"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2006

Обсуждаем Бюджет-2007


Кравченко Е.В,
эксперт Государственной Думы

Расходы на охрану материнства и детства в федеральном бюджете России и бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год

В Российской Федерации по-прежнему высока материнская смертность, ухудшается здоровье будущих матерей – девочек и девушек. Продолжительность жизни женщин в трудоспособном возрасте сокращается, Россия существенно отстает по этому показателю от развитых стран. А здоровье детей в нашей стране многими экспертами оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов. Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.

 

В целом расходы консолидированного бюджета на 2007 год по разделу 09 "Здравоохранение и спорт" составят 872 043,2 млн. рублей, в том числе федерального бюджета – 206 182,5 млн. рублей, бюджетов территорий – 665 860,7 млн. рублей. В расчете на душу населения расходы консолидированного бюджета на здравоохранение составят примерно 6141 рубль. Это гораздо ниже, чем в развитых странах. Так, например, государственные расходы на здравоохранение на душу населения во Франции составляют 2079 долл. США, в Италии – 1637 долл. США, в Великобритании – 1801 долл. США, в Германии – 2211 долл. США. Уровень расходов на здравоохранение на душу населения в России свидетельствует о хроническом недостатке средств. Это в основном определяет состояние с охраной материнства и детства в стране.

В рамках подраздела "Здравоохранение" средства федерального бюджета в 2007 году приоритетно будут направляться на мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья нации, повышению качества охраны материнства и детства, снижению уровня управляемых инфекций за счет вакцинации населения и, в первую очередь, детей, стабилизацию социально-обусловленных заболеваний (туберкулез, СПИД, наркомания, заболевания, передающиеся половым путем).

Среди основных направлений финансирования национального проекта "Здоровья", касающиеся охраны материнства и детства, следующие (в млн. рублей):

  • обследование новорожденных с целью раннего выявления наследственных заболеваний – 400,0 (100,0 к уровню 2006 года);
  • иммунизация населения в рамках Национального календаря прививок 6100,0 (145,2%);
  • а также денежные выплаты врачам общей практики, участковым, педиатрам, медицинским сестрам соответствующих врачей.

Перечень федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2007 год, включает 46 программ.

По направлению "Новое поколение" предусматривается реализация 5 федеральных целевых программ. Они направлены на повышение качества жизни детей и создание условий для активного включения детей в социальную и культурную жизнь общества, реализацию социальных проектов для решения демографической проблемы, обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья (программа "Дети России" на 2007–2010 годы, в ней на затраты по здравоохранению, предусмотренные в подпрограммах "Здоровое поколение" и "Дети и семья", ассигновано на бюджетный год 607,6 млн. рублей).

Президент Российской Федерации В.В. Путин, неоднократно выражал серьезную тревогу по поводу состояния детского здоровья, тогда как мероприятия подпрограммы "Здоровый ребенок" ФЦП "Дети России" не предусматривают решение многих накопившихся проблем.

Он предложил Правительству Российской Федерации рассмотреть весь комплекс вопросов, касающихся улучшения положения детей в Российской Федерации, и при необходимости внести изменения в ФЦП "Дети России".

Тем не менее, по данным Счетной палаты Российской Федерации, расчетная потребность финансового обеспечения мероприятий проекта подпрограммы "Здоровое поколение" ФЦП "Дети России" за счет средств федерального бюджета на 2007 год удовлетворена только на 66,0%, а на весь период ее реализации (2007–2010 гг.) – на 67,3%.

В приложении 22 к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" представлено распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по организации оздоровительной кампании детей на 2007 год". Всего на указанные цели в 2007 году из федерального бюджета будет направлено 1 308 720,0 тыс. рублей.

На оздоровление детей будут направлены и средства из Фонда социального страхования Российской Федерации. В бюджете Фонда расходы на оздоровление детей запланированы в сумме 14 973 027,4 тыс. рублей, исходя из общего количества 4,7 млн. путевок (на 0,4 млн. меньше, чем в прошлом году) и средней стоимости одного дня пребывания ребенка в детских санаториях и санаторно-оздоровительных лагерях круглосуточного действия в 2007 году до 500 рублей.

