"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004

Эксперты о Федеральном законе РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ


Чекорина Н.И.,
эксперт Государственной Думы

Регулирование оплаты труда. Гендерный аспект

Оплата труда в Российской Федерации регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, соглашениями и договорами.

Вступивший в действие Трудовой кодекс Российской Федерации в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений признает принцип "равенства прав и возможностей", а также обеспечение "права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда".

Вместе с тем, в Трудовом кодексе Российской Федерации один из основных принципов трудового законодательства - "равная оплата за равный труд" был заменен обязанностью работодателя по обеспечению работникам равной оплаты за труд равной ценности.

Законодательство России никогда не содержало дискриминационных по полу норм по оплате труда. Однако, несмотря на действовавший ранее принцип построении систем заработной платы, и на действующую в настоящее время обязанность работодателя, на практике среднемесячная заработная плата мужчин в 1,6 раза выше, чем заработная плата женщин. Анализ статистических данных показывает, что среднемесячная заработная плата женщин составляет лишь чуть более 60% среднемесячной заработной платы мужчин.

При этом среднемесячная заработная плата женщин ниже заработной платы мужчин во всех областях экономики, хотя и колеблется по отраслям от 49% в геологии и метеорологической службе до 80% в сельском хозяйстве. Такая разница в оплате труда мужчин в женщин связана в первую очередь с тем, что мужчины имеют более высокие разряды либо занимают более высокие по сравнению с женщинами должности.

Особенно наглядно это видно на примере государственных служащих. Несмотря на то, что в структуре государственных служащих женщины по численности значительно преобладают, однако основной фонд заработной платы тратится на заработную плату мужчин. Это связано с тем, что женщины сконцентрированы на нижних ступенях административной лестницы, тогда как высшие должности занимают преимущественно мужчины. Так, если в группе младших должностей удельный вес женщин составляет 88,35%, то в группе высших должностей - лишь 11,9%. На высших и главных должностях категории "В" женщин от 43% в Федеральной архивной службе до 3% в Министерстве иностранных дел и Федеральном горном и промышленном надзоре.

В 8 ведомствах женщин нет вообще (Российском авиационно-космическом агентстве, Российском агентстве по боеприпасам обычным перевооружениям; по системам управления; судостроения; надзору по ядерной и радиационной безопасности). В связи с этим, до настоящего времени заработная плата госслужащей женщины была в 3 раза ниже заработной платы госслужащего мужчины и в связи с проводимой административной реформой разница в заработной плате еще увеличится в десятки раз, т.к. система оплаты труда предполагает установление наиболее высоких доплат и надбавок в группе высших должностей.

На уровне субъектов Федерации преимущество мужчин на высших должностях также велико - их 72%, тогда как на младших должностях в основном работают женщины - 88%

Заработная плата мужчин и женщин различается не только по отраслям, но и в рамках одной профессии или должности. Обследования Госкомстата показывают, что и по большинству профессий заработная плата мужчин выше, чем у женщин, что видимо, связано с тем, что мужчины выполняют больший объем работ или больше заняты на сверхурочных работах и совмещением. Так, заработная плата операторов технических установок в нефеперерабатывающей промышленности составляет 79% от заработной платы мужчин; аппаратчиков нефтехимических производств 76%; у обвальщиков мяса тушек 69%; врачей - 83%; у среднего медицинского персонала и маляров - 88%; у штукатуров - 91%; у бортпроводников - 90%; у электромонтеров - 98%. Лишь у преподавателей-женщин она несколько превышает заработную плату мужчин и составляет 102%; столько же у бойцов скота и у кочегаров производственных печей -107%.

Разница в оплате труда также связана с отраслевой занятостью мужчин и женщин. В мае 2004 года, как и в предыдущие годы, наивысший уровень заработной платы наблюдался в отраслях с преимущественно мужской занятостью. В газовой промышленности начисленная заработная плата в 5,4 раза превышала общероссийский уровень, в топливной - 2,7, а также в цветной металлургии - 1,8. Наименьший уровень заработной платы в мае 2004 года была в отраслях с преимущественно женской занятостью - в легкой промышленности - 0,48 средней заработной платы, в оптовой торговле и общественном питании - 0,67, в здравоохранении - 0,75, в образовании - 0,67, культуре - 0,67.

