Женщина Плюс...
  N 1, 2004

Мониторинг по проблемам гендерного равенства
в Республике Коми

Елена Петунина,
руководитель службы социальной информации
КРО ДЖР - Женская Палата

    В январе 2004 года неправительственной женской организации Женская Палата Республики Коми исполнилось 10 лет. Это событие значимо не только для членов организации и ее партнеров, но и для неправительственного сектора республики в целом, поскольку является определенной вехой в истории правозащитного движения республики. Рассказывая о деятельности организации, о многом можно сказать „впервые" - впервые в Республики Коми, и даже в России.

Впервые в нашей республике общественная женская организация начала деятельность в области защиты прав женщин. Новой для республики была и идея гендерного равенства, которая легла в основу таких направлений деятельности Женской Палаты, как Женщина и политика, Женщина и здоровье, Женщина и экономика, Женщина и насилие, Защита прав женщин.

Изначально организация строила свою работу по реализации идеи гендерного равенства на основе расширения прав и возможностей женщин с использованием уже разработанных международных стандартов, индикаторов и принятых концептуальных подходов, которые нашли свое отражение в таких документах, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Пекинская платформа действий. Серьезным методическим и организационным ресурсом стало создание в городе Сыктывкаре по инициативе Женской Палаты Республики Коми и при поддержке Программы развития ООН в РФ Центра управления для женщин, который координирует реализацию социально-значимых проектов и программ, направленных на достижение гендерного равенства.

Начиная с 1993 года, Женская Палата активно занималась защитой прав женщин - была создана общественная приемная, в которой и сегодня оказываются консультационные, социально-юридические услуги населению. Решение конкретных проблем женщин, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях, очень важно, однако для эффективности принятых мер в целом необходимы системный подход, определение основных проблемных зон, выявление и анализ причин правонарушений - то есть проведение серьезных исследований. Кроме того, необходимо знание и понимание самими женщинами правовых норм, то есть повышение информированности о собственных правах и механизмах их защиты. Эти факторы определили появление такого направления работы организации, как мониторинг соблюдения в Республике Коми Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW).

В 1999 году на средства, выделенные Канадским фондом поддержки российских женщин, в республике был проведен первый мониторинг соблюдения прав женщин в городах и районах республики, были подготовлены и начали свою работу уполномоченные по правам женщин. Результаты исследований были представлены в первом неправительственном Докладе о соблюдении прав женщин и свидетельствовали о том, что уровень осведомленности женщин о своих правах крайне низок, что является одной из основных причин их нарушений в области здравоохранения, экономики, личной безопасности.

Новизна и практическое значение доклада для женских организаций, органов власти, СМИ заключались в следующем:

  • доклад был составлен независимой, неполитической общественной организацией и отражал общественное мнение;

  • были представлены данные по территории всей республики;

  • форма доклада по соблюдению Конвенции позволяет свести воедино всю информацию о положении женщин и мужчин в разных сферах: экономической, общественно-политической, семейной, охраны здоровья, личной безопасности, т.е. в тех областях, где наиболее актуальны проблемы соблюдения прав женщин и мужчин;

  • он основывается на разнообразных источниках информации. Наряду с традиционными источниками: статистическими данными и информационно-аналитическими материалами, полученными на основе запросов в государственных структурах и научных учреждениях, при составлении докладов используются такие комплексные способы получения достоверной информации, как мониторинг и привлечение экспертов.

Далее работа над сбором информации о положении женщин в Республике Коми была продолжена, итогом чего стал Доклад о положении женщин в РК. В основу легли результаты двух мониторингов: по проблеме насилия в отношении женщин и по соблюдению прав женщин, проведенные Женской Палатой Республики Коми и Центром управления для женщин ПРООН в 2001 году. Были представлены результаты сравнительного анализа статических данных, жалоб и обращений, контент-анализа республиканской прессы, социологических опросов, фокус-группы. Общественные уполномоченные по правам женщин провели анкетирование и беседы среди населения городов и районов.

Одним из важных источников информации для Доклада стали сообщения экспертов - ученых, специалистов заинтересованных государственных структур, руководителей общественных организаций. Они приняли участие в двух научно-методических семинарах, организованных по итогам мониторингов. В ходе семинаров была не только получена дополнительная информация для Доклада, но и удалось заинтересовать участников этой проблематикой. Эксперты отметили, что многие темы, поднятые в ходе подготовки Доклада, являются для них новыми, неизученными и очень значимыми.

