Женщина Плюс...
  N 2, 2001

Любовь Вишневская

"АННА": ЕСТЬ ВЫХОД

СЧАСТЛИВИЦА

Глядя на Риту, мою новую соседку по даче, так и хочется сказать: "Да ты в рубашке родилась!". Окончив школу с золотой медалью, она без труда поступила в медицинский, а затем устроилась на работу в престижную клинику. Без связей, сама. И я ее словам верю. Ритка - воплощение оптимизма и уверенности в собственных силах. Живые карие глаза, обаятельная улыбка. Даже легкое заикание приятельницу не портит. Муж с нее пылинки сдувает. Тещу и золовку, младшую сестренку Риты, любит как родных. Ну, разве не счастливица? Случайно оброненная фраза приятельницы о существовании отца меня удивила. Мне-то она говорила, что он давно умер! В ответ на мой недоуменный взгляд Ритка, от которой я за все время знакомства ни разу слова бранного не слышала, выкрикнула: "Ненавижу!" И рассказала банальную в общем-то историю о том, как в течение долгих лет деспот-алкоголик с двумя высшими образованиями издевался над домочадцами. Поколачивал жену, унижал дочерей, а однажды подсыпал в Риткин чай битое стекло. Зачем? А чтоб не позорила родного отца. Ему почему-то казалось, что старшая дочь, как и ее мать, сотрудница известного издательства - представительницы древнейшей профессии. Протрезвев, просил прощения, клялся жене в вечной любви. Наступало недолгое перемирие. А затем все возвращалось на круги своя. Как-то доведенная до отчаяния, Рита вскочила на подоконник и пообещала, что если он еще раз поднимет руку на мать, она прыгнет вниз. После этого девушка начала заикаться. Кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы она не познакомилась с Антоном. После замужества Рита вместе с мамой и сестрой перебралась к мужу. А отец? Живет себе один в двухкомнатной "хрущобе" и терроризирует соседей по подъезду. Побаиваясь зятя, со своей бывшей семьей он отношений не поддерживает.

СТРАХ И СТЫД

Эту историю моей приятельницы можно назвать сказкой со счастливым концом. К сожалению, не каждой женщине, пострадавшей от домашнего насилия, встречается Антон, который может оградить ее от преследований со стороны агрессора. Более того, как правило, на протяжении длительного времени такая женщина находится в полной изоляции. Стыд от публичного признания себя пострадавшей стороной и страх перед насильником, угрожающим в случае неповиновения усилить истязания или даже убить, заставляют ее молчать. Пойти в травмопункт и в милицию? Но нередко первое обращение туда становится последним. Узнав о том, что женщина хочет возбудить уголовное дело против своего мужа/партнера, и врачи, и сотрудники органов внутренних дел в один голос твердят: "Да как вам в голову такое пришло? Он же вам не чужой. А о своем будущем и о детях вы подумали? И вообще все произошло без свидетелей, поэтому доказать ничего не удастся". Низкий уровень юридической грамотности не позволяет большинству москвичек усомниться в словах сотрудников милиции о ненаказуемости обидчика. Как вы думаете, какой будет реакция насильника, узнавшего, что женщина вернулась домой, так и не заручившись поддержкой органов правопорядка? Естественно, ситуация лишь усугубляется. Она получает еще более тяжелые травмы и делает для себя вывод: нет ни одной структуры, которая могла бы физически оградить ее от насильника. Так что распространенное суждение о женской безропотности - это лишь миф. Хотя, наверное, нельзя сбрасывать со счетов и слабую надежду на то, что муж/партнер одумается и все наладится.

По данным статистики обращений на телефон доверия центра "АННА" (АССОЦИАЦИЯ "НЕТ НАСИЛИЮ"), лишь 2,5% москвичек звонят сюда, пережив домашнее насилие впервые. Более 50% женщин испытывают насилие от года до 7 лет. Еще 20% обращается за помощью после того, как проживут в домашнем аду от 7 до 20 лет.