При этом дифференциация постоянно увеличивается, т.к. заработная плата в отраслях с преимущественно мужской рабочей силой за 10 лет продолжала по тем или иным причинам возрастать более значительными темпами, чем в среднем по промышленности. Частично это связано и с политикой государства в отношении поддержки тех или иных отраслей. Ряд лет угольная промышленность получала дотации из федерального бюджета, а легкой промышленности предоставлялось лишь финансирование на условиях возвратности и платности на расходы по сезонной закупки сырья. В результате такой политики заработная плата работников угольной промышленности (в основном мужчин) в 1,5 раза превышает, а в легкой промышленности едва достигает 50% средней по промышленности. Однако, несмотря на дотации, угольная отрасль так и не стала рентабельной, а удельный вес убыточных предприятий составил 54% от общего числа предприятий отрасли. Удельный вес убыточных предприятий в легкой промышленности равен 47% от общего числа предприятий, но за это время значительно сократился рынок сбыта их продукции даже внутри страны.

В связи с разницей в заработной плате наибольший удельный вес работников, имеющих начисленную заработную плату на уровне или ниже величины прожиточного минимума наблюдался в отраслях с преимущественно женской занятостью - в организациях культуры и искусства 70,7% всех работников, образования - 67,5%, здравоохранения и физической культуры, учреждений социального обеспечения - 65,7%, легкой промышленности - 58,8%. В топливной промышленности удельный вес работников, имеющих заработную плату на уровне или ниже прожиточного минимума составил - 4,9%, в электроэнергетике - 7,5%, в черной и цветной металлургии -12,3%.

Следует отметить еще одну негативную тенденцию - рост заработной платы в тех или иных отраслях деятельности всегда сопровождается вытеснением женщин из этих сфер. Например, по сравнению с 1990 годом численность работающих мужчин в банках, кредитных и страховых организациях возросла на 185 тыс. человек, в управлении - на 1063 тыс. человек, в организациях связи - 140 тыс. чел. Данные примеры подтверждают вывод о том, что не содержание профессии, трудовой функции или специальности определяет кем занимается данная должность. Об этом свидетельствуют и данные распределения работников по полу на малых предприятиях. Так в отраслях с традиционно женской рабочей силой, таких как образование и искусство на малых предприятиях, где заработная плата жестко не регламентируется, работают преимущественно мужчины. Их удельный вес составляет соответственно 52 и 60%. В то время как, в бюджетных организациях этих отраслей удельный вес мужчин в образовании едва превышает 35%, в искусстве - 30%.

Продолжается и дальнейшая дифференциация в заработной плате в отраслях между наименее и наиболее оплачиваемыми работниками. Эти данные как раз и отражают разницу в оплате труда между мужчинами - руководителям и женщинами -неквалифицированными работниками в одной и той же отрасли. Самая высокая внутриотраслевая дифференциация наблюдается в наиболее успешной отрасли с преимущественно женской занятостью в банковской деятельности - 41 раз, а также в торговле и общественном питании - 45 раз.

Основной государственной гарантией в сфере оплаты труда в Российской Федерации является минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации.

Анализ изменений величины минимального размера оплаты труда и установленных систем регулирования заработной платы очень актуальны при гендерном анализе заработной платы, т.к. основными получателями минимальной заработной платы и самых низких окладов являются, как правило, женщины.

Минимальный размер оплаты труда, соответствии со статьей 37 Конституции РФ и статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливается федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом является низшей границей заработной платы работников, полностью отработавших норму времени за месяц и выполнившего норму труда. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Повышение минимального размера оплаты труда производится за счет средств:

  • федерального бюджета работникам учреждений, финансируемых из федерального бюджета;
  • за счет средств бюджетов субъектов РФ работникам учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ;
  • за счет средств местных бюджетов - работникам учреждений, финансируемых из местных бюджетов;
  • работникам других организаций за счет собственных средств.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека

Порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда на уровне величины прожиточного минимума, а также механизм обеспечения такого уровня минимальной оплаты труда будут определяться отдельным федеральным законом.

До 2005 года конкретное соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения устанавливалось ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2001 год оно было установлено на уровне 16,7%, в 2002 - 24,4%, в 2003 - 21.6%, в 2004 году- 22,0%.

Однако реальные величины этих соотношений, как правило, ниже предусмотренного законом о бюджете. Фактическое соотношение представлено в таблице 1. Как видно из таблицы 1 за последние 10 лет минимальный размер оплаты труда не превысил 23% от величины прожиточного минимума. В связи с этим, остаются не ясными перспективы приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума, т.к. при темпе в 2% в год на это потребуется около 40 лет.

