"О перераспределении полномочий по уровням власти"

Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России"
Материалы экспертов - 2004-2008 год

2004 год: [Приглашаем к обсуждению "О перераспределении полномочий по уровням власти"]
[Результаты обсуждения законопроекта о перераспределении полномочий по уровням власти]
[Эксперты о Федеральном законе РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ] [Эксперты о Федеральном бюджете-2005]
[Инициативы депутатов Государственной Думы] [Гендерные вопросы бюджетной реформы]
[Эксперты о социальной реформе] [Бюджетная реформа и ее последствия. Гендерный анализ]

2005 год: [Социальные аспекты реализации Федерального закона РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ]
[Гендерные аспекты пенсионной реформы]
[Мнение граждан и гражданок о социальной реформе - вопросы для обсуждения]
[Методология гендерного бюджета (основные положения с учетом реформ управления в РФ)]
[Methodology of gender budgeting
(principal statements taking into account state governmental reforms in Russia)]

[Обсуждаем Бюджет-2006] [Обсуждаем исполнение Бюджета-2005]
[Гендерное измерение государственной политики и ее отражение
в бюджетном процессе в 2005-2006 гг. Результаты мониторинга]



2006 год: [Методика гендерного мониторинга бюджетной политики]
[Показатели гендерного анализа бюджета]
[Национальные проекты]
[Листовка о национальных проектах от 10.02.2006, в формате PDF, 220 Кб.]

[Инициативы экспертов проекта]
[Презентация "Гендерный бюджет - основные понятия и элементы"(24-26.04.2006)]
[Обсуждаем Бюджет-2007]

2007 год: [Материалы экспертов проекта]

2008 год: [Материалы экспертов проекта]

С 12.07.2004 по 31.12.2007 г. было зафиксировано 61687 обращений к материалам экспертов
О размещении материалов проекта "Гендерные бюджеты в России" в Интернете (до июня 2005)
Placement of the project materials "Gender Budgets in Russia" on Internet (june 2005)
Коротко о проекте на русском, Brief about project in Eglish

Приглашаем к обсуждению
"О перераспределении полномочий по уровням власти"

12 июля 2004 г.

В июле 2004 года в Российских СМИ широко обсуждается проект федерального закона № 58338-4 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части приведения федерального законодательства, регулирующего полномочия органов власти всех уровней, в соответствие с Федеральным законом от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), согласно которому в России с 2005 года вступит в действие разграничение властных полномочий между федеральным центром и регионами.

Для финансирования этих полномочий Федерация и регионы поделят налоговые доходы, которые теперь будут закреплены на постоянной основе за каждым уровнем власти. При этом, на регионы с федерального и муниципального уровней перейдут дополнительные обязательства на сумму 390 миллиардов рублей, в частности, финансирование школ и больниц, оказание социальной помощи отдельным категориям граждан.

Ряд экспертов, участвующих в проекте ЮНИФЕМ (Женского Фонда Развития ООН) "Гендерные бюджеты в России", уже высказали свое мнение и опасения, что доходов, которые окажутся в распоряжении регионов с 2005 года, может не хватить для выплаты их увеличившихся обязательств. По мнению экспертов, это чревато возникновением социальной напряженности.

Мы предлагаем для ознакомления общественности материалы экспертов, участвующих в проекте "Гендерные бюджеты в России", а также отзыв на проект федерального закона Государственного Совета Республики Коми, в которой реализуется проект "Гендерные бюджеты в России" как субъекте Российской Федерации.

Предлагая материалы, комментирующие проект федерального закона, просим всех, кого интересует его судьба, а главное судьба всех, кого он коснется самым непосредственным образом, откликнуться и включиться в наше обсуждение.

Будем благодарны за любые Ваши предложения, замечания, комментарии, которые можно отправлять по электронной почте gender@owl.ru до 30-го июля 2004 г.

Материалы обсуждения будут переданы экспертам Государственной Думы для учета мнения общественности при работе над проектом Закона.


См. также
  • http://www.akdi.ru/gd/proekt/091202GD.SHTM
    Федеральный закон Российской Федерации 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
    Документ направлен на обеспечение системности и согласованности законодательных норм, касающихся статуса органов государственной власти субъектов РФ, повышения эффективности государственной политики, стабилизации межбюджетных отношений.
    Опубликован: 8 июля 07 2003 г.
    Дата вступления в силу: 8 июля 07 2003 г.

  • http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html
    Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
    Опубликован: 8 октября 2003 г.
    Дата вступления в силу: 1 января 2006 г.

  • http://www.duma.gov.ru/cnature/zakon/58338-4.htm
    Проект ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации 31 мая 2004 года

Результаты обсуждения законопроекта о перераспределении полномочий по уровням власти

12 июля 2004 года мы предложили Вам, уважаемые посетители портала поучаствовать в обсуждении "О перераспределении полномочий по уровням власти". Около 1000 участников за это время познакомились с предложенными нами материалами экспертов по проекту закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Спасибо за участие. Закон принят. Вступает в силу с 1 января 2005 г. (Текст Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ см: http://www.rg.ru/2004/08/31/samoupravleniye-dok.html)

В результате широкого обсуждения проекта закона, в том числе и посетителями портала "Женщина и общество", учтены замечания, о которых шла речь в материалах, предложенных экспертами проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России", и в их числе (по мнению Ржанициной Л.С. и Чекориной Н.И.) следующие:

  • правительство отказалось от намерения изъять из Трудового кодекса государственную конституционную гарантию по величине минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом для всей территории Российской Федерации;
  • сохранено положение статьи 133, по которой минимальная заработная плата (МРОТ) должна быть равна прожиточному минимуму (ПМ). Это положение особенно важно для работников с низкой оплатой труда, среди которых преобладают женщины;
  • критика замены натуральных льгот компенсациями способствовало тому, что законодатели предложили и ввели так называемый социальный пакет, который гарантирует получение инвалидам и другими федеральными льготниками в натуральной форме трех проблемных социальных благ - лекарства, проезд (к сожалению, только на пригородном железнодорожном транспорте, но все же!) и пользование санаторно-курортным лечением (раз в три года);
  • массированная критика общественных организаций, профсоюзов, науки и даже некоторых официальных структур (в частности, Счетной Палаты РФ) дефектов межбюджетных отношений, формируемых при передаче социальных функций управления на места, привели к тому, что Минфин предусмотрел, видимо, с учетом переходного периода, помимо традиционных трансфертных фондов для территорий, еще и новый, хотя и небольшой дополнительный резерв, на случай, если они не сумеют с помощью всех других механизмов справиться с финансовой ситуацией;
  • добились, чтобы новый порядок переосвидетельствования инвалидов по степени утраты трудоспособности, а не утраты здоровья, как ранее, не распространялся на уже имеющих инвалидность больных и стариков и больных пенсионеров, это было бы ужасным потрясением для них, и в акциях протеста активно принимали участие инвалиды, включая инвалидов-женщин;
  • под давлением общественности (пресса, демонстрации, парламентские слушания) депутаты Думы дополнили специальную статью (153), в соответствии с которой ни у одного из граждан, не должны быть снижены размеры оплаты труда (в том числе тарифные ставки, доплаты и надбавки) или ухудшены условия предоставления льгот и выплат по сравнению с действующими до вступления в силу Федерального закона №122-ФЗ.

Эксперты о Федеральном законе РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ

Сейчас мы предлагаем Вам познакомиться с комментариями наших экспертов по Закону "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу нормативных правовых актов в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.

Предлагая комментарии экспертов по этому федеральному закону, просим всех заинтересованных откликнуться и присоединиться к обсуждению. Будем благодарны за любые Ваши предложения, замечания, комментарии, которые можно отправлять по электронной почте gender@owl.ru Материалы обсуждения будут переданы экспертам Государственной Думы для учета мнения общественности.


