Женщина Плюс...
  N 3, 2002

Женщины во власти должны быть профессиональны

     По данным социологов, почти половина женщин не ставят политическую и общественную карьеру в число своих жизненно важных планов, и лишь 5% женщин считают, что достигли успехов в этой области. Женщины „активистского" типа, то есть те, для которых общественно-политическая деятельность представляет интерес и которые уже проявили или хотели бы проявить себя в этой сфере, составляют чуть менее трети.
     К сожалению, активисты советского периода скомпрометировали идею профессионализма в общественной деятельности, и для многих из тех, кому за 40, ярким образом такого „профессионала" стала суетливая и навязчивая Шура с чугунным конем в обнимку, героиня фильма Эльдара Рязанова „Служебный роман". А между тем появление и рост третьего сектора - некоммерческих организаций, реализующих гражданские инициативы, инициативы снизу, показали, что общественной активности для достижения реальных результатов недостаточно, и в этой сфере деятельности, не менее чем в других, необходимы профессиональные менеджеры.
     Меняются требования и к политической деятельности. Избиратель все больше надежд связывает с профессионально подготовленными кандидатами во власть, надеясь на их ответственность и самостоятельность в принятии государственных решений на всех уровнях.
     Все это непосредственно относится к женщинам, которые в последнее время все громче заявляют о своей готовности и желании разделить с мужчинами тяжесть бремени государственной власти.
     Валентина Череватенко - из тех немногих женщин, которые не только считают общественно-политическую деятельность своим делом, но и добиваются в этом профессиональных успехов. Имеет опыт работы в законодательной власти органов местного самоуправления, является создателем и руководителем большой и влиятельной региональной общественной организации Союз Женщин Дона.

Валентина, вы - женщина во власти, женщина- лидер: депутат, общественный деятель в своем регионе. Что привело вас во власть: характер, амбиции, стремление руководить?

В. Ч.: Я всегда занималась общественной работой, еще со школы. Правда, для меня это никогда не было собственно „работой" - я так жила. По окончании института я стала работать помощником диспетчера по электроснабжению на заводе, и рядом со мной были такие же активные женщины. Мы первые в конце 80-х годов провели заводскую конференцию женщин и избрали свой комитет, который вовсе не был формальной структурой. В 1991 году произошли события в Баку, и туда направили наших мужчин-резервистов. В знак протеста в городах Шахты и Новочеркасск женщины вышли на площади. И тогда директор завода предоставил нам телетайп, и мы дали телеграмму Михаилу Горбачеву с требованием вернуть наших мужчин. Мы отправляли телеграмму за телеграммой в Москву, мы будоражили всех, и все же добились возвращения. Вот тогда многие поняли, что такое гражданская активность, и поверили в возможность решения общих проблем.

В 1991 году я впервые стала депутатом городского совета, и предложила создать комиссию по делам женщин, охране семьи, материнства и детства. Таких структур в системе местной законодательной власти прежде не было, и нам говорили: вы что, женщин замуж будете выдавать? Но комиссия была создана и состояла из 8 человек - 4 мужчин и 4 женщин, что вполне соответствовало требованиям гендерного равенства в решении столь важных социальных вопросов. Правда, тогда я таких слов не знала, не знала даже, что такое феминизм. И когда заместитель председателя горсовета почему-то спросил меня о том, как я отношусь к феминизму, я ответила: к слову - плохо, к идее - хорошо.

А сейчас?

В. Ч.: А теперь я говорю - я феминистка, и моя идеология - равные права и равные возможности для мужчин и женщин.

Когда я стала председателем комиссии по делам женщин, я стала думать о создании женской региональной организации и инициировала созыв Форума женщин Дона в 1993 году. Мы разослали приглашения, дали объявления в газеты. На форум приехала 101 женщина, и родилась организация - Союз Женщин Дона (СЖД).

Сколько людей сейчас вовлечено в деятельность вашей организации?

В. Ч.: У нас нет фиксированного членства, но в СЖД входит 25 ассоциированных членов - это юридические лица и инициативные группы женщин в разных городах и районах Ростовской области. По самым скромным подсчетам, по программам нашей организации работают более 2 тысяч человек. Офис СЖД в Новочеркасске всегда полон - тут и мужчины и женщины, люди зрелого возраста и молодежь, волонтеры, специалисты, эксперты.

В Союзе Женщин Дона работают и мужчины?

В. Ч.: Да, и мы всегда говорим, что СЖД - это идея женщин, поддержанная мужчинами.

Расскажите об основных направлениях работы организации. В. Ч.: Сначала это была обычная работа социальных организаций - помощь детям, многодетным семьям. Мы пытались контролировать условия труда женщин, соблюдение трудового законодательства - ходили по предприятиям, решали жилищные проблемы.

