[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]

 OWL Новости

10 лет независимого женского движения в Псковской области

14-05-2003 Независимый социальный женский центр

 

И эту дату мы знаменуем особым этапом нашей работы - время партнерства с органами власти и время всеобщего просвещения.

ПОРА ПРОСВЕЩАТЬСЯ ВСЕМ!

В сентябре 2001 года в Нью-Йорке на саммите тысячелетия был ознаменован новый этап в движении стран и народов Земли к устойчивому процветающему миру. Руководители 146 государств мира, в том числе Российская Федерация, подписали Декларацию тысячелетия и взяли обязательства перед своими народами направлять усилия правительств на достижение целей развития, сформулированных в Декларации.

Включение в Цели тысячелетия гендерного компонента стало победой женского движения во всем мире и дало возможность более целенаправленной и согласованной работе по достижению гендерного равенства и расширению возможностей женщин.

Сегодня наше Правительство, политики, СМИ говорят, что мы живем в развивающемся правовом, социальном государстве. Говорят о демократическом государстве. Различные средства массовой информации также информирует нас об этом с помощью своих средств.

Мы говорим, что РФ избрала демократический путь развития, и что это закреплено в Конституции.

В тоже время, мы знаем, что демократия - это власть народа, народовластие. Но мы прекрасно понимаем, что демократия это и осуществление прав и свобод граждан:

юридических; политических; социально-экономических.

И еще. Важнейшим принципом демократии и правового государства является равенство прав и возможностей. (Конституция РФ, ст.19,п.3).

Сегодня для нас это - идеал, это нормативная модель демократии, к которой стремимся мы и вся Россия. Мы ведем речь о строительстве демократического общества и цивилизованного государства, в котором каждый должен занять активную жизненную позицию, стать политически культурным. Мы понимаем, что это не возможно без гендерного подхода или гендерного измерения и, что для этого необходимо учитывать интересы обоих социально-половых групп общества. В этом суть гендерного подхода, реализация которого обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами - гражданами общества.

Равенство полов - основа демократии - гендерной демократии (система воле изъявлений обеих полов - женских и мужских - в гражданском обществе, как равных в правах и возможностях, которые законодательно обеспечиваются в осознании политико-правовых принципов, действиях, строительстве общественных и государственных структур с учетом их интересов и потребностей) - повышение качества жизни.

Наш Центр ежедневно видит то социально-экономическое положение нашей области, в котором мы находимся и, которое мы ощущаем сами и через людей, обращающихся к нам. Мы видим, как в реалии осуществляется демократия и как повышается уровень жизни в нашей области, как осуществляется на практике равенство прав и возможностей, как учитываются интересы обоих социально-половых групп общества. За 8 лет работы Центра - 4 тысячи обращенных в Кризисную службу, и 4,5 тысячи - в Правозащитную. Обращаются и женщины, и мужчины. Мы отслеживаем, как защищаются их права, и социальные гарантии с начала реформ, с 1991 года и, как осуществляется их конституционное право, в том числе избирать и быть избранными.

Демократия права и социальных гарантий человека показана в подготовленном нами Докладе о положении женщин в нашей области (декабрь, 2002 год).

В 2001 году, вступая в новое тысячелетие, мы поняли, что надо образовывать население, надо менять его менталитет.

В итоге, в апреле 2001 года при нашем Центре был создан Гендерный Совет и открыта Школа гендерного просвещения. Прошло уже два года. Можно подвести некоторые итоги и сделать выводы.

Первый год ее работы уже показал необходимость расширения ее во все сферы деятельности. И мы считаем, что начинать просвещение населения надо с детских садов, школ, ВУЗов, … и до представителей властных структур, политиков. Без культуры в отношениях, в политике, в обществе, где не попираются наши с вами права и свободы, мы не сможем считать себя живущими в демократическом обществе. А для этого надо быть грамотными, просвещенными.

Вот почему без гендерного просвещения немыслимо осознанное строительство, ни подлинной, представительной демократии, ни функционирования демократического правового государства, учитывающего интересы всех граждан - и женщин, и мужчин.

