"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2004

Бюджетная реформа и ее последствия. Гендерный анализ


Орлов-Карба П.А.,
советник Федеральной службы по финансовым рынкам

Гендерные различия в пенсионной системе России

Дифференциация размера пенсии по полу, связанная с существованием гендерных стереотипов поведения и отсутствием равных возможностей для мужчин и женщин в сфере занятости и на рынке труда является одной из основных проблем пенсионного обеспечения. Проблема гендерного неравенства в сфере пенсионного обеспечения стоит перед цивилизованными странами много лет. В связи с этим в промышленно развитых странах вокруг гендерных проблем пенсионного обеспечения развернулись активные дискуссии. Как известно, по определению ООН, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) ныне выступают как одна из главных проблемных парадигм ХХ I века.

Каждая страна решает проблему гендерного различия в пенсионном обеспечении по-своему, в зависимости от сложившихся условий. Так, например, в СССР была введена дифференциация возраста выхода на пенсию по признакам пола и для нивелирования негативных последствий такой дифференциации на размер пенсии, для женщин законодательно был установлен меньший, по сравнению с мужчинами, общий трудовой стаж. Такая практика пенсионного обеспечения позволяла государству сглаживать возникающие различия между мужчинами и женщинами в других областях жизнедеятельности. В настоящее время в мире активно идет процесс выравнивания в правах мужчин и женщин, что непременно затрагивает сферу пенсионного обеспечения. Исследователями все чаще высказываются идеи о необходимости реформирования систем пенсионного обеспечения для достижения их гендерной нейтральности. Характерно, что при проведении пенсионных реформ в странах с переходной экономикой (бывший социалистический лагерь) наряду сближением возраста выхода на пенсию мужчин и женщин, основным было повышение возраста дающего право на получение пенсии. В таблице 1 представлены данные по возрастам выхода на пенсию для мужчин и женщин в различных странах, которые сформировались за последние десятилетия.

Таблица 1. Данные по возрастам выхода на пенсию
для мужчин и женщин в различных странах
  Пенсионный возраст, (лет)
Страна
мужчины
женщины
Австрия
65,0
60,0
Англия
65,0
60,0
Бельгия
65,0
62,0
Германия
65,0
65,0
Греция
65,0
60,0
Ирландия
65,0
65,0
Исландия
67,0
67,0
Испания
65,0
65,0
Италия
65,0
60,0
Люксембург
65,0
65,0
Норвегия
67,0
67,0
Польша
65,0
60,0
Португалия
65,0
65,0
Россия
60,0
55,0
США
65,0
65,0
Турция
60,0
55,0
Финляндия
65,0
65,0
Швейцария
65,0
63,0
Швеция
67,0
67,0
Финляндия
65,0
65,0
Япония
65,0
65,0

В связи с реформированием пенсионной системы в Российской Федерации проанализируем влияние гендерных различий на финансовое состояние и обеспеченность пенсионеров.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия формируется из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Трудовая пенсия назначается пожизненно, а право на назначение трудовой пенсии возникает после пяти лет страхового стажа. В связи с переходом к страховым принципам финансирования пенсии, размер выплат будет в значительной степени зависеть от величины уплаченных страховых взносов за весь период.

В статье 7 пенсионного закона определено, что право на трудовую пенсию по старости у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет. Различие в возрасте выхода на пенсию между мужчинами и женщинами в мировой практике называется "положительной дискриминацией женщин". Реальных оснований для такой дискриминации женщин в природе не существует, так как продолжительность жизни мужчин в среднем на 10 лет меньше, чем продолжительность жизни женщин. Если принять во внимание, что возраст начала трудовой деятельности мужчин и женщин приблизительно одинаковый и находиться на уровне 20 лет, то период трудовой деятельности мужчины будет составлять 40 лет, а женщины 35 лет. Соответственно, мужчины которые дожили до 60 лет будут ее получать менее 15 лет, в то время как женщины около 25 лет.

Сразу необходимо оговориться, что при проведении пенсионной реформы в Российской Федерации вопрос увеличения возраста дающего право на получение пенсии по старости для женщин не рассматривался, что представляется весьма оправданным пока не будет достаточно рабочих мест с удовлетворительными условиям и оплатой для работников-женщин в возрасте от 56 лет. Кроме того, этим вопросы гендерного неравенства при формировании трудовой пенсии не решаются.

Анализ соотношения между мужчинами и женщинами в пенсионных возрастах показывает, что на одного мужчину приходится около двух женщин (1,77), а в экономически активных возрастах соотношение между мужчинами и женщинами имеет прямо противоположный показатель, на одну женщину приходится чуть больше одного мужчины (1,12). Низкий процент мужчин доживающих до пенсии хорошо виден при сравнении соотношений численности пенсионеров одного пола с численностью занятых в экономике этого же пола. Для мужчин этот показатель составляет 2,37, что означает - на одного пенсионера мужчину приходиться 2,37 мужчины работника. Для женщин этот показатель составляет 1,2. Приведенные данные основываются на материалах проводимых демографических исследований Федеральной службой статистики и Центром демографии и экологии человека.

