"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005

Социальные аспекты реализации Федерального закона РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ


Кравченко Е.В.,
эксперт Государственной Думы

Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан

Итак, в продолжение нашего обсуждения. Механизм обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами сформирован. В Федеральном законе "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" на дополнительное лекарственное обеспечение предусмотрены денежные средства в объеме 50,8 млрд. рублей. В разработанной схеме обеспечения лекарственными средствами был заложен механизм снижения цен на медикаменты, так как они были заявлены фармпроизводителями на весь 2005 год. Населению по рецептам будет предоставлено более 300 видов лекарственных средств (по международным непатентованным наименованиям), а с учетом лекарственных форм (ампулы, таблетки, мази и другие) - более 1000.

В настоящий момент мы видим, что возникают проблемы с лекарственным обеспечением льготных категорий граждан. Такую информацию ежедневно получает Комитет Государственной Думы по охране здоровья.

Проблемы "федеральных" льготников

ФОМС в виде субвенций в среднем должен направлять территориальным фондам 4,2 млрд. рублей. Однако в настоящее время из федерального бюджета в бюджет ФОМС поступили денежные средства меньше ежемесячной выплаты (2,1 млрд. рублей). ФОМС указанные средства в большинство территориальных фондов не направлял, так как из территорий не получены необходимые заявки, сведения и документы. Для представления указанных документов для территорий установлен срок до 20 января. В настоящее время льготные категории обеспечиваются лекарственными средствами в основном за счет бюджетов субъектов РФ.

Следует также отметить, что в Федеральный регистр по состоянию на 22 декабря 2004 года включено 14,5 млн. граждан, а все расчеты на их лекарственное обеспечение за счет средств федерального бюджета были произведены исходя из численности 12 млн. Уже сейчас ясно, что в течение года необходимо будет вносить изменения в федеральный бюджет и бюджет ФОМС, направленные на увеличение расходов на лекарственное обеспечение "федеральных" льготников.

Есть проблемы и с ценообразованием и на лекарственные средства для льготных категорий граждан и они сейчас очевидны. Предусматривалось, что на лекарственные средства для льготников будут установлены предельные торговые наценки. Однако по данным, полученным из некоторых регионов, в аптеках цены на лекарственные цены для льготных категорий оказались на 30 процентов выше по сравнению с прошлым годом.

Уполномоченные фармацевтические организации не обеспечили поставку лекарственных средств в необходимых объемах и необходимого ассортимента.

В Калужской области обеспеченность лекарствами составляет 23%.

Республика Хакасия на складах имеет только 3 торговых наименования лекарственных средств, в Республике Тыва на региональных складах имеется 126 торговых наименования.

Лекарственное обеспечение ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий и других категорий граждан

Лекарственное обеспечение указанных категорий граждан осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. По некоторым данным, в субъектах РФ средства, выделенные на лекарственное обеспечение льготных категорий, недостаточны и не обеспечивают потребности ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий в лекарственных средствах.

Ряд категорий граждан с 1 января 2005 года перестали получать бесплатные лекарственные средства. В основном это граждане, которые имеют хронические заболевания, но не являются инвалидами (ранее они получали лекарственные средства бесплатно по рецептам врачей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890). Так, по данным Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа с 1 января 2005 года льготными лекарствами не обеспечиваются граждане, имеющие онкологические заболевания, бронхиальную астму, инфаркт миокарда, диабет, гипофизарный нанизм (карлики), эпилепсию и др. Ранее это право им предоставлялось независимо от установления группы инвалидности. Следует отметить, что лекарственные средства, применяемые при лечении указанных заболеваний, дорогостоящие.

С 1 января в правовом вакууме оказались коренные малочисленные народы Севера. Федеральными законодательными актами меры по социальной поддержке данной категории населения не предусмотрены. Однако такое право не передано и субъектам РФ.

Имеются технические проблемы, осложняющие предоставление лекарств льготникам

Медицинские учреждения не обеспечены в полном объеме рецептурными бланками утвержденной формы 148-1/у-04(л).

В связи с многочисленными праздничными нерабочими днями в январе месяце затянулась подготовка ряда нормативно-правовых актов Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России не выдавало лицензии на право закупать лекарственные средства. На таможне скопилось значительное количество лекарственных средств.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100