"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004

Эксперты о Федеральном бюджете-2005


Чекорина Н.И.,
эксперт Государственной Думы

Изменения в регулировании оплаты труда

В связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произошли существенные изменения в регулировании оплаты труда.

Основные изменения внесены в статьи Трудового кодекса Российской Федерации. В системе государственных гарантий по размеру оплаты труда сохранен лишь показатель величины минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда, как конституционная гарантия, также как и прежде будет устанавливаться федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

Сохранена и формулировка о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Однако по прежнему порядок и сроки введения минимального размера оплаты труда на уровне величины прожиточного минимума будут определяться отдельным федеральным законом. Кроме того, должен быть разработан также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы на таком уровне. В связи с этим, остаются не ясными перспективы приближения минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума.

В новой редакции статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации введено более четкое разграничение бюджетов, за счет которых обеспечивается повышение минимального размера оплаты труда. Предусмотрено, что повышение минимального размера оплаты труда производится за счет средств:

  • федерального бюджета работникам учреждений, финансируемых из федерального бюджета;
  • за счет средств бюджетов субъектов РФ работникам учреждений , финансируемых из бюджетов субъектов РФ;
  • за счет средств местных бюджетов - работникам учреждений, финансируемых из местных бюджетов;
  • работникам других организаций за счет собственных средств.

В Трудовой кодекс введен новый механизм участия работников в установлении размеров оплаты труда на федеральном уровне. Если до настоящего времени представители работников и работодателей участвовали в установлении минимальных ставок на уровне организаций и отраслей, то теперь представители работников и работодателей могут участвовать в установлении минимального размера оплаты труда и тарифных ставок на федеральном уровне через своих представителей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).

Ежегодно, до внесения закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, Российская трехсторонняя комиссии будет разрабатывать единые рекомендации по системе оплаты труда, включая размеры ставок, доплат, надбавок (в том числе за работу в условиях отклоняющихся от нормальных) работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Эти рекомендации будут учитываться Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Кроме того, с 2004 года органы государственной власти субъектов РФ за счет собственных бюджетов вправе принимать законы, устанавливающие более высокий по сравнению с федеральным размер минимальной оплаты труда.

Значительные изменения произошли в регулировании оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Размер тарифной ставки первого разряда исключен из системы государственных гарантий по оплате труда. Изменена и система финансирования организаций бюджетной сферы.

Установлено, что Единая тарифная сетка по оплате труда распространяется только на работников федеральных государственных учреждений. Размер тарифной ставки первого разряда устанавливается не федеральным законом, как это было в предыдущие годы, а постановлением Правительства РФ. При этом из статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации исключено положение о том, что тарифная ставка первого разряда не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальное межразрядное соотношение тарифной сетки между первым и восемнадцатым разрядами, установленное федеральным законом на уровне не ниже 1 к 4,5, сохранено только для работников федеральных государственных учреждений.

По решению Правительства Российской Федерации для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться также иная система оплаты труда, отличная от ЕТС.

Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, тарифная система оплаты труда работников муниципальных организаций - органами местного самоуправления.

Предусмотрено, что тарифная система оплаты труда работников внебюджетных организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

Внесены изменения и в систему оплаты труда работников, работающих в организациях расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях будет устанавливаться Правительством Российской Федерации, а не федеральным законом, как это предусматривалось ранее Трудовым кодексом.

Расширены полномочия органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления в стимулировании работы на своих территориях. Теперь органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления вправе за счет средств своих бюджетов устанавливать размеры коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Органы государственной власти своим нормативным актом могут установить предельный размер коэффициента для муниципальных образований, входящих в субъект РФ. Однако при этом не установлен минимальный размер коэффициентов и надбавок.

Таким образом, размеры районных коэффициентов и процентной надбавки к заработной плате в одной и той же местности будут различаться в зависимости от финансовых возможностей или от желаний работодателя.

