Женщина Плюс...
  N 1, 2004

Конвенции о борьбе с дискриминацией женщин:
марафон длиною в полвека

Борис Пантелеев,
советник юстиции, научный сотрудник отдела юридической психологии
Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации

По данным последних исследований археологов и палеонтологов, ныне существующий тип современного человека „homo sapiens" - „человек разумный" сформировался примерно 50 тысяч лет назад и уже 5 тысяч лет назад на нашей планете существовали развитые очаги цивилизации, имевшие собственную письменность, этические, религиозные и правовые нормы.

Однако вся известная история человечества нередко сводится лишь к генезису свободного состоятельного белокожего мужчины. Именно о его жизни и деятельности повествуют дошедшие до нас наскальные изображения, древние фрески и манускрипты. Он неизменный герой самых известных эпосов и легенд. Им и для него писались самые первые законы и составлялись кодексы. Роль женщины в этот весьма продолжительный период истории описывалась в тех же разделах законодательства, где определялись роль рабов, прислуги и нормы отношения к домашним животным.

Следует признать, что идея неравенства людей по половому признаку уходит своими корнями в самую глубину веков. Однако мысль о несправедливости такого порядка вещей, который мы теперь называем дискриминацией, никому не приходила в голову, поскольку это было естественным в жизни, где главным был принцип борьбы за выживание, где повсеместно торжествовало право сильнейшего. Насилие в решении любых вопросов жизнеустройства считалось нормой.

Впервые люди осознали опасность такого миропорядка только во второй половине прошлого века после ужасов Второй мировой войны. Идеи неравенства народов, превосходства одних людей над другими, взятые на вооружение тоталитарным милитаризованным государством, привели к мировой катастрофе, едва не обернувшейся коллапсом цивилизации.

В 1948 году принятая вновь созданной после войны Организацией Объединенных Наций Всеобщая декларация прав человека впервые за многие тысячелетия провозгласила принципиально новую идею равенства всех людей Земли и борьбу против любых форм дискриминации.

Однако консерватизм человеческого сознания, несмотря на некоторые успехи, тормозит продвижение на пути к новому мироустройству. Особенно нелегкими оказались проблемы изменения социальных отношений мужчин и женщин, так называемые гендерные проблемы.

В связи с этим трудно переоценить важность положений, закрепленных в Конвенции о политических правах женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1954 года и вступившей в силу 7 июля 1954 года. Впервые в истории человечества за женщинами были официально признаны равные права на участие в управлении государством на всех возможных должностях во всех учреждениях любых уровней общественно-государственной службы. Специальными статьями было закреплено равенство пассивных и активных избирательных прав женщин и мужчин. Согласно букве и духу Конвенции, сейчас в мире нет таких общественно-государственных сфер, в которых не могли бы реализовывать себя женщины.

Однако следует с сожалением признать, что гендерный подход, торжественно провозглашенный в этой Конвенции, до сих пор не стал основой общественного устройства ни в одной из стран мира. Может быть, только скандинавские женщины реализовали свои политические права в полной мере. В Российской Федерации дела обстоят совсем иначе. Женщины, если и появились в российских органах власти, то в основном на второстепенных технических ролях. Мысль о том, что в ближайшее время женщина может стать президентом или премьер-министром Российской Федерации, серьезно не обсуждается даже авантюристично настроенными политтехнологами.

Мы находим объяснение этому печальному факту не в том, что законодатели в каждой конкретной стране, присоединившейся к Конвенции, работают недостаточно качественно и оперативно. Но до сих пор слишком сильны старые, господствовавшие веками стереотипы мышления. Человечество прошло лишь первые шаги в долгом марафоне борьбы за подлинное равенство.

Конвенция была ратифицирована Советским Союзом своевременно и без принципиальных оговорок. Но текст ее практически нигде не публиковался на русском языке и не был доступен для широкой аудитории. Считалось, что сама тематика документа уже не актуальна в социалистическом обществе, поскольку такого вопроса, как дискриминация по признаку пола, в СССР просто не существует. Все проблемы в этой области, по утверждениям советских пропагандистов, были пороками буржуазного общества, исчезнувшего вместе со свергнутым эксплуататорским режимом.

Для формального отчета о выполнении рамочных требований Конвенции в приказном партийном порядке были введены обязательные квоты представительства женщин в выборных органах власти различных уровней. Периодически в кадрах официальной кинохроники появлялись счастливые лица заседавших в высоких президиумах космонавта Терешковой и ткачихи Гагановой, других женщин-орденоносцев и матерей-героинь. В трудовом и семейном законодательстве были введены различные так называемые „льготы" для работающих женщин и многодетных матерей. И трудный вопрос о кропотливом внедрении принципиальных положений Конвенции в повседневную жизнь был надолго снят с повестки дня.

При этом реальная жизнь протекала своим чередом, и вековые традиции домостроя не отступали. Тем более, что простой советский человек всегда убеждался на практике, что все бытовые проблемы, так же, как и государственные задачи, решаются наиболее успешно с позиции силы, что „прав тот, у кого больше прав" и т.п.