Таблица 1.
Соотношение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума
Год Минимальный размер оплаты труда (руб.) (среднегодовой) Соотношение среднегодового минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума (%)
1994 17560 20,3
1995 42500 16,1
1996 72740 19,7
1997 83490 20,3
1998 83,49 16,9
1999 83,49 8,3
2000 107,75 8,98
2001 250,0 18,2
2002 450 22,9
2003 487,5 21,6
2004 600 22,0
2005 720 (проект) 24,2

В Государственной Думе был принят в двух чтениях проект федерального закона "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда", в соответствии с которым предполагалось, что минимальный размер оплаты труда достигнет уровня прожиточного минимума трудоспособного человека к 2007 году.

Однако из-за сильного сопротивления Правительства Российской Федерации он не принят в окончательном третьем чтении и по нему второй год проводятся переговоры и консультации с представителями Правительства.

С 2004 года органы государственной власти субъектов РФ за счет собственных бюджетов вправе принимать законы, устанавливающие более высокий по сравнению с федеральным размер минимальной оплаты труда. До принятия этих поправок, субъекты устанавливали более высокий по сравнению с установленным федеральным законом минимальный размер заработной платы в территориальных соглашениях. Например, трехсторонним соглашением между Правительством города Москвы объединениями работодателей и объединениями работников установлен минимальный размер заработной платы с 1 января 2004 года в сумме 2000 рублей в месяц и с 1 сентября 2004 года - 2500 рублей в месяц.

В некоторых субъектах законами устанавливают коэффициенты к величине прожиточного минимума для определения в коллективных договорах минимального размера оплаты труда. Так, законом Волгоградской области с 2002 года установлен коэффициент к величине прожиточного минимума 1,2. Это означает, что при заключении коллективных договоров и соглашений в организациях, расположенных на территории области минимальный размер оплаты не может быть ниже 1,2 величины прожиточного минимума, установленного в Волгоградской области.

В настоящее время в Трудовой кодекс был введен новый механизм участия работников в установлении размеров оплаты труда на федеральном уровне. Если до настоящего времени представители работников и работодателей участвовали в установлении минимальных ставок на уровне организаций и отраслей. То теперь представители работников и работодателей могут участвовать в установлении минимального размера оплаты труда и тарифных ставок на федеральном уровне через своих представителей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Ежегодно, до внесения закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, Российская трехсторонняя комиссия будет разрабатывать единые рекомендации по системе оплаты труда, включая размеры ставок, доплат, надбавок (в том числе за работу в условиях отклоняющихся от нормальных) работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Эти Рекомендации будут учитываться Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Таким образом, сферой непосредственных интересов женских неправительственных организаций должно стать как непосредственное их участие в выработке Рекомендаций в РТК, так и работа с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по учету этих рекомендации при принятии решения о размерах тарифных ставок и выделении средств на эти цели в соответствующих бюджетах.

Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (таблица 2).

Таблица 2.
Дата введения Минимальный размер
оплаты труда
(руб.)
Тарифная ставка первого разряда
Единой тарифной сетки по оплате
труда работников организаций
бюджетной сферы
1 января 1996 г. 83,49 63,25
1 января 1997 г. 83,49  
1 января 1999 г.   110
1 января 2000 г. 132  
1 января 2001 г. 200 132
1 июля 2001 г. 300  
1 декабря 2001 г.   450
1 мая 2002 г. 450  
1 октября 2003 г. 600 600
1 января 2005 г (проект) 720  

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу нормативных правовых актов в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в сфере регулирования оплаты труда работников социальных отраслей произошли существенные изменения.

Указанным федеральным законом размер тарифной ставки первого разряда исключен из системы государственных гарантий по оплате труда. При этом из статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации исключено также положение о том, что тарифная ставка первого разряда не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Установлено, что Единая тарифная сетка по оплате труда распространяется только на работников федеральных государственных учреждений. Размер тарифной ставки первого разряда устанавливается не федеральным законом, как это было в предыдущие годы, а постановлением Правительства РФ.

Минимальное межразрядное соотношение тарифной сетки между первым и восемнадцатым разрядами, установленное федеральным законом на уровне не ниже 1 к 4,5, также сохранено только для работников федеральных государственных учреждений.

Это привело к тому, что значительно уменьшилась численность работников, оплата труда которых регулируется государством, т.к. большая часть работников этих организаций финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (таблица 3).