Учитывая, что районный коэффициент и надбавка устанавливались в целях обеспечения равных условий воспроизводства рабочей силы в районах с неблагоприятным климатом, выравнивания реальной заработной платы в связи с разницей в стоимости жизни из-за различных потребностей, а также компенсации ущерба наносимого здоровью и работоспособности работников в неблагоприятных климатических условиях их минимальный размер должен устанавливаться федеральным законом.

Изменен и порядок установления надбавки за вахтовый метод работы. Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета надбавка выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, надбавка за вахтовый метод выплачивается в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Для работников, не относящихся к бюджетной сфере, надбавка за вахтовый метод работы выплачивается в размере и порядке, устанавливаемом работодателем. При этом, не определен на государственном уровне минимальный размер этого вида надбавки.

В связи с указанными выше изменениями отменен Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 139-ФЗ "О тарифной ставке ( окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, закон об индексации денежных доходов и сбережений, предусматривающий порядок индексации заработной платы.

С учетом этих изменений в регулировании оплаты труда составлен проект федерального бюджета на 2005 год.

В связи с изменением порядка финансирования работников организаций бюджетной сферы, при внесении проекта федерального бюджета на 2005 год внесен лишь проект федерального закона о минимальном размере оплаты труда (в отличии от предыдущих лет, когда вносился еще и закон о размере тарифной ставки первого разряда).

Минимальный размер оплаты труда повышается на 20% до 720 рублей с 1 января 2005 года.

Это будет способствовать некоторому повышению оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников, а также по мнению Правительства Российской Федерации поэтапному приближению минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.

Прожиточный минимум трудоспособного человека при этом прогнозируется в пределах от 2970 рублей в месяц до 3280 рублей в месяц.

Действительно при первом варианте соотношение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму несколько увеличивается по сравнению с 2003 годом - до 24,2%.Однако при наихудшем варианте соотношение даже несколько уменьшится, т.к. повышение заработной платы предусматривается только на 20%, а рост величины прожиточного минимума на 25%.

Соотношение минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума

Год Минимальный размер оплаты труда (руб.) (среднегодовой) Соотношение среднегодового минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума (%)
1994 17560 20,3
1995 42500 16,1
1996 72740 19,7
1997 83490 20,3
1998 83,49 16,9
1999 83,49 8,3
2000 107,75 8,98
2001 250,0 18,2
2002 450 22,9
2003 487,5 21,6
2004 600 22,0
2005 720 24,2 / 21,95

В связи с тем, что органы государственной власти субъектов РФ праве принимать законы, устанавливающие более высокий по сравнению с федеральным размер минимальной оплаты труда, предполагается, что в 2005 году ряд регионов, где средства бюджетов это позволят, воспользуются этим правом и установят более высокие по сравнению с федеральными размеры заработной платы.

В федеральном бюджете предусмотрено повышение оплаты труда только работников федеральных государственных учреждений в 1,2 раза с 1 января 2005 года. При этом действующие межразрядные коэффициенты Единой тарифной сетки не изменяются. На эти цели в проекте федерального бюджета на 2005 год предусмотрены дополнительные средства в объеме 19,8 млрд. рублей.

Следует отметить, что для увеличения Фонда оплаты труда работников учреждений, финансируемых за счет средств федерального бюджета в 2004 году на 20% необходимо 24,3 млрд. рублей, а не 19,8 млрд. рублей предусматриваемых в федеральном бюджете. Учитывая, что в бюджете на эти цели предусмотрено на 4,5 млрд. рублей меньше, можно предположить, что на бюджеты субъектов переданы часть учреждений, финансируемых ранее из федерального бюджета.

Правительством РФ внесены также предложения по индексации размеров оплаты труда федеральных государственных служащих и денежного довольствия военнослужащих.

