Женщина Плюс...
  N 1, 2002

Можно позволить себе проиграть, но нельзя позволить себе сдаться

Татьяна Федяева

    Впервые за сравнительно долгую жизнь мне захотелось стать подростком с девиантным поведением (раньше таких называли трудновоспитуемыми, а еще раньше - хулиганами). И не то, чтобы потянуло "на подвиги" или возраст опрокинул в детство. Просто позавидовала мальчишкам, которые после ошибок, испытаний, глупостей, неприятия их другими людьми и неприятия ими самими чужого мира вдруг оказались в такой удивительной обстановке.

Когда я сказала об этом заместителю директора Светлане Павловне Гордеевой, она махнула рукой: "Не завидуйте! Молодым сейчас очень трудно, особенно тем, кто вышел из неблагополучных семей. И никакой кризисный центр, даже самый хороший, не заменит того, что должен каждый получить в нормальной доброй семье. Но вообще в нашем центре мы работаем прежде всего с мужчинами..."

Мы уже привыкли к тому, что во многих городах создаются женские организации, кризисные центры и даже убежища для женщин. Плакаты "Женщины в управлении городами", "Женщины и политика", "Домашнему насилию нет оправданий", "Демократия минус женщина - не демократия" и другие, подобные им, можно увидеть уже не только в общественных организациях, но и в самых "высоких" кабинетах. Но кризисный центр для мужчин - явление до сих пор редкое. "Не просто редкое, а единственное в России, - поправила Светлана Павловна. Даже если говорить о дальнем зарубежье, то подобная организация, насколько нам известно, есть только в Швеции, в городе Гетеборге".

Пять лет назад далеко от столицы, в самом центре Западной Сибири, в Барнауле, открылся Краевой кризисный центр для мужчин (ККЦМ). Отметим, что он был создан не как продукт энтузиазма нескольких человек, а как вполне серьезное учреждение в структуре комитета по социальной защите населения. Видно, даже на официальном уровне признали, что только стандартным набором мер назревших проблем не решить.

Начиналось все с того, что проведя социологические исследования, доктор наук Людмила Гуслякова (Алтайский государственный университет), схватилась за голову: какой там "сильный пол"! Он самый что ни на есть слабый. И в отличие от женщин, которые уже поняли, что надо объединяться, чтобы хоть каким-то образом защитить свои права, - мужчины об этом даже не думают.

А надо уже не просто думать, а действовать. Огромное количество смертей от инфаркта миокарда, суициды... Сходите на любое российское кладбище: с памятников смотрят одни молодые мужики, которым бы работать, детей растить, жен радовать. Что виной тому, что продолжительность жизни этого самого "сильного пола" ниже всех возможных пределов? Говорят, что пить меньше надо? Правильно! Hо ведь и алкоголизм - это не только причина, но и следствие, и в немалой степени, следствие социальных проблем. Их надо каким-то образом решать. Но это дело нескорое, и не каждому по силам. Кажется, в молитве оптинских старцев говорится: "Дай мне силы изменить то, что я не в силах перенести; перенести то, что я не в силах изменить, и мудрости не спутать первое со вторым". Вот как раз последнего-то большинству из нас и недостает.

Основную свою задачу организаторы центра видели не только в том, чтобы реабилитировать мужчин, оказавшихся в кризисной ситуации, но и в том, чтобы научить не доводить любую ситуацию до кризисной. Как в медицине: главное - это профилактика.

Началось все с работы медиков в крошечном кабинетике. Сначала занимались только с инфарктниками. Надо было их подготовить к жизни в другом статусе, с другими ритмами, наконец, многих необходимо было просто приучить к мысли строить все отношения ПО-ИНОМУ, чем до болезни. А когда начали разматывать "инфарктный" клубок молодых, выяснилось, что надо смотреть на причины инфарктов. Причин немало: участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, Афганистан, Чечня, безработица, отсутствие жилья, алкоголизм, наркомания, семейные конфликты, переезд, больше похожий на бегство из стран бывшего СССР, пребывание за решеткой после совершенных преступлений и возвращение "на гражданку", где тебя никто не ждет...

По мнению специалистов центра, каждый второй житель края нуждается в психологической и социальной помощи. Но помочь всем, конечно же, нереально. Определили свою целевую группу - мужчины трудоспособного возраста. Понимая, как трудно для многих решиться прийти в кризисный центр (ведь если мыслить стереотипами, это значит расписаться в своем бессилии, в слабости), поначалу просили сотрудников службы занятости, учреждений социальной защиты, чтобы те осторожно, но достаточно настойчиво рекомендовали приходящим к ним за помощью обращаться в кризисный центр.

