РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМ


ГЛАВА 5
ИНДИКАТОРЫ НА УРОВНЕ ПРОЕКТА

5.1 ВВЕДЕНИЕ

В настоящей главе и ее приложениях показано использование индикаторов на стадии проекта в приоритетных направлениях, охватываемых политикой КАМР по программе "Женщины в развитии и гендерной справедливости". Разделы 5.2 и 5.3 освещают индикаторы в сфере образования и здравоохранения, приводя примеры типичных проектов (созданных для этого руководства), и индикаторы, сопутствующие этим проектам. Выбор данных областей объясняется частично их значимостью для женщин, а также текущим обязательством КАМР выплатить 25% платежей на удовлетворение основных потребностей человека, в которых образование и здравоохранение - главные элементы.

Разделы 5.4 и 5.5 посвящены проблемам содействия саморазвитию и участия, двум областям, которые КАМР считает ключевыми в работе, направленной на гендерное равенство. Живой интерес вызвали индикаторы содействия саморазвитию и участия по мере того, как продвигалась работа над подготовкой настоящего Руководства. Именно поэтому они освещены здесь детально.

Наибольшую пользу из этой главы можно извлечь, прочитав ее параллельно с приложениями 5, 6, и 11, которые предоставляют более детальный анализ индикаторов в сфере здравоохранения, образования, содействия саморазвитию и участия совместно с более детализированными методологическими аспектами, связанными с гендерно-чувствительными индикаторами. Приложение 7 содержит индикаторы, характерные для сфер занятости, водоснабжения и сельского хозяйства. Хотя мы заостряем внимание на нескольких направлениях, данное Руководство не всеобъемлющее; индикаторы могут быть использованы в любой области, в которой работает КАМР, как в гендерно-интегрированных, так и в специфических проектах программы "Женщины в развитии и гендерной справедливости"8.

С тех пор, как индикаторы, связанные со здравоохранением и водоснабжением, использовались какое-то время и прошли проверку, они стали достаточно знакомыми, чтобы обойтись без их определения здесь. Индикаторы содействия саморазвитию и участия более экспериментальны, поэтому для большей ясности мы описали их и дали им определение перед тем, как предложить вам реальные индикаторы.

5.1.1 Потребность в обеспечении участия

В идеале все индикаторы уровня проекта должны развиваться в тесном сотрудничестве с основными участниками проекта, включая его предполагаемых пользователей (получателей).

Литература Агентства, включая политические документы КАМР, все больше указывает на необходимость совместного участия в развитии индикаторов. На практике подобное редко делается на постоянной основе. Это происходит отчасти из-за стоимости и сроков, отчасти из-за недоверия участников проекта, и частично из-за отсутствия достаточных методологических знаний о том, как формулировать индикаторы в стиле "участия". Однако, разработка проектов в стиле "участия" не должна быть трудной или дорогой, и в долгосрочной перспективе приводит к более целесообразным и эффективным проектам. Они тесно связаны с потребностями местного населения и отражают их приоритеты, и, следовательно, имеют отношение к устойчивому развитию.

В Приложении 4 детально рассматриваются современные методы совместной оценки и потенциал для разработки индикаторов по данной работе. Обзор опыта и возможностей для использования совместных методов в КАМР представлен в (CIDA 1994).

Поскольку работа по индикаторам в рамках КАМР продолжается, имеется возможность собирать, анализировать и принимать к сведению материалы из прошлых и настоящих проектов, включивших в себя совместное формирование гендерно-чувствительных индикаторов. С учетом того, что несколько лет подряд совместное участие было ключевым элементом в разработке проектов, персоналом КАМР накоплены обширные знания по совместной разработке индикаторов, но подобная информация может быть не зафиксированной, или проходить в документах проекта под другим названием.

5.2 ИНДИКАТОРЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Ниже следует пример применения индикаторов в общем гендерно-интегрированном проекте.

ПРИМЕР: проект в сфере образования

История вопроса

Рассмотрим регион, где сельское хозяйство - основной источник средств к существованию. Дополнением к нему служат такие домашние ремесла как шитье и ткачество, чем занимаются в основном женщины. Производственная деятельность женщин включает в себя выращивание овощей, возделывание земли, прополку, косьбу, молотьбу, разведение мелкого скота и птицы (например, птицеводство или разведение животных с целью получения молока). В регионе наблюдается перекос в местной системе образования в пользу мальчиков из наиболее состоятельных семей из-за бедности, социально-экономического неравенства, нарушений принципа гендерной справедливости.

Сельские государственные школы обеспечивают начальное и среднее образование. В школах большинство учителей - из местных, причем 75% из них - мужчины. Количество учителей недостаточно для потенциального числа учеников. Хотя по закону начальное образование обязательно с 6 до 13 лет, принуждение практикуется редко.

