"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004

Бюджетная реформа и ее последствия. Гендерный анализ


Чекорина Н.И.,
эксперт Государственной Думы

Регулирование занятости населения.
Гендерный аспект

Занятость в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативно правовыми актами. В связи с изменениями полномочий между органами власти изменилось и законодательство регулирующее занятость и социальную поддержку безработных граждан, численность которых в соответствии с критериями Международной Организации Труда (МОТ) составляет 6,6 млн. чел. или чуть больше 10% населения.

Гендерный анализ ситуации на рынке труда показывает, что среди безработных преобладают мужчины - около 54,0%.Средний возраст безработных женщин и мужчин примерно одинаков и составляет у женщин 34,9 лет, а у мужчин – 34,8. За последние три года средний возраст безработных несколько уменьшился - у женщин на 0,8 года и составляет 34,9 лет, а у мужчин - на 0,6 года, их средний возраст 34,8 лет.

Безработные в России в среднем моложе занятого населения. Мужчины преобладают во всех возрастных группах безработных, кроме группы до 20 лет, где количество мужчин и женщин одинаково.

Самая большая возрастная группа в составе безработных - это лица в возрасте от 20 до 24 лет, на их долю приходится 16,7% общей численности безработных, а всего в возрасте до 30 лет находится 39,1% безработных. Около 33% безработных имеют высшее или среднее профессиональное образование. Безработные женщины образованнее мужчин, высшее и среднее профессиональное образование имеют 41,7% женщин, в то время когда среди мужчин такое образование у 25,7%. Вместе с тем время поиска работы у женщин выше среднего которое составляет 8,8 месяцев, при этом среднее время поиска работы у женщин - 9,2 месяца.

Способы поиска работы у мужчин и у женщин не отличаются. И те, и другие предпочитают обращение к друзьям, родственникам, знакомым и обращение в государственную службу занятости.

Анализ причин безработицы показывает, что у женщин несколько больше группа высвобожденных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела, отсутствие опыта работы, а у мужчин - группа уволившихся по собственному желанию.

Анализ безработных по занятиям по последнему месту работы показывает, что и у мужчин и у женщин наибольшей группой безработных являются неквалифицированные рабочие и лица, не имеющие опыта. У мужчин эта группа составляет 35,6% от общей численности безработных мужчин, у женщин она чуть выше - 38,0%.

Значительные отличия имеются у квалифицированных безработных. У мужчин 23% квалифицированных рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр, а так же операторы, аппаратчики, машинисты установок и слесари-сборщики - 21,3%. У женщин 18,9% безработных работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, а также специалисты среднего уровня квалификации - 13,4%.

Анализ безработных по последнему месту работы по отраслям экономики наибольшее количество от общего числа безработных и у мужчин и у женщин составляет группа безработных промышленности - 25,2% у мужчин и 18,8% - у женщин. Работавших ранее в строительстве безработных мужчин в 4 раза больше безработных женщин, в транспорте и связи в 2,7 раза. В образовании, культуре и искусстве тенденции обратные - безработных женщин в 3 раза больше, чем безработных мужчин. Таким образом, отраслевая структура безработных по последнему месту работы совпадает с отраслевой структурой занятости. Безработные обоих полов хотели бы иметь работу по найму с полной рабочей неделей.

Имеющиеся гендерные отличия в безработице необходимо учитывать при разработке и принятии мероприятий по содействию занятости. Особенно важно проведение гендерного анализа законодательства, регулирующего занятость и всех изменений, которые в него вносятся.

За последние три года в законодательство, регулирующее занятость населения были внесены ряд существенных изменений. В первую очередь изменилась система финансирования мероприятий по содействию занятости и социальной поддержки безработных граждан. Если до 2001 года все мероприятия по занятости финансировались за счет средств Государственного фонда занятости, то с января 2001 года до настоящего времени финансирование мероприятий по занятости осуществляется из федерального и региональных бюджетов.

Упразднение Государственного фонда занятости было продиктовано стремлением усилить контроль за расходованием средств и сократить налогообложение работодателей. Необходимость проведения этих мер обосновывалась тем, что при финансировании из Государственного фонда занятости 80% средств территориальных фондов занятости оставалось на месте и лишь 20% консолидировалось на федеральном уровне. В результате в благополучных регионах на активную политику тратились значительные средства в то время как в неблагополучных их не хватало даже на пособия по безработице.

Консолидация Государственного фонда занятости в федеральный бюджет имела свои положительные стороны. Так, в 2001 году впервые за последние шесть лет удалось обеспечить регулярность и своевременность выплат пособий всем безработным вне зависимости от места их проживания.

По мнению некоторых экспертов, финансирование государственных органов занятости через казначейство с указанием цены услуги и численности граждан получивших ее позволяет точнее просчитывать средства, направляемые на реализацию региональных программ.

