"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2006

Инициативы экспертов проекта "Гендерные бюджеты в России"


Ржаницына Л.С.,
д.э.н., проф., ИЭ РАН

Бедность в России: пути уменьшения

(предложения к слушаниям в Общественной Палате РФ в апреле 2006 г.)

Бедность, по определению, - состояние материальной необеспеченности, когда гражданин (семья) не могут собственными силами обеспечивать общественно признанный стандарт потребления. Есть целая наука о бедности, ее определении, структуре, причинах, факторах воздействия и пр. В этой части российская общественность и власть знают, судя по публикациям, семинарам и учебникам, - практически все. И теперь настало время, когда от описания и изучения необходимо, опираясь на знания, прейти к программированию реальных действий в целях активизации позитивных процессов на фоне ожиданий населения в условиях оживления экономики, сверхдоходов от экспорта энергоносителей и суперпрофицитного бюджета.

Для этого, как принято в методологии принятия решений, следует выделить политический приоритет, исходя из которого, принимать систему мер по борьбе с бедностью (именно борьбы, преодоления и т.п., ибо простая раздача государственной социальной помощи неэффективна). Таким приоритетом, который должен быть, по нашему мнению, поставлен в центр намечаемых мероприятий, является экономическая бедность или иначе низкие доходы людей, занятых трудом и малым предпринимательством, которые ведут не только к недостаточности их собственного материального обеспечения, но и снижению стимулов к результатам общественного производства. А, как известно, эти результаты, поступающие в бюджет, и являются источником социального обеспечения нетрудоспособных бедных (социальных иждивенцев государства - пожилых, инвалидов, детей из малообеспеченных семей и пр.). Иначе говоря, ресурсы для социальной помощи и поддержки бедных – доходы работающих.

И социальная политика должна создать условия для повышения доходов работающим бедным, тем, кто способен самообесечиваться и увеличивать экономический потенциал страны. С этим согласуются и последние исследования международных организаций (МОТ, Мирбанка) российской бедности. Управленчески оправданный принцип - вложить средства в те социальные мероприятия, которые дадут одновременно и улучшения в экономике, исходит из диалектического единства социального и экономического.

Следуя вышесказанному возможно предложить пути снижения бедности. Это целый комплекс действий государства, имеющий отношение к различным сферам жизни: занятость, доходы, образование, здоровье, быт, безопасность, правоспособность и пр. Центром их сейчас, как мы полагаем, является политика доходов в следующих направлениях:

  • повышение минимальной оплаты труда, определяющей минимальную цену труда, вначале до нормы, установленной в Трудовом кодексе РФ (прожиточного минимума), а затем до европейской нормы (60% от средней зарплаты); государственное регулирование роста минимума от роста средней;

  • ликвидация существенного отставания в оплате труда интеллигенции, работников образования, здравоохранения, науки, сфер, где формируется человеческий капитал страны;

  • расширение налоговых льгот для низкооплачиваемых, семей, имеющих детей, которые сейчас составляют большинство бедных, отмена налога с минимальной заработной платы, льготный налоговый режим для организаций, оказывающих социальные услуги;

  • всесторонняя поддержка (правовая, экономическая, образовательная, инфраструктурная) малого бизнеса, личного подсобного хозяйства, ремесла, надомного труда, в том числе безработных, семей с маленькими детьми, пенсионеров, инвалидов;

  • увеличение страховых пособий на детей хотя бы до уровня прожиточного минимума, полная оплата отпуска по беременности и родам, установление пособия по уходу за ребенком в зависимости от утраты заработка матери, увеличение пособия на рождение - до стоимости корзины новорожденного, введение страхового пособия на ребенка за счет работодателя (по европейскому опыту Франции, Италии и других стран), ограничение платы в учреждениях по социализации детей;

  • повышение трудовой пенсии не ниже, чем до прожиточного минимума, пересмотр минимальной потребительской корзины пенсионера с учетом платности услуг (лечение, лекарство, проезд, жилье, уход и т.п.), увеличение дотаций на жилье путем корректировки стандарта бедности, дающего на нее право, изменение механизма индексации пенсий в связи уменьшением коэффициента возмещения пенсией заработной платы и снижением официального показателя инфляции;

  • стимулирование социального участия бизнеса, льготы по налогам при осуществлении социальных программ на предприятиях в пользу работников и их семей, социальных договоров с местным самоуправлением.

Нетрудно заметить, что предлагаемые меры решают не только вопросы бедности, но и другие национальные проблемы: гендерное обеспечение равных прав и возможностей (феминная бедность, преимущественно низкие заработки в отраслях с женским составом, потеря заработка в связи с рождением ребенка), демографический кризис и депопуляция населения (снижение рождаемости, детская бедность и безнадзорность, снижения смертности бедных пожилых), улучшение качества населения (преодоление бедности образованных людей) и т.п. Большая часть этих мер связана с расходами бюджета и фондов социального страхования, особо важными для женщин, ("гендерный бюджет"), позволяют, помимо всех прочих задач, решать проблемы усиления равенства мужчин и женщин.

Но главное - подобные меры ориентированы на то, чтобы не попасть в "ловушку бедности", крайне опасную для социальной политики, когда население выбирает поведение с установкой не на трудовую активность, в которой так нуждается страна, а получение пособия. Мировой опыт, даже богатых стран, свидетельствует о бесперспективности такого пути.

Безусловно, предлагаемый курс борьбы с бедностью как части национальных и международных обязательств России (бедность - первая позиция Целей Развития Тысячелетия ООН) имеет в виду усиление в последнее время в РФ программно-целевого планирования деятельности государственных органов, переход к среднесрочному планированию и бюджетированию. Необходимо выработать обоснованную, эффективную, с расчетами и оценками последствий, позицию общества по системе желательных социальных улучшений.

Формальное сокращение статистического показателя числа бедных, определяемых сейчас по неизменному критерию, несмотря на заметный экономический рост, есть весьма небольшая часть проблемы. Что касается собственно конкретной на ближайшее время программы ограничения бедности, то методологически понятно, что проведение мер сугубо для лиц или групп с фиксированными доходами имеет в виду исключительно преодоление абсолютной бедности, когда люди не могут обеспечить самые первые жизненные потребности, предположим, физиологический минимум питания, крышу над головой и т.п. Но для кардинальной программы борьбы с бедностью, как явлением относительным в распределении населения по уровню обеспеченности, нужны общие массовые улучшения жизни типичной, средней семьи, иначе мы получим пополнение бедняков по принципу "сообщающихся сосудов".

По существу, правительственная программа по борьбе с бедностью есть ни что иное, как программа общего повышения уровня жизни населения, который, к сожалению, пока еще мало, чем отличается от весьма скромных показателей дореформенного 1990-го года.


Данные предложения подготовлены на основе результатов двухлетней работы экспертов проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" под научным руководством Л.С.Ржаницыной, д.э.н., проф., ИЭ РАН. В рамках проекта проведена экспертиза тех социальных законов, которые влияли на составление бюджета 2005-2006 гг., основным из которых был N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. проведен гендерный аудит исполнения бюджета 2005 года и осуществлена гендерная экспертиза проекта федерального бюджета 2006 года в сферах, регулируемых бюджетом: 1. Оплата труда бюджетной сфере, в легкой промышленности и других отраслях с преимущественно женской занятостью; 2. Пенсионное обеспечение и социальное страхование; 3. Доступность медицинских услуг для женщин с низкими доходами, а также в сфере материнства и детства; 4. Доступность образования для женщин с низкими доходами и др.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100