Женщина Плюс...
  N 1, 2001

Нина Ковалева

БЛАГОЕ ДЕЛО В ИСТОРИИ РОССИИ

Предлагаемый цикл статей задуман как попытка познакомить современников с именами и делами благотворителей прошлого, которые остались в истории России. Мне кажется, что те, кто задавал тон в платежах по нравственным обязательствам и сто, и двести лет тому назад, могут и должны служить своеобразным ориентиром в поиске достойного пути для российского общества наших дней.

Сегодня к историческим фигурам - интерес обывательский, даже по меркам уже ставшего далеким ХIХ века. Если императрица, то кто фаворит? какой имела гардероб? какие по ее прихоти строились дворцы? и обязательно - интимная переписка. Если обладатель громкой аристократической фамилии, то какова родословная чуть ли не до Рождества Христова (и неважно, что ничем не доказанная). Ну а если из купцов, то прежде всего сколько - денег, заводов, дворцов, пароходов; и непременно - в каких скандалах и анекдотах фигурирует? Однако такой подход на потребу толпы отнюдь не культивировался в российском обществе двухвековой давности, хотя, если принять, что общество развивается по спирали, мы должны предположить, что наши предки были значительно менее цивилизованными и духовно развитыми по сравнению с нами, живущими в XXI веке.

Уже с конца ХVIII века и тем более в ХIХ веке и официальные власти, и так называемая "четвертая власть" формировали общественное мнение, исходя из простого, но чрезвычайно важного принципа, - сеять разумное, доброе, вечное. Подобным образом ориентированная социальная и информационная политика поднимала общественное мнение на более высокий этический уровень.

Так, например, фамилия одного из крупнейших российских предпринимателей занимала почетное место в прессе (а не в скандальной хронике) благодаря уникальному пожертвованию Александры Ивановны Коншиной, о которой я расскажу в одной из следующих публикаций. Не будь такой политики, вряд ли осталась бы в истории (а не в реестре капиталов) память о сибирском золотопромышленнике и торговце пушниной Иване Логгиновиче Медведникове и его жене Александре Ксенофонтовне. Ее имя наряду с Третьяковым и Солдатенковым составляло славную тройку самых крупных жертвователей Москвы.

Даже в императорской супружеской паре не всегда так уж безоговорочно первенствовал в общественном мнении супруг, если жена выбирала главным делом своей жизни помощь обездоленным. Так произошло с Павлом I и Марией Федоровной - имя этой императрицы на протяжении многих десятилетий служило своеобразным символом исполнения гражданского долга царствующей особой.

Как это ни странно звучит, чтобы стать действительно более цивилизованными, стоит обратить свой взор ...назад, в прошлое и восстановить в качестве критерия оценки человеческой личности не мнение толпы обывателей, а позицию сообщества граждан.

Единым эпиграфом к этому циклу статей о русской благотворительности могут стать слова, написанные около ста лет тому назад и приобретшие сейчас не просто актуальное, а прямо-таки пронзительно-острое звучание:

"Не нужно забывать, что чем выше доходы, тем больше людей участвуют в их производстве, следовательно, тем более имеется оснований ждать,
чтобы ничего неимущие получали что-либо от много имущих".

Из книги "Благотворительность в России", Спб., 1908г.

ЗВАНИЕ ПЕРВОЙ ДАМЫ ГОСУДАРСТВА ОБЯЗЫВАЕТ

Императрицы российского престола - и те, что правили самостоятельно, как Екатерина II, и те, что были лишь женами самодержцев, - полагали своей главной обязанностью в государстве деятельность в сфере благотворительности. Индивидуальные склонности и пристрастия определили направленность их вклада в дело милосердия, но участие в нем всегда считалось не просто хорошим тоном, а необходимым атрибутом статуса августейшей супруги.

Весьма характерны в этом смысле тексты, помещенные в совершенно далеком от социальных вопросов издании - альбоме портретной галереи. О супруге Александра I Елисавете Алексеевне там, в частности, написано: "При наступлении бедственного для России 1812 года императрица отказалась от всех внешних почестей и блеска и посвятила себя делам благотворительности". Заслуга Александры Федоровны, жены Николая I, по мнению автора, состоит в том, что "она приняла под свое покровительство женские учебные и благотворительные заведения в России, о которых прилагала до самой своей кончины заботливые попечения". Супруга Александра II Мария Александровна, "...вступив на престол, по примеру своих августейших предшественниц посвятила свой труд помощи нуждающимся". Мария Федоровна, супруга Александра III отмечена, прежде всего, тем, что "по благотворительности продолжала деятельность ее великой соименной предшественницы", приняв августейшее покровительство над разраставшимся по всей России Ведомством императрицы Марии.

