"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2005

Гендерное измерение государственной политики
и ее отражение в бюджетном процессе в 2005-2006 гг. Результаты мониторинга


Иванов А.Н.
эксперт Государственной Думы

Мониторинг гендерной составляющей трудовых отношений
на современном этапе

Потрясения, которые пережила Россия в ХХ веке, оказали существенное влияние на ход гармонизации социально-трудовых отношений. Не стали исключением и отношения в области гендерного равенства. Неоднократная смена общественного устройства, меняющиеся концепции государственного развития, войны и экономические кризисы наряду с сохраняющейся бедностью подавляющего большинства населения страны не способствовали реальному достижению равных возможностей женщин и мужчин.

Ослабление роли государства в сфере регулирования отношений гражданского общества вывело на поверхность скрытые негативные тенденции, характерные для ранее пройденных периодов его исторического развития. Разрушение традиционной социальной инфраструктуры, сокращение числа детских дошкольных и внешкольных учреждений, рост стоимости бытовых услуг ведут к увеличению выполняемого женщинами домашнего труда. Двойная нагрузка (на работе и дома) по-прежнему вызывает стресс и усталость, отрицательно сказывается на здоровье женщин.

Основой благосостояния большей части населения является труд и трудовые доходы. По данным переписи населения страны 2002 года 30 миллионов женщин и 32 миллиона мужчин указали в качестве источника средств к существованию доход от своей трудовой деятельности. Поэтому основой гендерного равенства является положение и женщин и мужчин на рынке труда.

Часть россиян, в основном женщин, не могут пока приспособиться к происходящим в стране преобразованиям. В этих условиях особую значимость приобретает деятельность государства, направленная на обеспечение социальной адаптации, создание механизмов, обеспечивающих гарантии занятости и социальную поддержку населения с учетом особенностей отдельных социальных групп.

Практически во всех регионах Российской Федерации разработаны программы занятости населения, в которых предусматривается проведение мероприятий по преодолению негативных последствий безработицы. Разрабатываются и принимаются целевые программы улучшения положения женщин, в которых предусматривается комплекс мероприятий по сохранению и созданию новых рабочих мест, трудоустройству безработных женщин, их профориентации и переобучению.

Одним из путей развития женской занятости является содействие развитию женской инициативы и ориентация женщин на самозанятость.

В случае безработицы действующее законодательство предусматривает оказание материальной поддержки безработным, осуществляемой в виде выплат пособий по безработице, оказания материальной помощи.

Существующая правовая система мер по защите прав женщин на практике не всегда действенна. Имеющие место факты нарушения законодательства Российской Федерации при приеме на работу и увольнении женщин, особенно беременных, сохраняющаяся высокой доля женщин среди безработных, трудности, связанные с созданием дополнительных рабочих мест при выводе женщин с работ с неблагоприятными условиями труда, снижают конкурентоспособность женщин на рынке труда.

Современный рынок труда формируется в России недостаточно быстро. С 90-х годов прошлого века в России безработица стала официально признанным явлением.

В условиях сохранения низкого уровня жизни большинства населения, роста безработицы и практики неплатежей заработной платы, на первое место в мотивации поведения людей выступают задачи материального обеспечения возможности физического выживания.

Занятость остается важнейшим фактором, определяющим материальное благосостояние человека и его семьи. На протяжении целого ряда десятилетий ХХ века государство проводило политику, направленную на всеобщую занятость. Стимулировалось перераспределение трудовых ресурсов в города и отдаленные регионы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, для кадрового обеспечения отраслей экономики. Силовым структурам предоставлялись полномочия трактовать незанятость граждан как тунеядство и преследовать их в соответствии с законом.

По сути дела государство стремилось достичь максимальной занятости мужчин и женщин трудоспособного возраста. Характерное для развития экономики России экстенсивное использование ресурсов, включая и трудовые ресурсы, вызвало необходимость широкого привлечения к труду женщин. Для женщин допускались перерывы в трудовой деятельности, связанные с рождением ребенка и уходом за ним.

Крайне редко труд одного члена семьи позволял обеспечить благосостояние всех ее членов. Оплата труда не увязывалась со стоимостью (количеством и качеством) вложенного труда. Для достижения приемлемого уровня жизни важно было количество работающих и иждивенцев в семье. Отсюда необходимость женской занятости при одновременном сокращении уровня рождаемости в стране.

В результате реализации идеи полного включения женщины в систему занятости на фоне сохранения патриархальных традиций распределения обязанностей в семье, женщины как правило оказывались занятыми и на работе, и дома.

Современная семья зачастую не может позволить себе рождение 3-го и даже 2-го ребенка, что приводит к нарастанию серьезных демографических проблем.

По оценкам, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 июля 2005 года составила 143,1 миллиона человек и с начала года уменьшилась на 412,3 тысячи человек, или на 0,3%. В I полугодии 2005 года число умерших превысило число родившихся в 1,6 раза; коэффициент естественной убыли населения составил 6,5‰.

