Женщина Плюс...
  N 1, 2001

Екатерина Семенова

ОНА ХОТЕЛА БЫТЬ ДЕВОЧКОЙ

Каждая из нас по-своему уникальна. Абсолютно одинаковых людей не бывает: люди - не роботы, не отлаженные машины. Но бывают очень похожие - вот близнецы, например, неотличимы внешне, хотя и у них жизненные дороги расходятся. И вообще, каждому - свое. Одним везет в любви, другим - в работе, кому-то - с детьми, кому-то - со здоровьем, а кому-то - во всем.

Правда, многие считают, что на везение рассчитывать не стоит - чтобы добиться чего-то в жизни, нужно с детства воспитывать в себе определенные качества. (Пожалуй, только со здоровьем - вопрос спорный, а все остальное вполне достижимо). Мы сами строим свою жизнь, сами выбираем себе путь. Конечно, всегда нужна удача, помощь друзей и близких. Но главное - нужна цель, и мы используем все свои приобретенные в жизни качества, чтобы добиться ее.

Однако так думают не все, и не всегда главное - захотеть. Для Жени это оказалось не главным. Ее результат - несложившаяся жизнь и несыгранная роль счастливой женщины, и не потому, что она этого не хотела или не стремилась к этому. Уже в сознательном возрасте она пыталась изменить себя, но слишком сильно затвердел слепок, сделанный ее родителями. Жене оставалось жить такой, какой ее сделали.

Женина мать, Мария Евгеньевна, с ранних лет мечтала о старшем сыне, которого она назвала бы в честь отца. Судьба распорядилась по-другому. Она родила двойняшек, девочек. Старшую назвали Женей.

Мария Евгеньевна погоревала, что сына теперь вряд ли потянет, но вскоре успокоилась.

Женя родилась на двадцать минут раньше Алены. Еще при рождении весила больше сестры, глаза и губы были похожи на дедовы, она была более высокой, с красивыми, но грубыми чертами лица. Она была спокойней Алены, которая, по мнению матери, была "истинной девочкой": плаксивая, требующая повышенного внимания к себе и признания ее первенства перед Женей.

Вот так все и началось: Женю стали одевать в голубое и синее, называя ее при этом "пацаненком". Мать приходила в дикий восторг, когда на улицах ей говорили, какой у нее милый мальчик или спрашивали, как зовут этого милашку. Она всегда спокойно называла только имя, не думая менять мнение знакомых о поле ребенка. Большинство были уверены, что у Машки сын и дочка. А ей хотелось самой в это верить. Когда у Алены болталась из-под шапочки веселенькая косичка, Женя была одета в кепку, чтобы все видели светленькую мальчишескую прическу. А ведь ребенок так восприимчив к чувствам матери! Женя подчинялась всему, что радовало мать, хотя чувствовала, что что-то не так, ощущала некий дискомфорт.

Первый страшный и сильный удар нанесла ей школа. Первый класс - дразнилки, драки, удары. Но Женя уже вошла в роль "сильного мальчика" и умела постоять за себя. Она действительно стала по-мальчишески сильной. Все угомонились, боялись ее и тихо ненавидели. Ее сестра относилась к ней, как к брату: то просила защитить, то подсадить ее на качели, а когда надо было поиграть в дочки-матери, она заставляла Женю исполнять роль отца-главы семейства. Мать все это поощряла.

Дальше становилось все тяжелее. Двойняшки вступили в переходный возраст.

Проблемой переходного возраста долгое время занимался Р. Кэмпбелл, автор книги "Как по-настоящему любить своего ребенка". Он считает, что каждая девочка вступает в переходный возраст с различной степенью готовности, некоторые хорошо подготовлены, а некоторые плохо. "В этой подготовке есть два наиболее важных аспекта: выработка представления о самой себе и осознание своей принадлежности к женскому полу... По мере приближения к переходному возрасту она интуитивно, или подсознательно, ощущает, что ее самооценка поможет ей выдержать завихрения переходного возраста. Для нее жизненно необходимо чувствовать себя "на все сто!". Если она уверена в себе как в "женщине", то переходный период (обычно в 13-15 лет) проходит относительно гладко, всего лишь с обычными взлетами и падениями настроений. Чем устойчивее и здоровее ее чувство принадлежности к женскому полу, тем лучше она сможет противостоять давлению со стороны сверстников, и чем неувереннее она в себе как в женщине, тем менее стабильно она себя чувствует".

Женя свою принадлежность к женскому полу ощущала очень смутно, скорее как-то инстинктивно. Алена же в тринадцать лет стала кокетливой и обворожительной. Мальчиков она обсуждала только с подружками, потому что Женю не воспринимала как существо женского пола. Подруг у Жени не было, друзей тоже. Так началось ее одиночество. Но, обладая сильным характером, она никогда не жаловалась, не обсуждала своих проблем с матерью. Она хорошо училась, ночами сидела над книгами - в книгах, как ей казалось, ее "молча понимали".

