Женщина Плюс...
  N 2, 2002

Возможен ли в России цивилизованный подход к равенству полов?

        О проекте закона „О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей женщин и мужчин в Российской Федерации" мы попросили рассказать депутата Госдумы РФ, председателя Общероссийского общественно-политического движения женщин России, кандидата политических наук Екатерину Филипповну Лахову.

Расскажите об истории создания законопроекта. Почему 1996-1997 годы были годами прорыва гендерной тематики на государственном уровне: указы президента, постановления правительства, Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав для женщин и мужчин и другие документы, - но только через три года родился нынешний законопроект? Когда началась работа над ним, кто авторы закона, на опыт каких стран опирались авторы законопроекта?

Е. Л.: Впервые о необходимости создания специального законодательства в области равноправия полов на парламентском уровне заговорили женщины-депутаты фракции „Женщины России", которая работала в Государственной Думе в 1993-1995 годах. Они, в частности, подготовили Семейный Кодекс, а также основы того документа, который позднее был принят как Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин. Неудача на выборах в парламент в 1995 году положила конец деятельности этой группы депутатов. В следующем парламенте от этой группы осталось лишь несколько человек, работавших в разных комитетах и разных фракциях. Отсюда - и ослабление работы над законодательством в сфере гендерного равенства. Когда перестали идти импульсы от конкретной группы депутатов, такая деятельность сначала шла по инерции, а затем - совсем заглохла. И только ближе к 2000 году инициативу лоббирования законодательства в интересах женщин взяли на себя женские организации, в частности, Консорциум женских неправительственных объединений, координатором которого является Елена Ершова. В 2000 году Консорциум обратился в Комитет по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Государственной Думы с предложением приступить к разработке закона „О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей женщин и мужчин в Российской Федерации". Чтобы понять, насколько актуален такой законопроект, Комитет подготовил и провел специальные парламентские слушания, убедившие присутствовавших на них депутатов в необходимости этого законопроекта. После этого была создана рабочая группа, которая стала готовить концепцию и текст законопроекта. Мне было поручено руководство ее деятельностью. В своей работе мы опирались на опыт Канады, скандинавских стран, Германии, Франции, Италии. Но в основном мы обращали внимание на нашу российскую действительность, на те факторы, которые тормозят реализацию принципа равноправия женщин и мужчин.

В чем своевременность законопроекта?

Е. Л.: Наши женские организации, выступая с этой законодательной инициативой, чаще всего ссылались на мнения экспертов ООН, которые считают, что только тогда, когда в составе депутатского корпуса той или иной страны больше 20% женщин, законодатели всерьез начинают разрабатывать законопроекты в интересах детей. И только тогда, когда их доля приближается к 30% женщин, появляются законы и государственные программы, отвечающие насущным интересам женщин.

ООН учитывает опыт тех стран, где женщины активно участвуют в делах управления государством. Эти выводы верны. Задумаемся на минуту, что такое любое государство? Это своего рода большая семья, в которой живут мужчины и женщины. У мужчин свой опыт, свой подход к жизни. У женщин - свой. Вклад каждого в хозяйство позволяет во много раз увеличить общее благосостояние, сделать более благополучной, полноценной и комфортной жизнь простых людей - мужчин и женщин.

Паритетное участие мужчин и женщин в структурах государственной власти гарантирует принятие ответственных политических, социальных, экономических решений, а потому обеспечивает устойчивое развитие любой страны. Устойчивость и стабильность - это то, что необходимо нашему обществу всегда, и особенно сейчас. И с этой точки зрения закон о гендерном равенстве очень актуален.

Как бы Вы сформулировали самую суть законопроекта?