ЛИДИЯ

Замуж хохотушка Лидочка вышла, когда ей было 18. Сегодня, спустя 20 лет, признается, что все эти годы испытывала агрессию со стороны мужа. Побои, тяжелейшие черепно-мозговые травмы. Сильнейшие головные боли. Инвалидность. Не в силах терпеть истязания, дважды пыталась покончить с собой. Чудом осталась жива. В настоящее время проходит психотерапевтическое лечение в клинике. Узнав о существовании центра помощи женщинам, пережившим домашнее насилие, позвонила в "АННУ". Даже единственное обращение на телефон доверия дало хорошие результаты. Психологическая поддержка придала ей уверенности в себе. А еще Лидия узнала, что в случае отказа правоохранительных органов принять ее заявление о полученных побоях, она может обратиться с жалобой на волокиту в ГУВД или прокуратуру. О разводе и размене квартиры Лидия пока не думает. Кстати, очень часто квартиру, например, как в Ритином случае, очень трудно обменять или разменять. Волей-неволей женщина вынуждена сосуществовать вместе с ненавистным мужем. Веяние времени - всеобщая приватизация - также оборачивается против людей, желающих разъехаться. По суду, в принудительном порядке, приватизированную квартиру, в отличие от муниципальной, разменять практически невозможно. Так что квартирный вопрос по-прежнему актуален для москвичей. Нет в столице и временных приютов для пострадавших от домашнего насилия, которые так распространены за рубежом. Впрочем, для начала Лидии еще предстоит выйти из больницы, а затем пройти курс правового ликбеза. Без этого пробить стену равнодушия органов правопорядка будет трудно.

МАРИЯ

Кто-то усомнится в самой возможности довести дело до суда. Сделать это трудно, но можно, утверждают сотрудники центра "АННА" и приводят в пример другую клиентку, Марию. Понадобилось полтора года, чтобы эта энергичная преуспевающая женщина смогла "пробить" возбуждение уголовного дела на своего супруга, который издевался над ней и их дочкой-подростком. Хотя на руках у женщины были все необходимые справки о нанесении тяжких телесных повреждениях. В милиции же настаивали на отсутствии состава преступления. Или предлагали оформить их как легкие повреждения. Только после обращения в городскую прокуратуру дело сдвинулось с мертвой точки. Сейчас дело находится на доследовании. Супруг Марии, человек состоятельный, нанял хорошего адвоката. Так что шансов на то, что он угодит за решетку, немного. В то же время, как только его персоной заинтересовались правоохранительные органы, он перестал пускать в ход кулаки. А вот попытки психологического давления не прекратил. После того, как состоялся развод, он в присутствии милиции и судебных исполнителей начал крушить совместно нажитое имущество.

Но, наверное, тяжелее всего бороться за свое "Я" домохозяйкам или тем, кто сидит с детьми. Мировой опыт показывает: зачастую насилие начинается или усугубляется во время беременности или отпуска по уходу за ребенком. В этот период женщина особенно уязвима. Сужается круг общения. Нет собственных средств к существованию. И перед ней встает неизбежный вопрос: "Как прокормить себя и детей? На какие деньги снимать жилье?"

ЮЛЯ

До того, как Димке исполнилось 4 годика, Юля сидела дома. "Сама подумай, зачем тебе возвращаться на старое место и вкалывать за гроши?" - говорил муж. Вчерашний инженер, она радостно соглашалась и думала, что заработка супруга хватит на троих. Жили мирно. Бывали, конечно, ссоры. А у кого их не бывает. Трещина в отношениях между супругами появилась после Юлиного решения снова выйти на работу. "Не могу я вечно сидеть в четырех стенах, - объясняла она нахмурившемуся мужу. - Устала". Глава семьи поджимал губы и нехорошо усмехался. Первым бежал к телефону и уверял, что звонивший ошибся номером. Напрасно Юля говорила, что ее приглашали на собеседование. Муж, у которого появился мотив для ревности, стоял на своем: "Ты решила завести любовника". Однажды обстановка в семье накалилась до такой степени, что он избил жену. Бедная женщина подвергалась жесточайшим побоям в течение трех дней. Как только смогла выйти из дома, обратилась на телефон доверия, где ей посоветовали подумать, нет ли в ее окружении родных или знакомых, которые могли бы на первых порах приютить Юлю и Диму. Оказалось, что ее приятели как раз собрались в длительную зарубежную командировку и предложили пожить в их квартире. Одновременно начала посещать занятия в группе поддержки "АННЫ". Благодаря этому Юля смогла поверить в свои силы и найти работу. Подобно другим домохозяйкам, раньше ей и в голову не приходило, что сделать это не так просто. Вскоре она нашла место кладовщицы. Конечно, это не очень высокооплачиваемая и интеллектуальная профессия. Но в данном случае у нее была возможность карьерного роста. Про себя Юля решила, что готова первое время мириться с материальными трудностями. Главное, как можно скорее встать на ноги. Разводиться ли ей с мужем? Пока она не готова ответить на этот вопрос. Знает только одно: ни она, ни ребенок не могут жить под одной крышей с человеком, способным поднять руку на женщину.