В 18 лет дороги сестер разошлись, и навсегда. Алена вышла замуж, Женя поступила на математический факультет МГУ: так хотела мать - дед Евгений был математиком. Женя хорошо разбиралась в заковыристых математических формулах, но гораздо сильнее ее тянуло к поэзии, к историческим романам, к музыке. Был один лишь плюс в математике: ребят на техническом факультете было намного больше, чем девчонок, и Женя не оставалась без мужского внимания. Но девушка не знала, как вести себя и что надо говорить. Все попытки приблизиться к ней встречали отпор с ее стороны, хотя Женя совсем не хотела этого. Но по-другому не могла. Опять ее воспринимали только как друга, верного, умного, надежного.

Тем временем у сестры родился сын, а еще через два года - дочка. Алена была превосходной матерью, отличной женой. Она замечательно справлялась со своими женскими ролями, и нашла свое счастье. А Женя - нет. Она тоже хотела стать женой, матерью, но не получалось.

На пятом курсе впервые она стала встречаться с парнем. Это получилось случайно, без особых чувств - просто оба долго были одиноки, и решили попробовать. Все держалось на доверии и взаимопомощи. Но через два месяца они поняли, что вместе остаться не суждено. Произошло столкновение двух характеров. Двух сильных, мужских характеров. Женя хотела играть роль слабого существа, но не cмогла. И притворяться тоже не cмогла. Она нашла бы человека, который с удовольствием подчинился ей, но быть "главой семейства" она тоже не хотела.

Родители подарили ей жизнь, в которой она не смогла найти своего счастья. Но все-таки одну женскую мечту ей удалось осуществить. Сейчас Жене 43 года, и живет она не одна. У нее есть сын - ее жизнь, ее самая большая радость. Как ей кажется, мальчику совсем не нужен папа. Женя воспитала ребенка за двоих, и получилось лучше некуда.


Эту статью прислала в журнал студентка факультета журналистики Екатерина Семенова. Охотно предоставив страницы молодой журналистке, мы поместили статью в новую рубрику "Мы и наши дети", в которой планируем обсуждать вопросы отношений детей и родителей, семейного воспитания. Редкая женщина не задумывается над этими вопросами, для некоторых они - в числе самых важных, для кого-то сложны, запутанны и кажутся неразрешимыми.

Автор статьи не ставит перед читателями вопросов, а лишь обозначает некоторые проблемы, видение которых может быть очень разным, потому что все мы разные. Свое мнение о судьбе героини статьи мы попросили высказать хорошо известного нашим читателям автора Инну Шифанову, психолога-консультанта некоммерческой организации - фонда "Остров детства".


Инна Шифанова

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НЕ БЕЗОБИДНЫ

Близнецы - удивительный мир, эксперимент, поставленный природой. Психологи и генетики, конечно, пользуются этой редкой возможностью сопоставления влияния врожденных признаков (генотипа) и социальных условий (среды). Близнецовый метод исследования, так же как приведенный рассказ, убеждает: программа, заложенная в генах - не приговор, на индивидуальную внутреннюю среду воздействует воспитание; кроме того, у человека есть поле для свободного выбора и, значит, ответственность за свою судьбу. Только все эти факторы вместе создают уникальность Личности.

У девочки Жени и ее сестры различались и среда - различия в воспитании очевидны, и генотип - ведь иначе они были бы неотличимы внешне. И судьба оказалась различной - она часто бывает различной для любимцев семьи и одиноких детей, не понятых близкими.

Ее не любили в школе, внутренне незащищенную, потерявшуюся в требованиях родителей. Ей было трудно общаться - ведь мир с рождения наполнен ложью самых близких людей и поэтому непонятен и враждебен. Задача первых лет жизни - приобретение доверия к миру не была выполнена.

Женя в играх исполняла роль отца-главы семейства. Хотелось бы знать, а с кого она списывала эту роль? Почему об отце упоминается лишь однажды, да и то лишь в слове "родители"? Ведь первый мужчина в жизни девочки - ее отец. К сожалению, очень часто приходится видеть одиноких женщин, для которых отец - синоним недоступного счастья, которому все последующие мужчины неспособны соответствовать. Быть недоступным сверхчеловеком - это и есть для этих женщин быть главой семейства. "Настоящие" мужчины и любовь остаются в романах.

Екатерина Семонова увидела Женю несчастливой и, вполне возможно, не ошиблась. (Хотя мы не знаем, что думает об этом сама Женя: ведь счастье - это не набор одинаковых для всех параметров). Но если Женя, действительно несчастлива, значит, есть психологические проблемы. Базовое, изначальное недоверие останавливало все попытки приблизиться к ней со стороны мужской половины человечества, но ведь и со стороны женской тоже. Она приобрела действительно мужской стереотип поведения - не говорить о чувствах. А чувства, конечно, были развиты: от одиночества они обостряются.