В нынешнем уставе нашей организации, который был принят в 1998 году, в качестве приоритетных направлений деятельности обозначены борьба за равные права для женщин и мужчин, продвижение женщин во власть и миротворчество. О войне мы заговорили в 1995 году, тогда мы поняли, что можем и должны работать по установлению мира на Северном Кавказе. Первая конференция „Женщины за жизнь без войн и насилия!" прошла в Ростове-на-Дону в ноябре 1996 года, тогда же начались наши миротворческие миссии, связанные с Чечней.

Миротворчество - это созидание мира самим человеком в себе и только потом вокруг себя. Поэтому очень важным направлением нашей работы мы считаем психосоциальную реабилитацию участников конфликтов и лиц с постстрессовым синдромом. В рамках партнерского проекта с Санкт-Петербургским институтом психотерапии и консультирования „Гармония" мы создали региональный ресурсный центр. В базе данных у нас около 40 психологов, мы по конкурсу отбирали их для участия в проекте, задачами которого являются наблюдение и помощь в преодолении последствий стресса, полученного после участия в конфликте, выявление связи постстрессового синдрома с насилием в семье.

В нашем регионе базируется дивизия „Дон-100". Военные городки - это особый закрытый мир, именно поэтому требующий особого внимания: ведь то, что там происходит, никому не известно. Все мужчины военных городков проходят через зоны конфликтов, и во многих их них - вирус насилия, который они несут в свою семью. К нам в СЖД пришли жены военнослужащих. Мы консультируем их, предлагаем участие в специальных тренингах, обучаем приемам первой психологической помощи. Для них важно уметь распознать изменение состояния мужа, сына, брата и убедить их в случае необходимости обратиться к психологу, а иногда и к психиатру, когда ситуация выходит из-под контроля.

Надо заметить, что в воинских частях сейчас создаются психологические службы. Хорошо, что осознали эту потребность, но, на мой взгляд, начато это нужное дело не совсем правильно. Ведь психолог обязан держать в тайне то, что узнает от пришедшего к нему на прием, а в военных структурах это невозможно. Поэтому к такому психологу просто не пойдут. А ведь главное именно в том, чтобы человек пришел, поняв, что с ним что-то не так. Сейчас мы ведем переговоры с командованием частей и предлагаем свою помощь военным, консультируем, помогаем тем, кто выполняет функции психологов. Работаем в госпиталях с ранеными.

Эту работу я считаю очень важной именно в рамках миротворческой деятельности - ведь эти военные вновь возвращаются в зоны конфликтов, там, где мирное население. От того, станут ли они менее ожесточенными и в каком состоянии будут там служить, зависит очень многое.

Кроме того, мы работаем с чеченскими учительницами. Мы выезжали в районы Чечни и проводили там исследования - интервью, фокус-группы, анкетирование. Раньше СЖД работал только с общественными организациями или устанавливал контакты со структурами власти. Но на этот раз мы обратились напрямую к конкретным людям и пригласили их принять участие в семинаре по подготовке добровольных помощников психологов. Учителя - сами травмированные женщины, многие из них пережили ужасы войны, потеряли свои дома, близких. Мы хотели, чтобы в Чечне узнали, что есть русские организации, которые занимаются проблемами чеченцев, что очень многие не хотят войны. Поработав с нами, они получают элементарные психологические знания, навыки и могут помочь себе и другим, а главное, они меняются сами: готовы к разговору, к компромиссу. Они общаются с широким кругом людей и передают им знания, опыт, который получают на семинарах. И чем больше мы будем с ними работать, тем выше будет эффективность нашей работы по построению мира. Психологическая помощь, консультирование и подготовка добровольных помощников, владеющих методами оказания первой психологической помощи, - это наше ноу-хау. Мы обучили 20 человек - учителей из Чечни, сейчас они вернулись в свои школы и помогают другим.

Считаете ли вы, что миротворчество - это женское дело? В. Ч.: Я думаю, что этим могут заниматься и мужчины, но почему-то они не делают этого. Формально условия для восстановления мира и механизм разрешения конфликтов могут создать только политики, но запустить этот механизм можно только с участием народа и гражданского общества. Миротворчество - это социально-политический процесс, где вклад политиков - это подписанный мирный договор, а вклад людей - это долгая работа по установлению таких отношений, при которых можно сосуществовать рядом. И в силу большей выносливости, терпения, стремления к стабильности, сохранению жизни женщины проявляют в этом большую инициативу.

