"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2006

Обсуждаем Бюджет-2007


Иванов А.Н.,
эксперт Государственной Думы

Современные решения в области трудовых пенсий –
нестраховые периоды, важные для женщин и мужчин

Новое пенсионное законодательство, важнейшим элементом которого является реализация принципов обязательного пенсионного страхования, предполагает, что при оценке пенсионных прав граждан учитываются только те периоды, за которые осуществлялась уплата страховых взносов в пользу лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.

Общепризнанные подходы к созданию систем пенсионного страхования предусматривают необходимость обеспечения гарантий сохранения пенсионных прав с учетом отдельных периодов, за которые страховые взносы не уплачивались.

В соответствии с Рекомендацией МОТ № 43 "Об общих принципах страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца"1 (1933 г.) системы страхования, ограничивающие сохранение прав, вытекающих из уплаты взносов, должны гарантировать их сохранение на срок не менее 18 месяцев со дня уплаты последнего взноса. Одновременно предусматривается, что в системах страхования, в которых размер взносов устанавливается в зависимости от заработной платы, этот срок должен быть увеличен, по меньшей мере, до одной трети общей продолжительности периодов времени, за которые вносились взносы со времени вступления в систему страхования. При подсчете продолжительности этого срока периоды времени, в течение которых застрахованное лицо не было в состоянии работать из-за болезни или из-за родов или оставалось без работы по не зависящим от него обстоятельствам, или же проходило военную службу ("воинскую повинность"), не должны считаться периодами времени, за которые взносы не вносились.

Согласно Рекомендации МОТ № 43 "государство должно вносить взносы за периоды отбывания обязательной воинской повинности лицами, застрахованными до начала военной службы".

Положения ст.11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173–ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в настоящее время предусматривают возможность засчитывать в страховой стаж наравне с периодами работы и периоды иной деятельности, включая период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности) и период прохождения военной службы по призыву.

Обеспечить реальное повышение пенсионных прав граждан с учетом указанных периодов позволяет принятие государством обязательства передавать Пенсионный Фонд России (ПФР) средства, необходимые для возмещения уплаты страховых взносов. В ст.17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167–ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" зафиксирована необходимость возмещения из средств федерального бюджета страховых взносов за периоды прохождения военной службы и периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

После принятия Федерального закона № 167–ФЗ рассматривались различные варианты определения размеров и порядка такого возмещения, в частности, предполагающие дифференцировать подход к определению размеров возмещения за периоды военной службы и периоды ухода за ребенком. Предлагалось, например, возмещать уплату страховых взносов за периоды прохождения военной службы по призыву исходя из тарифов страховых взносов и размеров денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а средства на такое возмещение передавать в бюджет ПФР и отражать их поступление в индивидуальных лицевых счетах застрахованных при прохождении ими военной службы.

По итогам обсуждений была поддержана законодательная инициатива Правительства Российской Федерации, предусматривавшая, что сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение ПФР в связи с зачетом в страховой стаж соответствующих нестраховых периодов, должна определяться путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов.

Согласно положениям принятого 21 марта 2005 г. Федерального закона № 18–ФЗ сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение уплаты страховых взносов, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого при назначении пенсии исчисляется страховая часть трудовой пенсии.

Стоимость страхового года – сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в бюджет ПФР в течение одного финансового года для выплаты этому лицу обязательного страхового обеспечения. Данный показатель ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации исходя из тарифа страховых взносов и минимального размера оплаты труда (МРОТ) на начало соответствующего года.

Доверие населения к формируемой пенсионной системе зависит от успехов реализации и дальнейшего совершенствования системы обеспечения пенсионных прав граждан. В этой связи подходы к выполнению Федерального закона № 18–ФЗ имеют особое значение, так как затрагивают ряд проблем, находящихся в центре общественного внимания.

