Женщина Плюс...
  N 1, 2002
    Представляем автора: Борис Пантелеев - научный сотрудник НИИ Генеральной прокуратуры РФ, советник юстиции.
    Начал свою карьеру помощником районного прокурора в городе Казани в 1986 году, где впервые столкнулся с делами о домашнем насилии, готовил и поддерживал в суде исковые заявления о лишении родительских прав и выселении домашних дебоширов из квартиры. Затем перешёл на работу в районный суд в качестве судьи, а затем заместителя председателя. В 1998 году был назначен на должность старшего помощника прокурора Республики Татарстан по связям с общественностью и средствами массовой информации, ему было присвоено звание советника юстиции. В конце 1999 года познакомился с Дайан Пост*, которая проводила в Казани семинар по теме предотвращения насилия в отношении женщин, и с тех пор Борис Пантелеев постоянно занимается этой проблемой.

Взаимодействие прокуратуры с общественными организациями в предотвращении домашнего насилия

Борис Пантелеев

Когда мы говорим с сотрудниками различных правоохранительных органов о домашнем насилии, то чаще всего слышим от них о беспомощности самих правозащитников и неготовности потерпевших женщин принципиально отстаивать свои гражданские права. Я убеждён, что, несмотря на все трудности и реальные проблемы, унынию и апатии в этом вопросе нет места!

Уверенность в этом мне придаёт изученный исторический опыт и современные материалы, предоставленные Ассоциацией американских юристов. Действительно, давайте вспомним, что, например, ещё в 60-х годах в Соединённых Штатах Америки почти нормальным явлением считался расизм. На скамейках в скверах и на дверях ресторанов можно было увидеть таблички "Кроме негров и собак!" Расовая дискриминация была осознана обществом как общенациональная проблема и за исторически короткий срок была практически решена. Политкорректность сегодня торжествует не только в голливудских фильмах, но и на практике.

В 70-х годах американцы приступили к решению гендерной проблемы. Им пришлось развеивать многовековые предрассудки о статусе женщины в обществе, преодолевать исторические и юридические прецеденты. Чего стоит только откровенная "диспропорция" в назначении наказания женщине, убившей своего мужа, лишения свободы на 25 лет, при 5 годах тюрьмы женоубийце в аналогичной ситуации. Оказывается, по многовековой традиции, посягательство на жизнь мужа всегда рассматривалось в англосаксонской системе права как государственная измена - "покушение на короля своего дома". Было немало и других откровенных проявлений дискриминации по признаку пола. Но в результате активных и скоординированных действий граждан и специально созданных общественных формирований эта проблема к настоящему времени для Америки в принципе разрешена, хотя актуальности на бытовом уровне пока не потеряла.

Когда мы впервые задумались о путях борьбы с дискриминацией женщин в Республике Татарстан и серьезно проанализировали реальное положение дел, картина выглядела очень безрадостной.

Формально принцип равенства полов провозглашён в Конституции Республики Татарстан и официально не ставится под сомнение, хотя в Государственном Совете (парламенте РТ) рассматривался законопроект "О многожёнстве", внесённый, как указывалось, с целью более полной социальной защиты прав женщин. В России подобный законопроект лоббировала ЛДПР, ссылаясь также на сложившуюся практику, когда многие "новые русские" фактически имеют по несколько семей и весьма успешно их содержат. Но в случае смерти главы семьи, все имущество остается только официальной жене и её детям. Именно эту несправедливость призван был устранить, по мнению авторов, их законопроект. А в Татарстане к этой экономической причине, естественно, добавился и религиозный фактор: ислам разрешает каждому мусульманину иметь 4 жены.

Хозяйственные проблемы в городе Набережные Челны привели к тому, что из-за простоя главного конвейера КамАЗа многие мужчины-кормильцы сидели без работы. В мэрию поступили конкретные предложения об открытии в городе публичного дома, чтобы таким образом решить проблему занятости населения. И этот вопрос также обсуждался в прессе вполне серьёзно.