Опыт работы вашей организации, как и многих других женских организаций, показывает, какие серьезные задачи могут решать женщины сегодня. Между тем, исторически сложилось так, что у российских женщин нет достаточного опыта политической борьбы и участия в управлении государством (хотя в местных органах власти женщин существенно больше, чем в центре). Как вы оцениваете перспективы прихода женщин во власть и эффективность их в этой сфере?

В. Ч.: Тут еще много проблем. И одна из них неготовность избирателей голосовать за женщин. Во время своей первой избирательной кампании я сама слышала, находясь на участке, как женщины, вычеркивая мою фамилию из списка, говорили: „Что такое баба? Пусть дома варит борщ". Мне было очень обидно, что именно женщины так говорили. А со стороны мужчин другая крайность - в 1995 году во время выборов в Госдуму я ездила по маленьким селам, по избирательным участкам. Один мужчина, глядя на мой плакат, сказал: „За такие глаза не проголосовать нельзя". И это не менее обидный подход к выбору. С другой стороны, мы мало используем зарубежный женский опыт избирательных технологий. Меня, например, всегда занимал вопрос, готов ли избиратель вложить средства в своего кандидата? Ведь это показатель сознательного выбора. И все мы думаем, что наш избиратель к этому не готов, к тому же знаем, что наоборот, кандидаты часто покупают голоса избирателей. Во время своей последней избирательной кампании я рассылала по общественным организациям в разные регионы письмо „Рука поддержки Валентине". В нем было следующее: „Мы, группа поддержки Валентины, ищем единомышленников, добровольцев, собираем средства на предвыборную кампанию. За спиной этой женщины нет денежных взносов богатых спонсоров, сильных мира сего, потому что Валентина всегда отстаивает интересы простых людей. Об этом хорошо знают различные люди, получившие от Валентины помощь, общественные организации, правозащитники, миротворцы, солдатские матери. Таким, как Валентина, будет сложно без нашей помощи. Заранее признательны Вам за любой отклик". Таким образом я собрала 60 тысяч рублей. Это были деньги моих избирателей, общественных организаций России, которые поддержали меня, видя во мне представителя своих интересов.

Кроме того, женщины часто не выдерживают жесткой конкуренции на выборах. А в политической конкурентной борьбе бьют наотмашь независимо от пола. Таковы правила игры, и ты должна быть к этому готова. На последних выборах мужчины-конкуренты боролись со мной так же, как и между собой.

Что касается эффективности женщин во власти... Я бы поставила вопрос о компетентности депутатов вообще и о необходимости их профессиональной подготовки. Это серьезная проблема, а поскольку я сейчас депутат органа местного самоуправления, я попыталась проанализировать возможности женщин на уровне местного самоуправления: каков процент женщин-депутатов, что они вносят нового, каков уровень их компетенции. Из 960 депутатов в Ростовской области на уровне местного самоуправления 176 женщин, из них самая значительная часть - это учителя, врачи, журналистки и общественницы. Когда я стала депутатом, мне очень помог опыт работы в СЖД, если мне что-то было непонятно, я обращалась к экспертам в своей организации, и мне помогали разобраться, например, что такое план социального развития, что такое бюджетный процесс, как он формируется, в какой части в него можно включаться. Поскольку мне трудно, мне кажется, что трудно и другим. Я видела, что значительная часть депутатов города, в том числе и женщины-депутаты, не знают многого, как не знала этого и я, но им негде взять этот ресурс знаний.

И мы в СЖД разработали тренинговую программу - бюджет с общественным участием: что такое бюджет, и как на него можно влиять. В первый год мы опробовали эту программу с депутатами городской думы Новочеркасска. Потом мы попытались установить контакты с женщинами-депутатами других органов местного самоуправления. Сначала мы разослали в разные города около 50 приглашений на семинар. Приехали 10 женщин. Обсуждая наши общие проблемы, мы узнали, что на уровне местного самоуправления часто наблюдается совмещение постов в законодательной и исполнительной власти: многие главы администрации и мэры городов возглавляют по совместительству городские думы. В результате они собирают депутатов раз в три месяца, а то и реже, и утверждается то, что уже произошло.

Когда в одном из городов мэр, и он же - глава думы, узнал, что женщины-депутаты приглашены к нам на семинар, он был категорически против, мол, нечего там делать, вы и так грамотные. Но женщины все равно приехали. И выяснилось, что они не знают, что такое бюджет, не утверждали план социально-экономического развития города, не имеют представления о плане приватизации в городе. Они не знают о своих возможностях, а значит, как депутаты не могут выполнять свои функции. И получается, что местное самоуправление - это фикция.

