Интервью

Юнна Мориц

Новая газета
Культура. Выпуск №28 от 18 марта 2011

"Сам себе переворотчик"

Ответы знаменитого и таинственного поэта на все вопросы вглубь и ввысь, прямо в лоб
17.03.2011

Студентка моего семинара в МГИМО, Алина САБИТОВА, захотела сделать интервью с Юнной Мориц. И сделала.
По-моему, это очень интересный диалог, происходил он, правда, путем компьютерной переписки, но так даже аутентичнее.
Юнна Мориц, один из крупнейших поэтов нашего времени, в представлениях не нуждается. Сабитова пока нуждается. Это умная, резкая и самостоятельная девочка, прочитавшая много книг.
Дмитрий Быков

– Как Вы думаете, может ли поэт в человеке истощиться и умереть раньше, чем сам человек? Как и почему это может произойти?

– Поэт не в человеке – как матрешка в матрешке или нога в ботинке. В переводе с греческого "поэзия" – творчество, "поэма" – творение, создание, "поэт" – создатель, творец. Создатель, Творец не может истощиться, истАщиться, искрошиться, издырявиться. Поэт не умирает даже после развоплощения человека.

– Имеет ли право читатель обвинять поэта или писателя в (на его, читательский взгляд) творческих неудачах?

– Неудача, с точки зрения одного читателя – огромная удача, с точки зрения другого читателя. Обвинять – профессия прокурора.

– Что нужно, чтобы поэт/писатель стал классиком? Что для Вас классика?

– В данный момент – это спекулятивные ярлыки самоназначенных классиков из ансамбля взаимного восхищения. Такими глупостями не занимаюсь и не знаю, что для этого нужно.

– Может ли одаренный искрой Божьей человек позволить себе больше, чем все остальные? Или, напротив, требования к нему строже?

– Больше – чего?.. Жестокости?.. Наглости?.. Подлости?.. Лжи?.. Уточните!

– Уточняю: больше слабостей, больше прав, больше ошибок, больше безрассудства или радости. Больше всего того хорошего и плохого, что может предложить жизнь. Как у Довлатова: "Больше денег, вина и геройства"...

– Каких слабостей? Слабости бывают прекрасны, бывают позорны. Известно, что есть несправедливая сила и слабая справедливость, и единственное, на что мы способны в этом смысле, – сделать силу более справедливой, а справедливость более сильной.

Больше прав – каких и на что? Больше безрассудства – в каком смысле и по отношению к кому и к чему? Ничто не однозначно. Ножом убивают, ножом достают пули из ран, ножом режут хлеб.

– Часто публика самостоятельно ставит поэта в рамки определенного ему образа, даже налагает некие обязательства. А на Ваш взгляд, поэт кому-то что-то должен?

– Он должен – никому не дать угробить Божий дар.

– Ну, как же можно его угробить... Ведь поэт настолько силен, что не умирает и после развоплощения...

– Велика разница между знанием, опытом – и знанием, которое дается не опытом. "Ведь поэт настолько силен" – это Ваши слова, но не мои. Неумирание даже после развоплощения – это знание, которое дается не опытом. А не дать угробить Божий дар – это знание опыта.

– О чем Вам нелегко говорить? Считаете ли Вы трудным просить прощения, признаваться в любви, говорить правду?

– Это вопрос человека, который не прочел ни одной моей книги.

– Крепко Вы меня припечатали! Только этот вопрос я задаю именно потому, что читала Ваши книги, наверное, такой странный у меня ход мыслей. Хорошо, я переформулирую: считаете ли Вы трудным просить прощения, признаваться в любви, говорить правду? Не в стихах, не в книгах, а в жизни?

– Поэзия – мой образ жизни. Всегда, с четырех лет, и даже раньше.

– Как Вы думаете, вредны ли творчеству благополучная жизнь, спокойствие, внутренняя гармония?

– В этом вопросе уже содержится Ваш ответ. Так дети прячутся за штору, а тапочки видны.

– Стыдно в этом признаваться, но я не поняла, в чем заключается мой ответ в вопросе. Искренне чувствую себя тапочками, которые видны, но сами того не соображают: они же тапочки, им всего девятнадцать лет, что с них взять.