Уровень зачисления демонстрирует существенные различия между социально-экономическими группами, а также между мужчинами и женщинами. Гендерное предубеждение отражено в уровне зачисления учащихся начальной школы (1-6 классы): 50% для девочек по сравнению с 80% для мальчиков. Обнаружен также перекос в сторону более обеспеченных социально-экономических категорий населения. Если разбить все социально-экономические группы на 5 классов по совокупным доходам, то доля 1-й (богатейшей) в списках составит 90%, а 5-й - 5,15%.

Цель проекта

ЦельТип цели
Гарантировать социально-экономическое и гендерное равенство доступа к начальному образованию - без снижения нормы зачисления в списки - в течение 5 лет.ТИП 1

Компоненты проекта

  1. Система стимулов направлена на родителей и учителей.
    Родителям из беднейших социально-экономических групп будут выплачиваться пособия как натурой, так и деньгами, если их дети будут соответствовать заранее установленным нормам по наличию их в списках и по посещаемости занятий.
    Родителям из всех социально-экономических групп будут выплачиваться пособия как натурой так и деньгами, если их дочери будут соответствовать заранее установленным нормам по наличию их в списках и по посещаемости занятий. Вторая часть этого компонента пытается обеспечить покупательную способность для семей из всех социально-экономических групп.
  2. Консультативные советы школ (КСШ) с равным представительством мужчин и женщин среди родителей и учителей будут созданы в деревнях, чтобы предельно увеличить участие общины. Предусматривается также, что представители всех социально-экономических групп должны участвовать в равной мере в КСШ. Размер денежных пособий родителям будет определен после консультаций с Консультативным советом школы, который тоже материально ответственен за их предоставление. Этот компонент направлен на поощрение участия общины и обеспечение на постоянной основе ее причастности, и тем самым достижения устойчивости.
  3. Улучшение качества школьного оборудования и снаряжения: оборудование классов, такое как парты, грифельные доски, учебники, а также предоставление питания.
  4. Совершенствование гендерной составляющей в учебных программах.

Базовая информация должна быть собрана:

  • о количестве учащихся, обработана в свете социально-экономических, половых, возрастных различий, а также срока обучения в школе;
  • о государственных расходах в расчете на каждого учащегося (например, зарплата учителей, их питание, учебные материалы, оборудование и т.п.);
  • о количестве учителей и школьной администрации, их пол;
  • о состоянии школьного оборудования (например, соотношение числа учащихся и учебной литературы),
  • об устройстве учебного расписания (время, выделяемое на разные дисциплины).

Количественные и качественные индикаторы, которыми надлежит пользоваться для измерения результатов данного проекта, используя типологию показателей - от индикаторов риска через индикаторы промежуточных результатов до индикаторов окончательных результатов - должны быть следующими после сбора базовой информации.

Далее о дискуссии, посвященной индикаторам в сферах образования, здравоохранения, занятости, водоснабжения, смотри Приложения 5-7.

ПРИМЕР

Индикаторы риска/благоприятных факторов

  • Поддержка правительства, измеряемая с помощью анализа его официальной позиции.
  • Поддержка общества, которую можно оценить, посещая встречи и анализируя отзывы.
  • Поддержка элиты, оцениваемая по отзывам на встречах и по интервью.

Индикаторы средств и ресурсов

  • Размер финансовой базы проекта.
  • Мнение общины о реалистичности проекта
  • Уровень вкладываемых средств и ресурсов общества в планирование проекта, данные обработаны в свете социально-экономического и полового различия.

Индикаторы процесса

  • Квитанция на денежное или натуральное пособие для семьи с учетом ее социально-экономического статуса.
  • Ежемесячные собрания консультативных советов школ
  • Равное участие в консультативных советах школ женщин и мужчин из всех социально-экономических групп
  • Мнения родителей о пользе учебы.
  • Сетевые и общие нормы регистрации в свете социально-экономической и половой принадлежности.
  • Число людей, отошедших от проекта в свете их социально-экономической и половой принадлежности

Индикаторы промежуточных результатов

  • Более справедливая занятость мужчин и женщин на должностях преподавателей.
  • Справедливые нормы зачисления поступающих в школы в конце донорского участия в свете социально-экономической и половой принадлежности.
  • Справедливые уровни выпускников школ в конце донорского участия в свете социально-экономической и половой принадлежности.
  • Справедливые уровни грамотности по окончании начальной школы в свете социально-экономической и половой принадлежности.
  • Заметно улучшенная гендерная составляющая в учебной программе (например, увеличенное представительство женщин).