ТАНЯ

Во всех описанных выше случаях женщины подвергались физическому насилию. По словам А. Каревой, руководителя психологической службы центра "АННА", зачастую оно сопровождается словесными оскорблениями и экономическим насилием. Порой москвички жалуются на испытываемое сексуальное и психологическое давление. И все-таки выяснение отношений с кулаками - наиболее часто встречающийся вид расправы над москвичками. Так, 70,4% женщин, обратившихся на телефон доверия, подвергались физическому насилию. В 52% оно сопровождалось морально-психологическим давлением. Кроме того, в 12% случаев усугублялось и экономическим насилием. И в 35% случаев женщины подвергались морально-психологическому унижению. Меньше всего свидетельств о принуждении к сексуальным отношениям. Об этом заявили лишь 3% клиенток. Но статистика - вещь лукавая. Тяжело преодолеть психологический барьер и рассказать незнакомому человеку, пусть и доброжелательно настроенному сотруднику телефона доверия, о том, что ты - жертва насилия. Вдвойне тяжелее признаться, что тебя принуждают к сексуальным отношениям. Часто бывает так, что сначала женщина говорит об избиениях, моральном унижении. И в конце разговора, как-то вскользь, выясняется, что вообще-то их отношения с мужем начались с изнасилования....

Танин супруг занимает очень высокопоставленную должность. Наверное, поэтому, уверившись в собственной безнаказанности, он превратил ее жизнь в ад. Когда молодая женщина пришла к участковому с заявлением, тот, увидев фамилию мужа, закричал: "Вы сумасшедшая! Он же нас всех раздавит. Немедленно уходите". На предложение Татьяны развестись последовал ответ: "Без меня тебе не жить. А если все-таки сумеешь уйти, детей не увидишь". Любовь до гроба? Еще один миф. Младшему сыну чуть больше года. Старшему - пять. Таня чувствует себя связанной по рукам и ногам. Выбирать приходится между собственной свободой и разлукой с сыновьями, а может быть, и жизнью. До сих пор он ни разу не поднял руку на жену. Но в центре такую возможность не исключают. Прорабатывая вместе с сотрудниками "АННЫ" план ее личной безопасности, Татьяна решила не предпринимать пока никаких серьезных действий. Рядом с мужем она будет в большей безопасности, нежели вдали от него. Ведь нередко, если женщина уходит в момент обострения конфликта, то насильник может выполнить свои угрозы.

Другое веяние времени. Состоятельные супруги угрожают отобрать детей в случае развода. Несмотря на то, что родители имеют равные права на воспитание ребенка, были случаи, когда суд вставал на сторону работающего отца, а не матери-домохозяйки.

ПОМЕЧТАЕМ?