Газеты были полны объявлений о наборе красивых девушек для несложной высокооплачиваемой работы, работодатели откровенно требовали предварительного просмотра и оценки внешних данных при собеседовании.

Реальный высокий уровень половых преступлений, как и по России в целом, не всегда выявлялся и регистрировался, так как многие потерпевшие не обращаются в милицию или забирают свои заявления, не доводя дело до суда. А ситуация с преступностью в целом была и остаётся весьма напряжённой.

Положение могло показаться безнадёжным, и люди вроде бы уже смирились с этим. Правоохранительные органы захлёбывались от объёма работы и при этом не чувствовали поддержки со стороны населения. Авторитет правоохранительной системы в целом явно страдал.

Важной правовой основой для активизации нашей работы по борьбе с преступлениями в отношении женщин явилось то обстоятельство, что 1998 год в ознаменование 50-летия со дня принятия Всеобщей декларации прав человека был объявлен ООН Годом прав Человека, и соответствующий Указ был издан Президентом РФ. Эти нормативные акты помогали показать истинное значение и конкретные результаты нелёгкого повседневного труда "правозащитников в погонах".

Рассматривая функции пресс-службы прокуратуры и определяя для себя новые задачи, решение которых могло привести к улучшению работы правоохранительных органов, мы посчитали необходимым сделать акцент на обратной связи прокуратуры с общественностью. Несомненно, для принятия правильных решений важно знать, что именно думают граждане о работе органов прокуратуры, как они представляют себе обязанности прокурора и насколько, по их мнению, реализуются на практике их ожидания. Поэтому первым шагом стало широко опубликованное в СМИ объявление о готовности заинтересованно выслушать любое мнение о качестве и методах работы прокуроров на местах и всех других сотрудников правоохранительных органов. Пресс-служба попыталась реально наладить активную обратную связь, когда любая острая критическая публикация в СМИ, любое обращение гражданина или представителя неправительственной организации в прокуратуру рассматривается как проявление гражданской позиции и желания сотрудничать в деле укрепления законности. В этом вопросе, как оказалось, не бывает мелочей и незначительных проблем. Действительно, каждое обращение в прокуратуру вызвано крайне существенными для самого заявителя причинами. Количество любителей переписки ни о чём или профессиональных сутяг, по нашей оценке, в настоящее время значительно сократилось.

Следовательно, серьезно мотивированное обращение конкретного гражданина или общественной организации в прокуратуру за помощью в решении какого-либо действительно значимого вопроса необходимо рассматривать как предложение о сотрудничестве в решении данной проблемы.

Также представляется весьма важным постоянный мониторинг и анализ опубликованной в прессе информации с целью поиска тактических и стратегических союзников из числа журналистов и представителей неправительственных организаций для решения конкретных задач, стоящих перед сотрудниками прокуратуры и других правоохранительных органов.

Приведу несколько примеров полученных нами "сигналов" от общественности, касающихся народного понимания гендерной проблемы, которую мы сегодня обсуждаем.

Молодая мамаша заявила нам по телефону, что её сына-третьеклассника "развращают прямо в школе". Оказывается, школьный туалет у них был оклеен большим количеством фантиков эротического содержания от жевательных резинок, и старшие мальчики на переменах проводили "лекции" для малышей, ссылаясь на эти "наглядные пособия", употребляя непристойные выражения.

Обратился с жалобой пожилой мужчина. Возвращаясь в день религиозного мусульманского праздника из мечети, он зашёл в гастроном и купил там хлеб, масло, молоко и спички. На спичках оказались "неприличные этикетки", вызвавшие возмущение его жены, которая обвинила его в том, что он "принёс домой заразу". Дедушка заявил, что нельзя продавать такие вещи в обычном магазине детям, а взрослых нужно специально предупреждать.