Эксперты о Федеральном бюджете-2005

Прежде чем предложить Вам материалы экспертов проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" на проект Федерального бюджета на 2005 год, думаю, что уместно обратить внимание читателей Портала на то, что наши обсуждения проходят в период, когда все страны мира анализируют, что сделано за прошедшие годы по выполнению Платформы действий (Пекин, 1995) женским сообществом, активно продвигающим все эти годы идею полного выполнения положений Платформы действий, что не удалось выполнить, а также обдумывают как противостоять новым проблемам, которые самым непосредственным образом касаются женщин. Для Конференции "Пекин+10" многие правительства стран региона подготовили отчеты о достижениях в осуществлении финансирования в программы по развитию и поддержке женщин, а также о своих финансовых обязательствах по осуществлению Платформы действий, включая отчеты о фондах, выделенных на создание национальных механизмов.

Давайте вспомним, что по поводу "Гендерных бюджетов" говорит Пекинская Платформа действий: "Обращаясь к экономическому потенциалу и независимости женщин, правительства и другие действующие лица должны содействовать проведению активной и ощутимой политики определения гендерной перспективы в любой программе таким образом, чтобы до принятия решения был проведен анализ воздействия на женщин и мужчин соответственно" (параграф 164), а также правительства должны способствовать более открытому и прозрачному процессу разработки бюджета (параграф 165).

С учетом финансовых условий, необходимых для осуществления Платформы действий, в ней говорится: "Это потребует интеграции гендерной перспективы в процесс принятия бюджетных решений, определяемых политикой или программами" (параграф 345), а также отмечается, что "Правительства должны приложить все усилия для системного изучения того, каким образом государственный сектор затрат приносит пользу для женщин и корректировать бюджеты для обеспечения равного доступа к государственному сектору затрат" (параграф 346).

Каким образом шло выполнение государствами решений Пекинской Платформы действий будет обсуждаться в Нью-Йорке, в марте 2005 года на 49 сессии Комиссии по статусу женщин. На Региональной подготовительной встрече в Женеве по обзору выполнения Пекинской платформы действий "Пекин+10" 14 декабря 2004 г. будет рассмотрена тема "Гендерные Бюджеты".

Понимая, что из 12 направлений Пекинской Платформы Действий для обсуждения выбраны четыре темы и одна из них "Гендерные бюджеты", необходимо отметить, что Гендерные бюджетные инициативы воспринимаются международной общественностью в качестве важного инструмента построения демократического общества, и в последние годы получают все большее распространение как форма внедрения насущных интересов женщин и мужчин в процессы бюджетного анализа и формирования бюджетов.

Приглашаем и Вас, также принять участие в обсуждении этой важной и актуальной темы. Будем благодарны за любые Ваши предложения, замечания, комментарии, которые можно отправлять по электронной почте gender@owl.ru Материалы обсуждения будут переданы экспертам Государственной Думы для учета мнения общественности.

Галина Калинаева,
координатор проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России"
01.10.2004

Инициативы депутатов Государственной Думы


Гендерные вопросы бюджетной реформы

12 августа 2004 на заседании Правительства Российской Федерации был представлен Сводный доклад "Цели, задачи и показатели деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации)". Данный доклад содержит цели, задачи и показатели деятельности федеральных министерств, служб и агентств, которые должны лечь в основу реформирования бюджетного процесса в ближайшие годы.

Согласно новой концепции, которая еще будет дорабатываться, реформы, проводимые в стране, должны быть в большей степени ориентированы на решение социальных проблем населения.

Приоритетные цели определены следующим образом:

  1. Повышение качества жизни населения
  2. Обеспечение высоких темпов экономического роста
  3. Создание потенциала для будущего развития

По итогам заседания в основном была одобрена система представленных в докладе целей, задач и показателей деятельности органов государственной власти. Пресс-релиз о заседании Правительства РФ 12.08.2004 см.:
http://www.government.gov.ru/data/structdoc.html?he_id=102&do_id=1629

Эти цели и используемые для оценки их достижения индикаторы во многом созвучны Целям развития тысячелетия - глобальным обязательствам, принятым странами-участницами ООН на Саммите Тысячелетия в 2000 г. Поэтому не случайно, что показатели работы Правительства, вошедшие в Сводный доклад, были разработаны при непосредственном участии российских экспертов – авторов ежегодных Докладов о развитии человеческого потенциала, публикуемых при поддержке ПРООН в Российской Федерации. В работе также приняли участие международные эксперты, сотрудники ПРООН и эксперты ВОЗ.

Система целей и показателей как основа бюджетного планирования будет дорабатываться до конца года, также при участии экспертов ООН. Работа министерств и Правительства в целом теперь будет оцениваться по показателям, которые, как подчеркнул вице-премьер Александр Жуков, являются "ооновскими" параметрами. Речь идет в первую очередь - об индексе развития человеческого потенциала, который на ближайшие годы будет одним из ключевых индикаторов в сводной системе показателей оценки деятельности исполнительной власти в России.

Бюро Постоянного Координатора системы ООН в Российской Федерации и ПРООН в РФ проведена организационная и аналитическая работа.

В настоящее время у нас с Вами есть возможность включиться в эту работу и предложить свое видение необходимости введения конкретных гендерных показателей, индикаторов и подходов в предложенный документ. Предлагаем всем ознакомится с гендерной экспертизой проекта Сводного доклада (http://www.owl.ru/rights/discussion2004/2e01.htm), проведенной гендерной тематической группой агентств ООН и экспертами проекта ЮНИФЕМ "Гендернве бюджеты в России" под руководством проф. Л.С. Ржаницыной.

Просим всех, кто готов включиться в эту работу, принять участие в обсуждении этой важной и актуальной темы. Будем благодарны за любые Ваши дополнения, и комментарии по гендерной экспертизе сводного доклада, которые можно отправлять по электронной почте gender@owl.ru Все Ваши сообщения будут переданы разработчикам через Бюро Постоянного Координатора системы ООН в Российской Федерации для учета мнения общественности.

Вы также можете ознакомиться с ранее представленными информационными материалами дискуссии "О перераспределении полномочий по уровням власти" по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты", которые также представляют интерес при рассмотрении Сводного доклада.

Галина Калинаева,
руководитель гендерной тематической группой агентств ООН
координатор проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России"
28.10.2004

PS. На Круглом столе "Показатели деятельности федеральных органов исполнительной власти", состоявшемся 7 сентября 2004 г. в Государственном университете - Высшей школе экономики, заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков подчеркнул, что бюджетная реформа, предусматривает расширение бюджетных полномочий министерств и, "соответственно, должна быть усилена ответственность за выполнение обозначенных целей и контроль, со стороны общества в первую очередь, за тем, как эти заявленные цели выполняются".


Эксперты о социальной реформе

11 ноября 2004 года состоялись Парламентские слушания "О ходе подготовки в регионах к реализации федерального закона о перераспределении полномочий в социальной сфере" (в соответствии с законом ФЗ No122 от 22.08.2004 г.).

Эксперты проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" высказали свое мнение о текущих проблемах в реформировании социальной сферы:

Учитывая то, что Государственная Дума имеет намерения отслеживать выполнение ФЗ No122 от 22.08.2004, просим всех заинтересованных в реальном улучшении в результате проводимой социальной реформы сообщать нам, экспертам проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России", о ситуации в Вашем регионе:

  • как организован переход от натуральных льгот к денежным компенсациям,
  • готовы ли территории к предоставлению инвалидам бесплатных лекарств,
  • как решается вопрос с предоставлением детских пособий,
  • об обеспечении бесплатных проездом (пенсионерам, детям-инвалидам, родителям, имеющим 3 и более детей)
  • и любые другие конкретные факты реализации этого Закона на местах.

Если эксперты получат Ваши сообщения относительно хода реформы и ее проблем, то смогут донести эту информацию до депутатов для принятия необходимых решений.