Общая численность населения страны за последние 12 лет сократилась более чем на 5 млн. человек или почти на 4 процента, а численность занятого населения - более чем на 12 миллионов.

В структуре населения увеличивается численность лиц старше 40 лет, причем темпы старения экономически активной части населения нарастают. По данным органов государственной статистики в настоящее время численность иждивенцев в расчете на тысячу трудоспособных граждан составляет 648 человек, в том числе 306 человек в возрасте ниже трудоспособного и 342 человека пенсионного возраста. По прогнозу к 2016 году такое соотношение достигнет 705 человек.

Численность экономически активного населения (лица в возрасте 15-72 лет, которые считаются занятыми или безработными) на конец июня 2005 года, по оценке, составила 74,0 миллиона человек, или около 51% общей численности населения страны, в их числе 68,8 миллиона человек, были заняты в экономике и 5,2 миллиона человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).

По данным обследования населения по проблемам занятости, проведенного органами государственной статистики в ноябре 2004 года, в составе экономически активного населения 49% - женщины. Уровень экономической активности женщин в возрасте 15-72 лет на 9,6 процентного пункта ниже, чем у мужчин, в трудоспособном возрасте этот разрыв составляет 4,5 процентного пункта.

Данные обследования населения по проблемам занятости показали, что за уровень занятости городского населения увеличился за год на 0,6 процентного пункта, сельского - уменьшился на 1,6 процентного пункта.

Увеличение численности занятых отмечается в возрастных группах 55-59 лет (на 17,7%) как среди мужчин, так и среди женщин. Снизилась численность занятых мужчин и женщин в возрастной группе моложе 20 лет (соответственно, на 1,9% и на 10,3%) и группе 35-39 лет (соответственно на 5,4% и на 4,3%).

УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ
(по данным обследования населения по проблемам занятости,
проведенного органами государственной статистики в ноябре 2004 года)
в процентах
 
Уровень занятости
Всего
мужчины
женщины
2003 г.
2004 г.
2003 г.
2004 г.
2003 г.
2004 г.
Всего
60,1
60,2
64,8
64,9
55,9
55,9
из них в возрасте, лет:
моложе 20
10,6
10,2
12,3
12,3
8,8
8,1
20-24
55,6
53,7
60,0
58,4
51,1
48,9
25-29
80,9
81,0
85,6
86,0
76,2
76,0
30-34
82,5
83,5
86,5
87,9
78,6
79,1
35-39
84,3
84,0
86,3
85,7
82,3
82,4
40-44
85,4
84,7
86,5
85,2
84,3
84,3
45-49
84,1
83,8
85,0
84,4
83,2
83,2
50-54
78,3
77,3
81,6
79,7
75,5
75,4
55-59
57,8
58,0
71,7
72,1
46,7
46,8
60-72
16,4
15,8
21,9
21,9
13,0
11,9

В общей численности занятых 53,0% имеют высшее или среднее профессиональное образование. Среди женщин доля лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, составляет 61,2%, среди мужчин - 45,0%.

Женский труд преобладает в образовании, здравоохранении, где удельный вес женщин в общей численности занятых в соответствующих отраслях составляет 80-81%, в торговле, финансово-кредитных организациях - 64-71%.

Хотя в целом среди занятых в формальном и неформальном секторах экономики женщины составляют примерно равную долю (соответственно 49% и 48%), в отраслевом аспекте состав работающих в неформальном секторе имеет более существенные гендерные особенности. Так, в строительстве, относящемуся к неформальному сектору, женщины составляют только 10%, тогда как в формальном их насчитывается 24%, на транспорте и в связи - соответственно 6% и 31%. Заметно ниже представительство женщин в неформальном секторе по сравнению с формальным в сфере финансовой деятельности, науки и научного обслуживания, здравоохранения, культуры.

В торговле и промышленности различия в гендерном составе работающих менее значительны - здесь удельный вес женщин в неформальном секторе ниже, чем в формальном по соответствующим отраслям на 1-8 процентных пунктов.

В сельском хозяйстве отмечается обратное соотношение - женщины в неформальном секторе составляют 50% против 35% в численности занятых в формальном секторе, аналогичное соотношение в жилищно-коммунальном хозяйстве, непроизводственных видах бытового обслуживания населения - 75% и 48%.

Данные обследования населения по проблемам занятости показывают, что среди женщин в 1,8 раза выше, чем среди мужчин, доля лиц, у которых фактическая продолжительность рабочей недели 30 часов и менее. Это можно объяснить отраслевой структурой занятости женщин, а также преобладанием женщин среди занятых неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

Средняя фактическая продолжительность работы в неделю в неформальном секторе составила 34,1 часа, в том числе у мужчин - 35,1 часа, у женщин - 32,8 часа.

 

Уровень занятости возрастает в старших возрастных группах населения и начинает снижаться за несколько лет до достижения пенсионного возраста. По достижении общеустановленного для женщин пенсионного возраста (55 лет) все более значительная их часть продолжают работать, тогда как более высокий пенсионный возраст мужчин (60 лет) снижает их возможность работать и получать доходы в дополнение к пенсии.