Е. Л.: Как наиболее важные я бы выделила следующие положения:

  • В нем определяются основные направления государственной политики в области гендерного равноправия. В том числе - гендерная экспертиза законопроектов и других нормативных документов на всех уровнях функционирования общества, гендерное просвещение.
  • В законопроекте есть принципиально важные вещи, касающиеся социально-экономического положения женщин. В том числе - гендерная норма на увольнение. Сейчас Россия вступает в ВТО, начнется массовая безработица и, как всегда, она будет женской. Чтобы это предотвратить, нужна норма - число увольняемых лиц того и другого пола должно быть пропорционально составу работников предприятия. Это очень важная норма, она никогда прежде не была закреплена законом.
  • Наш закон определяет нормы равного представительства во власти (параллельно мы предлагаем закрепление этих норм в законе о выборах). А ведь это тоже рабочие места - в политических партиях, депутатские - причем весьма высоко оплачиваемые.
  • Закон предусматривает систему контроля за осуществлением равных прав и равных возможностей женщин и мужчин. Сейчас этот контроль правомочен в рамках постановлений, а не закона. Но постановление сегодня принято - завтра отменено, а закон есть закон.
  • За последние 10 лет дважды слушался доклад России в ООН о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Но он ни разу не слушался в Госдуме. Новый закон устанавливает, что раз в два года во время подготовки этого доклада депутаты будут его заслушивать и обсуждать связанные с ним проблемы, ставя их в число приоритетных государственных задач.
  • На Уполномоченного по правам человека возлагается контроль за осуществлением равных прав и равных возможностей женщин и мужчин. По идее, он должен был бы заниматься этим и сейчас, но, к великому сожалению, этого не делает.

Как Вы считаете: закон радикален или уже достаточно подготовлен к восприятию обществом и законодателями?

Е. Л.: По целому ряду позиций закон, конечно, очень революционный для России, но я не считаю, что общество не готово к его восприятию. Почти год назад, 8 марта 2001 года Фонд „Общественное мнение" проводил опрос. На вопрос: „С чем вы связываете будущее своей дочери? С хорошей карьерой или с замужеством?" 65% опрошенных россиян ответили: „С хорошей работой". А ведь это феминизм в чистом виде, потому что в традиционном обществе карьера женщины - это ее муж. И так прежде было во всем мире, но ситуация изменилась за последнее столетие, и сегодня мы это фиксируем на уровне массового сознания наших соотечественников. На вопрос: „Улучшит ли участие женщин в политике ситуацию в стране?" 65% отвечают „Да".

И не голосуют при этом за женщин…

Е. Л.: Это неправильно - среди тех, кто голосует за женщин, преобладают женщины. Те женщины-депутаты, которые считают, что их выбирают мужчины, ошибаются, они просто плохо разбираются в социологии. Большинство избирателей в стране - это женщины, потому что, во-первых, это самая большая социальная группа, во-вторых, это группа самых дисциплинированных избирателей. Их голосование обеспечивает прохождение любого кандидата.

Но здесь есть и другая сторона вопроса. Действительно, большинство избираемых - мужчины. Это связано с тем, что среди кандидатов, баллотирующихся на выборах, преобладают мужчины. Их 90% в списках от партий и почти столько же среди одномандатников. Политические партии вплоть до последнего времени не поддерживали женщин на выборах. Для того, чтобы изменить это, и нужен закон, нужна определенная норма. Вот все повторяют слово „квота". Но мы ведем речь не о квоте, а об определенной норме - это норма социальных отношений. Если большинство живущих и работающих в стране - женщины, естественно, что они должны быть соответственно представлены в органах власти, что, в свою очередь, должно быть оформлено законодательством.

Какую реакцию в обществе прогнозировали авторы законопроекта? Каковы первые оценки?

Е. Л.: Мы считали, что умные советники могли бы объяснить нашим ведущим политикам, что этот закон должен быть очень выгоден нашим властям. Слабое место в нашей сегодняшней внутренней политике, за которое нас критикуют все: журналисты, западные политики и общественные деятели, международные организации, правозащитники, - это проблема прав человека. Международным сообществом признано, что гендерное равноправие сегодня - это наиболее актуальная часть проблематики прав человека. Степень демократичности общества определяют по функционированию механизма реализации равных прав и равных возможностей всех его граждан. В случае принятия закона о гендерном равноправии, власти получили бы мощный аргумент в пользу того, что наше государство последовательно осуществляет политику соблюдения прав человека. Пока такого понимания нет.