Таблица 3.
  Численность работников, занятых в отрасли (млн. чел.) Численность работников, финансируемых из федерального бюджета (млн. чел.) Удельный вес работников, финансируемых из федерального бюджета (%%)
Здравоохранение 4,0 0,3 7,5
Образование 5,8 1,3 22,4
Культура и искусство 0,57 0,053 9,3
Наука 0,5 0,25 50

Ранее при принятии на федеральном уровне решения о повышении минимального размера тарифной ставки предусматривалась поддержка бюджетов регионов на эти цели. Так, в связи с резким повышением тарифных ставок в декабре 2001 года в 3,5 раза, в федеральном бюджете был создан Фонд софинансирования социальных расходов. Средства Фонда направлялись в бюджеты субъектов исключительно для повышения заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

На частичное возмещение расходов в связи с повышением с 1 октября 2003 года тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС в четвертом квартале 2003 года были предусмотрены дотации бюджетам субъектов РФ в сумме 10000 млн. рублей. Таким образом, объем расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета возрос с 362,3 млрд. рублей по утвержденному бюджету 2003 года до 435,1 млрд. рублей в 2004 году.

В 2005 году отменяются жесткие требования по установлению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления будут самостоятельно решать вопросы определения размеров оплаты труда независимо от решений Федерального центра и за счет собственных средств.

Таким образом, заработная плата работникам образования, здравоохранения и культуры будет устанавливаться самими субъектами в зависимости от возможностей бюджетов. Кроме того, предусматривается, что субъекты будут устанавливать размеры оплаты труда исключительно за счет собственных средств без дотирования на эти цели средств федерального бюджета. В связи с чем, в проекте федерального бюджета на 2005 год никаких дотаций на эти цели уже не предусматривается.

Это приведет к тому, что за одну и ту же работу работники на различных территориях будут получать заработную плату, отличающуюся в разы. Не ясно, как в предлагаемой схеме будет осуществляться общепризнанный в международном праве принцип равной оплаты за труд равной ценности у работников одной профессии и квалификации в федеральных государственных учреждениях и в организациях, финансируемых из средств субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов .

Поэтому наиболее важным этапом гендерной экспертизы является экспертиза бюджетов субъектов Российской Федерации, т.к. именно при формировании проектов областных бюджетов на соответствующий финансовый год решается вопрос о повышении заработной платы работникам организаций бюджетной сферы и выделении средств на эти цели.

Следует отметить, что и ранее ряд субъектов Российской Федерации своими нормативными актами, в целях увеличения заработной платы по сравнению с установленным на федеральном уровне, вводил за счет собственных средств различные виды надбавок к тарифным ставкам ЕТС .

Так, постановлением кабинета министров республики Татарстан работникам бюджетной сферы установлены дополнительные компенсационные выплаты в зависимости от разряда от 415 для первого разряда и 234 рублей - для восемнадцатого. Таким образом, в Республике размер тарифной сетки первого разряда превышает 1000 рублей (1015). Но в связи с тем, что наибольшие доплаты установлены для низших разрядов фактический межразрядный коэффициент составляет лишь 2,9 раза, а не 4,5, как это предусмотрено федеральным законом.

Такое решение проблемы заработной платы работников бюджетной сферы, скорее всего, объясняется недостаточностью средств в республиканском бюджете на равномерное повышение заработной платы работников всех категорий бюджетной сферы. Однако его нельзя считать удачным, так как сокращение различий в размерах заработной платы приводит к уменьшению мотивации в работе в бюджетных организациях именно наиболее квалифицированных категорий работников и их оттоку в коммерческие организации. Это в конечном итоге негативно сказывается на всех категориях населения субъекта, т.к. граждане с низкими доходами для получения медицинских, образовательных и иных услуг организаций бюджетной сферы вынуждены обращаться в бюджетные организации с низкоквалифицированным персоналом, а среднедоходные и высокодоходные группы населения для получения квалифицированных услуг вынуждены увеличивать личные расходы, обращаясь в коммерческие организации.

Некоторые субъекты (Тверская область, Ненецкий автономный округ) устанавливают коэффициенты к тарифным ставкам по всем разрядам ЕТС. Доплаты по всей тарифной сетке установлены в размере 50% в Московской области.

В связи с более высоким по сравнению со средним уровнем стоимости жизни в ряде регионов установлены доплаты к тарифной сетке. Например, в Ямало-Ненецком округе установлена "компенсационная выплата на повышенный прожиточный минимум" в размере 2000 рублей в месяц независимо от разряда. В Самарской области установлены надбавки с 1 по 9 разряды.

В ряде субъектов РФ устанавливаются доплаты только на отдельные виды профессии, для отдельных категорий работников бюджетной сферы или для отдельных организаций.