Отправляйте сообщения по электронной почте gender@owl.ru


Бюджетная реформа и ее последствия. Гендерный анализ

В июле 2003 года в Российской Федерации принят закон No122-ФЗ. Данный федеральный закон направлен на разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе на изменения регулирования межбюджетных отношений. Государственная Дума утверждает не только Федеральный бюджет, а также бюджет Фонда социального страхования и бюджет Пенсионного фонда. Эксперты проекта ЮНИФЕМ "Гендерный бюджеты в России" подготовили аналитические материалы об изменениях в бюджетной системе (согласно закону No122-ФЗ от 22.08.2004 г.) и внесли предложения о возможных мерах, направленных на достижение гендерного равенства.

  • Регулирование занятости населения. Гендерный аспект
    (Чекорина Н.И., эксперт Государственной Думы)
      В статье объясняются изменения в размерах и порядке финансирования из государственного бюджета РФ 2005 года мероприятий по поддержке занятости и социальной помощи безработным гражданам вступающих в действие с 1 января 2005 года, а также изменения в законодательстве по занятости за последние три года.
  • Федеральный бюджет 2005 года. Дети, семья, женщины в условия нового законодательства по разграничению полномочий между уровнями власти
    (Захарова В.Е., к.э.н., эксперт Государственной Думы)
      В результате преобразований бюджеты субъектов Российской Федерации получили ряд дополнительных обязательств по финансированию мер социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. В статье представлены Объемы финансирования вопросов социальной поддержки семьи и детей (пособия и другие мероприятия) и их источники.
  • Анализ бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 г.
    (Орлов-Карба П.А., советник Федеральной службы по финансовым рынкам)
      Анализ пенсионной системы в России приводит к выводу, что различие в уровне пенсионного обеспечения между женщинами и мужчинами, в первую очередь, лежит в сфере оплаты труда и социального положения женщины в обществе. Действующая пенсионная система частично компенсирует это негативное явление, но полностью решить эту проблему финансово не в состоянии.
  • Гендерные различия в пенсионной системе России
    (Орлов-Карба П.А., советник Федеральной службы по финансовым рынкам)

      Анализ ежегодно составляемого бюджета Пенсионного фонда РФ дает детальное представление о финансовой сути происходящего в сфере пенсионного обеспечения в России. Одной из основных проблем рассматриваемого бюджета является проблема гендерного неравенства.
  • Аналитическая записка по социальному страхованию женщин в Российской Федерации
    (Гилинская Э.Б, д.э.н., ГУ ВШЭ, Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      После принятия Трудового Кодекса правовое регулирование страховых отношений попало из трудовой сферы в финансовую с ее иным принципами. В статье проведен гендерный анализ бюджета Фонда социального страхования РФ, в частности расходов на страхование по материнству. Один из выводов - о необходимости проведения страховой реформы.
      - новое - 14.12.2004
  • Гендерный анализ соотношения в оплате труда по полу
    (Ольшанская О.В., главный специалист Аппарата ФНПР)

      Вопрос равной оплаты за равный труд по полу - один из центральных в гендерной политике во всем мире. В статье приводятся данные ООН и Росстата по этому вопросу; описываются объективные факторы формирования гендерных различий в оплате труда, в том числе и политика государства на рынке труда; производится сравнение минимальной заработной платы и прожиточного минимума по отношению к средней заработной плате женщин и мужчин. Автор также проводит гендерный анализ заработной платы в зависимости от уровня квалификации в Республике Коми.
      - новое - 14.12.2004
Галина Калинаева,
руководитель гендерной тематической группой агентств ООН
координатор проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России"
29.11.2004

Социальные аспекты реализации
Федерального закона РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ

  • Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан
    (Кравченко Е.В., эксперт Государственной Думы)
      Механизм обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами сформирован. В статье описаны какие существуют проблемы "федеральных" льготников, как осуществляется лекарственное обеспечение ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий и других категорий граждан.
      - опубликовано - 16.02.2005
  • Проблемы дополнительного лекарственного обеспечения
    отдельных категорий граждан

    (Кравченко Е.В., эксперт Государственной Думы)
      В статье описаны функции и полномочия субъектов организации лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Действие этой системы началось с 1 января 2005 года и, как показали исследования, сбои происходили и происходят на каждом звене. Закон № 122-ФЗ отмене не подлежит. Однако возможно он нуждается в корректировке. Нуждается в совершенствовании и механизм его реализации.
      - опубликовано - 21.02.2005
  • Правительство экономит на медицинском бюджете - врачи общей практики заменят гинекологов, акушеров, педиатров
    (Кравченко Е.В., эксперт Государственной Думы)
      С 2005 года в здравоохранении началось реформирование, социальные последствия которого для женщин, мужчин и детей необходимо оценить. Первая мера реформы - введение в системе первичной медицинской помощи должности врача общей практики, который ныне должен заменить врачей, специализирующихся в разных областях медицины. В статье рассматриваются финансовые проблемы такого нововведение в сфере здравоохранения, финансируемого за счет средств бюджетов разных уровней и фондов обязательного медицинского страхования.
      - опубликовано - 13.05.2005
  • О ходе реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (в части реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами)
    (Решение Комитета Государственной Думы по охране здоровья от 02.02.2005)
      Реализация закона выявила ряд принципиальных недостатков. Во-первых, сам закон далек от совершенства и надо с учетом всех факторов пересмотреть некоторые позиции, исходя из основного принципа: "ни один льготник не должен пострадать". Во-вторых, в ряде регионов была нарушена (и продолжает нарушаться) статья 153 Федерального закона, гласящая, что размер денежных компенсаций не должен быть меньше фактической стоимости льгот. В настоящее время из субъектов Российской Федерации в Комитет поступает информация о проблемах, возникающих при реализации Федерального закона в части предоставления дополнительного лекарственного обеспечения.
      - опубликовано - 21.02.2005
  • Круглый стол на тему "Последствия социальных реформ и их влияние на социальное самочувствие семьи и детей"
    (г. Сыктывкар, 15.02.2005)
      Участники круглого стола в лице представителей женских неправительственных общественных организаций и представителей исполнительных органов власти республики выражают озабоченность по поводу проводимых в Российской Федерации социальных реформ и считают необходимым принятие срочных мер, отвечающих интересам общества и направленных на предотвращение углубления кризисных явлений в семье.
      - опубликовано - 21.02.2005
  • А бедные стали еще беднее
    (Людмила Зыль, Газета "Красное знамя", 3 марта 2005 года)
      О Круглом столе на тему "Последствия социальных реформ и их влияние на социальное самочувствие семьи и детей" (г. Сыктывкар, 15.02.2005).Подробнее, и о последствиях, и о тех конкретных мерах, предложенных участниками "круглого стола", которые позволили бы вывести семью из того тупика, куда привели ее реформы.
      - опубликовано - 15.03.2005
  • Экономическая политика должна быть тесно увязана с политикой социальной
    (Иванов А.Н., эксперт Государственной Думы)
      Реализация конституционных положений о социальном государстве и равенстве граждан в Российской Федерации нашло свое отражение в ряде федеральных законов, в указах Президента и в постановлениях Правительства России, а так же в решениях, принимаемых на региональном уровне. Однако, проводимые в России социально-экономические преобразования сопровождаются целым комплексом проблем, в центре которых проблемы социальной защиты населения. О социальных проблемах, возникающие в шахтерских городах при высвобождении работников реструктурируемых предприятий угольной отрасли в Республике Коми.
      - опубликовано - 15.03.2005
  • Гендерная экспертиза Послания Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 года
    Гилинская Э.Б, д.э.н., ГУ ВШЭ, Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН
      Особенностью шестого ежегодного послания Президента Путина является усиление социальной проблематики, ранее не имевшая место постановка вопроса о развитии личности и гражданского общества. Правда, в общей иерархии приоритетов эта стратегическая задача на последнем третьем месте, после развития государства и укрепление закона и политической системы. Но ни в государственном, ни в партийном строительстве Президент не счел нужным указать меры, направленные на достижение равенства возможностей для женщин в принятии решений на высшем уровне во всех ветвях власти. Гендерный аспект присутствует только в положениях социального контекста, заключение на который приводится в статье с позиций экспертов проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России".
      - опубликовано - 19.05.2005