Пожилые женщины-мусульманки активно выступили против большого рекламного транспаранта, который был вывешен на площади у центрального универмага. На нём рекламировался новый телефонный справочник г. Казани "Жёлтые, белые, голубые страницы" и были изображены три девичьи попки в трусиках соответствующих цветов с надписью "Не оставайся на задах!" Они потребовали срочно убрать плакат и наказать "растлителей молодёжи".

Взволнованные граждане сообщали конкретные сведения о сутенёрах, адреса притонов, работающих под видом гостиниц, бань, туристических фирм и т. п.

Эти и многие другие обращения нуждались в оперативном ответе. А общий объём работы правоохранительных органов между тем не снижался, плановые задания никто не отменял. В связи с этим, мы взяли за правило не только реагировать на обращения граждан правовыми мерами, но и привлекать к решению проблем профильные общественные организации, разделяя с ними ответственность.

При таком подходе выясняется, что общий объем работы прокурора несколько изменяется, непроизводительные траты времени сокращаются, а его координирующая роль и способности выполнять именно надзорные функции существенно возрастают. Та же самая работа выполняется на качественно новом уровне, с меньшими трудозатратами и, что весьма важно, очень позитивно воспринимается обществом, явно способствует росту престижа и авторитета сотрудников органов прокуратуры.

В качестве конкретного и наиболее наглядного примера можно привести опыт сотрудничества органов прокуратуры Республики Татарстан с женскими правозащитными организациями "Фемина" из г. Набережные Челны и "Фатима" из г. Казани.

Общеизвестно, что проблема борьбы против дискриминации по признаку пола широко обсуждается во всех демократических странах, актуальна она и в Российской Федерации. Затрагиваемые в этом контексте вопросы уголовного, административного, гражданского, трудового, семейного, избирательного, информационного права, бесспорно, входят в предмет ведения прокурорского надзора. Ими уже сегодня в той или иной мере приходится заниматься каждому прокурору на своем рабочем месте. Каких-либо кардинальных преобразований, финансовых затрат или длительного обучения для усвоения новых методик здесь производить не требуется.

В Республике Татарстан и ранее существовали различные общественные организации, представляющие интересы женщин: национальная организация "Ак калфак", Общественный совет женщин-сотрудников МВД, Бизнес-клуб женщин-руководителей и т.п. Опыт их культурно-просветительной и благотворительной работы с ветеранами, детьми-инвалидами, социально незащищенными слоями населения, безусловно, интересен и ценен.

Феминистские правозащитные организации в настоящее время во многих городах Российской Федерации уже создали новые структуры: постоянно действующие телефоны доверия, образовательные и женские кризисные центры для подвергшихся домашнему насилию и нуждающихся в юридической и психологической помощи женщин.

Собираемая ими оперативная информация, безусловно, представляет интерес для правоохранительных органов - службы участковых инспекторов, отделов по расследованию убийств и других преступлений против личности, различных подразделений прокуратуры всех уровней. Анализируя уже имеющиеся статистические данные в сочетании с первичными материалами этих организаций, можно составить наиболее точное представление о реальном положении дел по этой категории правонарушений и разработать максимально эффективные планы профилактики наиболее тяжких видов преступлений.

Более того, в штатах этих организаций, как правило, на постоянной основе работают квалифицированные психологи, владеющие новейшими методиками контактов с субъектом, находящимся под воздействием посткризисного психологического синдрома, освоившие специфику контактов с несовершеннолетними жертвами насилия - этими знаниями, к сожалению, далеко не всегда вооружены даже опытные сотрудники правоохранительных органов.

Добросовестный работник прокуратуры по сложившейся многолетней практике, сталкиваясь с человеческим горем, неизменно пытается каким-то образом помочь жертве насилия. Как правило, это связано с большой тратой личного времени и эмоциональных ресурсов. При этом он, по существу, вынужден заниматься не собственно своей профессиональной юридической работой, что отрицательно сказывается на результатах. Однако существует немало давно выработанных и широко доступных каждому заинтересованному человеку психологических методик, которые позволяют сотруднику прокуратуры самому успешно преодолеть сложности в установлении контакта и взаимодействии с потерпевшим от преступного посягательства. Необходимую помощь в усвоении этих методик могут оказать штатные психологи, которые уже работают в некоторых региональных прокуратурах.