Индикаторы окончательных результатов

  • Справедливые уровни зачисления поступающих в школы в свете социально-экономической и половой принадлежности по прошествии трех лет после окончания донорского участия.
  • Справедливые уровни выпускников школ в свете социально-экономической и половой принадлежности по прошествии трех лет после окончания донорского участия.
  • Повышение статуса мальчиков и девочек из беднейших групп с точки зрения здравоохранения и трудоустройства.
  • Изменение общественного отношения и представлений родителей в пользу получения образования детьми из беднейших семей и образование девочек.

Качественный анализ

Качественный анализ мог бы включать определение и выявление причин, которые обусловили необходимость специфических показателей, и вскрыть факторы успеха или поражения проекта. Например, он представил бы анализ способов, мотивов, времени участия членов общины, препятствий на пути проекта, создаваемых более богатыми социально-экономическими группами, и путей их преодолениях, и показал бы связь между повышением уровня образования и улучшением статуса.

5.3 ИНДИКАТОРЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПРОЕКТНЫЙ ПРИМЕР 2

Предыстория

Гарантия доступа к первичной медицинской помощи - центральная задача вмешательства в сферу здравоохранения. Эта задача особенно важна для женщин и девочек. Мы рассмотрим, как пример подобной инициативы, специфический здравоохранительный проект программы Женщины в развитии, который сфокусирован главным образом на "безопасном материнстве", т.е. на предродовой медицинской помощи и родах, послеродовой помощи и службах планирования семьи. Население - основные участники - живет в отдаленных изолированных районах, где уровень детской и материнской смертности почти на 50% выше, чем в остальных регионах страны. Об индикаторах, связанных с общим здравоохранением, и о дискуссии по некоторым методологическим проблемам этих индикаторов смотрите Приложение 6.

Цель проекта

Содействовать доступу женщин к базовым медицинским услугам, чтобы уровень младенческой, детской и материнской заболеваемости и смертности снизился до среднего национального показателя в течении пяти лет.

Данную цель можно отнести к цели типа 1, как и в примере проекта из сферы образования. В настоящем примере - налицо четкие цели, которые относительно легко измерить в течении установленного срока.

Слагаемые (компоненты) проекта

  • Подготовка и проведение обучения по усовершенствованию современных навыков для 300 сопровождающих рожениц и специалистов по первичной медицинской помощи. Участников, главным образом женщин, можно набирать из числа местных жителей. В их обязанности входит:
      А) обеспечение совета и консультации по базовому здравоохранению;
      Б) диагностика по репродуктивным и другим проблемам здравоохранения, травмам и назначение ограниченного лечения;
      В) обеспечение базовых медикаментов и иммунизации;
      Г) направление серьезных осложнений в региональные больницы;
      Д) слушания и представление докладов о домашнем насилии и злоупотреблениях;
      Е) сбор информации и данных о состоянии здоровья в общине;
  • Информация, образование и коммуникация необходимы для создания спроса на медицинские услуги и планирование семьи для женщин и мужчин. Пятьдесят процентов основных участников населения, среди которых по меньшей мере 75% женщины, будут получать информацию о местных медицинских услугах. Это должно обеспечить устойчивый доступ к местным службам.
  • Обеспечение женщинам более широкого доступа к современным медицинским технологиям и к высоко профессиональному медицинскому персоналу. Мобильная клиника, которая обслуживает население на местах по расписанию, удобному для женщин, организовывается для этой цели.

Ниже представлен список индикаторов риска/благоприятных факторов, количественных и качественных индикаторов, которые можно использовать в проектном цикле.

Индикаторы риска/благоприятных факторов

  • Женщины из общины заинтересованы в проекте и они хотят участвовать в нем.
  • Женщины заинтересованы получать лечение с использованием более современных медицинских технологий.
  • Местные мужчины поддерживают проект.
  • Местная элита поддерживает доступ малоимущих к предоставляемым ресурсам.

Индикаторы средств и ресурсов

  • Число обученных медицинских работников.
  • Число сооружений, используемых под клиники и их состояние.
  • Инструктивный материал и его подготовка в свете гендерного подхода.
  • Количество обеспеченных медицинских принадлежностей и оборудования.
  • Обеспечение мобильной клиники

Индикаторы процесса

  • Регулярные встречи женщин и медицинских работников.
  • Уровень образования, консультирования и предоставляемая информация. Использование этой информации женщинами.
  • Число посещений мобильной клиники матерью и ребенком.
  • Мнение родителей о работе медицинских работников и клиники.
  • Обновляемые данные о состоянии здоровья

Индикаторы промежуточных результатов

  • Объем иммунизации и вакцинации.
  • Удовлетворенность матерей службами и удовлетворенность медицинского персонала обучением.