На основе Доклада о положении женщин в Республике Коми были сделаны следующие выводы:

  • во всех областях, охваченных программой мониторинга, наблюдаются серьезные нарушения прав женщин;

  • положение женщин в республике имеет определенную тенденцию к ухудшению во всех проанализированных областях, особенно в сферах здоровья, экономических прав, женской безопасности;

  • отсутствие гендерной статистики не позволяет полностью оценить динамику происходящих процессов и сформировать полную картину рассматриваемой проблемы;

  • крайне ограниченное участие женщин на уровне принятия решений привело к тому, что второстепенными стали такие жизненно важные вопросы, как дети, семья, здоровье.

Основными причинами нарушения прав женщин являются:

  • гендерные стереотипы в общественном сознании;

  • кризисное состояние экономики и социальная нестабильность;

  • отсутствие эффективных и реальных механизмов решения проблем в области здоровья, занятости, семейной, демографической и гендерной политики;

  • отсутствие политической воли в реализации программ и соблюдения законов;

  • низкая вовлеченность общественных организаций в правозащитную деятельность, в решение гендерных проблем.

Кроме того, очень значимым фактором является низкая правовая культура граждан и государства, которая проявляется в отсутствии эффективных механизмов правовой защиты женщин от дискриминации как в законодательстве, так и в правоприменительной практике, замедленном проведении судебной реформы; слабый контроль органов государственной власти за соблюдением трудового законодательства, отсутствие ориентации судебной практики на обеспечение гендерного равенства и недостаточно осознанное отношение женщин к своим правам и необходимости их отстаивания.

Эти выводы позволяют не только оценить положение женщин в Республике Коми, но и наметить перспективу и конкретные шаги для изменения ситуации. С этой целью подготовленные доклады выносились на обсуждение общественности и экспертов.

Так, доклад о соблюдении прав женщин за 2000 г. был представлен на обсуждение в рамках общественных слушаний, в результате чего были разработаны рекомендации для общественных организаций, государственных органов власти.

Доклад о положении женщин в Республике Коми за 2001 год обсуждался уже на уровне Государственного Совета в ходе круглого стола, организованного совместно с Комитетом по социальной политике.

В обсуждении доклада „Права человека: гендерное измерение", которое прошло в Сыктывкаре 10 июня 2003 года в Государственном Совете Республики Коми в рамках парламентских интерактивных чтений, приняли участие уже более 100 человек: представители органов власти, депутаты, ученые и преподаватели, руководители НПО, журналисты. Организаторами чтений выступили КРО ДЖР - Женская Палата, Центр управления для женщин ПРООН в РФ и Комитет по социальной политике Государственного Совета РК.

Отличительной особенностью подготовленного в 2002 году Доклада стало то, что большинство позиций были представлены в гендерном измерении: в отношении мужчин и в отношении женщин, в то время как два предыдущих Доклада касались положения и соблюдения прав женщин.

Содержание Доклада включало шесть разделов:

  1. Социально-демографическая ситуация в Республике Коми.
  2. Гендерные аспекты политического процесса и политического участия в республике Коми.
  3. Гендерный взгляд на некоторые экономические права.
  4. Гендерные аспекты бедности.
  5. Гендерные аспекты прав на охрану здоровья в Республике Коми.
  6. Гендерное насилие (насилие в отношении мужчин и женщин).

Материалом для Доклада послужили результаты пяти мониторингов, проведенных в республике в 2002-2003 годах: „Мужчины и женщины: предпочтение работодателей", „Бедные села и города: гендерный аспект", „Гендерные аспекты политического участия и политического процесса в РК", „Гендерные аспекты прав жителей РК на охрану здоровья", „Гендерное насилие". Данные мониторингов по сложившейся практике были представлены на обсуждение экспертов: ученых, представителей органов власти, НПО, - в мае 2003 года состоялись пять проективных семинаров, на которых были рассмотрены экономические права граждан, права граждан на охрану здоровья, права граждан на личную безопасность, политические права. Результаты этой работы стали основой для выводов, представленных в Докладе о соблюдении прав человека в Республике Коми в гендерном измерении. Вот некоторые из них:

  • Население Республики Коми крайне поляризировано по уровню доходов, большинство населения имеет низкие доходы. Отсутствует взвешенная политика в области занятости и оплаты труда, не учитываются процессы гендерной сегрегации, концентрации „бедных" женщин в феминизированных отраслях занятости - как правило, ниже оплачиваемых, а „бедных" мужчин - в неформальном секторе занятости. Данные официально регистрируемой безработицы свидетельствуют: безработица имеет по-прежнему женский характер, среди длительно неработающих женщин больше, чем мужчин. Однако расчеты безработицы по методике МОТ указывают на то, что мужчин среди безработных больше. Сложившаяся в республике система социальной поддержки и регистрации бедных несовершенна, так из системы социальной защиты исключаются крайне бедные „мужские" домохозяйства. Женщины республики менее конкурентоспособны на рынке труда, что объясняется характерной для женской занятости прерывностью трудовой деятельности и ресурсосберегающей направленностью промышленности РК. Существуют проблемы неодинаковых возможностей для мужчин и женщин в вопросах трудоустройства. При приеме на работу начинают „работать" определенные стереотипные установки, связанные с наличием социально-трудовых льгот - работодатели заведомо закрепляют семейные обязанности за женщинами-работницами.