Учитывая специфику данного вида противоправных деяний, а именно особенности психологического статуса жертвы и повсеместно отмечаемые на практике сложности доказывания, особенно объективной стороны этой категории насильственных преступлений, представляется целесообразным и предпочтительным разделение обязанностей между специалистами. Очевидно, что именно грамотно спланированное и осуществленное на практике распределение обязанностей позволит следователю, например, полностью сосредоточиться на сборе и закреплении следов преступления, правовой квалификации содеянного, а психологу кризисного центра оказать жертве насилия эффективную психологическую помощь.

Следователь может также принять решение о допуске сотрудника кризисного центра к участию в уголовном деле в качестве эксперта или представителя потерпевшего. Анализ судебной практики показывает, что, как правило, у обвиняемого по данной категории дел всегда имеется адвокат (иногда он предоставляется государством бесплатно), а жертва посягательства вынуждена отстаивать свои права на следствии и в суде самостоятельно, что не способствует надлежащей реализации конституционного принципа равенства сторон в состязательном процессе.

Кроме того, феминистские организации готовы взять на себя подготовку информационного обеспечения подобного рода процессов с соблюдением всех предусмотренных УПК РФ и международными нормами ограничений, установленных в целях защиты интересов жертвы и авторитета системы правосудия.

Несомненно, что при таком подходе степень реализации целей следственной деятельности и профилактическое значение результатов работы правоохранительных органов будет выше. Немаловажным представляется и тот факт, что общество воспринимает положительную оценку работы правоохранительных органов, данную неправительственной организацией, как мнение независимого арбитра, которое всегда более авторитетно и убедительно.

Авторитет органов прокуратуры в обществе, несомненно, поднимется и в том случае, если ни одно из обращений граждан не останется без надлежащей оперативной реакции соответствующего работника правоохранительной системы. Однако не всегда решение вопроса входит в компетенцию органа прокуратуры, и возникающие на практике коллизии порою ставят сотрудников правоохранительных органов перед нелёгким выбором.

Нередко сегодня прокурорам приходится сталкиваться с новыми, неординарными ситуациями, когда, например, заинтересованные лица и организации высказывают обоснованные претензии к содержанию телевизионных программ, рекламных объявлений и плакатов, напрямую или в скрытой форме связанных с сексуальной эксплуатацией женщин и несовершеннолетних. При этом граждане категорически требуют от правоохранительных органов осуществить прямое незамедлительное вмешательство в деятельность СМИ, применить конкретные санкции к явным, как им кажется, нарушителям общественного порядка и общепринятых норм нравственности.

В подобных ситуациях представляется целесообразным также использовать возможность взаимодействия с неправительственными организациями как наиболее активными представителями гражданского общества и заинтересованными союзниками в борьбе с противоправной дискриминацией.

Прокурор, проанализировав полученную первичную информацию, может при наличии достаточных оснований принять решение о применении такой меры прокурорского реагирования как вынесение предостережения о недопустимости нарушения закона (в порядке ст. 25-1 ФЗ "О прокуратуре РФ"). При необходимости реализации гражданско-правовых последствий этого акта целесообразно доверить заниматься этим самостоятельно в судебном порядке правозащитной организации или общественному объединению. Такое равноправное практическое взаимодействие будет, на наш взгляд, способствовать одновременно наполнению конкретным содержанием полномочий, предоставленных ст. 27 Федерального Закона от 19.05.95 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", процессуальной экономии в деятельности правоохранительных органов и повышению авторитета органов прокуратуры.

Есть и другие "спящие" пока нормы нашего законодательства, которые можно задействовать для решения этой проблемы, но об этом мы расскажем в следующей статье.


*Дайан Пост - директор гендерных программ Ассоциации американских юристов (ABA CEELY) в Москве в 1998-1999 гг.