В партнерстве с "Консорциумом женских неправительственных объединений" и при поддержке Агенства по Международному Развитию США в рамках проекта "Продвижение и защита интересов женщин в России", в Центре подготовлены тренеры по проблеме гендерного равенства, которые готовы сегодня вести тренинги для любой категории населения.

Для российского женского движения сегодня актуально создание общества, где мужчины и женщины имели бы равные возможности для социокультурного развития их личности. А для этого потребуется совсем "немного" - проведение государством разумной гендерной политики - политики равенства прав и равных возможностей. Конечно же, это задача не из легких, ведь помимо чисто экономических сложностей существует и такое препятствие, как стереотипное восприятие женщин обществом. Сломать его под силу только СМИ. И мы снова видим сотрудничество с журналистами всех средств массовой информации, роль которых - оказывать мощное влияние на сознание людей, транслировать те или иные социальные нормы, ценности, представления. Мы считаем, что именно СМИ - наиболее эффективное средство в формировании отношений в обществе. И нам хотелось бы видеть их партнерами в этом не простом деле.

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ст.5 сказано, что государства-участники принимают все соответствующие меры с целью:

а) изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов, или стереотипности роли мужчин и женщин, - и главную роль в этом играют СМИ. По сути, создание позитивного образа женщины и способствует решению этой глобальной задачи. Вопросы взаимодействия и сотрудничества рассматривались на наших тренингах для журналистов. Мы рады, что молодежь, в лице клуба журналистов при Доме творчества, а также молодые журналисты, в том числе и электронных СМИ, были их участниками.

Сегодня все чаще стали на слуху такие понятия, как: гендер, гендерные отношения, гендерное равенство, гендерное просвещение, образование.

В Центре второй год работает Школа гендерного просвещения, где проходят встречи со старшеклассниками, представителями общественных организаций, политиками и представителями власти. Но этого не достаточно. Имеется существенная проблема. Мы ощущаем в нашем регионе отсутствие роли науки. К сожалению, наши ВУЗы пока не имеет специализированных курсов, отделений для студентов и не были готовы для использования каких либо вариантов совместного сотрудничества в данном вопросе. Это объясняется и отсутствием преподавателей в ВУЗах - специалистов по данной теме. Мы приглашаем представителей нашего научного общества, желающих заняться вопросами гендерного равенства, к сотрудничеству.

Итак, большая победа!

Мир стал свидетелем грандиозных изменений гендерных ролей, в том числе и у нас в России.

Что же можно сказать о нас, о подходе к этому вопросу в нашей области?

Работая в диалоге "Общество и власть", с целью нахождения путей в совместном сотрудничестве по решению вопросов гендерной политики в нашем регионе, за последние годы у Независимого социального женского Центра, его Кризисной и Правозащитной служб имеется определенный опыт работы. К примеру, в городе Пскове, сотрудничество с подразделениями органов Управления внутренних дел в вопросах разрешения конфликтов по проблемам насилия; работает проект "Вовлечение городских учреждений здравоохранения в решении проблем насилия на гендерной почве" при поддержке Фонда гражданских инициатив "Фокус" (г. Москва) и итальянской ассоциации "Женщины в развитии" (г. Рим), программы LIEN TASIC . Мы провели встречи с представителями органов власти всех уровней и представили свои предложения по возможным вариантам сотрудничества в стратегии развития и равенства полов. Также, нашей целью стало получение их точки зрения на проект Федерального Закона, представленный в ГД депутатами ГД и принятый в первом чтении "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации". (С данным законопроектом вы можете познакомиться на нашем сайте Центра: http://ngo.pskov.ru/iswc/ ).

Итогом предварительной работы и встреч стал очередной Круглый стол "Развитие партнерства негосударственных некоммерческих организаций с региональными органами власти в интересах построения гражданского общества", который провел Независимый социальный женский Центр Псковской области в Малом зале Администрации области. Поддержку нам оказал Комитет по региональной политике и местному самоуправлению Администрации Псковской области.

Цель круглого стола - содействие в становлении региональной политики равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в Псковской области на основе знакомства с опытом реализации гендерной политики в регионах Российской Федерации.