Пенсионное обеспечение граждан, это сфера, которая неразрывно связана с другими социально-экономическими областями жизнедеятельности человека. Особенно тесная взаимосвязь пенсионного обеспечения граждан просматривается с периодом трудовых отношений, когда происходит приобретение пенсионных прав. Рассмотрим финансовый механизм приобретения пенсионных прав. Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и второй частью Налогового Кодекса Российской Федерации установлен единый уровень обязательных платежей для мужчин и женщин на пенсионной обеспечение в размере 28% от фонда оплаты труда работника. При этом страховой взнос на обязательное пенсионное страхование является вычетом из суммы единого социального налога направляемой на цели Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, часть единого социального налога (14% ФОТ) направляется в федеральный бюджет для дальнейшего финансирования базовой части трудовой пенсии. Данная часть трудовой пенсии является "плоской", т.е. базовая часть трудовой пенсии всем пенсионерам выплачивается в одинаковом размере.

В свою очередь страховой взнос делится на две части, дифференцированные в зависимости от возрастной категории застрахованных. Одна часть платежа направляется на финансирование страховой составляющей трудовой пенсии (14% до 8% ФОТ). Эта часть трудовой пенсии, также как и базовая часть работает по перераспределительному принципу или принципу солидарности поколений, когда поступающие от застрахованных средства сразу же направляются на выплату нынешним пенсионерам. Размер страховой части трудовой пенсии пропорционален приобретенным пенсионным правам и полностью зависит от суммы уплаченных страховых взносов.

Другая часть страховых взносов направляется на финансирование накопительной части трудовой пенсии в размере до 6% нарастающим итогом с 2002 г. Накопительная компонента трудовой пенсии формируется на индивидуальном накопительном принципе. Пенсионные взносы капитализируются путем инвестирования, и пенсионные накопления формируются с учетом полученного инвестиционного дохода.

Таким образом, законодательная база не предусматривает различий между мужчинами и женщинами при обязательных отчислениях на пенсионное обеспечение.

Однако, поскольку с введением обязательного пенсионного страхования устанавливается прямая зависимость размера пенсии от уплаченных страховых взносов, и, тем самым, от заработной платы застрахованных, следует проанализировать дифференциацию заработной платы по полу. По статистическим данным средняя заработная плата женщины существенно меньше средней заработной платы мужчин (на 15-20% меньше). Такое положение обусловлено в значительной мере тем, что миллионы женщин заняты в государственных социально-культурных учреждениях, оплата труда в которых, как правило, не обеспечивает прожиточного минимума себе и иждивенцу и представляет собой половину получаемых доходов работников других отраслей экономики. Таким образом, гендерное неравенство в пенсионном обеспечении между мужчинами и женщинами заложено в сфере трудовых отношений.

Для женщин характерна высокая концентрация на менее оплачиваемых работах, работах в режиме неполной рабочей недели, перерывы в занятости, связанные с уходом за детьми, престарелыми и нетрудоспособными. На перечисленные особенности женской занятости накладываются особенности устройства современной системы пенсионного обеспечения. Это различие приводит к разнице в приобретении пенсионных прав, когда суммарные отчисления женщин на пенсионное обеспечение меньше, чем суммарные отчисления мужчин.

Разницу в пенсионных правах также добавляет и стаж уплаты страховых взносов, который как мы видели на 5 лет меньше чем у мужчин. Необходимо учитывать и тот факт, что в жизни женщины могут возникать более длительные периоды, в течение которых она не может получать заработную плату (периоды по беременности, родам и уходу за ребенком), и соответственно за нее не будут уплачены страховые взносы. В будущем это отразиться на величине пенсионных прав женщины для страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Попробуем определить соотношение величин приобретаемых пенсионных прав и размеров пенсионных выплат для мужчин и женщин для каждой из частей трудовой пенсии.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что размер базовой части трудовой пенсии является фиксированным, т.е. одинаков для мужчин и женщин и не зависит от величины уплаченных пенсионных взносов и периода их уплаты. Это единственная часть трудовой пенсии, где присутствует гендерное равенство, однако здесь проявляются проблемы иного характера - низкий уровень базовой части трудовой пенсии. По Конвенции МОТ № 102 и Европейскому социальному кодексу, минимальная норма пенсионного обеспечения (в нашей ситуации - базовая часть трудовой пенсии) должна составлять 40% (на пенсионера и его иждивенца) от заработной платы квалифицированного работника. Если по расчетам Минэкономразвития России, последняя должна составить 6,5 тыс. руб., то размер базовой части трудовой пенсии должен составлять 2,6 тыс. руб. на двоих или хотя бы 1200 на себя. Кроме того, не надо забывать о продекларированном стремлении увеличения базовой части до уровня прожиточного минимума пенсионера.

