"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2006

Инициативы экспертов проекта "Гендерные бюджеты в России"


Ржаницына Л.С.,
д.э.н., проф., ИЭ РАН

О материальном обеспечении женщин
в наиболее сложном периоде материнства

Эксперты проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" сообщают, что по их информации, в Государственной Думе подготовлен проект закона о повышении ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Предлагается отойти от фиксированной формы выплаты этого пособия (сейчас это 700 руб. в месяц) к выплате в процентах от заработной платы, что соответствует правам застрахованных женщин (или мужчин, если они берут отпуск по уходу), определенным российским законодательством в "Основах государственного социального страхования РФ", а также общепризнанной международной практике. На актуальность подобной меры настойчиво указывалось специалистами в формате вышеупомянутого проекта.

Как первый вариант проектируется выплачивать 30% получаемой средней заработной платы, но не ниже минимальной заработной платы (в 2006 г. это 1100 руб.) и не выше 4,5 тыс. руб. в месяц. По нашим расчетам, Фонд социального страхования (ФСС) должен израсходовать на эти цели примерно 10 млрд. руб., что напрямую пополнит показатели выстраиваемого в нашем проекте гендерного бюджета. Для понимания весомости указанных затрат укажем, что примерно столько же отпустило государство на родовые сертификаты в текущем году.

Приветствуя этот план, который совершенно справедлив и правозаконен с учетом Целей развития тысячелетия ООН, провозгласивших необходимость снижения бедности, усиления равенства в положении женщин и мужчин (а рождение детей - сильнейший фактор того и другого). Он важен и для решения национальной задачи - преодоления демографического кризиса и депопуляции населения. Напомним, что Конституция РФ как социального государства содержит статью 38 ("Материнство и детство находится под защитой государства") и статью 39 ("Каждому гарантируется социальное обеспечение <…> для воспитания детей").

Однако хотелось бы рекомендовать повысить максимальные размеры будущего ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет хотя бы до 13 тыс. руб. в месяц, то есть до действующей страховой предельной нормы при оплате временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам. Если останется максимум 4,5 тыс. руб., то менее всего получит поддержку в виде возмещения утраченного заработка работницы, получающие на уровне и выше среднего его размера для женщин (7-8 тыс. руб.) при заработке мужчин (9-10 тыс. рублей). Более высокая верхняя граница выплаты позволила бы снять фактически имеющую место дискриминацию женщин в сфере социального страхования, которые ныне неплохо зарабатывают и платят большие взносы в ФСС. Не секрет, что именно самая существенная утрата заработка происходит именно у этих категорий высокооплачиваемых женщин, что приводит к значительному числу отказов от деторождения и, несомненно, влияет на рождаемость, на качество рожденного населения. В числе таких женщин - работницы успешных в коммерческом отношении отраслей и предприятий, руководители и главные специалисты персонала, менеджеры, предпринимательницы, государственные служащие. По данным статистики, работницы в топливной промышленности зарабатывают в 4 раза больше, в металлургии в 2 раза выше, чем ткачихи швеи, учителя, медики. Да и среди последних дифференциация между 10% верхних и нижних по оплате составляет 20 и более раз. Увеличение максимума пособия позволит стимулировать и отцов брать отпуск по уходу за ребенком. Тем самым будет усилена свобода выбора жизненной стратегии по полу а это, безусловно, один из элементов отношений социального равенства.

К тому же ввести достойные нормы возмещения заработка в период особо важный для воспитания здорового ребенка, нуждающегося в материнском уходе, хорошо питающейся и спокойной за расходы на жизнь матери, вполне под силу для столь богатой на валютные резервы и нефтяные доходы стране. И к тому же эффективно, ведь это - вложения в будущее, а Министр финансов А.Л. Кудрин постоянно напоминает о том, что триллион с лишним рублей, а скоро два в Стабилизационном фонде есть фонд будущих поколений.

Наши предложения не чрезмерны. Для сравнения укажем норму возмещения заработка, принятую в ЕС: для женщины с годовым доходом 25 тыс. долларов отпуск в течение 6 месяцев оплачивается в сумме 7 тыс. долл., или 60% в месяц в обозначенный период. Далее - функционируют вполне достойные нормы национального законодательства по странам, но общая политика - оказать поддержку в сложный период воспитания маленького ребенка. В этих развитых странах, видимо, нужны дети в условиях тенденции на снижение и ограничение. Как собственно и в России, где численность детей невысока, высока смертность, в том числе в трудоспособном, репродуктивном возрасте (может быть, не в последнюю очередь, из-за исходно плохих условия беременности и выхаживания маленьких), и надежды на будущих работников все настойчивее увязываются исключительно с миграцией, а не поощрением прироста и сохранения собственного населения.