Для обсуждения были предложены вопросы:

  • политика равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в Псковской области;
  • создание институциональных структур для соблюдения принципов гендерного равенства в органах власти региона.

Участниками круглого стола стали представители неправительственных организаций, представители органов власти, политических партий, профсоюзы, представители научной общественности, СМИ.

Круглый стол открыла и выступила с сообщением руководитель Независимого социального женского Центра Наталья Васильевна Васильева.

Независимым социальным женским Центром были предложены для обсуждения:

1.Концепция развития партнерства органов власти и негосударственных некоммерческих организаций в Псковской области в интересах построения гражданского общества.

Цель ее:

  • создание условий для развития гражданского общества и развития гражданского сознания в обществе;
  • укрепление принципов социального партнерства; привлечение общественных объединений к разработке, участию в реализации особо значимых программ в жизни региона в рамках единой системы партнерских взаимоотношений между органами власти Псковской области и структурами гражданского общества для дальнейшего сохранения и укрепления социальной стабильности в области, улучшения благосостояния граждан.
  • демократизация власти и упрочение институтов гражданского общества.

В ее обсуждении были предложены совместные действия органов власти и негосударственных некоммерческих организаций:

  • по выработке и внедрению эффективных механизмов поддержки и реализации социально-значимых гражданских инициатив и программ;
  • внедрению в практику принципов социального партнерства,
  • совершенству демократических форм управления;
  • созданию информационной поддержки процесса развития гражданского общества.

2.Формы внутри региональных институциональных структур в органах власти по соблюдению гендерного равенства.

С целью обеспечения равенства прав и равных возможностей для мужчин и женщин, отслеживания случаев дискриминации по мотивам пола Независимым социальным женским Центром были предложены возможные СТРУКТУРЫ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ по проведению гендерной политики в Псковской области.

Предлагаем некоторые из них:

  1. В структуре Законодательных органов власти области возможное создание Комиссии по гендерной политике на общественных началах (в Комитете по социальной политике или в Комитете по законодательству, возможно, совместно и с самостоятельным статусом).

В работе таких структур предусматриваются виды деятельности:

  1. Аналитическая (изучение воздействия политических, социально-экономических, правовых, психологических и других факторов на реализацию принадлежащих мужчинам и женщинам прав).
  2. Экспертная (проведение гендерной экспертизы действующего законодательства, проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и Псковской области на предмет их соответствия международным правовым актам по вопросам ликвидации всех форм дискриминации).
  3. Просветительская работа среди старшеклассников, молодежи, различных категорий населения.
  4. Образовательная работа (разработка образовательных программ, вопросы подготовки и обучения кадров, связь с наукой).
  5. Связь с муниципальными органами власти.

Комиссия постоянно сотрудничает с Пресс-службой Законодательного органа власти, которая формирует общественное мнение и информирует население о деятельности Комиссии.

При комиссии работает постоянно действующий круглый стол, например: "Наши права и их реализация".

П. В структуре Исполнительных органах власти:

  • Комитет по гендерной политике (возможен, в аппарате Главы администрации).
  • Комиссия по гендерной политике при Губернаторе области.

Основная деятельность - разработка Программы гендерной политики в области.

  • Координация всех разрабатываемых мероприятий, согласно обсуждаемой, а затем и принятой Программы гендерной политики.
  • Организация постоянно действующих форм работы: мониторинга, круглого стола.

Комитет или комиссия постоянно сотрудничают с Пресс-службой Администрации области, формирует общественное мнение населения.

Комитет или комиссия подотчетны Губернатору области.

Ш. Возможно рассматривать вопрос создания структуры при Уполномоченном по правам человека (но такового представителя в области нет) или при Главном Федеральном инспекторе по Псковской области на базе общественной приемной, или…

3. Также был представлен Проект Программы гендерного развития Псковской области.

Цель Программы:

- разработать совместные действия органов власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций, науки, направленные на создание условий для экономического подъема Псковской области и улучшения социальных условий жизни населения. Предполагаются в этих действиях совместные усилия всех.