Но в связи с принятием Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательной пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" ставка ЕСН сократилась до 26% (из них 20% на нужды пенсионного обеспечения). Таким образом, вместо адаптации базовой части трудовой пенсии к реальным условиям происходит сокращение ее финансирования с 14% до 6%, что приведет в следующем году к дефициту бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Перейдем к рассмотрению страховой части трудовой пенсии. Страховая часть трудовой пенсии формируется на основе сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц с учетом суммарной величины индивидуальных отчислений в период трудовой деятельности. Величина страховой части трудовой пенсии определяется, как сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица деленная на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Закон не предусматривает различие для мужчин и женщин в величине ожидаемого периода выплаты пенсии, тем не менее, реальный период получения пенсии для мужчин и женщин различен, как это было показано выше.

Таким образом, учитывая, что период трудовой деятельности женщин на пять лет меньше, а уровень заработной платы ниже на 15-20%, чем у мужчин - размер страховой части трудовой пенсии будет, соответственно, почти на 30% ниже. Вместе с тем, основываясь на выше приведенных статистических (демографических) данных необходимо отметить, что мужчины в среднем недополучают около 50% своего пенсионного капитала.

Величина накопительной части трудовой пенсии, так же как и страховой части трудовой пенсии зависит от уровня заработной платы застрахованных. Различие между условными и реальными накоплениями имеет значение только с точки зрения установления уровней индексации и инвестиционного дохода. Следует отметить, что на накопительную часть пенсионной системы в долгосрочной перспективе будет расходоваться около 20% общих пенсионных отчислений. Предполагается, что по мере возрастания пенсионных накоплений доля накопительной части в общем объеме трудовой пенсии будет возрастать и в среднем в перспективе составит не менее 50% суммарной трудовой пенсии. Именно за счет накопительной компоненты в долгосрочной перспективе будет обеспечиваться основная дифференциация трудовых пенсий.

Таблица сценарных условий расчетов суммы S - пенсионных накоплений для соответствующих категорий застрахованных
Категории застрахованных Взнос – P Ставка доходности - i (%)
2002-2003 2004 2005 2006 и далее
Мужчины
1953-1966,
женщины
1957-1966 г.р.
*2%
**(2000 руб. + 1.1% суммы, превышающей 100000 руб.)
*2%
**(2000 руб. + 1.1% суммы, превышающей 100000 руб.)
*2%
**(2000 руб. + 1.1% суммы, превышающей 100000 руб.)
*2%
**(2000 руб. + 1.1% суммы, превышающей 100000 руб.)
20
Лица 1967 года рождения и моложе *3%
**(3000 руб. + 1.69% суммы, превышающей 100000 руб.)
*4%
**(4000 руб. + 2.26% суммы, превышающей 100000 руб.)
*5%
**(5000 руб. + 2.84% суммы, превышающей 100000 руб.)
*6%
**(6000 руб. + 3.4% суммы, превышающей 100000 руб.)
20
* - для базы начисления взносов до 100000 руб.,
** - для базы начисления взносов от 100000 до 300000 руб. в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Однако, необходимо учитывать, что поскольку накопительная часть трудовой пенсии является индивидуально-накопительной, а кроме того отложенной частью заработной платы, то и размер ее зависит от уровня доходов работающего населения, которые в различных отраслях российской экономики сильно дифференцированы. Поэтому, для проведения более тщательного анализа перспектив формирования накопительной части трудовой пенсии с учетом дифференциации заработной платы, а также половозрастной структуры застрахованных лиц проведем расчет примерных сумм пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, занятых в различных секторах экономики. Расчет проводится в ценах 2002 г.1 на основании данных Госкомстата России по уровню заработной платы в отраслях экономики по трем половозрастным группам (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Суммы пенсионных накоплений различных половозрастных категорий работников по отраслям экономики (рублей)
* год наступления оснований для назначения трудовой пенсии по старости
** 1-промышленность; 2-сельское хозяйство; 3-лесное хозяйство; 4-строительство; 5-транспорт; 6-связь; 7-оптовая и розничная торговля, общественное питание; 8-информационно-вычислительное обслуживание; 9-геология и разведка недр, геодезия и гидрометеослужба; 10-ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения; 11-здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; 12-образование; 13-культура и искусство; 14-наука и научное обслуживание; 15-финансы, кредит, страхование; 16-управление.