В современных условиях, когда рыночные преобразования не позволили пока достичь роста благосостояния общества, слабость экономики и низкий уровень доходов населения по прежнему определяют необходимость максимальной занятости всех трудоспособных членов семьи.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ
И БЕЗРАБОТНЫХ ПО СЕМЕЙНОМУ ПОЛОЖЕНИЮ
(по данным обследования населения по проблемам занятости,
проведенного органами государственной статистики в ноябре 2003 года)
в процентах
 
Всего
в том числе
состоят
в бpаке
холосты,
не замужем
вдовцы,
вдовы
pазведены
Занятые в экономике –
всего
100
68,2
16,6
3,8
11,2
мужчины
100
72,5
19,0
1,3
7,2
женщины
100
63,7
14,1
6,3
15,9
Безpаботные - всего
100
48,5
34,8
3,9
12,7
мужчины
100
46,8
39,6
1,5
12,1
женщины
100
50,5
29,3
6,6
13,5

Проектом федерального бюджета на 2006 год общие расходы в сфере государственной политики занятости предусмотрены в объеме 24,8 млрд. рублей (108,8% к уровню 2005 года). Из них, расходы на социальную поддержку безработных граждан, включая пособия по безработице, предусмотрены в сумме 22 млрд. рублей (110,2% к уровню 2005 года).

Расходы на финансирование мероприятий в области занятости населения
на 2006 год в проекте федерального бюджета представлены следующими данными:
млн. руб.
 
2005 год
2006 год
Пособия по безработице, стипендии и социальная помощь
19936
22006
Общественные работы
450,4
450,4
Профобучение
1166
1166
Временное трудоустройство выпускников профобразования 18-20 лет, ищущих работу в первые
90,7
90,7
Оказание содействию самозанятости населению
32,4
32,4
Профориентация
59,4
59,4

Из данных видно, что растут только расходы государства на пособия на безработных.

Необходимость модернизации механизмов проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала, была подчеркнута Президентов России В. Путиным в его Бюджетном послании Федеральному Собранию "О бюджетной политике в 2006 году".

К основным приоритетам бюджетных расходов Бюджетное послание относит так же безусловное выполнение действующих расходных обязательств федерального бюджета, включая обеспечение устойчивого функционирования пенсионной системы, безусловные выплаты заработной платы и выполнение иных финансовых обязательств перед населением. Подчеркивается, что следует определиться с возможностями и сроками реального повышения оплаты труда в среднесрочной перспективе и начать переход к внедрению отраслевых систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Это должно обеспечить соответствие между качеством труда и уровнем заработной платы в бюджетном секторе.

Сам по себе рынок труда в России ориентирован пока на удовлетворение потребностей экономики, в которой продолжается широкое использование неоправданно дешевого малоквалифицированного физического труда, требующего достаточно высоких физических и психо-эмоциональных нагрузок. Все еще остается широко распространенной работа, связанная с вредными для здоровья или опасными для жизни условиями труда, что еще более ограничивает возможности для создания благоприятных условий сглаживания гендерных различий в труде.

На текущем этапе развития отечественной экономики лидирующее положение заняли сырьевые, экспортно-ориентированные отрасли экономики, в большей степени использующие труд мужчин. В бюджетной сфере, легкой и других отраслях промышленности с более высокой долей занятых женщин, экономическая ситуация более тяжелая.

Концентрация женщин в традиционных секторах экономики на относительно низко оплачиваемой работе ведет к сохранению, а в ряде случаев к увеличению разрыва в заработной плате мужчин и женщин. Наибольший удельный вес работающих с заработной платой ниже прожиточного минимума в социальных отраслях бюджетной сферы, где преимущественно заняты женщины.

В среднем по отраслям экономики заработная плата женщин почти на 1/3 ниже, чем у мужчин.

Отношение размера среднемесячной номинальной начисленной
заработной платы женщин и мужчин
по отраслям экономики1)
 
заработная плата женщин
в %
к заработной плате мужчин
2001 г.
2003 г.
Всего в экономике
63
64
в том числе:
 
 
промышленность
62
63
сельское хозяйство
88
94
строительство
77
82
транспорт
72
74
связь
58
60
оптовая и розничная торговля,
общественное питание
62
62
жилищно-коммунальное хозяйство;
непроизводственные виды бытового
обслуживания населения
78
79
здравоохранение, физическая культура
и социальное обеспечение
76
71
образование
78
77
культура и искусство
65
67
наука и научное обслуживание
66
66
финансы, кредит, страхование
70
66
управление2)
79
80

1) Без субъектов малого предпринимательства.
2) Без охраны общественной и пожарной безопасности.

На экономическую активность женщин, как правило, отрицательное влияние оказывает количество детей. Уровень образования оказывает у женщин более сильное положительное воздействие на уровень экономической активности. Для мужчин больший, чем для женщин, вклад в изменение уровня экономической активности вносят характеристики здоровья 1.