Индикаторы окончательных результатов

  • Падение уровня младенческой, детской, материнской заболеваемости и смертности по сравнению с национальным средним показателем в течении пяти лет.
  • Повышение качества жизни женщин за счет улучшения женского здравоохранения

5.4 ИНДИКАТОРЫ УЧАСТИЯ

ПАМЯТКА

  • Не существует согласованного метода по измерению участия
  • Большинство работ по индикаторам участия сконцентрированы на действиях в группах
  • Мало внимания уделяется качественным индикаторам участия

5.4.1 Что такое участие, и как оно оценивается?

Участие в рамках проектов развития рассматривается в двух основных аспектах (Оуэклей 1991а):

  1. Для вовлечения людей в разработанный извне проект, который обычно нацелен на обеспечение некоторых форм занятости. Например, работа за наличные деньги, или проекты по повышению доходов.
  2. Для причастности к процессу принятия решений и контролю над проектом через стадии цикла проекта возможно также включение условий труда.

Использование гендерно-чувствительных индикаторов для оценки первого типа участия является относительно легким делом, поскольку он близок к аналогичному типу участия в трудовых ресурсах. Таким образом, индикаторы, например, можно использовать для измерения объема выполненной работы и затраченного труда, данные о которых обработаны в свете половых различий, количества и качества промежуточных результатов и мнения участников.

Измерение второго типа участия, которое ближе к тому, которое КАМР и другие доноры имеют в виду, когда ссылаются на участие, является намного сложнее. После обзора широкого круга литературы, Оуэклей заметил: "правда заключается в том, что как концептуально, так и методологически оценка (второго типа) участия находится все еще на стадии своего относительного младенчества" (1991:239). Оуэклей также подчеркивает, что существует нехватка разработки индикаторов или анализа измерения качественных аспектов участия. Это означает, что разработка и использование гендерно-чувствительных индикаторов для измерения участия будут экспериментальными.

5.4.2 Индикаторы участия

Большинство проектов развития, касающихся участия, включают формирование групп. По этой причине большинство работ по индикаторам участия сконцентрировано на организации и становлении объединений. Однако, многочисленная литература по индикаторам и участию написана без учета гендерного подхода, и, следовательно, в ней не рассматривается отдельно участие женщин и мужчин. В Пособии по социально-гендерному анализу, подготовленном Международным институтом Коуди (1991), предложен гендерный подход к участию в проектах, делающий акцент на гендерную справедливость с точки зрения различных вкладов в проект, получения выгод от него, контроля за проектом и принятия решений. Такой подход использован и в данной работе.

Обширная литература и материалы по проблеме формирования групп были подготовлены по запросу со стороны экологического и водного секторов, большинство представителей которых из развивающихся стран. Последние усиливают внимание к функционированию и поддержанию проектов местными группами9. В литературе обоих указанных секторов, также как и в других исследованиях, посвященных проблемам участия (ODA 1994; Оуэклей 1991), наблюдается частичное совпадение называемого числа показателей и вопросов-индикаторов, которые соответствуют целям программы "Женщины в развитии и гендерной справедливости" в данной области. Ниже представлен перечень (как путеводитель) наиболее часто используемых показателей или вопросов-индикаторов.

Специфические индикаторы, подобранные ниже, довольно легко собирать, и они не дорогостоящие. Их можно приспособить для применения в проектах не зависимо от того, имеют ли они специфическую направленность на участие. Индикаторы участия должны быть собраны в стиле "совместного действия", но на практике, так же как с большинством других индикаторов, это редко происходит. Временные рамки должны быть установлены четко для каждого индикатора.

5.4.2.1 Примеры количественных индикаторов участия

Количественные индикаторы участия можно сформировать через цикл проекта следующим образом:

Идентификация и уровень планирования
Индикаторы средств и ресурсов и индикаторы риска/благоприятных факторов
Уровень применения
Индикаторы средств и ресурсов и процесса (устойчивости)
Индикаторы средств и ресурсов и процесса (контроля)
Индикаторы средств и ресурсов и процесса (активности)
Индикаторы процесса (масштаба и подготовки)
Оценка
Индикаторы промежуточных результатов (пособий и возврата)
Индикаторы окончательных результатов (оценки)

Примеры специфических количественных индикаторов следуют ниже. В то время, как обработка данных в свете половых различий используется в большинстве примеров, каждый индикатор, где только возможно, также должен быть обработан в свете социально-экономических, этнических и возрастных различий.