Учитывая, что максимальный коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, пенсионные права сформированные в страховой части трудовой пенсии будут неизменно обесцениваться, и компенсировать данные потери возможно через увеличение доли накопительной составляющей трудовой пенсии. Но, как видно из приведенных расчетов, абсолютный уровень накопительной части трудовой пенсии повысится у небольшого числа занятых в экономике граждан. Кроме того, вывод средств пенсионных накоплений неизбежно приведет к возникновению некоторого дефицита средств на текущие выплаты пенсий, финансируемых на распределительных принципах.

Диаграмма 2. Суммы пенсионных накоплений мужчин и женщин 1962 года рождения по отраслям экономики (рублей)

Теперь более подробно коснемся накопленных прав различных половозрастных категорий. Как видно из диаграммы 1 коэффициент замещения накопительной части трудовой пенсии у застрахованных, родившихся до 1967 года достаточно низкий, т.е. учитывая снижения реального наполнения страховой части трудовой пенсии, они не смогут сформировать каких-либо значительных пенсионных прав. Для более полной картины были проведены расчеты средств пенсионных накоплений в абсолютном выражении сформированных в пользу мужчин и женщин 1962 года рождения занятых в различных отраслях экономики. Расчет проведен в ценах 2002 года, а предполагаемая доходность взята 2% сверх инфляции 2 (диаграмма 2).

Если взять для расчета накопительной части трудовой пенсии методику расчета страховой части трудовой пенсии, применяемую Пенсионным фондом Российской Федерации, то накопленные и отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета средства необходимо разделить на предполагаемый период дожития, на 1 января 2004 года - 156 месяцев. Таким образом, у женщин, занятых в здравоохранении, социальном обеспечении, образовании и т.п. средний размер накопительной части трудовой пенсии должен быть равен около 45 рублей.

Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что включение в систему обязательного накопительного страхования пенсии лиц старше 1967 года рождения было заранее обречено на провал, что и было исправлено Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательной пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации". Принятые решения приведут в 2005 году к увеличению поступлений страховых взносов на СЧП на сумму около 109 млрд. руб. при одновременном снижении поступлений на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий на 34 млрд. руб. против действующего законодательства.

Для получения наиболее полной картины гендерных различий при накопительном пенсионном страховании сравним размеры накопительной части трудовой пенсии у мужчин и женщин 1982 года рождения 3 занятых в различных областях экономики.

отрасли экономики женщины* мужчины*
финансы, кредит, страхование** 47229 117624
образование*** 9697  
транспорт***   58827
* номинальный размер накопительной части трудовой пенсии не скорректированный на инфляцию
** отрасль экономики с наибольшими доходами
*** отрасли экономики, где преобладают соответственно женщины / мужчины

Основываясь на полученных данных можно сделать вывод, что организация накопительной компоненты является наиболее существенной проблемой в отношении гендерной диспропорции. Таким образом, введение обязательного пенсионного страхования (страховая и накопительная компоненты) существенно обострили проблему гендерного неравенства в пенсионном обеспечении.

Полученные цифры наглядно демонстрируют существенное различие участников пенсионной системы по гендерному признаку в рамках реализации пенсионных прав, поскольку индивидуальные размеры пенсий для женщин будут меньше чем для мужчин. Возникающее различие в уровне пенсионного обеспечения между женщинами и мужчинами, в первую очередь, лежит в сфере оплаты труда и социального положения женщины в обществе. Действующая пенсионная система частично компенсирует это негативное явление, но полностью решить эту проблему финансово не в состоянии.

Для сокращения гендерных различий в рамках самой пенсионной системы представляется целесообразным проведение в рамках пенсионной реформы следующих мероприятий:

  • обеспечить права наследования накопленных пенсионных средств пережившим супругом (возможно только супругой) и (или) лицами, находящимися на иждивении застрахованного лица, как это было предусмотрено в Программе пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463;

  • при разводе, и передаче прав по воспитанию детей женщине, обязать бывшего супруга уплачивать страховые взносы в ее пользу в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Наряду с этим, главной же задачей представляется повышение минимальной (базовой части) трудовой пенсии по критерию Конвенции МОТ № 102 и Европейской социальной хартии до 40% от заработка квалифицированного работника, чтобы улучшить положение низкообеспеченных женщин, преобладающих среди пенсионеров, предусмотреть источник возмещения потерь пенсионного капитала женщин и мужчин в связи с перерывами на рождение и воспитание ребенка, воинской обязанностью, уравнять в пенсионных правах матерей и отцов, воспитавших трех и более детей (сейчас льгота только для матери, воспитавшей пять детей).


1 С 1 января 2002 года вступили в силу основополагающие Федеральные законы реализующие положения пенсионной реформы.
2 известна существующая закономерность, которая заключается в том, что для крупных инвестиционных ресурсов уровень процентной ставки практически совпадает с темпами роста ВВП
3 начавшие трудовую деятельность с момента введения новой пенсионной системы

Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100