, внутренней работы, так как невозможна без уважения к себе, стремления к развитию, внутренней свободы - черт, присущих личности. И, возможно, любовь, о которой мы мечтаем всю жизнь, просто не по силам тому, кто её не находит.

Все остальные мотивы, определяющие необходимость создания семьи, связаны с потребностью ликвидировать какой-либо иногда жизненно важный дефицит: уверенности в себе, внимания, интимной близости, недостаточно высокий социальный статус. Все это мы условно обозначим как Дефицитную любовь. Такая любовь может стать всепоглощающей потребностью, неврозом, особенно у людей, которым с детства не хватало нежности и понимания, и отличается тем, что имеет садомазохистские черты.

Конечно, садомазохизм - явление достаточно редкое, но отдельные его проявления бывают у всех. Мазохизмом в семье я называю то, что культура приписывает женщине как её природу - покорность, стремление к подчинению, и это обязательно вызывает к жизни садистские проявления, пусть в скрытой форме. Садизм и мазохизм по определению не существуют друг без друга. "Жертва" привязывает партнёра чувством вины. Жизнь проходит с лейтмотивом "я всё ему отдала". Он - хозяин жизни и поэтому несет полную ответственность за женщину и за детей, причем границы этой ответственности весьма неопределенны, поэтому при желании его можно обвинить в чём угодно.

Для Дефицитной любви личность не имеет большого значения. Стремление к счастью, "когда тебя понимают", заменяется мотивом ликвидации дефицита. Такая любовь является чем-то вроде защитного механизма психики и может быть крайне неизбирательной. При этом к объекту любви выдвигаются непомерные требования. Муж приравнивается к собственности, поэтому женщина уверена, что он, несмотря на взаимную ненависть, обязан сохранять семью. Например, женщина без тени сомнения может убеждать психолога, что муж должен жертвовать собой ради удовлетворения её потребности считаться замужней женщиной просто потому, что другого партнёра нет. Его потребность в сексе и в любви вызывает только возмущение. Отвоёванное "семейное счастье" привязывается месткомом, общественным мнением, церковной моралью... и бытом. Невротическая любовь у женщин вызывает к жизни невротическую хозяйственность (невроз чистоты, вызванный скорее стремлением к суете). Однажды выбранная роль каждодневно вписывается в жизненный сценарий, и собственный образ согласовывается с этой ролью. В результате индивидуальность такой женщины можно описать только одной характеристикой - хозяйственная. К ее добродетелям, конечно, можно отнести верность, но это верность без любви, больше похожая на ненависть.

В прежние времена была форма вежливого отказа от женитьбы: "Я не могу составить ваше счастье". Мыслимое ли дело взять на себя задачу составить чьё-то пожизненное счастье? Однако, похоже, женщины до сих пор ждут, что кто-то способен выполнить такое обещание, и обижаются, если этого не происходит. Муж призван обеспечить женщину не только деньгами, сексом и детьми, но и суетой, заменяющей жизнь, и ...чувством выполненного долга. Он может только позавидовать тому, как просто, в домашней обстановке, без конкуренции, без борьбы даётся жене состояние нужности и значимости. Притом на всю жизнь.

Самоуничижение и отрицание своей личности и своих талантов, сверхзабота и жертвенность хозяйственных женщин в быту скрывают вполне садистское желание руководить и иметь, привязывая чувством вины. Это понятно. Так много сил потрачено на ликвидацию дефицита любви, что хочется найти гарантии сохранности хотя бы её видимости. Рационализация скрытой агрессии: "Меня так часто обижали, что я имею право обидеть других; мне так часто приходится переносить удары, что я имею право нанести упреждающий удар". Самое обидное, что эта слабость и зависимость выглядят вовсе не привлекательно и не вызывают ожидаемых чувств. Это, прежде всего, сексуально не привлекательно, потому что вопреки мифам мужчины любят преуспевающих женщин и ненавидят рабынь, даже если им самим кажется, что это не так. Поэтому хозяйственная женщина - залог семейного счастья только для такого мужчины, которому из всех доступных человеку чувств понятней чувство голода и сытости.

Садомазохизм мужчины питается его вечным страхом оказаться неспособным удовлетворить женщину, который ставит его в невыгодное положение с детства до старости. Это касается её требований в целом, но главное - сексуальных. Шутки, анекдоты и житейский опыт не оставляют в этом сомнений. Тревожность, возникающая от этих причин, вынуждает его унижать женщину - подругу или жену. Наличие таких чувств может не осознаваться, источник не осознаётся никогда. Вообще жестокость, как считают психологи, является следствием жизненно важных дефицитов и страха. Если жестокость направлена на женщину, вероятно, страхи связаны с ней.