– Девятнадцать лет – это очень много. Ваш ответ в вопросе таков: неблагополучная жизнь, неспокойствие, тревога, боль и страдание, чувство трагического – вредны и лишают внутренней гармонии. Но трагический Эдгар По был внутренне более гармоничен, нежели "Мисс Вселенная" или "Человек года".

– Сейчас много говорят о "духе времени". Существует ли он как некая всеобщая величина и мера, или это все-таки очень индивидуальное понятие? Из каких ощущений складывается этот "дух" для Вас?

– В одно и то же время – множество разных "духов" и самых разных "времен". Одни не выбирают времена, другие – выбирают. Я выбираю. Об этом как раз мои "книготворения и рисункописания".

– Изменился ли Ваш читатель? Изменились ли Вы?

– Мой читатель сильно помолодел. Я не изменилась, но эта неизмена – не измена моей способности "не выглядеть, но быть!..".

– "Сильно помолодел" – это скорее внешняя характеристика. А что с ним произошло изнутри?

– Сильно помолодел – это как раз "внутренняя характеристика", поскольку возраст всегда внутренняя суть, а не внешность. Биологический возраст большинства моих читателей 18-35 лет, таковы сводки на моем сайте. "Изнутри с ним произошло" именно то, что он знает поэзию, и она для него – кислород.

– Вы автор многих замечательных детских стихотворений. Как, на Ваш взгляд, надо разговаривать с ребенком, чтобы из него вырос хороший человек?

– Одно с другим не связано. И часто – совсем наоборот. Хороший человек – хороший для кого?.. Для тех, кого убил Великий Македонский, он – человек ужасный. Никто не знает, как надо разговаривать с ребенком, чтоб он не стал таким ужасным человеком.

– Да, никто не знает, как надо, но как-то же надо. Мой вопрос связан вот с чем… Бывает, цитаты из любимых книг и поступки любимых героев взрослый человек помнит лучше, чем заветы родителей. Раз на Ваших стихах дети успешно растут, учатся чему-то благодаря им, помнят их годы спустя как неотъемлемую часть своего детства, значит, Вам удалось найти тот особый, милый всякому ребенку тон. Поэтому мне подумалось, у кого еще спрашивать, как разговаривать с детьми, если не у Вас?..

– Никакого "милого тона" у меня для детей нет. Все наоборот. Я – веселый хулиган, игрослов, наоборотчик, сам-себе-переворотчик, знаток Больших Секретов для маленькой компании.

– Что представляет собой современная детская литература? Есть ли вообще такая?

– Конечно, есть. Мне интересны яркие, полетные – Емец, Геваргизов, Краева…

– Вы читали прогремевшую на весь мир серию сказок о Гарри Поттере? Каковы Ваши впечатления? В чем, на Ваш взгляд, секрет успеха этой волшебной эпопеи?

– Прекрасное творение, выдающийся автор, сумма точных технологий, оглушительная реклама, замечательное кино, развивает чувство собственного достоинства, переводит фигуры речи в живую ткань фантастических событий.

– Какая из последних прочитанных Вами книг произвела сильное впечатление и почему?

– "Епифанские шлюзы" Андрея Платонова. Книга 1927 года. Написана послезавтра, сейчас и здесь, и навсегда. Читаю ее постоянно, потому она и последняя из прочитанных, остальные книжные новости производят стильное впечатление, текстильное, но слабосильное.

P.S. Алина, Ваши дела не так плохи, если учесть, что я вообще не даю интервью людям, которые так мало знают мои книги. Вы не спросили меня о моих рисунках, о моем особенном языке, о моей прозе. Но в первую очередь Вас интересовало, не случилось ли так, что я все еще живу, а поэт во мне истощился и умер? И я решила ответить Вам вглубь и ввысь на все вопросы прямо в лоб. Радуйтесь, это ни на что другое не похоже.

На любой из Ваших вопросов я могла бы ответить, как все: рассказами о своих подвигах и страданиях при советской власти и при власти антисоветской, цитатами из своих произведений, развесистой клюквой всех размеров. Радуйтесь, что этого с Вами не произошло.

Всех Вам радостей и благ.

Ю. М.

 

в начало
 
 
 
 
 
 
 
Биография
Поэзия
Стихи для детей
Вернисаж
Проза
Рецензии и интервью
Библиография
На титульную страницуНаписать письмо
   
Рейтинг@Mail.ru