Уровень идентификации и планирования
Индикаторы риска
  • Уровень правительственной поддержки местного участия
  • Уровень поддержки различными сегментами местного населения участия (например, мужчин, женщин, местной элиты)
  • Проект, в котором доминируют различные группы населения
  • Отсутствие долгосрочной приверженности донора
Индикаторы средств и ресурсов
  • Объем средств и ресурсов женщин/мужчин на различных уровнях (правительственные департаменты, НПО, местные основные участники), привлеченные к определению и планированию.
  • Число встреч (собраний) по вопросу идентификации и планирования, проведенных с местными основными участниками.
  • Посещаемость местными основными участниками встреч (заседаний, собраний), посвященных идентификации и планированию. Данные обработаны в свете половых, социально-экономических, возрастных и этнических различий.
  • Уровни вклада/участия местных основных участников в собраниях, встречах по вопросам идентификации и планирования.
  • Уровень участия местных основных участников в базовом исследовании.
Индикаторы уровня применения
Индикаторы средств и ресурсов и индикаторы процесса (устойчивости)
  • Аудит ресурсов и фондов, проводимый открыто и на регулярной основе.
  • Правила, разработанные в стиле "участия", и расширение вовлеченности женщин и мужчин.
  • Сокращение опоры на внешние фонды.
Индикаторы средств и ресурсов и индикаторы процесса (контроля)
  • Частота посещений мероприятий женщинами и мужчинами
  • Численность женщин и мужчин на ключевых позициях принятия решений. Ротация лиц на руководящих постах.
Индикаторы средств и ресурсов и индикаторы процесса (активности)
  • Вклад в проект набирает обороты. Специфика для типа проекта и необходимость в мониторинге гендерной чувствительности, например, сумма взятого займа, уровень зачисления в школу, число посещений клиники и рост или сокращение этого количества с момента начала создания группы.
  • Уровни вклада женщин и мужчин, с точки зрения труда, инструментов, финансовых средств и т.д.
  • Обслуживание технических приспособлений и установок женщинами/мужчинами
Индикаторы процесса (масштаба и подготовки)
  • Число местных женских и мужских организованных групп.
  • Членство в группах по полу.
  • Темп роста или падения членства по полу.
  • Обработка данных о посещении собраний в свете социально-экономических, возрастных и этнических различий между женщинами и мужчинами.
Индикаторы оценки
    • Пособия, идущие мужчинам и женщинам (данные обработаны в свете различий по принадлежности к социально-экономическому классу, этнической и возрастной группе. Например, увеличение занятости, больший собранный урожай).
    • Пособия "общине" (например, активы общины такие как созданная школа, которая доступна всем).
Индикаторы окончательных результатов (оценки)
  • Польза пособий мужчинам и женщинам, (данные обработаны в свете принадлежности к социально-экономическому классу, этническим и возрастным группам).
  • Польза, созданная общинными пособиями получателям по полу, классу, этничности и возрасту.
  • Степень участия в оценке различных основных фигурантов.
  • Уровень, на котором уроки оценки учтены различными основными участниками.

5.4.2.2 Примеры качественных индикаторов участия и качественный анализ

Индикаторы качественной оценки участия следует сформулировать главным образом в терминах интерактивности внутри соответствующих групп и организаций.

Памятка

Качественные индикаторы и анализ участия относятся к трем главным сферам:

  • Организационный рост
  • Групповое поведение
  • Групповая самостоятельность

Поиск индикаторов в данных сферах помогает в отборе показателей, позволяющих оценить следующее:

  • Представления основных участников и конечных пользователей об уровне участия на различных этапах цикла проекта. Можно использовать шкалу начисления баллов от 1 до 5, или техники и методы проведения сельской оценки участия, такие как содержащиеся в Приложении 4.
  • Степень солидарности и взаимной поддержки среди групп и между женщинами и мужчинами измеряется путем ответов основных участников и качественного анализа перемен в групповом поведении.
  • Способность группы к посредничеству в решении конфликтов и предотвращению конфликта измеряется с помощью ответов основных участников и качественного анализа.
  • Участие адекватного числа женщин в принятии важнейших решений (адекватность должна быть взаимно согласована всеми основными участниками) измеряется путем ответов основных участников и с помощью качественного анализа воздействия различных решений.

Пример возможного применения количественных и качественных индикаторов, так же как качественного анализа, в двух проектах участия, представлены в Приложении 11.

5.5. ИНДИКАТОРЫ СОДЕЙСТВИЯ САМОРАЗВИТИЮ

Содействие саморазвитию и участие тесно связаны и ставят одни и те же проблемы понимания и оценки. Необходимо иметь в виду следующее:

Памятка

  • Содействие саморазвитию трудно измерить. Не существует ни одного согласованного метода по его измерению
  • Содействие саморазвитию нуждается в четком определении, а индикаторы содействия саморазвитию должны быть разработаны
  • Индикаторы содействия саморазвитию должны охватывать как личные, так социально-экономические и политические изменения.