Огромный и многопрофильный комплекс благотворительных учреждений как эстафету принимали первые дамы России сразу по вступлении на престол супруга. Процедура эта была своеобразной социальной коронацией. А начало уникальному Ведомству, этому государству в государстве, положила во второй половине ХVIII века Екатерина II.

Став полновластной хозяйкой, императрица развернула работы по реализации широкомасштабного проекта, рассчитанного на решение проблемы сиротства детей и образования женщин. Согласно общему плану, составленному Иваном Бецким, для воспитания подкидышей были открыты воспитательные дома в Москве и Петербурге. В них должны были не только обеспечить младенцам нормальные условия жизни, но и формировать из них в будущем граждан, "способных служить отечеству делом рук своих", т.е. образованных и обученных ремеслу.

Женское образование, также находившееся под попечительством коронованных благотворительниц, помогало малообеспеченным семьям подготовить к вступлению во взрослую жизнь своих дочерей, т.к. помимо учебы девочки получали навыки ведения домашнего хозяйства и профессиональную подготовку по некоторым специальностям. Так, выпускницы женских учебных заведений во второй половине XIX века становились первоклассными гувернантками, экономками, машинистками, преподавательницами музыки и иностранных языков и даже бухгалтерами.

А начало этому было положено в 1764 году, когда Екатерина II, заботясь о достойном воспитании девочек из дворянских семей, потерявших отцов, учредила "Общество воспитания благородных девиц" и отвела для него Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге. Эти инициативы императрицы и послужили той благодатной основой, над развитием которой весь ХIХ век неустанно трудились августейшие супруги.

На шестой день после смерти Екатерины II именным указом Павла I от 12 ноября 1796 года "начальствовать" над обществом благородных девиц была назначена его жена - императрица Мария Федоровна. Годом позже под ее попечительство были переданы и воспитательные дома. А затем уже сама императрица учредила особый "повивальный институт с родильным госпиталем для неимущих женщин".

Деятельность Марии Федоровны на этом поприще придала несколько иное направление задуманному Екатериной II предприятию (в основе своей вполне государственному, хотя и благотворительному). Супруга Павла I начала создавать на собственные средства различные учреждения. Так ею были основаны женские учебно-воспитательные заведения ордена Св. Екатерины. В Павловске она открыла училище для глухонемых детей, а в Гатчине - воспитательный дом. На ее средства были организованы в Москве и Петербурге так называемые "вдовьи дома", первоначально предназначенные для бездетных вдов офицерского звания. К началу ХХ века принимаемый контингент и условия содержания во вдовьих домах были строго регламентированы, с учетом срока службы мужа, возраста вдовы, наличия или отсутствия у нее пенсии.

Личная благотворительность государыни служила примером другим и "к новому ведомству стали примыкать заведения, основанные, с одной стороны, на средства отдельных жертвователей, а с другой, - групп их, т.е. заведения уже общественного характера". Возглавляемое и пестуемое в течение более тридцати лет детище требовало от Марии Федоровны позаботиться о нем и в будущем, поэтому в своем духовном завещании она просила супругу правившего в то время Николая I принять подведомственные ей учреждения под свое покровительство. И на следующий же день после кончины Марии Федоровны "последовал во исполнение ее воли высочайший указ об установлении порядка в управлении заведениями, состоящими под попечительством императрицы". По этому указу весь комплекс получал наименование Ведомство Императрицы Марии. К началу ХХ века Ведомство представляло собой целую сеть учреждений различного назначения, расположенных по всей России. Это больницы и богадельни, детские приюты и ясли, училища женские и для детей с ограниченными физическими возможностями.