Однако изменение в финансировании привело к тому, что на программы занятости и поддержку безработных граждан в бюджете было предусмотрено средств значительно меньше, чем это было бы в фонде занятости (таблица 1). Если отчисления в фонд занятости даже сохранились бы на уровне 1% от фонда заработной платы, то при фонде заработной плате 4140 млрд. рублей в 2004 году на мероприятия по содействию занятости и поддержке безработных, а также на содержание служб занятости должно было быть предусмотрено 41,4 млрд. рублей, а не 25 млрд. рублей, как это предусмотрено в бюджете.

Таблица 1.
Расходы на мероприятия по занятости и поддержку безработных
(млрд. руб.)
 
2002 год
2003 год
2004 год
2005 год
Фонд заработной платы (ФЗП)
2648
3291
4140
5025
Предполагаемый фонд
занятости (1% от ФЗП)
26,48
32,91
41,4
50,25
Расходы бюджета на мероприятия
по содействию занятости и
поддержке безработных граждан
18,9
21,3
25,0
27,86

Вместе с тем, реформирование не привело к переориентации в сторону активной политике занятости. Более того, в результате этих изменений политика занятости стала еще менее активной. Если в 2000 году ( до передачи в бюджет Государственного фонда занятости) на материальную поддержку безработных выделялось столько же средств, сколько предусматривалось для специальных программ занятости и обучения, то в 2004 году на выплату пособия и прочих выплат безработным гражданам выделяется в 2,6 раза больше средств, чем в 2000 году, а на мероприятия по содействию трудоустройству - в 3 раза меньше. При этом суммы на мероприятия по содействию в трудоустройстве и на профобучение безработных граждан выделяется в 7 раз меньше чем на материальную поддержку безработных граждан (таблица 2).

Таблица 2
Расходы на мероприятия по занятости и поддержку безработных
(млн. руб.)
2000 год
2004 год
Специальные программы занятости
4213,9
Мероприятия по содействию трудоустройства
1397,3
в том числе организация
 
   
рабочих мест
2712,6
   
Занятости длительно безработных
131,4
Организация временного
трудоустройства безработных,
особо нуждающихся в
социальной защите
205,2
занятости молодежи
164,0
Организация временного

трудоустройства безработных
граждан в возрасте от 18 до 20 лет
из числа выпускников учреждений
начального и среднего
профессионального образования,
ищущих работу впервые
84,0
Поддержки предпринимательства
182,4
оказание содействия
самозанятости населения
30,0
общественных работ
595,9
общественные работы
417,0
занятости подростков
293,6
Организация временного

трудоустройства
несовершеннолетних граждан
от 14 до 18 лет
570,0
трудовая реабилитация инвалидов
134,0
   
Программа обучения безработных
1891,0
Профобучение безработных
1135,0
Материальная поддержка безработных
6718,7
Выплата пособий по безработице
и прочих выплат безработным
17814,9

Изменился и характер мероприятий. Если специальные программы занятости из Государственного фонда занятости содержали мероприятия по созданию рабочих мест, по организации занятости длительно безработных, молодежи, подростков, то к мероприятиям по содействию трудоустройства из федерального бюджета относится организация временного трудоустройства безработных нуждающихся в социальной защите, выпускников начального и среднего профессионального образования, несовершеннолетних граждан. Вместо поддержки предпринимательства в 2004 году предусмотрено оказание содействия самозанятости населения в сумме более чем в 6 раз меньшей, чем на оказание предпринимательства в 2000 году. Значительно сократилось финансирование общественных работ - за четыре года в 1,4 раза, а финансирование организации рабочих мест прекратилось полностью.

Несмотря на увеличение суммы средств, направляемой на выплату пособия и материальную помощь безработным, в этот период принимаются поправки в федеральный закон о занятости, направленные на снижение размеров пособий по безработице. В 2002 году вводится ограничение на размер пособий по безработице гражданам, которые до увольнения имели высокие размеры зарплат. Их пособие, выплачиваемое в размере 75% среднемесячного заработка за первые три месяца, 60% - за последующие четыре месяца, 45% за последние 5 месяцев, во всех случаях не могут быть выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъектах Российской Федерации, но не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума. Поскольку заработную плату значительно превышающую величину прожиточного минимума получают в основном мужчины, то в данном случае введение ограничения максимального размера пособия коснулось именно их.

В 2003 году было принято изменение, ограничивающее размер пособия для лиц, увольняющихся по собственному желанию. В настоящее время для граждан, уволившихся по собственному желанию, размер пособия по безработице устанавливается в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в первом 6-ти месячном периоде и 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации во втором 6-ти месячном периоде. В этом случае были ущемлены права женщин, которые вынуждены увольняться в связи с необходимостью ухода за детьми, больными или престарелыми родителями, а также в связи с переездом мужа на новое место работы (службы).