  • способствовать сплочению населения, укреплению доверия граждан к органам власти;
  • сделать региональное законодательство гендерно-нейтральным;
  • создать механизмы установления факта дискриминации по признаку пола, возраста и т.д.
  • распространять информацию с разъяснением сути изменений; привлечь общественное мнение и ресурсы в реализацию конкретных мер в данной сфере.

В ходе работы Круглого стола была отмечена заинтересованность участников в обсуждении предложенных документов. Активность и заинтересованность в обсуждении всех, без исключения, показала серьезность обсуждаемого вопроса. Было также отмечено понимание и со стороны представителей научной общественности, что должно сыграть поворотную роль в расширении круга специалистов в области гендерного образования, обучении преподавателей гуманитарных дисциплин ВУЗов, профессиональной подготовке студентов, педагогов.

В итоге участниками круглого стола были приняты предложения:

  • о проведении постоянно-действующего круглого стола по обсуждаемой теме гендерного равенства, т.е. равенства прав мужчин и женщин и равенства их возможностей;
  • принятие предложенных документов Центром для дальнейшего обсуждения и проработки;
  • создание механизма обратной связи в диалоге "Общество и власть" с участниками круглого стола, с общественным объединением Независимым социальным женским Центром.

Мы считаем, что этот "круглый стол" стал важным этапом в сотрудничестве Центра с Администрацией области, и надеемся на его конструктивное продолжение.

Наш адрес и контактные телефоны:

180004, г. Псков, ул. Головко,10 тел. (81122) 2-87-89
E-mail: wcentr@ellink.ru
http://ngo.pskov.ru/iswc/

Руководитель - Наталья Васильевна Васильева


Версия для печати Версия для печати
Мнение:
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]

Архив

смотри также:

Обсуждение гендерной стратегии Российской Федерации

Брошюра "Гендерная стратегия Российской Федерации". Конференция "Приоритеты гендерной стратегии Российской Федерации". Замечания Всемирного банка по "Гендерной стратегии Российской Федерации"

Семинар по гендерной стратегии в Брянске

Первый региональный семинар по теме "Гендерная стратегия Российской Федерации: перспективы развития и реализации в регионах России" прошел в Брянске 13-14 июня.

Круглый стол по гендерной политике в Иркутске

Разработка рекомендаций в федеральный законопроект "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в РФ" стала главной задачей участников прошедшего 3 июня в Иркутске заседания круглого стола, посвященного гендерной политике.

В России женщин избивают значительно чаще, чем в Западной Европе

Отсутствие реальной государственной политики по достижению гендерного равенства в стране - одна из важнейших причин насилия в российских семьях. Об этом на конференции по проблемам домашнего насилия 19 мая заявила специалист Института США и Канады Надежда Шведова.

"Гендер - незримый фактор"

5 мая в Казахстанском пресс-клубе Женской сетевой программой Фонда Сороса-Казахстан был организован семинар для журналистов на тему "Гендер - незримый фактор". Мероприятие состоялось в рамках программы "СМИ и гендерная политика".

Заседание Совета по проблемам работающих женщин Областной федерации профсоюзов Свердловской области

13 февраля 2003 г. состоялось очередное заседание совета по проблемам работающих женщин Федерации профсоюзов Свердловской области, на котором представители отраслевых профсоюзов рассмотрели несколько важных вопросов современной гендерной политики

Завершен проект ИЦ НЖФ “Внедрение гендерного подхода в городскую политику”

В июне завершился проект ИЦ НЖФ "Внедрение гендерного подхода в городскую политику", проводимый при содействии Канадского фонда поддержки российских женщин.

[an error occurred while processing this directive]
Портал создан при содействии Фонда им. Генриха Белля (Германия) и поддержан Посольством США в Москве и женским фондом Mama Cash
Редакция портала "Женщина и общество" благодарит Глобальный Фонд для Женщин (США) за поддержку в 2005 году
[an error occurred while processing this directive]
РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
Электронная почта: zhip@owl.ru, zhip@mail.ru
Телефон/факс: +7(499) 940-8294
[an error occurred while processing this directive]