Заработная плата женщин увеличивается с возрастом, достигает максимума в 44-45 летнем возрасте и затем снижается. У мужчин такое снижение начинается раньше – в 40 лет. Гендерный разрыв в заработной платье уменьшается по мере приближения к пенсионному возрасту, что характерно для существующей ситуации высокой занятости мужчин физическим трудом, имеющего естественные возрастные ограничения производительности, наряду с присущим ему повышенной опасностью производственного травматизма и заболеваемости.

Приходится констатировать, что в период рыночного развития повышается безработица, а женщины в силу ряда причин являются, как правило, первыми среди тех, кто рискует стать кандидатами на увольнение.

Имевшее место с середины 90-х годов прошлого века снижение доли оплаты труда в денежных доходах, обусловленное распространением неполной занятости (вынужденные отпуска, работа в режиме неполного рабочего дня, недели, потери рабочего времени по причинам простоя оборудования, трудовых конфликтов и пр.), вызвало необходимость для значительной части работников предприятий и организаций поиска дополнительной работы и приработка в своей или сторонней организации. Так, по данным переписи населения России, проведенной в 2002 году, 21 миллион женщин и 19 миллионов мужчин, указали на наличие двух и более источников средств к существованию.

Материнство, несмотря на международные трудовые нормы, национальное законодательство и заключаемые коллективные договоры, продолжает оставаться источником открытой или скрытой дискриминации работающих женщин. Для женщин повышается риск потерять работу, ослабевает защищенность в трудовой сфере, сокращаются возможности получения нового места работы, профессиональной карьеры, переобучения во многом из-за необходимости особой охраны труда и действия социальных льгот, связанных с выполнением репродуктивной функции.

По своей сути причины многих гендерных проблем продолжают быть связанными с системой воспитания и образования детей. Система дошкольного воспитания и всеобщего среднего образования, как и все общество, переживает долговременный кризис, выход из которого, даже при самых благоприятных условиях, потребует значительного времени.

Уважение к человеческому достоинству, достоинству женщины и мужчины можно воспитать только в обществе, заботящемся о воспитании молодого поколения и о людях, занятых воспитанием и образованием.

К сожалению, профессия педагога стала одной из самых низкооплачиваемых, а потому и мало престижных. Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования составляла в августе 2005 года 4557 рублей или 53% к общероссийскому уровню оплаты труда. Такой уровень оплаты труда не обеспечивает достойный уровень жизни работников образования и членов их семей. Это не может не оказывать влияние на возможность конкурсного отбора в профессию, качество и стабильность педагогических кадров.

Особая опасность этой ситуации не только в том, что она влечет за собой негативные текущие последствия, но и в том, что на многие годы, а возможно и поколения, закладывается воспроизводство проблем воспитания и образования.

В сфере здравоохранения, социального обеспечения, где доля женщин составляет около 80% работающих, средняя заработная плата так же крайне низкая и составляет 40-60% от среднего уровня по стране.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации В. Путина на 2006 год в качестве основных приоритетов в 2006 году определена необходимость особого внимания к повышению результативности бюджетных расходов. Президентом подчеркнуто, что, прежде всего, это относится к обеспечению доступности и качества услуг здравоохранения и образования. В Бюджетном послании отмечается: "Решение этой задачи потребует в том числе изменения сложившихся механизмов финансирования. Необходимо восстановить престиж и общественную значимость профессии врача и учителя, создать условия для привлечения в здравоохранение и образование квалифицированных кадров, технического перевооружения и развития этих отраслей".

Уровень дифференциации населения в России по доходам остается высоким на протяжении ряда лет. Отношение между доходами 10% наиболее богатого и 10% наиболее бедного населения за 9 месяцев 2005 года, как и в 2004 году, составило 14,8 раз.

Усилия государства, направленные на перераспределение доходов, не позволяют пока добиться преодоления резкого экономического неравенства даже несмотря на происходящее повышение доли в ВВП доходов населения. Чрезмерно высокий показатель дифференциации доходов населения не позволили снизить и предпринятые в 2005 году меры по повышению пенсий и зарплат в бюджетной сфере, перевод из безденежной в денежную форму льгот ветеранов.

Предусматриваемое проектом федерального бюджета на 2006 год дальнейшее повышение оплаты труда в бюджетной сфере так же не позволяет рассчитывать на серьезное улучшение дифференциации населения по доходам, поскольку эта мера не затрагивает распределения доходов в отраслях негосударственного сектора экономики. Реальное снижение до приемлемого уровня дифференциации доходов населения невозможно без опережающего роста доходов работающих в сельском хозяйстве, в легкой, перерабатывающей и в ряде других отраслей промышленности. Необходимо преодолеть экономическое неравенство регионов России, пересмотреть существующие подходы к налогообложению.

Показатели состояния здоровья работающих женщин и мужчин свидетельствуют об их существенном ухудшении за последние годы.

Уровень смертности населения трудоспособных возрастов от неестественных причин - от несчастных случаев, отравлений, травм в настоящее время соответствует аналогичным показателям России столетней давности, почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах и в 1,5 раза в развивающихся. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза, что в значительной степени связано с условиями труда.

СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРИЧИНАМ
(число умерших на 100 000 человек населения)
  Год Инфек-
ционные и парази-тарные болезни
Злока-
чествен-ные новооб-разо-вания
Болезни
систе-
мы крово-обра-щения
в том числе
Болезни
органов дыхания
Болезни
органов пище-варе-
ния
Несча-
стные
случаи, убийст-
ва, са- моубий-ства и другие внешние воздей-ствия
ише-миче-ская бо-лезнь сердца заболе-вания сосудов голов-ного мозга
Россия 2003
21,7
130,8
551,2
264,2
193,5
49,3
40,5
190,0
Европа                  
Бельгия 1994
6,6
162,8
194,7
64,6
47,3
47,0
24,2
55,0
Велико-
британия
1997
4,1
151,7
218,5
122,0
51,8
79,8
22,1
26,4
Германия 1997
4,8
145,1
239,6
106,1
52,4
29,8
28,9
34,7
Италия 1995
2,8
145,0
199,3
65,2
55,2
27,7
25,4
34,2
Украина 1998
17,9
135,9
561,2
345,6
148,6
50,2
30,4
125,2
Франция 1996
6,4
147,2
134,4
39,8
33,1
32,1
25,5
53,4
Япония 1997
8,4
125,4
122,9
30,0
56,7
49,1
16,9
37,8
США 1997
9,3
143,4
215,8
106,5
34,8
51,6
20,5
50,7

Вероятность гибели в результате дорожно-транспортных происшествий, на пожарах и по криминальным причинам в России в 4-5 раз выше, чем в экономически развитых государствах.

Каждая шестая женщина и каждый четвертый мужчина, занятые в промышленности, работают в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Высок уровень профессиональной заболеваемости. Более 1 млн. человек ежегодно впервые признаются инвалидами.

Условия труда женщин и мужчин в промышленности
(на конец года, в процентах)
  
2001 г.
2003 г.
Удельный вес
в численности
занятых
соответст-
вующего
пола
Распре-
деление
по полу
Удельный вес
в численности
занятых
соответст-
вующего
пола
Распре-
деление
по полу
жен-
щины
муж-
чины
жен-
щины
муж-
чины
жен-
щины
муж-
чины
жен-
щины
муж-
чины
Работали в условиях, не
отвечающих санитарно-
гигиеническим нормам
15,5
27,5
29
71
16,3
28,6
29
71
Работали под воздействием
повышенного уровня:
 
 
 
 
 
 
 
 
шума, ультра- и инфразвуков
7,5
13,7
28
72
8,2
15,2
28
72
вибрации
0,7
3,3
13
87
0,7
3,5
13
87
запыленности воздуха
рабочей зоны
4,1
8,7
25
75
4,0
8,5
25
75
загазованности воздуха
рабочей зоны
3,9
7,4
28
72
3,9
7,2
28
72
неионизирующего излучения
0,4
0,9
26
74
0,5
0,8
32
68
ионизирующего излучения
0,2
0,4
24
76
0,2
0,4
27
73
Были заняты тяжелым
физическим трудом
1,2
5,2
14
86
1,8
6,8
16
84
Работали на оборудовании,
не отвечающем требованиям
безопасности
0,2
0,6
24
76
0,2
0,6
22
78

Воздействие вредных и опасных производственных факторов на женщин, особенно в период беременности, наносит не только прямой вред их здоровью, но и приводит к повышению младенческой смертности и детской инвалидности.

За последние годы отмечается существенный рост заболеваемости лиц трудоспособных возрастов болезнями сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нейроэндокринологической систем, опорно-двигательного аппарата.

Негативные тенденции четко просматриваются в профессиональной заболеваемости. За последнее десятилетие зарегистрировано свыше 120 тыс. больных с первые установленным диагнозом профзаболевания, при этом 97 процентов заболеваний пришлось на хронические заболевания или отравления, влекущие ограничения профессиональной пригодности и трудоспособности.

В структуре профессиональных хронических заболеваний преобладают болезни органов дыхания, вибрационная болезнь, заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее высокие показатели профессиональных заболеваний регистрируются в угольной, энергетической промышленности, машиностроении, металлургии. Продолжается сохранятся недопустимо высокий уровень смертности по этой причине.

Пострадавшие на производстве от несчастных
случаев по отраслям экономики
 

2001 г
2003 г.
Тысяч
человек
Распре-
деление
по полу, %
На 100 000
работающих, человек
Тысяч
человек
Распреде-
ление
по полу, %
На 100 000
работающих,
человек
жен-
щины
муж- чины
жен- щины
муж- чины
жен-
щины
муж- чины
жен- щины
муж- чины
жен-
щины
муж- чины
жен-
щины
муж-
чины
Всего
34
110
24
76
267
676
27
79
26
74
227
530
в том числе:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
промышленность
14
52
21
79
274
742
11
39
22
78
247
607
сельское хозяйство
10
28
26
74
584
970
6
16
29
71
462
698
строительство
1
11
9
91
204
637
1
8
10
90
188
548
транспорт
2
9
19
82
209
432
2
7
19
81
170
330
другие отрасли
8
11
41
59
165
403
7
9
44
56
155
343

Таким образом, сложившаяся в настоящее время медико-демографическая ситуация, особенно при сохранении существующего уровня смертности лиц трудоспособных возрастов, в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту трудовых ресурсов, что в свою очередь будет объективно препятствовать созданию устойчивой финансово-экономической ресурсной базы государства и дальнейшему экономическому развитию.