В Вологодской области установлены доплата педагогическим работникам дифференцировано в зависимости от вида учебного заведения, уровня образования и разряда педагога. Педагогическим работникам со среднепрофессиональным образованием установлены надбавки в сумме: 7 разряд - 360 руб., 8 разряд - 250 руб., 9 разряд - 130 руб. Педагогическим работникам с высшим образованием 8 разряда - 390 рублей, 9 разряда - 270 рублей, 10 разряда - 140 рублей Педагогические работники в лицеях, гимназиях, мастера народных промыслов установлена надбавка 17% к тарифной ставке. Кроме того, врачам 11 разряда установлена доплата 130 рублей. В Москве для учителей начальных классов 7 и 8 разрядов учреждений образования города Москвы введены доплаты в сумме 430 и 160 рублей в месяц.

В настоящее время у субъектов РФ появилась возможность установить своими решениями не только доплаты, но и тарифные сетки в целом.

Предусмотрено, что тарифная система оплаты труда работников внебюджетных организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. В связи с этим, у женских организаций есть возможность участвовать в принятии решений по оплате труда в организациях. в которых они работают.

Внесены изменения и в систему оплаты труда работников, работающих в организациях расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, а не федеральным законом, как это предусматривалось ранее Трудовым кодексом.

Расширены полномочия органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в стимулировании работы на своих территориях. Теперь органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления вправе за счет средств своих бюджетов устанавливать размеры коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Органы государственной власти своим нормативным актом могут установить предельный размер коэффициента для муниципальных образований, входящих в субъект РФ. Однако, следует отметить, что при этом не установлены гарантии по минимальному размеру коэффициентов и надбавок.

Таким образом, размеры районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате в одной и той же местности будут различаться в зависимости от финансовых возможностей или от желаний работодателя.

Учитывая, что районный коэффициент и надбавка устанавливались в целях обеспечения равных условий воспроизводства рабочей силы в районах с неблагоприятным климатом, выравнивания реальной заработной платы в связи с разницей в стоимости жизни из-за различных потребностей, а также компенсации ущерба наносимого здоровью и работоспособности работников в неблагоприятных климатических условиях их минимальный размер должен устанавливаться федеральным законом.

Изменен и порядок установления надбавки за вахтовый метод работы. Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета надбавка выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, надбавка за вахтовый метод выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Для работников, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемом работодателем. При этом не определен на государственной уровне минимальный размер этого вида надбавки.

В связи с указанными выше изменениями отменен Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 139-ФЗ "О тарифной ставке ( окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, закон об индексации денежных доходов и сбережений, предусматривающий порядок индексации заработной платы.

С учетом этих изменений в регулировании оплаты труда составлен проект федерального бюджета на 2005 год. Предполагается, что увеличение заработной платы будет достигаться в основном за счет роста производительности труда, что будет способствовать сокращению издержек производства и повышению конкурентоспособности продукции, как на внутреннем, так и внешнем рынках, что особенно важно при вступлении России в ВТО.

Прогнозируется, что темпы роста заработной платы будут несколько превышать темпы роста производства - за период с 2005 по 2007 год фонд заработной платы увеличится в 2,1 раза, а ВВП лишь в 1,84 раза. В связи с этим несколько повысится доля заработной платы в ВВП и превысит 40% (таблица 4). Правительство РФ предполагает также, что 50% сэкономленных средств от снижения ставки ЕСН будет направлена работодателями в 2005-2006 годах на повышение оплаты труда. Однако, опрос, проведенный рядом независимых экспертов, показывает, что такие предположения не правомерны. Большинство опрошенных работодателей ответили, что не планируют повышение оплаты труда, т. к., по их мнению, самым актуальным в настоящее время является возврат долгов, замена устаревшего оборудования и ремонт основных фондов, что в дальнейшем позволит существенно повысить заработную плату работников, но не в 2005 году.

Таблица 4.
Удельный вес заработной платы в ВВП
  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
ВВП 100 100 100 100 100 100 100
Оплата труда наемных работников

43,1 46,6 46,2 47,5 46,6 47,6 48,4
Заработная плата 34,8 37,4 37,3 38,1 39,1 39,9 40,6
Отчисления на соцстрах 8,3 9,2 8,9 9,4 7,5 7,7 7,8

Вместе с тем, Правительство Российской Федерации планирует, что основным источником доходов населения будет именно рост заработной платы. По прогнозу среднемесячная заработная плата в 2005 году должна возрасти на 22,2, % и достигнуть 8450 рублей в месяц, а к 2007 году рост среднемесячной заработной платы ожидается в 1,7 по сравнению с 2004 годом до 11647 рублей в месяц.