То, что в нас заложено воспитанием, очень часто не наши проблемы, а проблемы наших воспитателей. И мы вынуждены решать эти проблемы всю жизнь, не зная, по чьей вине мы так далеко уходим от своего реального "Я", что до старости не успеваем прийти обратно. "Будь собой и будь таким, как все", - с этой противоречивой установки наша жизнь начинается, подростками мы приходим к кульминации этой неразрешимой проблемы, и всю последующую жизнь пытаемся с ней примириться.

Человек родился, и мы начинаем учить его искажать чувства, скрывать мысли, желая ему добра, желая помочь ему выжить. Это называется социализироваться. "Женя подчинялась всему, что радовало мать", - так склонны поступать все дети, боясь потерять родительскую любовь, поэтому в какой-то степени каждый из нас - "слепок, сделанный родителями". Отсюда и "завихрения переходного возраста". Наши дети ненавидят нас за ложь, пока не научатся врать сами. Интересно, что только у цивилизованных народов подростковый возраст выделяется в особый период негативизма и ломки, большинству первобытных народов неизвестна конфликтность и агрессивность подростков.

Трудно сказать, какие собственные нерешенные проблемы заставили маму сестер исполнить неприглядную роль собственника своих детей. Видимо, эти проблемы прятались в глубине подсознания и кочевали от поколения к поколению, подтверждая восточное учение о карме. Чаще всего в нерешенных детских проблемах отражаются проблемы родителей, особенно мамины. Это могут быть и обиды на мужской пол и зависть к нему, а может быть, одновременно и обида и зависть. И она не смогла с этим справиться, потому что это, действительно, очень трудно. Никто не знает, каков был мамин сценарий успеха, какой из дочерей она его пыталась передать. Откуда взялось это неистовое желание иметь сына? Почти наверняка - это зависть к мужскому полу, это желание реализовать свои мечты через носителя "неограниченных" мужских возможностей. Такое отрицание, такая ненависть к собственной природе встречаются так часто, что Фрейд сделал вывод о природной зависти женщин к мужской анатомии. Мама навязала стереотипы обеим дочерям, и одна из них смогла в них вписаться, может быть, с потерями для личности, а вторая не смогла, да и задача-то была сложней и безумней - быть мальчиком.

Стереотипы, в том числе гендерные, далеко не безобидны. Мир играет с нами в странную игру: он предлагает, даже навязывает готовые решения, мораль и общественное мнение, а задача человека состоит в том, чтобы подвергать все это сомнению. Невозможно "найти свое счастье", потеряв свою личность в стереотипах и мифах.

У Жени был сильный характер, она знала математику, не вышла замуж и одна вырастила сына - и поэтому ей не досталась роль счастливой женщины? Да нет же! Мне очень жаль женщин, которые гордятся своей беспомощностью. Хорошее выражение: "несыгранная роль счастливой женщины" - гендерный стереотип счастья и есть сыгранная роль счастливой женщины. На самом деле счастье у каждого свое, именно потому что мы разные.

Что касается везения во всем, то так не бывает. Бывают счастливые периоды жизни, которые обязательно сменяются неудачными. Бывают жизненные сценарии победителей, когда человек умеет выходить из тяжелых ситуаций с наименьшими потерями, не терять веру в себя, проявлять терпение и делать выводы.

Но представьте себе человека, которому постоянно везет и у которого все есть, причем не им приобретенное. Во-первых, он перестает это ценить, во-вторых, теряет активность, способность к борьбе, творческий потенциал и, в конце концов, деградирует или ломается. Все-таки надо "воспитывать определенные качества", и только на везение рассчитывать не стоит. Не стоит и завидовать Алене - у нее тоже могут быть проблемы, только другие. Например, получив от мамы набор гендерных стереотипов, она не догадалась, что можно оставаться женщиной и реализовать гены дедушки-математика. И это достаточная причина для зависти к сестре, хотя поверхностный взгляд на удачливую мать двоих детей такой информации не дает. Удачный брак - это, конечно, очень хорошо, но муж не гарант безоблачного счастья на всю оставшуюся жизнь.

Ясно только, что счастливой маме несравненно легче воспитывать счастливых детей. Поэтому не стоит забывать о себе, не стоит поддаваться проповеди жертвенности. Не надо бояться счастья - его и так мало. Воспитание лучше начинать с себя. Чтобы не навредить своему ребенку, лучше пройти этот путь к себе, через бурьян мифов к естественности. Естественность и искренность - лучший способ и общения и воспитания. И, пожалуйста, не начинайте с самообвинения и чувства вины, поищите свои лучшие качества, на которые можно опереться.

Полоролевые стереотипы искажают естественную потребность человека быть понятым и быть оцененными по человеческим качествам, а не по потребительским свойствам. Я желаю всем женщинам стать счастливой по-женски, но счастливой лучше всего быть по-человечески.