Во главе всех учреждений Ведомства стояли опекунские и попечительские советы. При детских приютах помимо директора и смотрительницы также был предусмотрен общественный контроль в лице почетных старшин. В их обязанности входила помощь в благоустройстве приюта и обеспечении воспитанников надлежащим питанием, содействие в сборе средств и поддержании удовлетворительного финансового состояния приюта. Почетные старшины - были не свадебными генералами, а наиболее ответственными людьми с деловой хваткой и организационными способностями. К лицам, нанимаемым на службу в благотворительные заведения, тоже предъявляли определенные требования. Возраст служителей должен быть в пределах от 20 до 39 лет; предпочтительнее чтобы они были из семьи, где нет потенциального кормильца, т. е. юноши старше 15 лет; мужской персонал выбирали из лиц, состоящих в браке.

Ведомство императрицы Марии было уникальным социальным институтом, а источники финансирования его были столь разнообразны (государственные, императорской семьи, частные и общественные), что даже современники затруднялись определить его статус. И в наши дни Ведомство интересно именно необычностью источников его финансирования. Ведь основным источником средств для воспитательных домов самой Екатериной II была определена так называемая карточная монополия. Сначала она заключалась в обложении особым сбором игральных карт отечественного производства и ввозимых из-за границы. Затем воспитательным домам отдается в полное распоряжение само право клеймения карт, а в 1797 году величина сбора за клеймение отечественных карт удваивается при том, что ввоз иностранных запрещается совсем.

Ровно через сто лет городские власти Москвы намеревались развить эту идею просвещенной императрицы. Они предложили установить пятипроцентный налог с выигрыша в тотализатор в пользу городских попечительств о бедных, "но, исходя из морально-этических соображений, Дума отвергла полагающиеся суммы с тотализатора".

Весьма заметную роль играли женщины российского престола в скорбном деле облегчения участи солдат в военное время и инвалидов. Елисавета Алексеевна, статус первой леди которой пришелся на Отечественную войну 1812 года, "из определенных ей 600 тыс. рублей ежегодно, брала только 250 тыс. и те употребляла почти сполна на пособия нуждающимся". В трудное для России время она возглавила женское "Патриотическое общество для вспомоществования разоренных войной". Не будучи автором идеи, но чутко воспринимая настроения в обществе, императрица подхватила инициативу и обеспечила ей развитие в дальнейшем. Вот как об этом вспоминает современник событий: "в самом разгаре военных действий составился в Петербурге небольшой кружок дам, задавшихся целью прийти на помощь вдовам и сиротам воинов, пострадавших на войне. 12 ноября 1812 года был утвержден устав Общества, принятого с самого своего возникновения под покровительство государыни Елисаветы Алексеевны".

Первым практическим результатом деятельности Общества стало Училище для сирот воинов, из которого впоследствии был образован женский Патриотический институт. В 1816 году в ведение Общества поступает Дом трудолюбия, и с этого момента Общество расширяет сферу приложения своих усилий. Теперь оно ориентируется на воспитание и профессиональное обучение детей из бедных семей. Согласно §2 Устава, утвержденного 27 марта 1896 года, "Общество имеет своей целью призрение бедных детей почти исключительно женского пола, начиная с пятилетнего возраста". Решая поставленную задачу, Общество организует сеть начальных школ и ремесленных училищ и идет дальше - открывает мастерские для подготовки высококвалифицированных выпускниц и даже бюро по их трудоустройству. "Наплыв желающих пользоваться услугами этого Бюро вынудил руководство Общества снять небольшую квартиру и нанять бухгалтершу для ведения письмоводства", т. е. регистрации спроса и предложения.

Общество Красного Креста обязано своим возникновением в России супруге Александра II. Мария Александровна известна тем, что провела чуть ли не реформу в образовании - она ввела в России женские гимназии, которые проложили дорогу знаменитым женским курсам начала ХХ века. Последние годы жизни Мария Александровна посвятила учреждению Общества Красного Креста. Однако в полной мере оценить значение Красного Креста пришлось супруге Николая II да и всем женщинам императорской семьи того времени. Две большие войны пришлись на его царствование: японская и Первая мировая.