Гендерные аспекты пенсионной реформы

  • Гендерные аспекты пенсионной реформы: новый закон об учете нестраховых периодов при исчислении пенсии
    (Иванов А.Н., эксперт Государственной Думы)
      В настоящее время подготовлен проект федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву", согласно которому в трудовой стаж будут включаться периоды ухода за ребенком и периоды службы в армии, а государство будет возмещать страховые взносы в Пенсионный фонд.
      Этот механизм возмещения денежных средств может стать впоследствии инструментарием для решения вопроса учета других "нестраховых" периодов (периоды профессионального обучения, периоды ухода за нетрудоспособным инвалидом и др.) в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан.
      - опубликовано - 16.02.2005
  • Базовая пенсия повышается, но повышение страховой откладывается
    (Иванов А.Н., эксперт Государственной Думы)
      Увеличение пенсии - важнейший социальный вопрос, затрагивающий, прежде всего интересы женщин. Уравнительные тенденции в прошлом во многом дискредитировали существовавшую ранее пенсионную модель. В статье приведены данные о базовой части трудовой пенсии для различных категорий населения.
      - опубликовано - 15.03.2005

Мнение граждан и гражданок о социальной реформе

(вопросы для обсуждения)

В 2004 году в рамках проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" на портале "Женщина и общество" размещались материалы об изменении положения женщин и детей в РФ на базе бюджета 2005 года, отразившего изменения в систем социальных прав, гарантий и льгот населения по полу и возрасту.
См. http://www.owl.ru/rights/discussion2004/index2.htm  

В этих материалах эксперты проекта анализировали последствия закона 122-ФЗ от 22.08.2004 о перераспределении полномочий между центром и регионами и оценивали их влияние на уровень жизни, материальное благополучие, доступность социальных услуг для лиц, нуждающихся в защите государства – женщины-матери с маленькими детьми, низкооплачиваемые учителя, медики, библиотекари, музейщики в бюджетных отраслях, пенсионеры с мизерными пенсиями и "монетизированными" льготами, учащиеся из малообеспеченных семей, дети-сироты, дети-инвалиды, забота о которых теперь определяют исключительно местные власти, угрозы учреждениям образования и здравоохранения, полностью передаваемые на местные финансы без учета их особенностей и пр.

Сейчас, эксперты проекта хотели бы получить от Вас, посетителей и подписчиков портала "Женщина и общество", мнение о справедливости сделанных ими оценок, о фактически происходящих вокруг событиях и проблемах на местах, в том числе и касающихся Вас лично, о Ваших представлениях, как эти проблемы надо решать и о Вашем участии в их решениях самостоятельно или в той или иной общественной организации, акции и пр.

Эксперты будут благодарны получить от Вас не только эти краткие, но и более подробные ответы с Вашими оценками и мнениями. В дальнейшем они постараются обобщить полученные результаты и разместить их в Интернете для открытого доступа, и самое главное - донести Ваше мнение до органов государственного управления и законодательной власти.

В электронном виде анкета размещена на портале "Женщина и общество" http://www.owl.ru/rights/discussion2004/q10feb2005.doc

Пожалуйста, присылайте заполненные анкеты по электронной почте gender@owl.ru
(пожалуйста, укажите тему письма "мнение о социальной реформе")


Обсуждаем Бюджет-2006

В соответствии с Бюджетным кодексом (ст.172) составление бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, а также на прогнозе социально-экономического развития, основных направлениях бюджетной и налоговой политики, прогнозе сводного финансового баланса и плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

  • Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2006 году" (24 мая 2005 года, Москва)
    см. http://president.kremlin.ru/text/appears/2005/05/88533.shtml
      Среди основных приоритетов бюджетных расходов Президент особое внимание уделил решению проблемы повышения жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, повышению результативности бюджетных расходов (прежде всего это относится к обеспечению доступности и качества услуг здравоохранения и образования, непосредственно влияющих на уровень жизни населения), мероприятиям по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам и многодетным семьям, дальнейшему улучшению материального положения пенсионеров и другим действиям, которые могут внести реальный вклад в дело борьбы с бедностью и ликвидации иных очагов социального неблагополучия.
  • Планы на трехлетку. Как Правительство представляет себе будущее страны?
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Социально-гендерная экспертиза параметров "Прогноза социально- экономического развития России на 2006 и на период до 2008 г."
      - опубликовано - 20.07.2005
  • О прожиточном минимуме
    (Ольшанская О.В., главный специалист Федерации Независимых Профсоюзов России)
      Показатель величины прожиточного минимума (ПМ) остается одним из ключевых при характеристике уровня жизни населения России. Он является государственным нормативом, используемым при определении большинства показателей социального блока бюджета.
      - опубликовано - 20.07.2005
  • Социальная компонента проекта бюджета 2006 г., гендерно чувствительные проблемы
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Настоящая экспертиза проведена с учетом гендерно чувствительных направлений бюджетной политики: заработная плата работников бюджетной сферы, минимальный размер оплаты труда, трудовые пенсии, пособия и государственные услуги женщинам, имеющим детей, (проблемные области для подавляющего большинства женщин), включены также проблемы сверхсмертности мужчин (антиалкогольные меры). В тексте экспертизы сформулированы конкретные предложения по расширению социальных мер в бюджетной политике.
      - опубликовано - 19.09.2005

Обсуждаем исполнение Бюджета-2005

  • Социальные расходы из сверхдоходов.
    Анализ хода исполнения бюджета 2005 года

    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      По имеющейся официальной информации на 1 сентября 2005 г. уже можно судить об основных тенденциях исполнения бюджета на 2005 год. Цифры профицита впечатляют - по отчетным данным уже на 1 сентября превысил 1,3 трлн. руб. В статье дается ответ на вопросы: "Хорошо это или плохо, когда бюджет переполняется незапланированными деньгами?" и "На какие цели направлены эти средства?" В статье также сделан анализ межбюджетных отношений 2005 г. в социальной сфере и представлены данные о гендерно чувствительных расходах федерального бюджета.
      - опубликовано - 14.11.2005

Гендерное измерение государственной политики
и ее отражение в бюджетном процессе в 2005-2006 гг.
Результаты мониторинга

Гендерный аудит исполнения бюджета 2005 года и гендерная экспертиза проекта федерального бюджета 2006 года в сферах, регулируемых бюджетом:

1. Оплата труда (минимальная, в бюджетной сфере, в легкой промышленности
и других отраслях с преимущественно женской занятостью)
2. Пенсионное обеспечение и социальное страхование
3. Доступность медицинских услуг для женщин
  • Новости здравоохранения в бюджете 2006 года: улучшения для женщин и детей
    (Информационный материал к обсуждению на заседании Координационного совета по гендерным проблемам при Минздравсоцразвитии РФ, 19.10.2005)
      Бюджет 2006 г. должен исходить из политики обеспечения доступности и улучшение качества медицинской помощи. Решение этой задачи требует выделения особенностей организации медицины для мужчин, женщин и детей гендерного подхода к организации управления и финансирования здравоохранения.
      - опубликовано - 21.10.2005
  • Реформа здравоохранения в проекте бюджета 2006 года. Гендерный аспект
    (Кравченко Е.В, эксперт Государственной Думы)
      Организация, управление и финансирование здравоохранения невозможны без учета гендерных аспектов. Существуют проблемы и в доступности, и в качестве медицинской помощи населению, отсутствуют стандарты, существующие нормативы расходов на охрану здоровья населения не дифференцированы в зависимости от пола и возраста. Основной проблемой является несбалансированность объемов оказания бесплатной медицинской помощи с имеющимися финансовыми ресурсами. Сложившаяся модель ОМС не может существенно повлиять на эффективность использования ресурсов здравоохранения. В настоящее время в Правительстве РФ идет работа по разработке основных направлений развития здравоохранения на 2006-2010 годы, в том числе связанного с улучшением состоянием здоровья детей и женщин.
      - опубликовано - 02.12.2005
4. Доступность образования для женщин
5. Социальная поддержка семьи, материнства и детства
  • Государственные расходы на социальную поддержку семьи, материнства и детства в 2006 году
    (Захарова В.Е., к.э.н., эксперт Государственной Думы)
      В данной статье проанализированы прямые затраты на социальную поддержку семьи, материнства и детства из бюджетов двух уровней: - федерального и региональных, а также из Фонда социального страхования Российской Федерации. Государственные пособия в связи с материнством и детством, а также Федеральная Целевая программа "Дети России", оздоровление детей и подростков, обеспечение жильем молодых семей.
      - опубликовано - 02.12.2005
6. Женщины в региональной экономике

Национальные проекты

  • Национальные проекты, их влияние на решение социальных и гендерных проблем в России
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Большинство населения уже знает о появлении приоритетных национальных проектов. Трудно не согласиться с актуальностью выбранных приоритетов. Но если обратится к тексту Послания Президента Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г., то там обозначен несколько иной набор приоритетов действий государства в социальной сфере. Это - демография (низкая рождаемость, высокая смертность, общая убыль населения), оплата труда в бюджетной сфере (ликвидация нищенского положения интеллигенции, от которой зависит развитие человеческого капитала страны), алкоголизм (противодействия ему явно недостаточное). Можно, безусловно, приветствовать появление нового канала дополнительных вложений в человека, в социальные решения в любом формате, однако, стоит провести экспертизу (и не одну) намеченных мер. Например, мы считаем, что целесообразно было бы расширить нынешний проект "Здоровье" до проекта "Здоровье и демография".
      - опубликовано - 06.02.2006
      [Листовка о национальных проектах от 10.02.2006, в формате PDF, 220 Кб.]

Инициативы экспертов проекта "Гендерные бюджеты в России"

  • Антиженская позиция нововведений в Трудовом кодексе РФ
      Подготовлен проект изменений в Трудовом кодексе РФ (ТК). Новая редакция статьи 261 ТК предусматривает продление срочного трудового договора на период до окончания беременности. Норма положительная, однако, к сожалению, она сопровождается позицией неприкрытого недоверия к беременной женщине и сформулирована в терминах, используемых при наказании за нарушения трудовых отношений.
      Эксперты проекта и редакция портала обращается к женским организациям и профсоюзам, а также к посетителям портала "Женщина и общество" с надеждой, что они пошлют в Комитет по труду и социальной политики Госдумы свое мнение.
      Срок рассмотрения Думой законопроекта - март с.г.
      - опубликовано - 27.02.2006
  • Предложения к проекту Министерства финансов РФ об изменениях в Бюджетном кодексе РФ
      Министерство финансов РФ разработало проект изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса. Ожидается, что в марте 2006 года он поступит в Государственную Думу.
      В частности, законопроектом предлагается формирование бюджетов на трехлетний период, более четкое и прозрачное регулирование исполнения бюджетов. Однако, по-прежнему, остается непонятным, каким образом при заявленном Правительством "бюджете для граждан", отсутствует положение о социальной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
      Эксперты проекта и редакция портала "Женщина и общество" обращаются к женским организациям и всем заинтересованным за поддержкой сформулированных предложений.
      - опубликовано - 14.03.2006
  • Бедность в России: пути уменьшения - предложения к слушаниям в Общественной Палате РФ в апреле 2006 г.
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Пути снижения бедности - это целый комплекс действий государства, имеющий отношение к различным сферам жизни. Для кардинальной программы борьбы с бедностью, как явлением относительным в распределении населения по уровню обеспеченности, нужны общие массовые улучшения жизни типичной, средней семьи. В статье сформулированы предложения по основным направлениям общего повышения уровня жизни населения, что и должно быть включено в правительственную программу по борьбе с бедностью.
      - опубликовано - 27.03.2006
  • О материальном обеспечении женщин в наиболее сложном периоде материнства
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Меры по улучшению материальной обеспеченности беременных и родивших женщин ныне становится еще более актуальными в связи с проектом по отмене отсрочек от службы в армии для мужчин в период беременности жены и ее отпуска по уходу за маленьким ребенком в возрасте до 1,5 лет. Президент уже озвучил свою озабоченность ситуацией с положением этих категорий жен военнослужащих. И Минобороны и Минздрав, согласно информации, готовят законопроект о введении специального пособия для такой категории.
      - опубликовано - 04.05.2006
  • Презентация "Гендерный бюджет - основные понятия и элементы"
    (Киргизия, 24-26.04.2006)
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Эксперты проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" проводят обучение в странах СНГ по их приглашению. 24-26 апреля в Киргизии состоялся семинар об основных понятиях и элементах гендерного бюджетирования. На семинаре были специалисты из Агентства социальных технологий ОБСЕ, представители НЖО, депутаты местных законодательных органов, представитель проекта ЮНИФЕМ и др. В мае намечается подобное мероприятие в Азербайджане. Изучение и продвижение опыта РФ делает более доступной технологию гендерного бюджетирования для стран СНГ, учитывая нашу историческую и языковую общность.
      - опубликовано - 04.05.2006

Обсуждаем Бюджет-2007

  • Ежегодное послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации (10.05.2006)
      Это послание - седьмое обращение Владимира Путина к парламенту и 13-е - за всю историю оглашения посланий. В послании 2006 года Президент обозначил три основных момента - решение демографической проблемы, создание инновационной среды в экономике и отношение к армии.
      Текст ежегодного Послания Президента России Федеральному Собранию
      см. http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml
  • Послание Президента РФ совпало с идеями проекта ЮНИФЕМ
    "Гендерные бюджеты в России"