В федеральном бюджете предусмотрены трансферты Федеральному фонду обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в стационарных учреждениях в сумме 290 600,0 тыс. рублей, а также на субсидии бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в сумме 3 402 600,0 тыс. рублей.

 

Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в 2007 году предусмотрено направить сумму 17 500 000,0 тыс. рублей на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной работающим гражданам в рамках территориальной программы ОМС, оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, а также по дополнительному диспансерному наблюдению ребенку в течение первого года жизни.

В 2006 году был введен родовой сертификат, целью которого является сохранение и укрепление здоровья матери и ребенка. В числе задач, которые решаются с его помощью, – повышение качества и доступности оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, создание конкурентной среды в службе родовспоможения; внедрение экономических стимулов для повышения качества медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам.

В 2007 году стоимость родового сертификата в женской консультации увеличивается на 1 тысячу рублей (с 2 до 3 тыс. рублей). Дополнительные средства направляются на обеспечение беременных женщин витаминами и микроэлементами, в том числе препаратами железа, йода, кальция.

Стоимость родового сертификата в родильном доме увеличивается на 1 тысячу рублей (с 5 до 6 тысяч рублей).

С 2007 года еще 1 тысяча рублей будет направляться в детские поликлиники по месту жительства ребенка и будет выплачиваться не ранее, чем через 6 месяцев после родов с учетом состояния здоровья новорожденного.

На увеличение стоимости родового сертификата в 2007 году предусматривается выделить дополнительно 4,0 млрд. рублей.

Статьей 14 проекта федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" предусмотрено финансирование расходов, связанных с оплатой лекарственных средств, приобретаемых для оказания медицинской помощи детям, страдающим онкогематологическим заболеваниями, в сумме 390 000,0 тыс. рублей.

Особенностью системы обязательного медицинского страхования является то, что она децентрализована и включает средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Основная часть средств на неработающее население, включая детей, аккумулируется в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в качестве платежей из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По прогнозным расчетам, в целом по Российской Федерации платежи на неработающее население в 2007 году составят 81 029,3 млн. рублей при численности неработающего населения 85,4 млн. человек. Учитывая, что численность детей составляет 29,7 млн. человек, платежи на детей в 2007 году составят примерно 27,2 млрд. рублей.

 

В проекте федерального бюджета на 2007 год не учтены рекомендации Комитета Государственной Думы по охране здоровья, перечисленные в его решении от 29 июня 2006 года (протокол № 61) по ряду важных направлений:

  • по созданию сети современных перинатальных центров (потребность 20 млрд. рублей) и оснащению родовспомогательных учреждений современным оборудованием (6 млрд. рублей);
  • выделение целевых средств на всеобщую диспансеризацию детей - ориентировочно 14,5 млрд. рублей;
  • выделение целевых средств на проведение дорогостоящих операций детям;
  • в целях сохранения и укрепления здоровья будущих матерей и детей раннего возраста следует рассмотреть вопрос о включении в программу дополнительного лекарственного обеспечения беременных женщин и детей первых трех лет жизни; потребность ориентировочно составит 9 млрд. рублей.

О формировании базового материнского капитала при рождении второго ребенка и последующих детей

В целях стимулирования рождаемости с 2007 года предусматривается установление базового материнского капитала при рождении второго ребенка и последующих детей. Размер базового материнского капитала – 250 тыс. рублей.

Осуществление первых выплат предполагается осуществлять с 2010 рублей на следующие цели:

  • приобретение жилья;
  • образование детей;
  • формирование накопительной части пенсии матери.

На наш взгляд, целесообразно разрешить использовать материнский капитал на лечение детей. Прежде всего, в случаях необходимости срочного проведения ребенку высокотехнологичной операции по жизненным показаниям. Однако, следует учитывать, что необходимость в проведении такой операции может возникнуть у ребенка сразу после рождения. В связи с этим следует снять запрет на его использование в течение предстоящего трехлетнего периода.

Женщинам, родившим детей в 2007 г., выплаты начнутся в 2010 г., но уже в 2007 расходы федерального бюджета на "материнский капитал" оценочно составят 131,8 млрд. рублей.

 

В бюджете здравоохранения на 2007 год необходимо более четко выделить материнство и детство в качестве приоритета, что не в последнюю очередь диктуется провозглашенными национальными мерами по стимулированию рождаемости.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100