Новый порядок финансирования внес значительную неопределенность и в статус государственной службы занятости. Оплата работников районных и городских центров занятости, непосредственно обслуживающих безработных, уменьшилась в два и более раза. Если при финансировании из средств Фонда занятости их заработок был сопоставим с заработками госслужащих, то с 2001 года оплата их труда стала устанавливаться по единой тарифной сетке, а поощрительные выплаты были отменены.

Таким образом, женщины лишились высокооплачиваемых престижных рабочих мест, и, в связи с этим, около 1,5 тыс. наиболее высококвалифицированных специалистов были вынуждены добровольно покинуть службу занятости.

Наиболее существенные изменения в законодательстве о занятости предусмотрены вступающим в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122 "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу нормативных правовых актов в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В соответствии с указанным законом осуществление мероприятий государственной политики занятости отнесены к полномочиям федеральных органов власти. Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан становятся расходными обязательствами Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета. В связи с этим из закона о занятости исключены статьи, регламентирующие функции и полномочия субъектов и органов местного самоуправления в вопросах обеспечения занятости населения. Таким образом, осуществление государственной политики в области содействия занятости становится полномочиями федеральных государственных органов государственной власти. Федеральные государственные органы власти будут разрабатывать программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости и обеспечивать их финансирование.

Однако опыт последних лет показал, что при финансировании из федерального бюджета мероприятия активной политики занятости значительно сокращаются. При этом к мерам активной политики занятости в законопроекте относятся такие мероприятия как организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, содействие самозанятости. А такие мероприятия активной политики, как организация рабочих мест (хотя бы для лиц, испытывающих трудности в поиске работы) даже не перечислена в мерах активной политики занятости.

Неясно также как при проведении политики занятости только федеральными органами будут учитываться региональные особенности рынка труда и что делать регионам в случае, если из федерального бюджета будет выделено недостаточно средств.

С 2005 года отменяется положение, в соответствии с которым финансирование общественных работ могло производится за счет средств бюджетов субъектов и местных бюджетов в рамках целевых программ. Финансирование общественных работ организуемых службами занятости в целях обеспечения временной занятости населения будет осуществлять за счет средств работодателей. В связи с этим организация общественных работ становится еще более проблематичной, поскольку это особый вид трудовой деятельности незанятых граждан, в целях обеспечения временной занятости и снижения социальной напряженности в обществе, а не получение прибыли.

В 2005 году политика в области занятости не изменяется. По-прежнему основная масса (около 58%) средств направляется на социальную поддержку безработных граждан. В проекте федерального бюджета на 2005 год на это направление выделяется на 12,1% средств больше, чем в 2004 году. В то время как на мероприятия по организации общественных работ, организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, на организацию содействия самозанятости средства увеличиваются лишь на 8% по сравнению с 2004 годом.

Учитывая, что финансирование материальной поддержки будет осуществляться из федерального бюджета, вместо ранее установленных законом размеров пособий определяемых от величины прожиточного минимума субъекта РФ, введен минимальный и максимальный размер пособия по безработице, ежегодно определяемые Правительством Российской Федерации с учетом районных коэффициентов. Таким образом, прямые нормы закона заменены постановлениями Правительства Российской Федерации. Все это указывает на то, что, как и в настоящее время из федерального бюджета предполагается производить в основном выплату пособий по безработице.

Постановлением Правительства Российская Федерация от 4 ноября 2004 года № 591 на 2005 год установлены минимальный размер пособия в сумме 720 рублей и максимальный - 2880 рублей. Таким образом, минимальный размер пособия по безработице равен минимальному размеру оплаты труда или 22,4% величины прожиточного минимума трудоспособного человека, а максимальный размер равен 97% прожиточного минимума или 57,3% средней заработной платы. В настоящее время максимальный размер пособия равен 75% средней заработной платы и не может быть ниже 30% величины прожиточного минимума.

Это свидетельствует о том, что пособие по безработице окончательно лишилось признаков страховых выплат, оно перестало быть платежем, замещающим заработную плату. При этом его величина уже не связана и с величиной прожиточного минимума.

Все эти изменения в первую очередь негативно отразятся на материальном положении мужчин, работавших в районах Крайнего Севера и потерявших работу (это, прежде всего, работники сырьевых отраслей), а также женщин, работавших в банковской сфере. Заработная плата указанных категорий значительно выше среднего, а, следовательно, и пособие по безработице должно быть значительно выше (в 2- 2,5 раза) максимально установленного на 2005 год размера.

Вместе с тем, изменения в законодательстве о занятости приведут к ухудшению положения женщин. Так из перечня категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы исключены граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа, необходимы постоянный уход, помощь. А в численности этой категории более 95% женщины.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100