Именно поэтому у меня возникла идея образовательного проекта для женщин-депутатов органов местного самоуправления. Он разрабатывался очень быстро, потому что мы сразу поняли серьезность этой проблемы. Я поехала к председателю законодательного собрания Ростовской области с просьбой помочь нам с письмом поддержки, чтобы всех 176 женщин-депутатов Ростовской области собрать в Законодательном собрании, чтобы они увидели и услышали друг друга, обсудили общие проблемы. Мы предполагаем провести исследование по изучению проблем депутатов органов местного самоуправления, определить, что для них наиболее трудно, и помочь. Кроме того, в СЖД мы предлагаем организовать психологическое сопровождение их депутатской деятельности. Ведь для многих женщин это очень трудный переход: состоявшийся профессионал, уважаемый человек - врач, учитель или директор школы становится депутатом и вдруг понимает, что ничего не может сделать, так как все решено за него. Надо проявлять твердость, опираясь на знание своих прав и возможностей: что можно вынести на обсуждение, изменить, в каких случаях можно провести референдум, обратиться к гражданам.

Отличается ли компетентность депутатов мужчин и женщин или безграмотны, бесправны и беспомощны и те и другие?

В. Ч.: Я не вижу особой разницы...

Тогда почему вы работаете только с женщинами? В. Ч.: Депутатов 900, женщин среди них 176 - это сфера ответственности Союза Женщин Дона. Мы декларировали, что помогаем женщинам, защищаем их права и продвигаем на уровень принятия решений. И когда они становятся депутатами, мы оказываем им поддержку, образовательную, информационную, психологическую, так как на них падает огромная нагрузка - депутатские обязанности, работа (женщины, как правило, не идут на освобожденные должности, продолжают совмещение), семья.

Нельзя забывать и вот о чем: мужчин много, а женщин мало, и видно сразу каждый промах. Женщины во власти должны быть профессиональны, потому что на них лежит ответственность за то, будут ли дальше голосовать за женщин.

Существует ли женская составляющая в политике?

В. Ч.: Да, она в приоритетах, которые определяет женщина. Женщина может эффективно работать по любым направлениям государственной политики, но на сегодняшний день для нас приоритетом являются вопросы социальной политики, и именно потому, что, к великому сожалению, для мужчин это не представляется первоочередным и важным. Я думаю о городской политике в отношении детей, не только потому что я мать, а потому что дети - это завтрашние граждане. Если мы сегодня не инвестируем в сферу детства, мы получим город без будущего. В нашем городском бюджете сумма ежегодных затрат на детей - 1021 рубль, почти все эти деньги уходят на образование. Но из постатейных расходов видно, что эти затраты косвенные, т. е. это оплата за услуги ЖКХ, налоги, заработная плата и т. д. Прямых затрат на детей практически нет. Мы не открываем детские библиотеки, развивающие центры, зато озабочены ростом преступности, наркомании. С большим трудом нам удалось добиться принятия решения о разработке программы „Город - детям", с финансированием проектов „Одаренные дети", „Новочеркасск - город детства" - строительство спортивных площадок. Деньги уже выделены, хотя, конечно, недостаточные.

Вы занимаетесь продвижением женщин на уровень принятия решений. Как вы готовите женщин-лидеров?

В. Ч.: Мы два года работали по проекту „Женщины в российской политике", который был направлен на визуализацию успешности женских практик, организаций и женских инициатив. Мы поставили задачу - дойти до каждого. В течение двух лет мы делали радиопередачи „Женщины в российской политике", телевизионные программы, выпускали книжки, бюллетени и распространяли их в регионах. Встречались с избирателями, представляли женщин, рассказывали об их делах. И женщин среди депутатов местного самоуправления стало на 4% больше.

По программе „Права женщин. Шаг за шагом" мы начали работать с молодыми людьми. Одна из тем программы - нарушение прав женщин в политике. Некоторые ребята, юноши и девушки стали нашими волонтерами. Они были нашими подписчиками, агитаторами, дежурили на избирательных участках. Это новые люди, которые придут после нас.

Что касается подготовки лидеров... Новые женщины в политику приходят со своими устремлениями, установками, я не хочу им навязывать свой опыт, свой груз проблем. Возможно, их путь будет совсем другой, и они будут более эффективны. Но если им будет нужен мой опыт, я всегда готова с ними поделиться.

Кроме того, мы проводим тренинги для тех, кто только собирается идти в политику, учим технологиям выборных кампаний, умению вести переговоры, разрешать конфликты.

И я надеюсь, что на следующих выборах женщин-кандидатов будет гораздо больше, и они добьются успеха.

Интервью подготовила
Ирина Рыльникова