5.5.1 Что такое "содействие саморазвитию" и как его оценивать?

Четкая дефиниция понятия "содействие саморазвитию" - критический момент для определения индикаторов измерения содействия саморазвитию. Содействие саморазвитию было определено различными способами; следующие дефиниции охватывают большинство компонентов, обычно рассматриваемых как вклад в содействие саморазвитию.

Дефиниции содействия саморазвитию

"Содействие саморазвитию - это о людях - о двух полах, женщинах и мужчинах, берущих контроль над своими жизнями в собственные руки: выработка собственной повестки, приобретение навыков, обретение уверенности в собственных силах, решение проблем и развитие самостоятельности. Это одновременно и процесс, и результат." (CIDA 1994k: Приложение 3, стр.3)

"Термин, обычно используемый для описания процесса, посредством которого определенная категория людей начинает осознанно воспринимать свою собственную ситуацию и приступать к коллективной организации для расширения доступа к государственным службам или к выгодам экономического роста" (ODA 1994: 32).

Настоящие определения понятия "содействия саморазвитию" можно разбить на составляющие компоненты:

Компоненты содействия саморазвитию

  • Женское и мужское чувство внутренней силы и уверенности при столкновении с жизнью;
  • Право на выбор;
  • Власть контроля над своими собственными жизнями внутри и вне дома;
  • "Возможность оказывать влияние на направление социального изменения в пользу создания более справедливого социального и экономического порядка внутри страны и в мире" (Хейзер 1994: 24)*

Эти дефиниции подчеркивают две главные сферы содействия саморазвитию:

  1. Перемена в личностном сознании, побуждающая к действиям в направлении контроля, уверенности и права принимать решения и определять выбор.
  2. Организация, нацеленная на социальное и политическое изменение

Отобранные индикаторы должны подходить этим сферам. При этом они будут различаться в зависимости от того, направлен ли процесс содействия саморазвитию на персональный рост, или речь идет о сфере социального и политического изменения, а, возможно, касается обеих сфер. Индикаторы также будут различаться в зависимости от целей содействия саморазвитию, которые измеряются (например, большее самоуважение или доступ к выгодам экономического роста, или создание справедливого социального и экономического порядка). С учетом этих различий в случае с проектом, цель которого "содействие саморазвитию женщин" или "содействие саморазвитию людей", важно уточнить следующее:

  • Тип содействия саморазвитию;
  • Приблизительные временные шкалы, в пределах которых цели проекта будут достигнуты;
  • Число людей, на которое будет оказано воздействие;
  • Степень воздействия на людей.

Одним словом, отбор индикаторов содействия саморазвитию будет зависеть от способа, к которому прибегали при его определении.

Даже в случаях четкого определения содействия саморазвитию его измерение на уровне проекта остается сложной проблемой по следующим причинам:

  • Трудности с измерением изменений в умонастроениях (переход от отсутствия к содействию саморазвития).
  • Трудности и большие затраты времени при измерении различных элементов содействия саморазвитию, например, выяснение того, кто принимает решения, особенно на уровне семьи, может потребовать углубленного изучения и подробного качественного анализа.
  • Ключевым элементом содействия саморазвитию является участие, но измерение участия является сложным само по себе (см. раздел 5.4.).
  • Определения таких терминов, как "знание", "самоуважение" или других элементов содействия саморазвитию, могут различаться в зависимости от культурной среды, а следовательно, варьироваться по районам, социально-экономическим, этническим и возрастным группам.

Несмотря на наличие всех этих проблем, индикаторы, используемые для оценки содействия саморазвитию, существуют. Эти показатели перечислены ниже, среди которых можно выбрать подходящие для измерения эффективности проектов по содействию саморазвитию. Некоторые из этих индикаторов уже прошли проверку в ходе изучения содействия саморазвитию и проблемы фертильности в Бангладеш на основе использования новейшей системы подсчета очков. Приведенные ниже индикаторы подразделяются на количественные и качественные. В большинстве случаев наличие или отсутствие содействия саморазвитию у женщин можно сравнить с такими же показателями у мужчин10.

5.5.2 Примеры качественных показателей в области содействия саморазвитию

Содействие саморазвитию в области права

  • Применение законодательства, связанного с защитой прав человека.
  • Число дел, связанных с правами женщин, которые рассмотрены в судах первой инстанции, и принятые по ним решения.
  • Число дел, связанных с юридическими правами разведенных женщин или вдов, которые рассмотрены в судах первой инстанции, и принятые по ним решения.
  • Последствия применения законодательства в том, что касается обращения с преступниками, совершившими преступления против женщин.
  • Увеличение/уменьшение насилия против женщин/мужчин.
  • Темпы роста/сокращения числа лиц женского/мужского пола среди местных судей/обвинителей/адвокатов.
  • Темпы роста/сокращения числа лиц женского/мужского пола среди местных полицейских, по должностям и званиям.