Меры по улучшению материальной обеспеченности беременных и родивших женщин ныне становится еще более актуальными в связи с проектом по отмене отсрочек от службы в армии для мужчин в период беременности жены и ее отпуска по уходу за маленьким ребенком в возрасте до 1,5 лет. Президент уже озвучил свою озабоченность ситуацией с положением этих категорий жен военнослужащих. И Минобороны и Минздрав, согласно информации, готовят законопроект о введении специального пособия для такой категории.

В одном из обсуждаемых вариантов предусматривается платить всем беременным женщинам, у которых мужья уйдут на срочную службу в течение года, по 1200 рублей в месяц (видимо, на уровне минимальной заработной платы). А далее, после родов, пока муж будет продолжать службу по призыву, пособие на ребенка в сумме, близкой к прожиточному минимуму (сейчас он примерно 3000 рублей). Причем, это пособие не отменяет остальные, которые по другим основаниям имеют право получать женщины, в частности, на рождение, страховые по беременности и родам и в связи с отпуском по уходу за ребенком.

Но вопрос в том, что скажет главный администратор бюджета - Минфин, который традиционно не очень-то склонен к увеличению социальных расходов пугая власть и население ростом инфляции. Но, во-первых, население давно живет в зоне гораздо большей, чем официальные цифры, инфляции, во вторых, ему не нужно снижение инфляции на базе экономии на его доходов на деторождение, как и увеличение бедности, что прямо бывает при рождении ребенка. А власти все же нужны дети, иначе, кто будет работать, служить и управлять в России в будущем? И тот, кто не кормит собственных детей, скорее всего, будет кормить чужих.


По материалам Интернета

Социальные аспекты военной реформы.
Беременные жены и дети до трех лет

По сообщению "РИА Новости" от 30 марта1, Правительство РФ одобрило предложение министерства обороны об упразднении ряда отсрочек от призыва на военную службу. Об этом сообщил в четверг на пресс-конференции в Москве начальник Главного организационно-мобилизационного управления Минобороны РФ Василий Смирнов.

"Сегодня на заседании правительства Российской Федерации было одобрено предложение о внесении изменений в закон "О воинской обязанности и военной службе" в части сокращения и оптимизации ряда отсрочек", - сказал Смирнов. По его словам, правительство одобрило отмену 9 из 25 действующих отсрочек.

В частности, отмене подлежат отсрочки для лиц, занятых постоянным уходом за родственниками - инвалидами первой и второй групп; имеющих ребенка до трех лет; имеющих жену со сроком беременности не менее 26 недель.

Член комитета Госдумы по обороне Николай Безбородов считает обоснованным сокращение количества отсрочек от военной службы.2

Комментируя одобренную правительством отмену 9 из 25 действующих отсрочек, Безбородов отметил, что "законопроект будет проходить в Госдуме с большим трудом, и к нему будет много вопросов".

В целом поддерживая документ, парламентарий отметил, что у него возникает ряд принципиальных вопросов по предлагаемым к отмене отсрочкам. Он напомнил, что в соответствии с действующим законодательством, отсрочку от военной службы получали молодые люди, имеющие ребенка до 3-х лет, а также имеющие жену со сроком беременности не менее 26 недель.

"Если молодого отца призовут в армию, кто же будет кормить семью?", - задался вопросом Безбородов. При этом он напомнил, что пособие на ребенка до полутора лет составляет 700 рублей, далее эта сумма значительно меньше. "Необходимо рассматривать этот вопрос в контексте обеспечения достойного пособия семье военнослужащего, проходящего службу по призыву, и, в частности, государство могло бы выплачивать такой семье средний размер заработной платы на время прохождения им воинской службы", - полагает Безбородов.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM3, на пресс-конференции 31 марта военный комиссар Воронежской области Виктор Калашников, объяснил, что касается тех, кто имеет ребенка до 3 лет или жену, срок беременности которой превышает 26 недель, то, семьям этих призывников будет оказываться социальная поддержка, самим призывникам полагается дополнительный отпуск и службу вблизи семьи.

