РУКОВОДСТВО ПО ГЕНДЕРНО-ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ ИНДИКАТОРАМ


ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИНДИКАТОРЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПРОЕКТУ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА (РОССИЯ)

Общие сведения о проекте. Проект гендерного равенства предусматривает создание фонда поддержки российских организаций, работающих в сфере гендерного равенства. Целью проекта является содействие демократическим реформам, развитию политического плюрализма и продвижению гендерного равенства в России. В ходе проекта будет оказана поддержка неправительственным организациям, академическим институтам, правозащитным группам, а также правительственным учреждениям.

Задачи

Задача проекта состоит в том, чтобы:

    а) укрепить организации и оказать помощь в работе российских НПО, коалиций, академических институтов, правозащитных групп и государственных учреждений, работающих в политических, экономических и социальных сферах деятельности по продвижению гендерного равенства;
    б) распространить сведения о правах человека/правах женщин в российских регионах;
    в) повысить возможности Программы по России КАМР, связанные с деятельностью в области гендерной справедливости путем сбора и анализа соответствующей информации.

Цели и задачи, приоритетные сферы деятельности, группы участия и план деятельности четко сформулированы в описании проекта.

Гендер и реформы

КАМР исходит из признания того, что с распадом Советского государства экономическое положение российских женщин заметно ухудшилось, и что в этой сфере возникла огромная потребность в помощи. В проекте, вместе с тем, подчеркивается, что гендерное неравенство, как и в других странах, связано с рядом проблем; и что политические, экономические и социальные изменения, необходимые для достижения равенства, являются долгосрочным процессом. Реализация проекта станет попыткой решения этих проблем, обратившись прежде всего к их причинам, а не к симптомам гендерного неравенства, а также шагом по обеспечению эффективности и достижения результатов за короткий временной период.

Каждый из под-проектов, поддержанных фондом, относится к сфере гендерного равенства; соответствие их целей нуждам и приоритетам/потребностям женщин России является основным критерием оценки. Гендерно-чувствительные индикаторы используются на всех стадиях проекта.

Использование индикаторов

Большинство индикаторов, содержащихся в проекте, являются индикаторами участия.

Индикаторы риска/благоприятных факторов
Потенциальный риск рассматривается в проекте как ограниченные возможности российских организаций использовать финансирование КАМР. Отмечается, что риск может быть уменьшен путем установления в качестве критерия оценки под-проектов необходимость продемонстрировать возможности организации по использованию донорских фондов. Среди других внешних рисков, влияющих на успех или неудачу проекта, можно отметить: стабильность политической и экономической ситуации в стране; степень поддержки под-проектов как российской общественностью, так и государственными структурами, (учитывая глубоко укоренившиеся патриархатные традиции в обществе); риск расходования получателем средств не по адресу. Кроме того, координация с другими донорами, совместные или дополняющие друг друга инициативы могут рассматриваться как благоприятный фактор в плане повышения результатов от проекта Гендерного равенства.
Индикаторы средств и ресурсов
Индикаторы средств и ресурсов не определены в документах по проекту. К количественным индикаторам можно отнести: людские ресурсы (команду, выполняющую проект и состоящую из 4 человек, а также помощника, работающего на условиях неполной занятости); офисное оборудование; электронные и печатные материалы КАМР и Министерства людских ресурсов Канады по гендерному равенству; финансирование, предоставленное для проекта. Качественные индикаторы выявляют мнение многочисленных российских организаций и учреждений относительно целесообразности проекта. Широкие дискуссии по этим вопросам были проведены в ходе поездки 1999 г., предпринятой с целью определения направлений проекта.
Индикаторы процесса
Индикаторы процесса как таковые не упоминаются в документации по проекту. Их можно определять следующим образом:
Количественные: число принятых проектов; суммы, израсходованные по проектам; число регулярных встреч с руководителями под-проектов; данные и анализ по гендерным вопросам; публикации и число распространенных печатных и электронных материалов; тренинги, круглые столы и семинары, проводимые Фондом; их посещение местными/региональными/ федеральными представителями власти.
Качественные: мнения законодателей, представителей правительства, активистов НПО, экспертов по гендерным вопросам (позитивные/негативные) относительно деятельности Фонда и его вклада в продвижение гендерного равенства в России.
Индикаторы промежуточных результатов
Количественные:
  • количество организаций, с которыми Фонд взаимодействовал, и число поданных заявок;
  • критерии, которым соответствуют проекты;
  • размеры коалиций, созданных организациями;
  • степень использования собранной информация при планировании программы;
  • типы деятельности, поддержанной фондом;
Качественные индикаторы будут свидетельствовать о мотивациях подающих заявки/получающих финансирование, представлениях о существующих возможностях и препятствиях на пути реализации проекта, о причинах выбора организацией той или иной деятельности по проекту.
Индикаторы окончательных результатов
Количественные
  • меры, предпринимаемые КАМР, в сфере гендерной справедливости;
  • количество публикаций в прессе о деятельности по проектам;
  • число новых членов организаций/коалиций;
  • число посетивших семинары и треннинги;
  • доля (в процентах) получателей фондов, получивших дополнительное финансирование;
  • число полученных отчетов и аналитических сообщений от руководителей под-проектов;
  • число мер, предпринятых в защиту прав женщин;
Качественные
  • содержание (позитивное или негативное) освещения в СМИ деятельности по проекту;
  • мнения участников относительно тренингов, удовлетворенность качеством;
  • изменение отношения участников под-проектов к гендерной справедливости;
  • увеличение/уменьшение содействия саморазвитию женщин в результате проектов.
    (Испытывают ли они больше самоуважения? Способны ли они больше полагаться на себя? Будут ли они применять полученные навыки в повседневной жизни? Приведет ли посещение семинаров к оказанию большего влияния его участниками/участницами на принятие решений, и т.д.);
  • побудительные мотивы новых членов к вступлению в организации, получившие гранты, результаты, ожидаемые от совместной деятельности организаций;
  • оценка изменений в политике, вытекающих из деятельности по продвижению женских интересов.
Долгосросрочное воздействие
В документе говорится о том, что достижение гендерной справедливости является долгосрочным процессом, и может потребоваться время, прежде чем результаты станут очевидными.
Количественные:
  • изменения в законодательстве, касающиеся гендерного равенства;
  • новые программы, относящиеся к гендерному равенству;
  • изменения в доходах женщин;
  • изменения в уровне безработицы;
  • уровень участия женщин в политических партиях/выборах;
  • данные о насилии в отношении женщин.
Качественные:
  • оценки нового законодательства/программ, относящихся к гендерному равенству;
  • изменение отношения представителей государственных структур/законодателей к гендерной справедливости, расширяющиеся консультации правительства и гражданского общества по этим вопросам;
  • отношение женщин и мужчин к изменениям в социально-экономическом положении женщин;
  • увеличение роли женщин в законодательных и исполнительных органах власти;
  • оценки заявлений по вопросам гендерной справедливости, которые делают женщины-кандидаты избирательных кампаний; оценки инициатив, внесенных женщинами-членами парламента, по вопросам гендерного равенства;
  • изменения в отношении к жертвам домашнего насилия (по сообщениям СМИ и во время опросов).

Содержание