В 1904 году мать Николая II Мария Федоровна устраивает в Харбине лазарет для сестер милосердия, которые наравне с солдатами получали осколочные ранения, болели тифом, а значит, и сами нуждались в лечении. На южном берегу Крыма для больных и раненых воинов с Дальнего Востока были построены Ай-Тодорские бараки великими княгинями Александрой Михайловной и Ксенией Александровной. А в 1905 году в Царском Селе усилиями императрицы Александры Федоровны и великой княгини Марии Павловны открыт лазарет для офицерского состава. Через десять лет и во время уже другой войны в лазарете Царскосельского дворца сестрами милосердия вместе с матерью императрицей служили дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Кроме того, великая княгиня Татьяна Николаевна сама становится августейшей попечительницей Комитета помощи пострадавшим от военных действий.

Там, где требовались большие средства и определенные навыки организации производства, высочайшее покровительство обеспечивало значительный приток так называемых спонсоров. Подобным образом в Москве была организована, например, мастерская по изготовлению протезов: инициатива создания принадлежала великой княгине Елисавете Федоровне, а средства дали городские власти, Красный Крест, кредитное, купеческое и биржевое общества, земский союз.

Вообще имя Елисаветы Федоровны для российского общества начала ХХ века - это тоже символ, символ сострадания, а сама она воплощала некий собирательный образ сестры милосердия - всегда в сестринском облачении, как солдат в шинели - и в елисаветинской общине, и в елисаветинских бараках для увечных воинов, и на проводах санитарно-питательных отрядов добровольцев и, конечно, в лазарете Марфо-Мариинской Обители, открытом с самого начала войны. В 1914 году Елисавета Федоровна устраивала в деревнях детские ясли в помощь солдаткам, работающим в поле. "Кроме того, великая княгиня занялась организацией трудовых дружин из учащихся, чтобы эти дружины могли помочь тем, кто самостоятельно не может совладеть с обработкой полей". "Горячие головы" непризывного возраста, как водится, сбегали на фронт, но военное начальство возвращало их назад. Для приема таких детей настоятельница Марфо-Мариинской Обители открыла школу, где они обучались грамоте и военному строю.

Подобный образ жизни был не только результатом трагической судьбы семьи великой княгини. Начало трудов на ниве милосердия относится к тому времени, когда Елисавета Федоровна стала первой дамой столицы. В 1891 году ее супруг великий князь Сергей Александрович, сын Александра II, был назначен генерал-губернатором Москвы, а уже 17 января 1892 года утвержден устав Елисаветинского Благотворительного Общества, во главе которого пожизненной попечительницей стала великая княгиня.

Интересна сама история возникновения Общества, как пример веяний нового времени. Была создана целая социальная структура под покровительством на самом высоком государственном уровне, но с источниками финансирования исключительно частными и общественными. В Ведомстве императрицы Марии готовились некоторые реформы, в результате которых предполагалось прекратить прием в воспитательные дома законнорожденных детей. Предвидя возникновение некоторых осложнений, управляющий Московским воспитательным домом заблаговременно проявил инициативу по организации в Москве иной формы оказания помощи неимущим родителям.

План благотворительной деятельности, принятый Елисаветинским Обществом, состоял в следующем. При каждом столичном приходе были созданы специальные комитеты для попечения о законных детях неимущих матерей. Эти комитеты по мере накопления средств могли отдельно или сообща устраивать ясли и приюты для дневного и постоянного содержания детей от двух лет, а также оказывать временную помощь родителям для воспитания грудных и малолетних детей. Прошло чуть более 3 месяцев со дня утверждения Устава, и в Столешниках были открыты первые Елисаветинские ясли, затем открылся первый Елисаветинский приют для детей школьного возраста, к концу года стал действовать Знаменский приют для грудных детей. Причем особенную заслугу современники этих событий видели в том, что "Елисаветинское Общество не получает никакой казенной субсидии, каковую имеет ежегодно, например, Московский Совет Детских Приютов, и существует лишь только на доброхотные пожертвования частных лиц". Именно эти лица в первую очередь и составляли организационное ядро, избирались почетными членами Общества. Вместе с великой княгиней Елисаветой Федоровной приняли на себя благую обязанность князь Урусов (правитель канцелярии), великие князья Сергей Александрович и Михаил Николаевич (почетные члены), граф Протасов (главноуправляющий), Московский городской голова Алексеев, действительный статский советник и обер-гофмейстер Нейдгарт, а также личный секретарь Елисаветы Федоровны.

ПЕРВЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПЕРВЫМИ в благом деле, это их НРАВСТВЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ. Те же первые, чье душевное расположение совпало с предназначением, стали легендой российской благотворительности.