[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Женское движение в России, события-2007

Конференция "Женское предпринимательство: проблемы, возможности, перспективы" (Санкт-Петербург, 26.01.2006)

31-01-2007  

 

Женщины остаются снизу

Малый бизнес - слабый пол

СПб. Чем сильнее женщины стремятся в активную жизнь, тем труднее им пробиться к руководящим постам.

В течение последних 30 лет произошло значительное увеличение количества работающих женщин. Причем они начали претендовать на места, которые ранее в основном занимали мужчины. Как следствие, обострился вопрос равноправия. В Госдуме всего 10% женщин, в крупном бизнесе и того меньше. Более активную позицию женщины занимают в мелком и среднем бизнесе. Однако и здесь женщины встречаются с немалым количеством трудностей - от бюрократических проволочек до недоверия со стороны партнеров.

Вопрос необходимости оказания содействия женщинам-предпринимателям со стороны органов госвласти был поднят на состоявшейся в Петербурге конференции "Женское предпринимательство: проблемы, возможности и перспективы". По словам одной из участниц Яны Боровицкой, представителя городской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, обсуждение и решение этой проблемы стало необходимым потому, что сегодня малый бизнес олицетворяет угнетенную, бесправную женщину. "Власти должны понимать, что, создавая препятствия для развития малого и среднего бизнеса, они создают социальную напряженность. Ведь если я, поставленная в сложные условия, лишусь своего бизнеса, то проблемы будут не только у меня, но и у моей семьи", - говорит Яна Боровицкая. При этом она не склонна связывать проблемы женского предпринимательства с положением, которое занимает женщина в нашем обществе.

Срабатывает стереотип

Специалистов подобная позиция не удивляет. "Во-первых, наши женщины настолько безграмотны в правовом отношении, что даже не понимают, когда их права ущемляют. Во-вторых, в нашей стране вообще не принято причислять себя к неким феминистическим движениям и заявлять о дискриминации по гендерному признаку. В обществе существует стереотип, что этим занимаются только одинокие несостоявшиеся женщины", - комментирует Наталья Бердникова, исполнительный директор Института социальной и гендерной политики. По ее словам, наиболее явственно сегодня проявляется конфликт работающей матери и работодателя. В результате резко вырос уровень социального сиротства.

Не готовы к решению проблем положения женщины в обществе и на самом высоком уровне. "В женщину сегодня надо вкладывать не меньше, чем в развитие высоких технологий. Но этого не понимают ни сами женщины, ни власти. Именно поэтому наше предложение о возможности использования "материнского капитала" на получение образования матерью было отклонено, - продолжает Наталья Бердникова. - Я вижу один выход: менять "ментальность" образования".

Специалисты Института социальной и гендерной политики считают, что женщина должна расти над собой.

СУММЫ, выделенные на улучшение положения женщины

  • Ленобласть (2007 г.)
    777 тыс. рублей - 90 копеек на женщину
  • ЕС (2006-2010 гг.)
    50 млн. евро 20 евроцентов - около 7 рублей на женщину

Источник: данные компаний

Свиридова Вера

Источник: "Деловой Петербург" №12 (2334)
Опубликовано: 26.01.2007
http://www.dpgazeta.ru/article/109766


Дамский бизнес волнует аренда

Гендерных различий в предпринимательстве нет

350 представительницам малого бизнеса, участницам конференции "Женское предпринимательство: проблемы, возможности, перспективы", предоставили Большой зал Мариинского дворца и депутата Законодательного собрания Петербурга Андрея Черных в качестве ведущего.

Общие проблемы

Участницы конференции сошлись во мнении, что основные проблемы петербургских предпринимательниц не имеют гендерного характера и касаются всех субъектов малого бизнеса города. Самые распространенные проблемы озвучила Галина Фролова, генеральный директор строительной фирмы "Леврон", а также владелица магазина.

"У меня закрылись две продовольственные фирмы. После прихода крупных игроков бизнес перестал окупаться, - высказывает свою точку зрения бизнесвумен. - На мой взгляд, крупный московский бизнес вытесняет с петербургского рынка такие небольшие фирмы, как наша. Некоторые госзаказы, которые раньше выполняли небольшие компании, уходят к крупным московским компаниям. Кроме того, осложняют жизнь арендные ставки: у меня есть магазин площадью 200 м2, которые мне теперь невыгодно держать: каждые 6 месяцев повышается аренда. С учетом выплаты аренды и зарплаты ежемесячная прибыль с этого магазина - максимум 10 тыс. рублей, а иногда мы работаем в минус".

В итоге участники конференции решили обратиться к Президенту РФ и Федеральному собранию, а также к губернатору Петербурга с предложениями. Проекты обращений будут озвучены и утверждены на круглом столе 8 марта в Постоянном представительстве Москвы в СПб.

"Женский бизнес - это в основном социальные сферы: частное здравоохранение, бытовые услуги, потребительский рынок, частное образование, туризм", - заметила Людмила Тептина, председатель Ленинградского общественного движения "Женщины Ленинградской области за равные права и возможности в гражданском обществе".

Опыт соседей

После конференции Людмила Тептина, которая также руководит медицинским профильным центром "Стомамедсервис" в Гатчине, призналась: ей кажется, что в Ленобласти предпринимателей поддерживают больше, чем в городе.

"Есть программы от правительства Ленинградской области, которые позволяют малым фирмам брать кредиты, 2/3 процентной ставки по которым возвращаются", - заметила Людмила.

Елена Калинина, ректор Санкт-Петербургского социально-экономического института, заявила, что женских программ по поддержке предпринимательства на сегодня в городе нет, несмотря на то, что в Петербурге 40% семей, где женщина является кормильцем.

Хочу продавать шляпки

"В Финляндии есть специальные законы, направленные на поддержку женщин-предпринимателей. Также работают особенные программы для женщин-предпринимателей, - рассказала Зоя Винниченко, руководитель комиссии женского предпринимательства Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе СПб. - Например, любая может прийти в муниципальный совет, сказать: "Я хочу продавать шляпки", и с нее 9 месяцев вообще не будут брать никаких поборов в виде аренды, налогов и т.д.

Бюджет Финляндии выделил около 5 млн евро на развитие 30 женских инкубаторов, куда начинающая предпринимательница может прийти, и ее обеспечат всем необходимым для старта бизнеса".

Женщины Петербурга попытались донести свои проблемы, которые ничем почти не отличаются от проблем всего бизнес-сообщества, до законодателей.

Цифры

Доля женского бизнеса в СПб

  • Торговля - 23%
  • Производство - 23%
  • Научно-производственная сфера - 13%
  • Другое - 41%

Источник: Санкт-Петербургский социально-экономический институт

Джанибекова Анна

Источник: "Деловой Петербург" №14 (2336)
Опубликовано: 30.01.2007
http://www.dpgazeta.ru/article/109840


Версия для печати Версия для печати

Архив

Архив

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]