Неужели разорвать порочный круг домашнего насилия нельзя иначе, нежели полностью разорвав отношения с агрессором? Почему же, обидчик может изменить свое поведение, но для этого ему необходимо проходить длительную терапию, говорит А.Карева. Человек должен осознать, что им движет. Ему необходимо захотеть и научиться изменить свое поведение. Известно, что большинство мужчин, которые подвергают насилию жен и детей, ранее сами были пострадавшей стороной или свидетелями насилия в родительской семье. Так что не стоит думать, что все мужчины рождаются агрессорами и только и мечтают, как бы им кого-нибудь избить или унизить. Это приобретенные навыки общения. Так что при желании с этим можно справиться. Другое дело, что мужчины не склонны к подобной работе. Самые стойкие приходили в центр дважды. Потом пропадали. Терапевтическая работа - нелегкий труд. Это новый опыт познания себя (что не всегда бывает приятно), приобретение навыков общения с окружающими. Гораздо проще использовать другие способы компенсации, например, насилие.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Это только в мелодрамах и женских романах героиням достаются идеальные спутники жизни, а в случае непредвиденных обстоятельств тут же появляется добрый волшебник. Реальная жизнь далека от этого. И рассчитывать в ней нужно прежде всего на собственные силы. А еще необходимо учить язык, который понимают в милиции и травмопунктах, получать навыки поиска работы. И помнить, что ты не одна. Ежемесячно на два телефона доверия центра "АННА" звонят около 240 москвичек. В год набегает до 2 тысяч обращений. Подавляющее большинство - 52% страдает от насилия со стороны мужа. Еще 18% испытывают насилие со стороны бывшего супруга, а 6% - со стороны сыновей. Наиболее яркие изменения, произошедшие с женщинами, заметны в процессе работы группы поддержки. Как правило, она длится в течение 4 месяцев. Раз в неделю женщины встречаются в центре и рассказывают о своих успехах. Получив психологические и юридические консультации, легче поверить в свои силы, а значит, и разорвать порочный круг насилия. Помощь для жертв домашнего насилия, оказываемая в центре "АННА", бесплатная.

Телефоны доверия центра "АННА": (095)124-61-85 (понедельник-пятница с 9.00 до 21.00); 477-86-71 (понедельник с 10.00 до 20.00, вторник-пятница с 11.00 до 17.00).

Вышли в свет вторая и третья части книги "Насилие и социальные изменения" (Теория, практика, исследования), подготовленной центром "АННА" (Ассоциация Нет Насилию).
Издание адресовано сотрудникам общественных и государственных кризисных центров, а также представителям органов правопорядка и медикам. Авторы книги надеются, что представление новых данных по проблеме домашнего насилия сможет привлечь общественное внимание к этой актуальной проблеме. Тираж книги, выпущенной при поддержке программ TACIS (Европейский Совет) и CARITAS (Австрия), - 1 тыс. экз. Издание распространяется бесплатно.

Региональная общественная организация "АННА"
(Ассоциация "нет насилию")

С 1993 года региональная общественная организация "АННА" оказывает практическую помощь женщинам, пострадавшим от насилия в семье. В центре работает телефон доверия, осуществляются консультации психологов и юристов, проводятся группы поддержки для женщин.

Телефон доверия центра, созданный в 1993 году, стал первым в России телефоном доверия для пострадавших от домашнего насилия. На телефоне работают 8 консультантов-психологов.

"АННА" является одним из учредителей Российской ассоциации кризисных центров для женщин "Остановим насилие". В настоящее время ведется деятельность в рамках трех основных программ: национальная образовательная кампания против насилия в семье; национальная инициатива в области здравоохранения; тренинговая программа для кризисных центров России и стран СНГ.

E-mail: anna-center@mtu-net.ru
http://www.owl.ru/anna
Марина Петровна Писклакова - директор
Телефоны доверия центра "АННА":
124-61-85 (понедельник - пятница с 9.00 до 21.00)
477-86-71 (понедельник с 10.00 до 20.00, вторник - пятница с11.00 до 17.00)

Российская ассоциация кризисных центров для женщин "Остановим насилие"

Членами ассоциации являются 32 организации из различных регионов России. Многими их них накоплен уникальный опыт работы.

E-mail:falta@online.ru, regentov@yahoo.com
Марина Петровна Писклакова - президент,
Наталья Ивановна Абубикирова - исполнительный директор
О региональных организациях вы можете узнать по тел./факсу:(095)438-61-15