Женские общественные организации, естественно, поддерживают этот закон. Российские правозащитники закон не поддерживают. Они не считают, что проблематика прав женщин является составной частью проблематики прав человека. Мне кажется, что наши правозащитники освоили только те категории прав человека, которые возникли в раннебуржуазную эпоху: для них права человека - это права белого и богатого мужчины. Когда разрабатывался закон о политических партиях, мы подготовили для него некоторые положения: например, часть 4 статьи 8, о том, что партии должны следить за соблюдением конституционного принципа равных прав и равных возможностей во внутрипартийной жизни, а также при подготовке списков кандидатов к выборам. Кто возражал? Депутаты-правозащитники. Но ведь ставя перед законодателями задачу разработки закона „О равных правах и равных возможностях", женские организации стремятся повлиять таким образом не только на положение женщин, но и на общую ситуацию в нашей стране. Мы не выступаем против мужчин, а просто стремимся отдать свои знания, свои навыки, свой опыт нашей стране. И я думаю, что в данной ситуации главный мотив поведения правозащитников, выступающих против нашего законопроекта, - это бытовой мужской шовинизм. Мы проводили совместную конференцию правозащитников, экологов и представительниц женских организаций, где обсуждали вопросы подготовки к будущим выборам и пытались выявить круг проблем, по которым можно было бы выступить вместе. Но когда Елена Николаевна Ершова, Координатор Консорциума женских неправительственных объединений, говорила о правах женщин, от сидящих в зале мужчин мы слышали: „А кто нам носки будет стирать?"

Что касается депутатов Госдумы, мнения различны: есть ярые противники этого закона, в том числе среди женщин. Некоторые из них считают, что не надо никаких дополнительных подпорок для женщин, это их унижает. Другие депутаты полагают, что для законодательного обеспечения равноправия женщин и мужчин не нужен отдельный закон, достаточно поправок в уже действующие законы.

В то же время многие мужчины-депутаты нас поддерживают, отчасти руководствуясь здоровым прагматизмом: у них есть дочери, которым они дают хорошее образование и не хотят ограничивать их жизненных возможностей. Кроме того, мужчины понимают, что поддержка подобных инициатив может только укрепить их политические позиции, ведь самые популярные западные политические лидеры, президенты поддерживают идеи равноправия женщин и мужчин, даже открыто признают себя сторонниками феминизма. Например, британский премьер-министр Энтони Блэр.

Что в законопроекте вызывает наибольшее отторжение и неприятие? Какие положения воспринимаются более спокойно? Было ли позитивное восприятие каких-либо положений законопроекта?

Е. Л.: Наиболее радикальное положение - это 70%-я норма на представительство лиц одного пола в списках кандидатов на высшие государственные должности.

Безболезненно могут пройти положения об общих направлениях государственной политики в области равноправия: гендерной экспертизе в процессе подготовки решений на всех уровнях власти, во всех сферах общественных отношений, будь то экспертиза законопроектов или коллективных договоров на предприятиях, которая уже действует в ряде регионов; о гендерном просвещении, которое постепенно тоже становится привычным; об ответственности государства за функционирование национального механизма осуществления гендерного равноправия.

Есть ли сроки представления закона в Думу?

Е. Л.: Точных сроков нет, но мы рассчитываем вынести его на первое чтение либо в течение этой сессии, либо осенью.

Что могут сделать общественные женские региональные организации для поддержки законопроекта?

Е. Л.: Ответ очень простой. Нужно выступить с инициативой принятия аналогичных законов в своих регионах - местными законодательными собраниями, найти и поддержать тех депутатов, которые возьмутся за разработку и проведение таких законопроектов.