Возрастает бремя экономических затрат общества на компенсационные выплаты, связанные с ухудшением здоровья работающих. Ежегодные страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации превысят в 2006 году 35 млрд. рублей. Планируемые расходы Фонда социального страхования Российской Федерации по оплате временной нетрудоспособности работающих в 2006 году - более 80 млрд. рублей.

Очевидно, что сокращение таких расходов может быть обеспечено только при действенной реализации приоритетной социальной политики, включающей в себя расширение масштабов профилактических мер, повышение эффективности охраны труда и здоровья работающих.

Реализация федеральных целевых программ "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" (2002-2006 годы), "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" (2002-2008 годы), а также региональных и отраслевых программ в области охраны здоровья населения должны позволить направить финансовые ресурсы на решение значимых проблем, связанных с охраной здоровья населения.

За последние годы в связи с активными преобразованиями и изменениями организационно-правовых форм большинства предприятий и организаций, развитием малого и среднего бизнеса существует отставание мер, обеспечивающих создание условий для повышения экономической заинтересованности и ответственности работодателей за сохранение здоровья работников. Объем работ и финансирования мероприятий по улучшению условий труда, предусматриваемый в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не достаточен.

Стремление к получению быстрой прибыли приводит не только к усилению тенденции сокрытия предпринимателями имеющихся рисков развития профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости, но и допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а иногда и вопреки медицинским заключениям, расторжению трудовых отношений при заболевании работника.

Значительный прогресс в формировании дополнительной заинтересованности работодателей в улучшении условий труда может быть достигнут после принятия законодательных решений, возлагающих ответственность за обеспечение досрочного пенсионного обеспечения на работодателей путем создания профессиональных пенсионных систем. Проект федерального закона, устанавливающего правовые, организационные и экономические основы создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем и законопроект о тарифах страховых взносов на этот вид страхования рассмотрены и приняты Государственной Думой в первом чтении.

В экономически развитых государствах здоровье работника рассматривается как непременное условие, влияющее напрямую на производственный процесс и качество произведенной продукции.

Недостаточная действенность мер по улучшению здоровья населения Российской Федерации может послужить существенным фактором снижения конкурентоспособности отечественной экономики на мировом рынке.

В связи с этим, при определении подходов к формированию приоритетов бюджетной политики необходимо решить задачу правового и экономического обеспечения условий сохранения здоровья населения. Необходима научно-практическая разработка актуальных проблем медицины труда, совершенствование социальных механизмов укрепления здоровья трудящихся, без чего не может быть решены проблемы гендерного равенства, роста заработной платы, пенсий и многие другие социальные вопросы.

Целевые программы обеспечения здоровья работающих должны быть вписаны в международный проект "Здоровье работающего населения", который принят Всемирной организацией здравоохранения, Международной организацией труда и ООН.

Необходимо предусмотреть меры по разработке и внедрению современных безопасных производственных технологий, позволяющих улучшить условия труда, а так же совершенствование медико-санитарного обеспечения работающих и приведение его в соответствие с международными нормами. Актуальна задача создания системы мониторинга условий труда и здоровья работающих.

Таким образом, обеспечение равных возможностей женщин и мужчин по осуществлению трудовой деятельности не является изолированной проблемой, а непосредственно касается всех сфер человеческой деятельности. Поэтому для преодоления общественных стереотипов и достижения гендерного равенства жизненно важными признанно решение наиболее очевидных задач, включая обеспечение улучшения положения женщин. В свою очередь, активное вовлечение женщин в решение общественных проблем, не замыкающихся только на проблемы, которые касаются непосредственно женщин, должно способствовать их лучшему пониманию и преодолению.

Примером преодоления сложившихся за многие годы стереотипов служит принятое Конституционным Судом Российской Федерации 27 июня 2005 года определение о несоответствии Конституции Российской Федерации положений подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"2. В указанном Определении Конституционного Суда признано неконституционным установление неравных условий назначения трудовой пенсии женщинам и мужчинам, осуществлявшим уход за детьми-инвалидами.

Преодоление гендерного неравенства в трудовых отношениях прежде всего связано с необходимостью преодоления существующих объективных факторов возникновения такого неравенства.

По прогнозу Минэкономразвития России рост промышленного производства должен составить в 2008 году к предыдущему году 4,1-5,1% и увеличится в 2008 году на 17,3-20,2% по сравнению с 2004 годом.