С 1 января 2005 года военнослужащим, проходящим службу по контракту увеличивается размер ежемесячной надбавки за сложность и специальный режим военной службы с 70% до 120% оклада по воинской должности. Размер денежного довольствия сохраняется, кроме военнослужащих, занимающих должности в центральных аппаратах соответствующих министерств. Проведение индексации оплаты труда гражданского персонала организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предлагается осуществить с 1 января 2006 года.

В связи с этим, остается неясным перспектива достижения размеров окладов военнослужащих уровня окладов федеральных государственных служащих.

В соответствии с разграничением полномочий начиная с 2005 года органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения о сроках и уровне индексации заработной платы работников бюджетной сферы, финансируемых из соответствующих бюджетов. При этом в 2005 году в связи с отменой ЕТС, отменяются жесткие требования и ограничения по установлению уровня оплаты труда работников бюджетной сферы для субъектов РФ и муниципальных образований.

В предыдущие годы, при повышении тарифных ставок ЕТС в федеральном бюджете выделялись средства для дотаций субъектов РФ. Хотя этих средств было недостаточно для покрытия дополнительных расходов бюджетов субъектов, т.к. в 2002 году дотации составили лишь 11% потребностей, а в 2003 году -54,6%, при повышении тарифных ставок с 1 декабря 2001 года из федерального бюджета было выделено 13,7 млрд. рублей на дотации бюджетов субъектов РФ, а в 2002 году, при повышении с 1 октября 2003 года - 10 млрд. рублей на 2003 год.

В проекте федерального бюджета на 2005 год таких средств не предусмотрено, т.к. с 2005 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований самостоятельно должны решать вопросы определения размеров повышения заработной платы в зависимости от своих приоритетов и финансовых возможностей.

Учитывая, что это прежде всего касается организаций, где преимущественно работают женщины, эксперты неправительственных женских организаций должны подключится к работе РТК по выработке рекомендаций по заработной плате и существенно активизировать работу с органами власти. Это необходимо в целях принятия соответствующих решений по повышению тарифных ставок организаций образования, здравоохранения, культуры, науки и др., а также выделению в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах соответствующих финансовых средств на эти цели.

Предполагается, что увеличение заработной платы будет достигаться в основном за счет роста производительности труда, что будет способствовать сокращению издержек производства и повышению конкурентоспособности продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках, что особенно важно при вступлении России в ВТО.

Прогнозируется, что темпы роста заработной платы будут несколько превышать темпы роста производства - за период с 2005 по 2007 год фонд заработной платы увеличится в 2,1 раза, а ВВП лишь в 1,84 раза. В связи с этим несколько повысится доля заработной платы в ВВП и превысит 40%

Удельный вес заработной платы в ВВП

  2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
ВВП 100 100 100 100 100 100 100
Оплата труда наемных работников 43,1 46,6 46,2 47,5 46,6 47,6 48,4
Заработная плата 34,8 37,4 37,3 38,1 39,1 39,9 40,6
Отчисления на соцстрах 8,3 9,2 8,9 9,4 7,5 7,7 7,8

Правительство РФ предполагает также, что 50% сэкономленных средств от снижения ставки ЕСН будет направлена работодателями в 2005-2006 годах на повышение оплаты труда. Однако опрос, проведенный рядом независимых экспертов показывает, что такие предположения не правомерны. Большинство опрошенных работодателей ответили, что не планируют повышение оплаты труда, т. к., по их мнению, самым актуальным в настоящее время является возврат долгов, замена устаревшего оборудования и ремонт основных фондов, что в дальнейшем позволит существенно повысить заработную плату работников, но не в 2005 году.

Вместе с тем, Правительство Российской Федерации планирует, что основным источником доходов населения будет именно рост заработной платы. По прогнозу среднемесячная заработная плата в 2005 году должна возрасти на 22,2% и достигнуть 8450 рублей в месяц, а к 2007 году рост среднемесячной заработной платы ожидается в 1,7 по сравнению с 2004 годом до 11647 рублей в месяц.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100