    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      В послании Президента на ближайшее десятилетие предлагаются эффективные программы поддержки материнства, детства, поддержки семьи. Эксперты считают, что требуются более существенные и масштабные меры по повышению уровня жизни и преодолению бедности семей с детьми всех возрастов, а не только стимулов к рождению. Предстоит нелегкий выбор, требующий тонких управленческих технологий с оценкой отдаленных и комплексных социально-экономических последствий для страны и для граждан. И среди них, рационально и эффективно использовать признанную на мировом уровне социальную технологию гендерного бюджетирования и имеющиеся инициативные разработки российских специалистов в этой области.
      - опубликовано - 19.05.2006
  • Ликвидация дискриминации мужчин в системе пенсионных прав в связи с уходом за ребенком-инвалидом
    (Иванов А.Н., эксперт Государственной Думы)
      17 мая 2006 года Государственной Думой принят в третьем чтении Федеральный закон "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", законодательно закрепляющий право на досрочное назначение трудовых пенсий для одного из родителей (опекуна) инвалидов с детства, воспитавших их до достижения возраста 8 лет. Пенсионный возраст для них предусматривается снизить на 5 лет. При принятии этого Федерального закона за основу был принят подход, основанный на принципах гендерного равенства. Ранее право на досрочное назначение трудовых пенсий имели только матери инвалидов с детства.
      - опубликовано - 07.06.2006
  • Заключение на социальную составляющую проекта бюджета 2007 года
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Анализировать социальные расходы бюджета по существу становится все труднее и труднее, следовательно, законодательная норма о доступности содержания бюджета для населения не выполняется. Как известно, ныне главный тезис бюджетной политики в системе государственных расходов – существенно возросшая социальная направленность. Тем не менее, при корректном сопоставлении ничего принципиально изменившегося в этом отношении не выявляется. При анализе социальных расходов становится очевидным, что эффективность этих расходов ограничена отсутствием стратегических решений. В тексте экспертизы рассматриваются плюсы и минусы социальных выплат бюджета 2007, а также сформулированы конкретные предложения по расширению социальных мер в бюджетной политике и включению социальной экспертизы бюджета в качестве необходимой стадии его формирования.
      - опубликовано - 04.10.2006
  • Гендерная экспертиза проекта федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН, Захарова В.Е., эксперт Государственной Думы, Беклемищева О.А.)
      Проект этого федерального закона разработан в целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. в части стимулирования рождения в семье второго ребенка. В нем предусматривается для женщин, родившим (усыновившим) второго третьего или последующего ребенка после 1 января 2007 года право на государственную поддержку в форме материнского капитала, размер которого составит 250 тыс. руб. Материнский капитал разрешается расходовать на приобретение жилья, получения услуг в сфере образования, улучшения пенсионного обеспечения после того, как второму, третьему и т.д. ребенку исполниться три года. Таким образом, хотя закон вводится в 2007 г., однако реально его действие начнется с 2010 г. В тексте экспертизы рассматриваются проблемные моменты законопроекта, а также сформулированы конкретные предложения об основных и дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей.
      - опубликовано - 17.10.2006
  • Может ли введение налога на холостяков и бездетных помочь в стимулировании рождаемости в свете лозунга известного демографа "Берегите мужчин!"
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН, Иванов А.Н., эксперт Государственной Думы)
      Демографическая ситуация в России настолько вызывает беспокойство депутатов, что реанимировала идею введения так называемого "налога на бездетность". В тексте экспертизы рассматриваются старые и новые обстоятельства поднятой темы: экономические и управленческий факторы, социально-экономический фактор низкого уровня жизни, а также возрастной, морально-этический, медицинские и политический факторы. Общеизвестно, что система поощрений гораздо более эффективна, чем система штрафных санкций. Предлагается поощрять тех, кто имеет детей, изменяя сам подход к решению задачи – расширение налоговых льгот на детей, введение системы семейного налогообложения, т.е. первоочередные меры должны касаться оплаты труда родителей. Важно сочетать методы экономического стимулирования трудоспособных и их социальное поощрение, если увеличивается иждивенческая нагрузка на заработанный доход с появлением ребенка.
      - опубликовано - 23.10.2006
  • Расходы на охрану материнства и детства в федеральном бюджете России и бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год
    (Кравченко Е.В, эксперт Государственной Думы)
      В расчете на душу населения расходы консолидированного бюджета на здравоохранение составят примерно 6141 рубль. Это гораздо ниже, чем в развитых странах. Особенностью бюджетного финансирования системы здравоохранения является то, что средства включены в различные строки федерального бюджета. Мероприятия, касающиеся охраны материнства и детства включены и в подраздел "Здравоохранение", и в Федеральные целевые программы, и в национальный проект "Здоровья". В федеральном бюджете предусмотрены трансферты и субсидии для системы обязательного медицинского страхования. Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации направляются суммы на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, а также по дополнительному диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни. В бюджете здравоохранения на 2007 год необходимо более четко выделить материнство и детство в качестве приоритета, что не в последнюю очередь диктуется провозглашенными национальными мерами по стимулированию рождаемости.
      - опубликовано - 26.10.2006
  • Депутаты предлагают повысить МРОТ без дополнительных расходов
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН, Ольшанская О.В., главный специалист Аппарата ФНПР)
      В процессе рассмотрения проекта бюджета 2007 депутаты Государственной Думы Российской Федерации внесли предложение повысить минимальную заработную плату (МРОТ) в России до 2000 руб. в месяц. При всем позитиве происходящей активности законодателей экспертная оценка представленного проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и в другие законодательные акты", отмечает неоднозначность его последствий. Вызывает сомнение то, что принятие проекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Законопроект предусматривает включить в минимальную заработную плату все виды доплат и надбавок, компенсационные и стимулирующие выплаты к заработной плате. При новом порядке установления МРОТ, по сути, отменяется доплата за особые условия труда по сравнению с нормальными работами. Повышение МРОТ необходимо – это актуальнейший социальный вопрос в России в борьбе с экономической бедностью, особенно феминной бедностью – низкими заработками работающих женщин, определяющих для массы семей – учителей, медиков и прочих бюджетников нищенский уровень жизни интеллигенции. Предлагается при принятии законопроекта еще раз продумать его последствия для трудовой активности, не менять определения, установившиеся в Трудовом кодексе Российской Федерации, имея ввиду временный характер предлагаемой меры и необходимость продолжения процесса, и не включать компенсирующие и стимулирующие доплаты и надбавки в определении права на доплату до вводимого минимума в 2000 рублей.
      - опубликовано - 30.10.2006
  • Современные решения в области трудовых пенсий – нестраховые периоды, важные для женщин и мужчин
    (Иванов А.Н., эксперт Государственной Думы)
      Новое пенсионное законодательство, важнейшим элементом которого является реализация принципов обязательного пенсионного страхования, предполагает, что при оценке пенсионных прав граждан учитываются только те периоды, за которые осуществлялась уплата страховых взносов в пользу лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, т.е. не учитываются те периоды времени, в течение которых застрахованное лицо не было в состоянии работать из-за болезни или из-за родов или оставалось без работы по не зависящим от него обстоятельствам, или же проходило военную службу. Безусловно, фундаментом пенсионного обеспечения является трудовая деятельность. Но задача усиления трудовой мотивации не исключает и задачу общей гуманизации пенсионной системы, необходимость обеспечения справедливой оценки общественно-значимых периодов деятельности.
      - опубликовано - 31.10.2006
  • К проекту федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
    (Беклемищева О.А., Скоробогатько Т.Г., Кравченко Е.В.)
      Накануне обсуждения законопроекта, в котором определяются три направления использования материнского (семейного) капитала (образование, жилье, пенсия), предлагается включить в него еще одно важнейшее направление его использования, связанное с лечением детей: оплату срочных хирургических операций и лечения для детей в случаях угрозы для жизни или тяжелой инвалидизации. Такое направление в системе материнского капитала актуально для сохранения здоровья ребенка, о чем специально говорил Президент России в Бюджетном послании на 2007 год относительно стимулирования рождаемости и решения демографических проблем. В статье приводится аргументация по ряду отраслей медицины: детская кардиология, детское слухопротезирование, детская онкология, а также некоторые из писем, поступивших в октябре 2006 г. в Российский фонд помощи.
      - опубликовано - 01.11.2006
  • О проблемах реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения в 2006 г.
      С момента вступления в силу с 1 января 2005 года 122-ФЗ государство гарантирует обеспечение государственных социальных гарантий отдельным категориям граждан в равном объеме на всей территории Российской Федерации. В 2006 году возник ряд проблем в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В статье приведены расчеты, исходя из которых, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению их лекарственными средствами в 2006 году из федерального бюджета дополнительно потребуется около 34 млрд. рублей. Депутаты Комитета Государственной Думы по охране здоровья обратили внимание на эту проблему еще в июле 2006 года и вносили поправки в Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 2006 год". В тексте сформулированы рекомендации не только о том, как ликвидировать дефицит финансирования программы ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения), но и предложения о снижении давление высоких цен на лекарства на население. Будем надеяться, что усиление внимания законодателей к вопросу положительно скажется на ситуации.
      - опубликовано - 16.11.2006
  • Материнский (семейный) капитал и повышение пенсионных прав граждан
    (Иванов А.Н., эксперт Государственной Думы)
      Госдума 22 декабря приняла в третьем, окончательном чтении закон, в котором женщинам, родившим (усыновившим) после 1 января 2007 года второго или последующего ребенка, предоставлена возможность использовать материнский капитал как прибавку к накопительной части трудовой пенсии. В статье рассматривается несколько аспектов ответа на следующий вопрос: "Что в действительности будет означать возможность использования материнского капитала для повышения пенсионных прав (расчетного пенсионного капитала) женщин в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка на 250 тыс. рублей?"
      - опубликовано - 26.12.2006