Страх старения и половой слабости часто и есть причина агрессии и зависти к женщинам, что заметно при простом наблюдении, без психоанализа. Можно купить гарем, но нельзя купить любовь. Можно завоевать мир, но в постели с женщиной оказаться банкротом, можно слыть мудрецом и быть обманутым женщиной, можно заслуженно прославиться на века, но состариться телом. В любви мужчине, как и женщине, приходится предъявить только себя самого, как в бане. Это не может не вызывать страха у "хозяев жизни", именно от этого страха ищет мужчина защиту в патриархальном сознании.

Однако долгие годы господства патриархальной морали, освящённой Церковью, не привели к нейтрализации мужского страха перед женщиной, и миф о собственном превосходстве мужчину не успокаивает. Он знает, что это всего лишь игра, что далеко не всегда он был на высоте, и боится, что это может открыться. Загнанный в угол мужчина, чтобы хоть немного успокоить себя, к мифу о том, что женщина способна любить только деньги и успех, сочинил еще тысячи сказок о бескорыстии и самоотверженной любви принцесс и писаных красавиц к Иванушкам-дурачкам. Скрытый в подсознании мазохизм не даёт мужчине поверить в бескорыстие женской любви, потому что он уверен в том, что любви недостоин. Неуверенный в себе, мужчина мстит миру за дефицит любви, наполняя его агрессивностью. И супергерой и инквизитор - это не справившиеся со своими страхами и одиночеством дети.

От чего надо спасать мужчин, так это от стереотипа преуспевающего победителя и сексуального гиганта, потому что невозможность следовать им делает мужчин невротиками и преждевременно убивает. Когда женщина при мне гордо говорит: "Муж - сильный", я чувствую, что ему грозит инфаркт.

Обычно мужчины, с которыми мне приходилось обсуждать такие проблемы, во многом со мной соглашались. Они говорили: "Да, все это так, но всё-таки, кому же мыть посуду?" Как будто это последний оплот их мужественности.

На самом деле, мужчина боится, что экономическое равноправие может оказаться единственной сферой его настоящего равноправия с женщиной. Женщины знают о козырях, данных им природой в семье, в сексе, в репродуктивной роли, и умело используют их на кухне и в спальне при помощи мифов и стереотипов, созданных самими же мужчинами. На сегодняшний день, женщина строит свою ловушку и свой шантаж на создании зависимости мужчины от быта, мужчина - на экономической зависимости женщины. Эта ловушка называется семьёй. Мужчина стремится сузить до функций хозяйки смысл жизни и внутренний мир женщины. Но отстранить женщину от общественной жизни значит сделать для неё выгодный союз единственным средством реализации своих жизненных целей, т.е., по большому счёту, лишить общество Любви как основной ценности, превратив ее в средство достижения социального успеха.

При помощи покорности, слабости, великодушия и истерии "простые советские женщины" достигли впечатляющих результатов. Единственный результат, которого не удалось добиться - это счастье, ни для женщин, ни для мужчин, ни для детей. Но всех магически успокаивают слова: "Так было всегда".

Брак, основанный на Дефицитной любви, является мощным генератором агрессии и невротизации общества. Хочу привести перечень характеристик, которыми наградила представителей противоположного пола одна из моих клиенток, свято верящая в их превосходство: трусы, мерзавцы, слабаки, предатели, подлецы, деревянные, тупые, бесчувственные, рабы, бабники, развратники, циники, жлобы, самцы, ...желанные. Я благодарна ей за искренность эмоций. Похожие эмоции я чаще всего наблюдаю у патриархально настроенных женщин. Ничего удивительного в том, что они способны рассматривать отношения с мужчинами только с бойцовской позиции "кто - кого". Мужчина-охотник делает жизнь соревнованием, а любовь - добычей, мечта любой женщины - почувствовать себя во всеоружии, чтобы поражённые мужчины "складывались в штабеля" по пути следования. "У нас есть для этого арсенал средств, победа будет за нами". Но против кого воюем?

Я поняла, каких женщин мужчины любят больше всего - спокойных. Именно таких, не обделённых судьбой и не обиженных. Никогда не забываются не замеченные никем, убитые таланты и нераскрытые возможности, потому что по законам психологии больше запоминаются незаконченные действия. Всё это тоже вызывает обиду и поиск виновных. Неосознанная или невыраженная обида переходит в злобу или зависть (может быть, в зависть к мужчинам, может быть, к подругам). Если мы предполагаем, что нас не принимают всерьёз и от нас ожидают безропотного молчания, мы начинаем приспосабливаться и сдерживать желания и мысли. Мы многого не добиваемся или добиваемся наполовину. Это обязательно приведёт к неожиданным эмоциональным взрывам. Это приведет и к накоплению затаённых обид. На кого и когда выльются эти обиды, кто окажется случайным свидетелем этих взрывов? Может быть, это будет муж, которого мы привыкли приравнивать к собственности, или ребёнок, или кто-то другой?

