"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005

Гендерные аспекты пенсионной реформы


Продолжаем рассматривать вопросы, имеющие серьезное социальное значение для положения мужчин и женщин - то, что мы обозначаем термином "гендерная составляющая" в бюджетном процессе Российской Федерации.

Иванов А.Н.,
эксперт Государственной Думы

Гендерные аспекты пенсионной реформы: новый закон об учете нестраховых периодов при исчислении пенсии

В настоящее время подготовлен проект федерального закона "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву". В декабре 2004 года прошло первое чтение, и законопроект получил поддержку депутатов и Правительства. На февраль 2005 года намечено второе и третье чтение законопроекта.

Важность законопроекта заключается в следующем: в трудовой стаж включаются периоды ухода за ребенком и периоды службы в армии и государство возмещает страховые взносы в Пенсионный фонд за эти периоды.

Общественная значимость ухода за детьми и службы в армии в пенсионном законодательстве учитывалась и раньше. Так, ранее действовавший Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривал включение в общий трудовой стаж наравне с работой периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, но не более 9 лет в общей сложности. При подсчете трудового стажа периоды прохождения военной службы по призыву исчислялись в льготном порядке - в двойном размере, а служба в действующей армии в годы Великой Отечественной войны - в тройном.

Однако, с началом реформирования пенсионной системы эти положения были признаны не соответствующими ее новой модели - с 1998 г по настоящее время учет периодов ухода за ребенком и службы в армии был значительно ограничен, а право на получение пенсии с его учетом усложнен. Необходимо отметить, что 1 января 2002 года начался наиболее значимый для всего населения этап пенсионной реформы - утратили силу положения Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и вступили в силу положения федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Теперь для приобретения пенсионных прав стало необходимо не просто наличие у граждан трудового стажа, но и наличие на их индивидуальных лицевых счетах сумм страховых взносов, уплачиваемых работодателями. Было введено новое для пенсионного законодательства понятие "страховой стаж" - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также ряда иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, и период прохождения военной службы (в календарном исчислении). Кроме того, надо иметь в виду, что для получения пенсии по старости необходимо наличия не менее пяти лет страхового стажа, в течение которого работодатель уплачивал страховые взносы. Без уплаты страховых взносов работодателем продолжительность трудового стажа, какой бы большой она ни была, сама по себе не влияет на размер пенсии, исчисленной за периоды после 1 января 2002 года.

Законодатель одновременно установил обязательство по финансированию за счет средств федерального бюджета расходов на возмещение уплаты страховых взносов Пенсионному фонду за указанные периоды. При этом для финансирования "нестрахового" периода не важно, к примеру, - кто брал отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет - мать или отец. В этом аспекте налицо приближение к гендерному равенству.

В одобренном законопроекте (2004 г.) предусмотрено ежегодное направление в Пенсионный фонд необходимых средств для возмещения уплаты страховых взносов исходя из утверждаемого Правительством Российской Федерации показателя "стоимость страхового года".

Он устанавливает, что в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", стоимость страхового года должна ежегодно утверждаться Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года № 52 стоимость страхового года утверждена: на 2002 год - 504 рубля; на 2003 год - 756 рублей; на 2004 год - 1008 рублей.

Исходя из положений законопроекта сумма средств федерального бюджета, подлежащая возмещению Пенсионному фонду РФ, должна включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица. В свою очередь, исходя из размеров расчетного пенсионного капитала исчисляется трудовая пенсия, точнее ее страховая часть.

Это означает, например, что при назначении пенсии лицу, ухаживавшему за ребенком один год, независимо от того в какой конкретно год осуществлялся такой уход, пенсионный капитал будет увеличен на сумму, равную стоимости одного страхового года, утвержденную Правительством на тот год, в котором назначается пенсия. Такой порядок упрощает расчеты пенсии и предполагает возможность их последующей индексации с использованием уже установленных механизмов индексации пенсии.

Надо отметить, что предусматривается возмещать страховые взносы только тем гражданам, для которых соответствующие периоду не были учтены в ходе проведения пенсионными органами оценок пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года.

Насколько ощутима будет прибавка к пенсии для тех, кому будет возмещена уплата страховых взносов?

В настоящее Правительство пока не утвердило стоимости страхового года на 2005 год. Если предположить, что расчет возмещения проводился бы в прошлом, 2004 году, на основе утвержденной стоимости страхового года - 1008 руб., то при расчете размера ежемесячной пенсии увеличение ее составило бы сумму порядка десяти рублей. Для средней пенсии это немного, оно более важно для малообеспеченных пенсионеров, а также для многодетных родителей, имевших большее число отпусков по уходу за ребенком.

Однако перспективен сам принцип - принимаемый в законе механизм возмещения государством денежных средств из федерального бюджета Пенсионному фонду. Этот механизм может стать впоследствии инструментарием для решения вопроса учета других "нестраховых" периодов (периоды профессионального обучения, периоды ухода за нетрудоспособным инвалидом и др.) в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан. А здесь возможны прибавки к пенсиям более значительные и для более широкого круга граждан.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100