В связи с изменением порядка финансирования работников организаций бюджетной сферы, при внесении проекта федерального бюджета на 2005 год внесен лишь проект федерального закона о минимальном размере оплаты труда (в отличие от предыдущих лет, когда вносился еще и закон о размере тарифной ставки первого разряда).

Минимальный размер оплаты труда повышается на 20% до 720 рублей с 1 января 2005 года. Это будет способствовать некоторому повышению оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников, а также, по мнению Правительства Российской Федерации, поэтапному приближению минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

Прожиточный минимум трудоспособного человека при этом прогнозируется в пределах от 2970 рублей в месяц до 3280 рублей в ме сяц. Действительно при первом варианте соотношение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму несколько увеличивается по сравнению с 2003 годом с 22,0% - до 24,2%.Однако при наихудшем варианте это соотношение даже несколько уменьшится (до 21,9%), т.к. повышение заработной платы предусматривается только на 20%, а рост величины прожиточного минимума на 25%.

В связи с тем, что органы государственной власти субъектов РФ праве принимать законы, устанавливающие более высокий по сравнению с федеральным размер минимальной оплаты труда, предполагается, что в 2005 году ряд регионов, где средства бюджетов это позволят, воспользуются этим правом и установят более высокие по сравнению с федеральными размеры заработной платы.

В федеральном бюджете предусмотрено повышение оплаты труда только работников федеральных государственных учреждений в 1,2 раза с 1 января 2005 года. При этом сохранены действующие межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки и они не изменяются. На эти цели в проекте федерального бюджета на 2005 год предусмотрены дополнительные средства в объеме 19,8 млрд. рублей.

Это на 4,5 млрд рублей меньше, чем необходимо для увеличения на 20% фонда заработной платы, предусмотренного на 2004 год можно предположить, т.к на бюджеты субъектов переданы часть учреждений, финансируемых ранее из федерального бюджета. Это в основном учреждения дошкольного, начального и среднего профобразования. В связи с этим очень важно проанализировать передаются ли субъектам необходимые финансовые средства на содержание этих учреждений.

Правительством РФ внесены также предложения по индексации размеров оплаты труда федеральных государственных служащих и денежного довольствия военнослужащих.

С точки зрения гендерной экспертизы представляет интерес анализ изменения в оплате труда военнослужащих.

С 1 января 2005 года военнослужащим, проходящим службу по контракту увеличивается размер ежемесячной надбавки за сложность и специальный режим военной службы с 70% до 120% оклада по воинской должности. Размер денежного довольствия сохраняется, кроме военнослужащих, занимающих должности в центральных аппаратах соответствующих министерств. Проведение индексации оплаты труда гражданского персонала организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предлагается осуществить с 1 января 2006 года. Однако это повышение производится в меньших размерах, чем это необходимо для достижения размеров окладов военнослужащих уровня окладов федеральных государственных служащих органов исполнительной власти, которым в последнее время заработной платы была повышена в разы.

В соответствии с разграничением полномочий начиная с 2005 года органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения о сроках и уровне индексации заработной платы работников бюджетной сферы, финансируемых из соответствующих бюджетов. При этом в 2005 году в связи с отменой ЕТС, отменяются жесткие требования и ограничения по установлению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы для субъектов РФ и муниципальных образований.

В предыдущие годы, при повышении тарифных ставок ЕТС в федеральном бюджете выделялись средства для дотаций субъектов РФ, хотя этих средств было недостаточно для покрытия дополнительных расходов бюджетов субъектов, т.к. в 2002 году дотации составили лишь 11% потребностей, а в 2003 году -54,6 %. В проекте федерального бюджета на 2005 год таких вообще средств не предусмотрено, т.к. с 2005 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований самостоятельно должны решать вопросы определения размеров повышения заработной платы в зависимости от своих приоритетов и финансовых возможностей.

Учитывая, что это, прежде всего, касается организаций, где преимущественно работают женщины, эксперты неправительственных женских организаций должны подключится к работе РТК по выработке рекомендаций по заработной плате и существенно активизировать работу с органами власти в целях принятия соответствующих решений по повышению тарифных ставок организаций образования, здравоохранения, культуры, науки и др., а также выделению в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах соответствующих финансовых средств на эти цели.
Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100