Содействие саморазвитию в области политики (индикаторы должны отражать изменения, происходящие с течением времени)

  • Соотношение мест, принадлежащих женщинам в местных советах/руководящих органах.
  • Процент женщин на должностях, связанных с принятием решений, в органах местной власти.
  • Процент женщин в местных органах государственной власти.
  • Соотношение женщин/мужчин, имеющих право голоса, соотношение к количеству женщин/мужчин, которые голосуют.
  • Процент женщин на старших/младших должностях, связанных с принятием решений, в профсоюзах.
  • Процент женщин среди членов профсоюзов.
  • Число женщин, участвующих в политических кампаниях и акциях общественного протеста, по сравнению с числом мужчин.

Содействие саморазвитию в области экономики

  • Изменения в уровнях занятости/безработицы среди женщин и мужчин.
  • Изменения в использовании времени в некоторых видах деятельности, в частности, более равномерное участие членов семьи в выполнении неоплачиваемой работы по дому и уходу за детьми.
  • Разница в оплате труда между женщинами и мужчинами.
  • Изменения в процентной доли принадлежащей женщинам и мужчинам или контролируемой ими собственности (земля, дома, домашний скот) по социально-экономическим и этническим группам.
  • Средние расходы семей, главами которых являются женщины/мужчины, на образование/медицинское обслуживание.
  • Способность независимо совершать мелкие/крупные покупки.
  • Процент кредитов, финансовой помощи и технических услуг из государственных/негосударственных источников, приходящийся на женщин/мужчин.

Содействие саморазвитию в социальной области11

  • Число женщин в местных организациях (женских, просветительских, связанных с извлечением дохода, местных церковных, по этническому признаку, "по интересам" и др.) по отношению ко всему населению в зоне действия проекта, и число женщин, занимающих высшие руководящие должности в местных организациях.
  • Участие женщин на местном уровне в программах подготовки кадров или сетевых организациях по сравнению с мужчинами.
  • Контроль женщин/мужчин за решениями в области фертильности (например, число детей, число абортов).
  • Мобильность женщин/мужчин в пределах и за пределами места жительства, по сравнению с мужчинами.

5.5.3 Примеры качественных индикаторов в области содействия саморазвитию

Согласие относительно качественных индикаторов является одним из наиболее трудно достижимых хотя бы потому, что само понятие "содействие саморазвитию" вызывает острые дискуссии по вопросу определения этого понятия12. На нынешней стадии методологических дебатов представления о содействии саморазвитию выявляются скорее не столько через подразумеваемые в вопросах индикаторы, сколько в результате индикаторных вопросов ниже следующего типа. При этом, эти вопросы должны дополняться другими вопросами, относящимися к качественному анализу.

Индикаторные вопросы для оценки содействия саморазвитию

  • В какой степени женщины знакомы с политикой на местном уровне и со своими юридическими правами? Женщины больше или меньше мужчин информированы по этим вопросам? Существуют ли различия на этот предмет внутри социально-экономических, возрастных или этнических групп? Отмечаются ли происходящие изменения за определенный отрезок времени? Осознают ли женщины и мужчины тот факт, что женщины начинают обладать большей силой и возможностями? Почему?
  • Осознают ли женщины тот факт, что теперь уровень самоуважения у них выше? Почему? Как это соотносится с представлениями мужчин?
  • Осознают ли женщины/мужчины тот факт, что теперь они обладают большей экономической независимостью? Почему?
  • Происходят ли изменения в том, как принимаются решения в семье, и каковы последствия этого?
  • Принимают ли женщины решения в семьях независимо от мужчин? Какие решения принимаются ими независимо?

Ключевые вопросы для качественного анализа

  • Каким образом изменения в национальном/местном законодательстве сказываются на наличии или отсутствии содействия саморазвитию женщин по сравнению с мужчинами (например, в отношении контроля за ресурсами, такими, как земля)?
  • Какова роль местных организаций (включая женские) в наличии или отсутствии содействия саморазвитию женщин/мужчин?
  • Возрастает или уменьшается роль, которую женщины, в сравнении с мужчинами, играют в принятии крупных решений по месту жительства/в семье?
  • Наблюдается ли большее понимание важности задач, обычно решаемых женщинами, например, по уходу за детьми?
  • Каковы формы организации женщин для ускорения саморазвития, например, в борьбе с насилием?
  • Если уровень образования и занятости женщин растет, означает ли это большее содействие саморазвитию?