Обиды - это ошибки в ожиданиях. Наши взгляды и мнения основываются на опыте, приобретенном в течение жизни, и на предубеждениях и установках, усвоенных от семьи и от культуры. В любую ситуацию мы входим с определёнными ожиданиями и предчувствиями: мы строим догадки о том, чего хотят от нас наши партнеры, порой даже не стараясь проверить, так ли это. Мы также планируем определенную реакцию на наши поступки: "Уж если я жертвую, то он должен быть благодарен за это". Но наши установки часто оказываются ошибочными, и тогда мы чувствуем себя раздраженными и оскорблёнными.

Если ожидания мы будем стараться приводить в соответствие с действительностью, то меньше станет обид. Но для этого надо отказаться от распространенных в обществе предубеждений: "Женщина должна промолчать, когда говорит мужчина", "Женщина не способна к творчеству и к серьёзной умственной работе", "Женщина неспособна к логическому мышлению", "Женщина не должна иметь честолюбия", "Женщина не имеет права на собственные желания и на собственную жизнь, она обязана постоянно жертвовать собой". Это всего лишь наши ложные установки, никто не может потребовать, чтобы мы им всерьёз соответствовали. А мы строим собственную клетку, мы находим мужчин, которые к нам относятся так же, как мы к себе, и обижаемся на отношение окружающих, которое сами же запрограммировали.

Сколько судеб и сколько жизней погублено ради сомнительных моральных норм, которые к тому же меняются, чуть ли не для каждого поколения! Сколько невинных детей было погублено только за то, что они родились вне брака! А сколько детей изуродовано и духовно и физически только потому, что для мамы мужчина всегда прав! Может быть, самая длительная и страшная эпидемия болезни, название которой "ненависть к себе", возникла как результат маскулинного отношения к людям, к любви, к воспитанию, к ценностям и целям жизни. Во всём этом нет ни Любви, ни Бога, ни нормального семейного очага.

Замеченная психоаналитиками зависть мужчины к деторождению и зависть женщины к мужской анатомии питают тысячелетнюю борьбу полов, и этот конфликт постепенно отнимает у человечества здоровье и энергию жизни. Развитие цивилизации делает брак, основанный на дефицитной садомазохистской привязанности, всё большей потребностью измученных конкуренцией людей, но он не решает проблем, а только загоняет их в подсознание. Сексуальность в семье теряет своё значение сдерживания агрессии, т.е. своё чисто человеческое значение. Именно поэтому семья - это не гарантия выживания человечества. Это источник садомазохистских тенденций в обществе. Мало того, это источник сексопатологий и других нарушений психики.

Семья - это арена жесточайшей борьбы. Разговоры о любви и долге слишком часто скрывают вытесненную ненависть или страх. Как можно думать, что этот ад в нашей душе никак не отражается на психике детей?!

Для того чтобы было по-другому, надо, во-первых, понять, что семья, как всё на свете, подлежит развитию и изменению. Как любая жёсткая система она теряет жизнеспособность. Но лучше уж утратить незыблемость брака, чем заменить его божественную основу садомазохистской привязанностью, которая удерживает сегодняшний мир в зыбком равновесии, но не спасёт мир завтрашний. Отсутствие любви нельзя заменить тюремной крепостью семейных уз, и высокая рождаемость не спасёт от вымирания. Нет альтернативы великому божественному дару - человеческой любви и сексуальности. Только любовь, основанная на равенстве, исключает внутреннюю тревожность и изолированность - основные причины существования садомазохизма.

Современная авторитарная семья весьма не совершенна и нуждается в преобразованиях. Спасти институт семьи - это значит изменить отношение к женщине. Как-то, выступая в телевизионной программе, Александр Градский сказал: "Не люблю женщин, которые стремятся занять чужое место, а не своё настоящее как женщины". Может быть, он накоротке с Богом и знает великую тайну предназначения каждого человека?

Но женщина никогда не займёт своего "настоящего места как женщина", если она не реализуется в общечеловеческом смысле. Полная реализация индивидуальных возможностей, внутренняя свобода и способность к Бытийной любви не могут существовать друг без друга - это единственная альтернатива садомазохизму современной семьи. Чтобы у человечества наметились точки роста, нужно снова взорвать его благочестие, как это однажды сделал Фрейд. Отношение к любви как к основе бытия, а к свободе как основе любви, невозможно без равноправных отношений и доступно лишь меньшинству сильных людей, способных уважать чужие права и свободу. Победит ли логика этого меньшинства? Да, потому, что другого пути нет.

Литература
1. А.Маслоу. "Психология Бытия", гл.3-5 "Развитие и мотивации", "Рефл-бук", М,1997
2. К.Хорни. "Психология женщины. Невротическая личность нашего времени", глава "Страх перед женщиной", М, "Смысл", 1997
3. Биргит Биллен и Эллен Шепп-Винтер. "Женщина на работе", Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996, стр. 354-355.