"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2006

Инициативы экспертов проекта "Гендерные бюджеты в России"


Иванов А.Н.,
эксперт Государственной Думы

Ликвидация дискриминации мужчин в системе пенсионных прав
в связи с уходом за ребенком-инвалидом

Усилия тех, кто воспитывает и осуществляет уход за детьми-инвалидами невозможно переоценить. Обеспечение такого воспитания и ухода требует большого напряжения семьи и повышенного внимания государства.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 600 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство детей - инвалидов проживают в семьях (2003 год - 92%). В учреждениях для детей в 2003 году проживало 52 тысячи детей-инвалидов.

Каждый ребенок-инвалид, как и каждый ребенок, с момента рождения должен иметь гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь закреплением родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию, что закреплено в части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации.

При этом признается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции). Каждый из родителей обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии.

С учетом этого Государственной Думой 17 мая 2006 года принят в окончательном 3-м чтении Федеральный закон "О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", законодательно закрепляющий право на досрочное назначение трудовых пенсий для одного из родителей (опекуна) инвалидов с детства, воспитавших их до достижения возраста 8 лет. Пенсионный возраст для них предусматривается снизить на 5 лет.

При принятии этого Федерального закона за основу был принят подход, основанный на принципах гендерного равенства и необходимости всемерного обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин, тогда как ранее Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривал право на досрочное назначение трудовых пенсий только для матерей инвалидов с детства.

Конституционный Суд Российской Федерации своими решениями признал не соответствующими Конституции это положение Федерального закона в той мере, в какой оно исключило возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам инвалидов с детства (Постановление КС РФ от 03.06.2004 N 11-П1 и Определение КС РФ от 27.06.2005 N 231-О2).

Как было отмечено Конституционным Судом - в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Принятым Федеральным законом предусмотрены гарантии для лиц, осуществляющих уход за детьми–инвалидами с детства, что согласуется с государственным принципом приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, вытекающим из Конвенции о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), и с положениями Конвенции МОТ 1981 года N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями". В указанной Конвенции МОТ в частности предусматривается, что в области социального обеспечения национальное законодательство должно принимать во внимание потребности "работников, имеющих обязанности в отношении членов их семей, которые действительно нуждаются в уходе". Для обеспечения подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин одна из целей национальной политики должна заключаться в том "чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации, и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности." 3

В ходе рассмотрения и подготовки к принятию Федерального закона его первоначальная редакция была существенно доработана с учетом положений указанных конвенций. При этом учтена необходимость как можно более точно определить и расширить категории граждан, на которых могут быть распространены его положения.

Дело в том, что предусматриваемая в Конвенции "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" категория "трудящиеся, имеющие обязанности в отношении членов семей, которые нуждаются в уходе" включает более широкий круг лиц по сравнению с тем кругом лиц, который был предусмотрен в первоначальной редакции законопроекта.

По итогам рассмотрения и доработки законопроекта его первоначальная редакция, предусматривавшая обеспечение гарантий пенсионных прав только для родителей детей – инвалидов с детства, была дополнена новыми положениями, обеспечивающими соответствующие пенсионные права опекунов. Целесообразность гарантий пенсионных прав для опекунов детей – инвалидов с детства была подчеркнута Президентом Российской Федерации В. Путиным в его заключении на законопроект, направленном в Государственную Думу.

Согласно новым положениям Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Трудовая пенсия по старости опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, при наличии страхового стажа не менее 20 и 15 лет (соответственно для мужчин и женщин).

Согласно установленного порядка вступления в силу федеральных законов, положения принятого Федерального закона могут вступить в силу после его одобрения Советом Федерации, подписания Президентом и официального опубликования.

Принятие Федерального закона – несомненный шаг вперед в деле развития пенсионного законодательства, приближения его к жизненным реалиям.

Конечно, решение задач дальнейшего совершенствования законодательства в целях улучшения социальной поддержки семей, имеющих в своем составе детей и детей-инвалидов, не исчерпывается принятием указанного выше Федерального закона.

К примеру, положениями статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации в настоящее время установлено, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован как матерью, так и отцом ребенка, его бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Согласно положениям указанной статьи отпуска по уходу за ребенком должны засчитываться в трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением назначения пенсии на льготных условиях).

В то же время, положениями статьи 11 Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" допускают возможность зачета в страховой стаж периодов ухода за ребенком только для его матери либо отца.

Принятие нового Федерального закона – только часть тех решений, которые должны быть приняты для обеспечения государством заботы о наименее социально защищенных категориях граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Необходимы дальнейшие решения и по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей и подростков-инвалидов. Требует решения комплекс социальных, экономических, педагогических и медицинских вопросов, решение которых поможет обеспечить достойную жизнь, реабилитацию и интеграцию в общество детей-инвалидов.

В этой связи отнюдь не лишней могла бы стать развитие положений недавно принятого Федерального закона от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и включение в него, помимо существующих, новых положений, устанавливающих состав потребительской корзины и для инвалидов, включая и детей-инвалидов.

В результате показатели прожиточного минимума для этих групп населения должны более реально отразить уровень их действительных минимальных потребностей и быть учтены при дальнейшем формировании программ социальной поддержки.

Для решения проблем реабилитации и интеграции в общество детей-инвалидов наиболее важно учитывать аспекты, связанные с государственной поддержкой семей, создание условий, снижающих отказы родителей от детей, предотвращение попадания детей-инвалидов в дома-интернаты, а там где это возможно - возвращение в родную семью, передача под опеку или усыновление.

Приложение
Численность детей-инвалидов
(2003 г.)
  Девочки Мальчики
Распределение
по полу, %
девочки мальчики
Всего

       
тыс. человек
251
353
 
 
процентов
100
100
42
58
в том числе
в возрасте, лет:
 
 
 
 
0-4
13
12
45
55
5-9
23
22
42
58
10-14
35
36
41
59
15
10
10
41
59
16-17
19
20
41
59
Женщины и мужчины России. Статистический сборник.
Федеральная служба государственной статистики, М., 2004 г.



1 "Собрание законодательства РФ", 14.06.2004, N 24, ст. 2476.
2 "Вестник Конституционного Суда РФ", 2005, N 6.
3 Конвенции МОТ 1981 года N 156, пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 3.

Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100