5.6 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ НА УРОВНЕ ПРОЕКТА

Настоящий раздел вместе с соответствующими ему приложениями был подготовлен после исследования гендерно-чувствительных индикаторов на уровне проекта в некоторых областях, в которых действует КАМР. В результате появился ряд изложенных здесь соображений о том, каким образом индикаторы различного уровня (от средств и ресурсов до окончательных результатов, а также качественные и количественные) можно использовать на течении срока действия проекта.

Рекомендации

  • В большинстве случаев, поднимая важные вопросы, индикаторы могут лишь указывать пути к дальнейшему анализу, но не обязательно давать ответы на эти вопросы. Это особенно справедливо для проектов по участию и содействию саморазвития, в которых использование индикаторов должно дополняться качественным анализом.
  • Все данные должны разукрупняться по признаку пола, а там, где это возможно, и по признаку возраста, этнической принадлежности и социально-экономическому положению.
  • Индикаторы на уровне проекта должны разрабатываться сообща, с внесением основными участниками вклада там, где это возможно.
  • Существует необходимость рассмотрения индикаторов во временном разрезе или в виде цепи, начиная с выделения средств и ресурсов через процесс и промежуточные результаты к окончательным результатам. Анализ окончательных результатов и индикаторов окончательных результатов должен быть центральным моментом при измерении результатов. В настоящее время, однако, КАМР и большинство организаций-доноров измеряют результаты с упором на средства, ресурсы и процесс.
  • Должны быть разработаны такие системы индикаторов, которые соответствуют уровню развития социальных наук и политической обстановки в тех странах, где они планируются к использованию.
  • Поскольку измерение результатов по программе "Женщины в развитии и гендерная справедливость" на уровне проекта означает измерение окончательных результатов, КАМР должен внести свой концептуальный и финансовый вклад в финансирование такой оценки.

Повторение главы

  • Индикаторы могут использоваться во всех областях, а также в гендерно-интегрированных проектах и проектах в рамках программы "Женщины в развитии".
  • Индикаторы должны соответствовать стадиям проекта: стадии средств и ресурсов, стадии процесса, стадии промежуточных результатов и стадии окончательных результатов.
  • Для каждого звена цепи следует подобрать подходящие количественные и качественные индикаторы.
  • Участие и содействие саморазвитию являются сложными проблемами, а индикаторы для их измерения - слабо разработанными. Сложность проблемы требует, чтобы количественные и качественные индикаторы подкреплялись качественным анализом.
  • Индикаторы участия в основном отражают групповую и организационную динамику.
  • Индикаторы содействия саморазвитию в основном отражают изменения, связанные с личным ростом участников, а также организационные и политические перемены.

8Проекты были отобраны таким образом, чтобы полно отразить работу программы Женщин в развитии и гендерной справедливости КАМР на уровне проекта. Первоначальное намерение заключалось в том, чтобы представить по характерному проекту от каждого территориального отделения и от многосторонних партнерских отделений. Однако, последние не смогли предъявить подходящие проекты. Авторы проанализировали детали специфических проектов программы Женщин в развитии и гендерной справедливости и гендерно-интегрированных проектов стоимостью свыше 1 млн. долл. для территориальных отделений. Следующие критерии были установлены для отбора проектов: а) репрезентативность работы КАМР в целом, и работы данного отделения; б) наличие существенного компонента программы Женщин в развитии и гендерной справедливости; в) наличие сильного компонента мониторинга и оценки. Комментарии по проектам не включают критики КАМР. Как уже отмечалось выше, работа по индикаторам - сложна, и не следует ожидать от проектов, которые были запущены до того, как в КАМР заострили внимание на индикаторах, значительных достижений в применении индикаторов.
9Например, по окружающей среде Бромлей 1992, Остром 1990, Беркес 1989, и от водного сектора Хант 1990, Апхофф 1990, Вермиллион 1990; Гроунфельд 1988.
10Ниже следующий список позаимствован из КАМР 1995а.
11Прогресс в сферах образования и состояния здоровья женщин являются главными признаками содействия саморазвитию в социальной области и рассматривается в разделе 5.2. Социальные индикаторы содействия саморазвитию в значительной степени совпадают с показателями участия.
12Из-за предубеждений в отношении особенно бедных сельских женщин (которые во многих случаях наиболее остро нуждаются в "содействии саморазвитию") немногое известно об индикаторах содействия саморазвитию женщин. По этому вопросу была проведена предварительная работа в Азии (Бек 1994а; Власоф 1994), Латинской Америке (Редклиф и Вествуд 1993) и Африке (Мбилиный 1988). Эта работа позволила выявить две области, прогресс в которых дает женщинам ощущение саморазвития - большая экономическая стабильность (для них самих и членов их семей) и большее самоуважение (которое определяется по-разному).
Содержание