Наиболее высокими темпами будут развиваться отрасли, выпускающие продукцию конечного потребления. При темпе роста 106,9% к предыдущему году, этот комплекс отраслей в 2008 году обеспечит около 52,4% общего прироста. Темпы роста в машиностроении и металлообработке составят 108,5% (железнодорожное машиностроение 108-110,9%; машиностроение для легкой и пищевой промышленности 110-111,5%), в промышленности строительных материалов – 107,1 процента. Из потребительских отраслей наиболее высокая динамика предусматривается в пищевой промышленности - 104,7 процента.

В целом предпринимаемые на государственном уровне меры должны носить более комплексный характер. Важно активно стимулировать развитие наиболее наукоемких отраслей экономики, повышающих востребованность квалифицированного труда при снижении потребности в тяжелом физическом труде.

Например, внедрение механизма государственной поддержки экспорта продукции машиностроения позволяет рассчитывать на дальнейшее увеличение объемов экспорта отечественной продукции, требующей использования квалифицированного труда. В 2006 году предполагается направить средства федерального бюджета на финансирование государственной гарантийной поддержки таких экспортных контрактов.

Еще одним стимулом дальнейшего преодоления гендерного неравенства и сокращения экстенсивного использования тяжелого и неквалифицированного труда должно стать повышение цены рабочей силы и использование отечественного научного и производственного потенциала.

Проводимая государством политика позволяет говорить о наметившихся в последние годы позитивных изменениях в этих областях. Размер среднемесячной заработной платы за 2005-2008 годы в номинальном выражении возрастет по прогнозам Минэкономразвития России в 2 раза (с 6,7 тыс. рублей в 2004 году до 13,5 тыс. рублей в 2008 году), а в реальном выражении - в 1,4 раза.

Повышению уровня оплаты труда способствует повышение законодательно установленного размера минимальной оплаты труда.

За период с октября 2003 года по январь 2005 года минимальный размер оплаты труда составлял 600 руб. в месяц, в 2005 году: с января по сентябрь – 720 руб. в месяц, а с 1 сентября – 800 руб. в месяц.

Законодательно установлено, что с 1 мая 2006 года минимальной размер оплаты труда должен составить 1100 руб. в месяц, однако, он останется все еще значительно ниже величины прожиточного минимума.

В настоящее время на федеральном уровне определяются размеры и условия оплаты труда только работников федеральных государственных учреждений.

Планируется рост реальной заработной платы работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ЕТС, в 2005-2007 гг. в 1,48-1,54 раза. Однако, предусматриваемые в проекте федерального бюджета на 2006 год меры поэтапного повышения оплаты труда работников бюджетной сферы пока еще не позволяют достичь основной части тарифных ставок ЕТС даже величины прожиточного минимума. Тарифные ставки работников с 1 по 14 разряды все еще останутся ниже величины прожиточного минимума трудоспособных граждан. Величина заработной платы наиболее высококвалифицированных работников 18 разряда к концу 2006 года будет на уровне величины средней заработной платы в стране, достигнутом в 2005 году.

Государственная политика в сфере занятости должна включать различные формы поддержки и отраслей материального производства с преимущественно женскими кадрами, создание предпосылок и условий развития социально-культурных отраслей, расширение сети территориальных социальных служб, поощрение развития сферы обслуживания и создания новых рабочих мест в этой сфере, создание режима наибольшего благоприятствования для малого бизнеса, самозанятости.

Необходимо повышение эффективности реализации финансовых механизмов государственной поддержки малого предпринимательства, включая снижение его издержек на преодоление административных барьеров, развитие системы кредитования и страхования, включая социальное страхование.

Реализация мер государственной поддержки малого предпринимательства будет иметь, наряду с экономическими, и позитивные социальные последствия вследствие повышения занятости населения и снижения безработицы.

Женщинам, сочетающим труд с рождением детей, в рыночной экономике стало сложнее конкурировать с мужчинами за рабочие места. Работодатели, как правило, не хотят обременять себя обеспечением выполнения гарантий для женщин-матерей, установленных Трудовым кодексом.

Внедрению гендерных подходов в государственную политику в области занятости способствовало внесение в Закон "О занятости населения в Российской Федерации" дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий граждан, включая женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, многодетных родителей, путем создания дополнительных рабочих мест и организации обучения по специальным программам.

Введение законодательных гарантий, дающих право органам местной администрации устанавливать организациям минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, позволяет трудоустраивать на квотируемые рабочие места безработных женщин.

Для учета интересов и различных потребностей женщин отдельных социальных групп, при организации профессионального обучения разрабатываются программы, в том числе для женщин-инвалидов, многодетных и одиноких матерей, женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Как правило, профессиональное обучение для этих категорий граждан ориентировано на возможность надомного труда, самозанятость.

Предусматривая необходимость создания условий для развития и поддержки женских предпринимательских инициатив, обеспечения подготовки кадров для рыночной экономики и интеграции в них женщин.

Предпринимаются меры, направленные на недопущение дискриминации в трудовой сфере по признаку пола.