Материалы 2007 года

  • ЗОНА СОЦИАЛЬНОЙ НЕЗАЩИЩЕННОСТИ (о роли государства в защите детей в разведенных семьях, обеспечение детей алиментами)
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Проблема алиментов мало интересна и обществу, и государству, рассматривается как нечто частное и малозначимое в системе социальных отношений. Между тем это касается примерно 4,5 млн. детей, проживающих с одним родителем, как правило, матерью. Средний размер алиментов составляет менее 1,6 тыс. руб. в месяц. Получают алименты, по экспертным оценкам, менее трети семей, имеющих на них право. Государству есть над чем задуматься и дополнить национальную программу повышения рождаемости и демографическую деятельность мерами по защите детей в разведенных семьях. Тем более, что Россия присоединилось к международным решениям в области борьбы с бедностью и обеспечения политики улучшения положения женщин и усиления реального их равенства с мужчинами. Исходя из опыта других стран, эксперты предлагают законодательно ввести основы государственного регулирования этого вопроса, – государственного минимального стандарта алиментов и повышения на его основе алиментной выплаты на детей, родители которых уклоняются от их уплаты. По мнению экспертов, следует осуществить принципиальное изменение в системе управления в этой сфере, а именно, создать многофункциональную государственную организацию (фонд, агентство - условно Государственный Алиментный фонд) по типу федеральной службы.
      - опубликовано - 29.01.2007
  • Зона социальной незащищенности семей с детьми
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Тема алиментов пока мало озвучена, видимо потому, что рассматривается как нечто частное и, следовательно, малозначимое для государства. Тем не менее, с этой темой связана масса наших национальных проблем, среди которых преодоление демографической ямы, снижение бедности, ликвидация социального сиротства, гуманизация семейных и межпоколенческих отношений, обеспечение реального социального равенства по признаку пола. Но главное – эта тема касается примерно 4,5 млн. детей, проживающих с одним родителем, как правило, матерью. Требуются новации именно в системе исполнения. Исходя из опыта других стран, эксперты предлагают законодательно ввести основы государственного регулирования этого вопроса, – государственного минимального стандарта алиментов и повышения на его основе алиментной выплаты на детей, родители которых уклоняются от их уплаты. По мнению экспертов, следует осуществить принципиальное изменение в системе управления в этой сфере, а именно, создать многофункциональную государственную организацию комплексного типа (фонд, агентство - условно Государственный Алиментный фонд) по типу федеральной службы.
      - опубликовано - 09.03.2007
  • Трагедия в Новокузнецке и проблемы пенсионной реформы, ранее поставленные экспертами проекта "Гендерные бюджеты в России"
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Согласно закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (от 17.12.2001, №173–ФЗ) средства, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, в случае их смерти до назначения им накопительной части трудовой пенсии по старости должны быть выплачены их родственникам или лицам, указанным застрахованными в своих заявлениях. Однако органы Пенсионного фонда Российской Федерации отказывают гражданам, обращающимся за такими выплатами, ссылаясь на отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации порядка таких выплат. В условиях бедности значительной части населения нашей страны, размер федерального пособия на погребение на протяжении уже целого ряда лет составляет всего 1 тысячу рублей. В тоже время пенсионные накопления, подлежащие выплате правопреемникам, могут достигать нескольких десятков тысяч рублей, а граждане, оказавшиеся в тяжелейшей жизненной ситуации (родители, супруги, дети умерших или погибших застрахованных) на протяжении ряда лет не могут реализовать свое право их получить. Численность таких граждан постоянно растет. Их число недавно пополнили вдовы, родители и дети 108 шахтеров шахты "Ульяновская", траур по которым объявлен в Кемеровской области 22–24 марта текущего года. Их вдовы и дети должны получить уже имеющиеся отчисления погибших мужей.
      - опубликовано - 23.03.2007
  • Социальная и гендерная составляющая проекта трехлетнего федерального бюджета (2008-2010 гг.)
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Правительство Российской Федерации на заседании 26 апреля одобрило проект федерального бюджета на 2008 и на период до 2010 года. 30 апреля бюджет должен быть внесен в Госдуму. Федеральные расходы социальной направленности в 2008-2010 гг. уменьшаются. Доля запланированных расходов бюджета на социальные статьи (образование, культура, здравоохранение, социальная политика) в 2007 году составят 15%, а в 2010 – 14% (для сравнения: затраты на властные функции - управление, оборона, внутренняя безопасность – в 2007 году – 42.0%, а в 2010 – 42,4%). По расчетам автора, среди получающих зарплату ниже прожиточного минимума 75% – женщины. В статье анализируются мероприятия в бюджете, дается оценка последствий в тех сферах, которые значимы для улучшения положения женщин с их двойной функцией, профессиональной и материнской – в сфере труда и занятости, пенсионного обеспечения, пособий по материнству и детских пособий. Автор напоминает о необходимости введения социальной классификации бюджета, то, что эксперты проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" давно предлагают внедрить в бюджетный процесс целевую схему группировки расходов, построенную на адресе граждан, получающих соответствующие выплаты и услуги как шаг к модели социального и гендерного бюджета. При составлении этой схемы будут учтены поставленные Президентом России масштабные задачи, в области демографии, стимулировании рождаемости, улучшении охраны здоровья и повышения доходов семей с детьми.
      - опубликовано - 27.04.2007
  • Социально-экономическая и гендерная экспертиза добровольного накопления граждан на пенсию
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      В бюджетном Послании Президента России Федеральному Собранию в марте 2007 года была поставлена задача сформировать механизмы укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Свои предложения подготовили Минздравсоцразвития РФ и Минэкономразвития РФ. В них предусматривается выполнение пожелания Президента России: к каждой тысяче рублей добровольного взноса гражданина государство должно добавлять столько же. В июне 2007 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по вопросу "О реализации Послания Президента Российской Федерации в части стимулирования добровольных пенсионных накоплений граждан", в ходе которых обсуждались Концептуальные вопросы законопроекта, стимулирующего добровольные пенсионные накопления граждан путем софинансирования. Эксперты проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" провели гендерную экспертизу разработанных предложений и полагают, что они в основном улучшают пенсии для мужчин. У них более высокие зарплаты, из которых можно делать отчисления по тысячи рублей в месяц на добровольное пенсионное накопление. По экспертным расчетам (2005 г.), среди получающих более 20 тысяч рублей три четверти составляют мужчины, тогда как женщины такую же долю составляют среди зарабатывающих менее прожиточного минимума (до 3,5 тысяч рублей). В итоге, у мужчин будет более высокий коэффициент замещения заработной платы, чем сейчас.
      - опубликовано - 14.08.2007
  • Повышение заработной платы в 2007 г. – за и против (как решаются проблемы оплаты труда в отраслях с преимущественно женским персоналом, финансируемые из бюджета)
    (Ольшанская О.В., Советник Аппарата ФНПР)
      В ближайшее время повышение минимальной заработной платы проектируется большое – в 2 раза, его терпеливо ждали миллионы россиян. Но, к сожалению, многих из них постигнет разочарование и даже возмущение от того, как эту меру осуществили наши чиновники, исходя из традиционной для России пословицы: «хотели как лучше, а получилось как всегда». В статье анализируется то новое, что вводится Федеральным законом №54-ФЗ от 20.04.2007 «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты» и каковы его последствия.
      - опубликовано - 26.09.2007
  • Ценовой сюрприз осени в России: реакция семей, женщин и государства
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., ИЭ РАН)
      Президент РФ в своих ответах в прямом эфире на вопросы россиян 18 октября 2007 года затронул проблему внезапного роста цен на продовольственные товары в России. Единовременное повышение цен на продовольствие оценивается в 25%, а по некоторым продуктам – до 40 и даже до 60% и оно касается практически каждого гражданина страны. Естественно, что при росте цен на продовольствие в первую очередь пострадали бедные слои населения, среди которых преобладают малооплачиваемые работницы, пенсионерки и дети, так как в их покупках, а следовательно и расходах, значение затрат на питание выше, чем у остальных семей. Если в среднем типичная семья тратит на указанные цели 35%, то бедные – 50% и более. Власти пытаются и на федеральном, и на местном уровне остановить процесс или хотя бы смягчить потери за счет выплат из бюджета. Все эти вложения требуют бюджетных средств и, казалось бы, увеличивают социальную (гендерную часть) бюджета, но, понятно, что здесь имеет место всего лишь перераспределение между доходами и расходами, а не реальное улучшение уровня жизни.
      - опубликовано - 29.10.2007
  • Разведенных отцов лишат родительских прав? Нужен гендерно взвешенный подход к проблеме
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., главный научный сотрудник ИЭ РАН)
      В Госдуму РФ внесен проект поправки в Семейный кодекс РФ, которая позволяет одному из родителей, проживающему непосредственно с ребенком, представлять его права и интересы без ведома второго родителя. По сути, могут лишиться родительских прав миллионы разведенных российских отцов, проживающих отдельно от своих детей, так как норма закона будет действовать не только в отношении нерадивых отцов, которые, безусловно, имеются, но и отцов, которые хотят воспитывать своих детей, но не имеют такой реальной возможности из-за катастрофы в отношениях бывших супругов. Возможно, нужна другая поправка в Семейный кодекс РФ: не принимать дело о расторжении брака к производству в суде до тех пор, пока в суд не будет представлено письменное соглашение о детях, обязывающее родителей официально договориться о воспитании ребенка до развода. Интересен также существующий в западных странах институт взаимной опеки обоих разведенных родителей над ребенком, строго определяющий соблюдаемый порядок взаимоотношений, нарушение которого, по заявлению одного из родителей, карается судом. Что касается реального участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка, то это участие следует активизировать, прежде всего, в вопросе исполнения обязанности по его содержанию.
      - опубликовано - 20.11.2007