  • Показатели здоровья (в том числе репродуктивного) мужчин и женщин республики характеризуются как катастрофические, что в сочетании с социально-экономическими условиями и тяжелыми условиями труда у мужчин неизбежно ведет к высоким показателям смертности (особенно мужской), разрыв в продолжительности жизни у женщин и мужчин республики составляет 11,8 лет. Мужчины и женщины одинаково сталкиваются с отсутствием доступности качественной медицинской помощи. Дефицит бесплатных лекарственных средств и недоступность в связи с дороговизной платных, снижение количества бесплатных медицинских услуг в области диагностики способствуют увеличению количества хронических заболеваний среди мужчин и женщин, что усугубляется невнимательным отношением к собственному здоровью (мужчин в большей степени).

  • Отсутствие гендерной статистики по насильственным преступлениям не позволяет в полной мере оценить ситуацию в этой области. Однако показатели роста обращений в правоохранительные органы, рост изнасилований, не снижающийся показатель числа преступлений, совершаемых в семье - около половины регистрируемых преступлений в целом, свидетельствуют о криминализации общества и семьи. Мужчины и женщины не доверяют правоохранительным органам и поэтому обращаются к ним за защитой в последнюю очередь. Отмечается несовершенство института участковых уполномоченных и работы социальных служб - их деятельность направлена, в основном, на преодоление последствий насилия, но не на предупреждение и принятие мер по предотвращению насилия. Проблема насилия в отношении женщин по-прежнему актуальна, но в последнее время стала видимой и проблема насилия в отношении мужчин со стороны женщин. Службой социальной адвокатуры, которая действует при Женской Палате, зафиксированы случаи обращений мужчин, испытывающих психологическое, экономическое и физическое насилие. Поскольку мужчины лишь в крайних случаях обращаются за помощью, то затруднительно без тщательного изучения, определить реальную ситуацию с нарушениями прав в этой области. Однако, уже сейчас можно судить, что по латентности этот вид преступлений сравним лишь с домашним насилием в отношении женщин, который имеет такой же характер.

  • В Республике Коми представленность женщин на уровне принятия решений (33% в органах местного самоуправления, 13,7% в Государственном Совете РК) не соответствует доле женщин в населении республики (54%), что влечет за собой отсутствие реального равноправия мужчин и женщин в социальной, экономической и политической областях. Проведенные социологические опросы свидетельствуют о позитивной тенденции в отношении электората республики к участию женщин в политическом процессе. Однако политики (политические партии) на сегодняшний день не готовы к изменению ситуации в вопросе полноправного участия женщин в политической жизни республики. В республиканских СМИ зачастую наблюдается негативное освещение этой темы, что адекватно отражает реальное отношение влиятельных кругов (но не общества в целом) к проблеме.

Принимая во внимание данные выводы, эксперты в ходе проективных семинаров разработали конкретные меры по решению проблем, которые стали основой для рекомендаций в адрес Государственного Совета РК, Правительства РК, политических партий и НПО, вынесенных на обсуждение в ходе парламентских чтений.

В программе парламентских чтений были выделены четыре основных блока: экономические права граждан, права граждан на охрану здоровья, права граждан на личную безопасность, политические права. Каждый блок включал основной доклад руководителя мониторинга и содоклады, представление основных выводов, предлагаемых мер и их обсуждение. Принятые за основу участниками чтений рекомендации были направлены всем заинтересованным сторонам.

Руководитель Женской Палаты Республики Коми Ольга СавастьяноваТрехлетний опыт подготовки ежегодных докладов и проведения публичных обсуждений по проблемам гендерного равенства убеждает в их необходимости, прежде всего, для того, чтобы власть и общество располагали достоверной и объективной информацией о положении женщин и мужчин в республике и предпринимали реальные шаги по улучшению ситуации.

В целом, работа над докладами позволила Женской Палате приобрести бесценный опыт в исследовательской деятельности и собрать банк данных о нарушениях в области прав женщин в Республике Коми, который стал основой для разработки проектов и программ организации. Серьезным результатом является и то, что удалось включить специалистов и общественных деятелей в обсуждение проблемы гендерного равенства, а также привлечь внимание широкой общественности к проблеме нарушения прав человека.

Редакция журнала "Женщина Плюс..."
поздравляет сотрудников Женской Палаты Республики Коми с 10-летием и,
высоко оценивая деятельность этой неправительственной организации,
желает им успехов во всех начинаниях.