Положениями статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации запрещена дискриминация в сфере труда. Установлено, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Положениями Трудового кодекса Российской Федерации (ст.253) ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах. Запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы.

В числе основных нормативно-правовых актов, регулирующих социально-трудовые права женщин в России, помимо Трудового кодекса Российской Федерации следует назвать Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и другие.

В целях учета гендерных аспектов в рамках законотворческой деятельности, в Российской Федерации еще в 1997 году Государственной Думой была разработана "Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", в которой определялась стратегия развития законодательства по предотвращению дискриминации по признаку пола, недопущению гендерной асимметрии и учету интересов обоих полов при принятии законов.

Правительством Российской Федерации в 2001 году был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы.

Федеральным органам исполнительной власти было поручено привлекать женские общественные организации, профсоюзы и другие общественные объединения к реализации Национального плана действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разрабатывать и осуществлять меры, направленные на улучшение положения женщин и повышение их роли в обществе.

Осуществляется государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Положение женщин в сфере занятости и на рынке труда регламентируется целым рядом международных документов, к числу которых, в частности, относятся:

  • Конвенция МОТ № 45 (1935 г.) "О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода";
  • Конвенция МОТ № 100 (1951 г.) "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности";
  • Конвенции МОТ № 103 (1952 г.), № 183 (2000 г.) "Об охране материнства";
  • Конвенция МОТ № 111 (1958 г.) "О дискриминации в области труда и занятий";
  • Конвенция МОТ № 117 (1962 г.) "Об основных целях и нормах социальной политики";
  • Конвенция МОТ № 122 (1964 г.) "О политике в области занятости";
  • Конвенция МОТ № 156 (1981 г., ратифицирована в 1997 г.) "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями".

На защиту прав трудящихся женщин направлены положения Конвенции Международной организации труда № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, ратифицированной СССР в 1956 году. В указанной Конвенции провозглашен принцип, согласно которому ставки вознаграждения за труд равной ценности должны определяться без дискриминации по признаку пола. Тем самым был сделан важный шаг для реализации в сфере трудовых отношений нормы Всеобщей декларации о правах человека, провозгласившей равенство всех людей независимо от расы, цвета кожи, национальности, пола и других обстоятельств.

Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий была ратифицирована СССР в 1961 году и определяет дискриминацию как всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящие к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

В Конвенции МОТ № 45, ратифицированной СССР в 1961 году, признается, что ни одно лицо женского пола, каков бы ни был его возраст, не может быть занято на подземных работах по добыче полезных ископаемых.

Международная организация труда рекомендует повысить международные стандарты по условиям труда, чтобы добиться равной оплаты за равный труд, обеспечить свободную работу профессиональных и иных союзов, право на коллективные договоры для женщин и улучшения в интересах женщин национального законодательства.

Конвенция МОТ № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями и Конвенция МОТ № 117 об основных целях и нормах социальной политики предусматривают положения о реальном равноправии полов с учетом сложностей, которые возникают у трудящихся мужчин и женщин.

В совместном Заявлении Европейской конфедерации профсоюзов, Европейского объединения конфедераций промышленников и работодателей, Европейского центра для предприятий с государственным участием и предприятий с общим экономическим интересом, принятом 15 марта 2005 года европейские организации работодателей и профсоюзов призвали социальных партнеров во всех странах признать в качестве приоритетных задач на предстоящие пять лет (2005-2010 гг.):

  • корректировку в сфере труда ролей мужчин и женщин (гендерных ролей);
  • выдвижение женщин на руководящие посты;
  • сбалансированное соотношение рабочего и свободного времени;
  • сокращение разрыва в оплате труда мужчин и женщин (гендерного неравенства).

В совместном Заявлении признано насущной задача преодоления сложившихся привычных представлений о мужской и женской работе, традиционного распределения различных видов трудовой деятельности между мужчинами и женщинами (преобладание женщин в сфере образования, в розничной торговле и т.д., в то время как в ряде высокооплачиваемых отраслей экономики они, напротив, остаются в меньшинстве).

Политика сбалансированного соотношения рабочего и свободного времени должна учитывать потребности трудящихся мужчин и женщин, не создавать помех нормальной семейной жизни.

Направления дальнейших работ по обеспечению гармонизации гендерных отношений в России связаны с необходимостью совершенствования существующих и создания новых механизмов улучшения положения женщин включая совершенствование законодательства, активную деятельность органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, использование механизмов формирования и распределения имеющихся ресурсов посредством разработки и принятия федеральных и региональных бюджетов, государственных программы, развитие общественного контроля и активизацию деятельности общественных организаций.


1 Рощин С.Ю. Женщины в сфере занятости и на рынке труда в российской экономике (эмпирические исследования гендерных различий трудового поведения на основе данных РМЭЗ). // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М.: ИСПЭН РАН-МЦГИ, "Русская панорама", 2002. с. 212-234.
2 "Российская газета", 19 июля 2005 года, N 155

Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100