Государство предпочитало не обращать внимания на потенциальные и реальные проблемы в этой области. Например, в нашем обществе существовал и официально используется до сих пор термин „мать-одиночка", что грубо противоречит международным правовым стандартам и современным определениям понятия „семья". Мы считаем это проявлением негативного подхода к женщинам, самостоятельно воспитывающим детей. Многие российские женщины при социологических опросах признавались, что принимали от чиновников и терпели такое обидное по существу определение только потому, что с этим были связаны определенные финансовые меры государственной поддержки.

Через 25 лет после принятия Конвенции о политических правах женщин мировое сообщество вынуждено было констатировать, что прогресс в вопросах борьбы с дискриминацией далек от того, которого ожидали. Именно поэтому в 1979 году ООН вновь вернулась к рассмотрению этой проблемы. 18 декабря 1979 года Организация Объединенных Наций одобрила комплексную Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW).

В этом документе прямо указывается, что, несмотря на международные конвенции, ранее заключенные под эгидой Организации Объединенных Наций, а также резолюции, декларации и рекомендации, принятые другими международными институтами в целях содействия равноправию мужчин и женщин, мировое сообщество озабочено тем, что по-прежнему имеет место значительная дискриминация в отношении женщин.

В связи с этим впервые было выработано закрепленное в Конвенции определение самого понятия „дискриминация". В статье 1 записано, что для целей настоящей Конвенции понятие „дискриминация в отношении женщин" означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

Комплексность подхода к решению этой многовековой проблемы подчеркивается тем, что страны-участники Конвенции приняли на себя обязательства во всех сферах влияния государства, и в частности в политической, социальной, экономической и культурной областях, реализовывать все соответствующие меры для обеспечения всестороннего развития и прогресса женщин, чтобы гарантировать им осуществление прав человека и основных свобод на основе равенства с мужчинами.

Еще важнее то, что подписавшие Конвенцию государства, признавая истинный масштаб проблемы, решили не ограничиваться только вопросами права, но задумались о важности реформирования более глубинных уровней сознания. Для этого впервые признано жизненно необходимым:

а) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью искоренения предрассудков и упразднения обычаев и практик, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин;

б) обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя правильное понимание материнства как социальной функции и признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими.

СССР подписал эту Конвенцию 17 июля 1980 года. В полном объеме Конвенция вступила в силу 3 сентября 1981 года. Полный текст этого документа, как и многих других международных документов, не был представлен на общественное обсуждение и до сих пор мало известен в нашей стране.

Перестройка и сопровождавшие ее существенные изменения в общественной жизни обнажили многие проблемы, о которых ранее предпочитали не говорить, принесли на страницы СМИ и в теле- и радиоэфир множество новых тем и понятий, содержащих недопустимый в цивилизованном обществе дискриминационный оттенок, заведомо оскорбительные оценки, в том числе по признаку пола. Ряд статей о проблеме дискриминации женщин в СМИ был опубликован, в частности, в журнале „Женщина Плюс…".

В главе 2 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием в 1993 году, получили закрепление основные идеи Конвенции о политических правах женщин и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В частности, как важнейший принцип в статье 19 закреплена идея равенства всех людей независимо от пола и абсолютный запрет на любую форму дискриминации. Практически полностью фундаментальные положения этих Конвенций воспроизведены в ч.3 ст.19 и ст.32 Конституции РФ.

Проблема заключается в том, что при реализации предоставленных Основным законом прав и свобод на практике эти безусловные ценности нередко резко конфликтуют с оставшимся до сих пор патриархатным массовым сознанием.

Процесс совершенствования действующего трудового, административного, избирательного законодательства является естественно необходимым, бесконечным и многосложным. Однако нам представляется, что реально изменить ситуацию и „внедрить" самые лучшие новые законы можно только на почву, обильно удобренную практическими результатами борьбы против дискриминации во всех сферах нашей жизни. Нужны успешные прецеденты реагирования государства на уже совершенные противоправные действия, с применением ныне существующего законодательства. Мы лишь тогда сможем разорвать замкнутый круг патриархатных стереотипов, если изучим и творчески применим богатый зарубежный опыт, прибегнем к системному толкованию и аналогии отечественного закона, реально воспользуемся возможностями значительно окрепшей ныне судебной власти.

Для создания современного общества равноправных граждан необходимо взаимодействие всех, кто хочет жить в цивилизованной стране. Если до сих пор не приживается на российской почве элементарное понятие „неоплачиваемый домашний труд", если общественная мораль считает невинной шалостью сексуальное домогательство на работе, если женщины-избирательницы в массе своей пока не готовы проголосовать за женщину-кандидата, то принятием еще одного „правильного" закона положения не изменишь.

Для того чтобы реально переломить такую ситуацию, следует добиваться повышения внутренней самооценки женщин, активности и последовательности действий неправительственных организаций и российской общественности в целом.