Материалы 2008 года

  • Обращение к заинтересованной общественности
      Общественная палата РФ, которая приступила к работе в январе 2006 года, завершает свою деятельность. Просим Вашей поддержки и участия в обращении к Общественной палаты РФ нового созыва (состава) с просьбой учесть мнения заинтересованной общественности о формировании Комиссии по гендерному равенству в Общественной палате РФ.
      - опубликовано - 11.01.2008
  • Новый этап социальной политики – от бедности к экономической устойчивости, материальному достатку и формированию среднего класса в России
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., главный научный сотрудник ИЭ РАН)
      22 мая 2008 года в социальной комиссии Общественной Палаты РФ заслушали результаты проекта «Стандарт экономической обеспеченности семьи с детьми (СЭУ)», инициированного правительством Москвы и выполненного экспертным коллективом под руководством проф. Ржаницыной Л.С. (Институт экономики РАН). Новизна проекта – в определении вектора дальнейшего развития социальной стратегии в России. Модель СЭУ принципиально отличается от подходов в политике прожиточного минимума. Она отказывается от собесовского подхода для экономически активной семьи в пользу ее самообеспечения. Задача социально-ориентированного управления – содействовать формированию условий для населения заработать нужный объем средств для всех живущих ниже указанного стандарта. Обоснованная методология СЭУ означает важный шаг в государственной системе стандартизации и нормирования в области уровня жизни.
      - опубликовано - 27.06.2008
  • Социальные параметры бюджета на 2009-2011 гг. – структурные проблемы
    (Ржаницына Л.С., д.э.н., проф., главный научный сотрудник ИЭ РАН)
      В данной статье автор дает заключение на социальную составляющую проекта бюджета на 2009-20011 года. Рост социальных расходов бюджета на 2009-2011 годы не снимают ряда проблем. Прежде всего, доля их в ВВП снижается, но, учитывая уже озвученные обязательства власти в сфере доходов населения, ожидалось, что она будет, по крайней мере, стабильной. (Доля социальных расходов бюджета в Законе о бюджете составляет 15,6%, а проекте на 2011 год – 14,9%). При этом Минфин РФ заявляет, что тенденция на снижение доли бюджета в ВВП является общей. Но почему-то экономия пока больше касается населения, а не институтов власти – управления, армии, безопасности. Но самое главное, что проектируемые объемы расходов невозможно оценить качественно по нормативным индикаторам, чтобы сделать принципиальный вывод о достижениях.
      - опубликовано - 12.09.2008
  • О расходах на поддержку семей с детьми, материнства, отцовства в федеральном бюджете на 2009-2011 гг.
    (В. Е. Захарова, к.э.н.)
      В данной статье автор, анализируя расходы на поддержку семей с детьми, материнства, отцовства в федеральном бюджете на 2009-2011 годы, делает вывод, что такая бюджетная политика не только не способствует усилению мер по стимулированию рождаемости в стране, но и продолжает дискриминационную политику в отношении работающих граждан, которые осуществляют уход за ребенком. К тому же, происходит минимизация финансовой помощи субъектам Российской Федерации по расходным обязательствам, которые по разграничению полномочий относятся к предметам их ведения, а это, как известно, включает поддержку семей с детьми. В статье также сформулированы самые неотложные предложения по повышению эффективности системы охраны материнства и детства в целях решении актуальных общенациональных задач.
      - опубликовано - 20.10.2008

2004 год: [Приглашаем к обсуждению "О перераспределении полномочий по уровням власти"]
[Результаты обсуждения законопроекта о перераспределении полномочий по уровням власти]
[Эксперты о Федеральном законе РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ] [Эксперты о Федеральном бюджете-2005]
[Инициативы депутатов Государственной Думы] [Гендерные вопросы бюджетной реформы]
[Эксперты о социальной реформе] [Бюджетная реформа и ее последствия. Гендерный анализ]

2005 год: [Социальные аспекты реализации Федерального закона РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ]
[Гендерные аспекты пенсионной реформы]
[Мнение граждан и гражданок о социальной реформе - вопросы для обсуждения]
[Обсуждаем Бюджет-2006] [Обсуждаем исполнение Бюджета-2005]
[Гендерное измерение государственной политики и ее отражение
в бюджетном процессе в 2005-2006 гг. Результаты мониторинга]

[Методология гендерного бюджета (основные положения с учетом реформ управления в РФ)]
[Methodology of gender budgeting
(principal statements taking into account state governmental reforms in Russia)]


2006 год: [Форумы "Гендерный мониторинг бюджетного процесса 2005-2006 гг."]
[Методика гендерного мониторинга бюджетной политики]
[Показатели гендерного анализа бюджета]
[Инициативы экспертов проекта] [Национальные проекты]
[Листовка о национальных проектах от 10.02.2006, в формате PDF, 220 Кб.]
[Презентация "Гендерный бюджет - основные понятия и элементы"(24-26.04.2006)]
[Обсуждаем Бюджет-2007]

2007 год: [Материалы экспертов проекта]

2008 год: [Материалы экспертов проекта]

С 12.07.2004 по 31.12.2007 г. было зафиксировано 61687 обращений к материалам экспертов
(за 2004 г. - 5201 обращений, за 2005 г. - 18034, за 2006 г. - 19700, за 2007 г. - 18812).
О размещении материалов проекта "Гендерные бюджеты в России" в Интернете (до июня 2005)
Placement of the project materials "Gender Budgets in Russia" on Internet (june 2005)
Коротко о проекте на русском, Brief about project in Eglish

Тексты материалов экспертов размещены на портале "Женщина и общество"
с согласия авторов и ЮНИФЕМ.

Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100