По сообщению "РИА Новости" от 3 апреля4, с 2008 года члены семей военнослужащих, проходящих службу по призыву, будут ежемесячно получать денежные выплаты, сообщил глава Минздравсоцразвития РФ Михаил Зурабов.

На встрече с членами правительства президент России напомнил, что кабинет министров рассмотрел недавно ряд законопроектов, связанных с переходом с 1 января 2008 года на 12-месячную службу по призыву, а также с отменой ряда отсрочек.

"По некоторым из них нужно принять решения, которые обеспечат социальные интересы граждан", - сказал Владимир Путин.

В ответ на это Зурабов сообщил: "В министерстве здравоохранения и социального развития подготовлены предложения по внесению изменений в федеральный закон о статусе военнослужащих, которые предусматривают установление ежемесячных денежных выплат членам семей военнослужащих, которые будут выплачиваться в период прохождения службы по призыву".

По словам министра, такие денежные выплаты предусматриваются для жены военнослужащего, которая находится на 26-й неделе срока беременности на момент призыва, а также если у призывника есть дети не старше трех лет.

Такие меры могут позитивно повлиять на рождаемость, считает Зурабов.

М.ЗУРАБОВ: Владимир Владимирович, в соответствии с тем поручением, которое Вы сформулировали в пятницу на прошлой неделе, Министерство здравоохранения и социального развития совместно с Министерством обороны подготовило предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих". В концепции и данного законопроекта предусматривается установить ежемесячные денежные выплаты членам семей военнослужащих, которые будут выплачиваться в период прохождения военнослужащим службы по призыву. Такого рода денежные выплаты - во всяком случае, это предусматривается теми предложениями, которые нами сформулированы, - предполагается выплачивать в течение одного года женам, срок беременности которых превышает 26 недель на момент призыва мужа на службу в Вооруженные Силы, а также детям, не достигшим возраста трех лет, на период призыва отца на службу в Вооруженные Силы.

Это, конечно, с нашей точки зрения, могло бы дополнительно рассматриваться как меры, которые в том числе и будут позитивно влиять на реализацию ряда мероприятий, которые сейчас разрабатываются в сфере повышения рождаемости. Такая социальная поддержка молодых семей (разумеется, это будет не единственной мерой) могла бы позитивно сказаться в целом на рождении первого ребенка в Российской Федерации, на сроке рождения первого ребенка, что является, безусловно, сейчас одним из важных моментов.5

Возникает вопрос. Какой размер ежемесячной денежной выплаты членам семей военнослужащих установит государство, забирая на год будущего отца или отца у ребенка до трех лет?

В РФ ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 700 рублей.

Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет может стать одним из рычагов государственного воздействия на повышение рождаемости, но при одном непременном условии - его размер должен как можно полнее компенсировать потерянный заработок и (или) "покрыть" существенное сокращение среднедушевых доходов семьи при рождении ребенка (детей).

Такой пример в российской практике имеется. В начале 80-х годов прошлого столетия женщинам было дано право на оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до одного года. Размер пособия составлял 35 рублей в месяц при средней заработной плате 120 рублей. То есть чуть более 25% от среднего заработка.6

В среднем по ЕС пособие по уходу за маленьким ребенком составляет 60% от заработной платы в течение 6 месяцев (7 тыс. долл. для женщины с доходами 25 тыс. долларов в год, или 2 тыс. долл. в месяц). Такие существенные размеры выплат, скорее всего, объясняется тем, что большинство развитых стран Европы, как известно, имеет демографические проблемы с деторождением.7


1 http://www.rian.ru/defense_safety/army_navy/20060330/44995214.html
2 http://www.rian.ru/defense_safety/army_navy/20060331/45036200.html
3 http://www.regnum.ru/news/616435.html
4 http://www.rian.ru/defense_safety/army_navy/20060403/45123774.html
5 Стенографический отчет о совещании с членами Правительства, 3 апреля 2006 года, Москва, Кремль, см. http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/04/104021.shtml
6 См. Захарова В.Е. Государственные расходы на социальную поддержку семьи, материнства и детства в 2006 году - http://www.owl.ru/rights/discussion2004/4_06.htm
7 См. Шестакова Е.Е. Отпуска и пособия в связи с материнством: опыт развитых стран. Журнал "Труд за рубежом". 2005, N 2 (66). НИИ труда и социального страхования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, стр. 131

Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100