Девиз центра: "Можно позволить себе проиграть, но нельзя позволить себе сдаться". Эмблема - олень, вырывающийся из замкнутого круга, - это символ преодоления. Состояние кризиса многие описывают как ощущение замкнутого круга, из которого, как кажется, никогда не выбраться. Но это не так. Нужно только найти опору, фундамент, твердую почву под ногами и, собрав все силы и набравшись смелости, сделать мощный рывок, как олень, разорвав порочный круг проблем. Эллипс - символ вечного движения. Движение - всегда изменение. В какую сторону - каждый выбирает самостоятельно. За все, что происходит с нами, в ответе только мы, и в наших силах сделать себя счастливыми. Но при этом надо помнить, что каждый из нас является частью целого - окружающего нас мира - и, изменяясь сами, мы меняем и его.

В это трудно поверить, но специалисты центра действительно помогают людям сделать себя счастливыми. Достаточно посмотреть фотографии из лагеря, организованного для отцов-одиночек и их детей. Достаточно побывать хоть на одном концерте, в котором заняты те, кто стоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, или просто посидеть на занятии у психолога.

Честно говоря, до прихода в этот центр, я, как и все, часто сетовала на то, что у нас даже самая необходимая помощь теперь не бывает бесплатной, а потому недоступна многим. И не думала, что может быть иначе. Здесь, в центре, тебя не только бесплатно выслушают и дадут совет (при этом никто не спросит даже имени, как хочешь, так и назовись) юрист, специалист по социальной работе, социальный педагог; врачи: психотерапевт, сексопатолог, андролог, нарколог, - но в случае необходимости направят для прохождения необходимого лечения. Это удивительно, но это действительно так. Другое дело, что по желанию за плату можно пройти дополнительный курс лечения или реабилитации.

Все обратившиеся могут участвовать в групповых долговременных проектах. О программе реабилитации инфарктников мы уже говорили. Она по-прежнему одна из основных. Кроме того, существует программа "Школа жизни" для детей из неполных отцовских семей (ее цель - развитие личности подростков, формирование коммуникативных навыков), программа социально-психологическою тренинга для переживающих личностный кризис, испытывающих трудности социальной адаптации и семейной жизни. Есть программа тренинга ненасильственного поведения "Предотвращение насилия", целью которой является привлечение внимания к проблемам насилия и развитие у подростков навыков построения ненасильственных отношений. Признаюсь, я с трудом поверила бы в то, что подростки пойдут на такие занятия. Но идут! Идут и занимаются с удовольствием. Наверное, потому что это - интересно, потому что полученные знания и привычки помогают жить в мире с собой и окружающими.

Лишь за один квартал в ККЦМ обратилось более пятисот человек. 65% из них пришли повторно. Почти четверть обратившихся - люди в возрасте от 20 до 25 лет, 10% - 35-40-летние, столько же тех, чей возраст от 50 до 55 лет. Интересно, что женатые идут в центр охотнее, чем холостые и разведенные. Значит, хотят все же сохранить семью?

В последнее время работа с детьми и подростками выделилась в самостоятельное направление деятельности ККЦМ. Это программа "Умей сказать нет" для подростков с девиантным поведением, программа оздоровительного палаточного лагеря (здесь и походы в горы, и песни у костра, и конкурсы, после чего как-то незаметно ребята становятся совсем другими), и традиционные уже "Вечерние гостиные", где раскрываются неожиданные таланты, и откуда так не хочется уходить, потому что каждый начинает понимать собственную уникальность и значимость и ощущает себя автором собственной жизни.

Никто, конечно, не поверит, что с момента создания центра и по сегодняшний день все в нем было ровно и гладко. Не было. Были взлеты, было время трудностей. Но никогда никому не хотелось бросить все и заняться другим делом. Потому что то дело, которое выбрали сотрудники центра, независимо от того, ученые они или практики, уникально. И этой своей уникальностью интересно.

Перед пятилетием Центр расширил свои помещения. Теперь под его занятия отдан весь второй этаж бывшего городского Дома быта. Здесь будет несколько кабинетов, залы для занятий, подсобные помещения. Конечно, нужен ремонт. Но есть помощь от администрации, да и сами научились зарабатывать. Кстати, о качестве работы ККЦМ говорит такой факт: Центр уже выиграл несколько конкурсов, что позволяет прибавить к уже существующим программам, с которых начинали и которые входят в так называемую "обязательную программу", финансируемую из краевого бюджета, новые. Так, например, проект "Умей сказать нет" на 2000-2001 годы финансируется программой "Здоровье и развитие молодежи" Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В печатных материалах, выпущенных в рамках этой программы, есть несколько календариков-памяток, в одной из которых есть такие слова: ''Ты личность и заслуживаешь чувство безопасности. Доверяй своим чувствам. Обсуждай со взрослыми проблемы, которые не можешь решить самостоятельно. Никогда не поздно попросить о помощи у взрослых, а также у нас.

    ...Когда я рассказала о работе центра своим, в общем-то благополучным барнаульским племянникам, они меня выслушали, задали какие-то незначительные вопросы и, как мне показалось, забыли об этом. А потом неожиданно один из них сказал: "А адрес Центра все же оставь. И телефон. Записываю..."
    По статистике выходит, что за год услугами ККЦМ пользуются около двух тысяч человек. Пока он такой один на всю Россию с населением в 140 миллионов. Сколько из них в кризисе?