В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года демография названа острейшей проблемой современной России, и наиболее действенной мерой в этой области является материальная поддержка. Государство обязано предоставить в распоряжение женщины, родившей второго ребенка, базовый материнский капитал, который реально повысил бы ее социальный статус и помог решить проблемы, связанные с приобретением жилья, получением детьми образования или увеличением накопительной части ее пенсии. По-настоящему престижной, подчеркнул Президент, должна стать и служба в Российской Армии. Человеку, защищающему Родину, необходимо иметь высокий общественный и материальный статус, прочные социальные гарантии.

В ряду соответствующих мер, несомненно, находится и учет указанных нестраховых периодов, оценку которых государству необходимо повышать. Одним из путей такого повышения могла бы стать работа по совершенствованию системы определения и утверждения стоимости страхового года. При существующих подходах учет, к примеру, трехлетнего нестрахового периода позволяет повысить размер пенсии на 26 руб. 45 коп. в месяц или менее чем на 2% среднего размера страховой части трудовой пенсии.

По действующей методологии, за один год военной службы по призыву или ухода за ребенком органам ПФР возмещается сумма, эквивалентная сумме страховых взносов за работника, получавшего минимальную заработную плату.

На практике суммы возмещения зачастую не достигают размера фактически уплаченных взносов. При определении стоимости страхового года не учитывается, что размер МРОТ в течение года повышается. Например, постановлением от 18 июля 2006 г. №466 Правительством Российской Федерации утверждена стоимость страхового года на 2006 г. в размере 1344 руб. (800 руб./мес. х 0,14 х 12 мес.), тогда как МРОТ с 1 мая 2006 г. был повышен с 800 руб. до 1100 руб. в месяц2.

По нашему мнению, стоимость страхового года, например, могла бы устанавливаться с учетом МРОТ не на начало, а на конец года, тем более что сроки и размеры повышения МРОТ предусматриваются при принятии законов о федеральном бюджете. При принятии проекта закона о федеральном бюджете на 2007 г. предусматривается дальнейшее повышение минимума оплаты труда в 2007 г. до 2 тыс. руб. в месяц. Соответственно, возникает необходимость повышения стоимости страхового года.

Было бы целесообразно также рассмотреть вопрос и о дифференцированной оценке стоимости страхового года для военнослужащих и лиц, осуществляющих уход за ребенком.

Дело в том, что до 1 января 2002 г. учет в трудовом стаже периодов прохождения военной службы по призыву предусматривался в двойном, а периодов боевых действий – в тройном размере. Учет периодов ухода за ребенком осуществлялся в календарном порядке. Такие различия исходят из специфики несения военной службы по призыву, когда продолжительность еженедельного рабочего времени военнослужащих вдвое превышает законодательно установленную нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени – 40 часов в неделю. Для них гарантировано ежедневное предоставление "не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей"3 и "не менее одних суток отдыха еженедельно"4 с допущением отступлений даже от этих гарантий.

Необходимо обеспечить военнослужащим адекватные пенсионные права, во всяком случае, не ниже, чем у тех, кто трудится на работах с условиями труда, отличающимися повышенной интенсивностью и сложностью. Пока же, например, у пограничника, служившего на самых сложных и опасных участках Государственной границы, пенсионных прав за период службы меньше, нежели у сторожа, работавшего на минимальной ставке по графику, предусматривающему после каждого дежурства трое суток отдыха.

Для общества также чрезвычайно важно выполнение гражданами обязанности по уходу за детьми: это должно подчеркиваться не только гарантиями учета пенсионных прав, но и размером таких гарантий. Применяемый подход не учитывает различий в нагрузках женщины при уходе за ребенком (один или двойня, здоровый или больной и т.п.). Поэтому было бы целесообразно подходить к этому вопросу более дифференцированно, определяя стоимость страхового года при исчислении пенсии с учетом конкретных обстоятельств (неполная семья, многодетная, семья с ребенком-инвалидом и пр.).

В упомянутой Рекомендации МОТ № 43 предусматривается повышение пенсионных прав граждан путем предоставления отдельным категориям застрахованных права учитывать более продолжительные, нежели 18 месяцев, нестраховые периоды ухода за детьми.

Проектом федерального бюджета на 2007 г. предусмотрена реализация мер, намеченных в области демографической политики – увеличение в 2007 г. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет: на первого ребенка – до 1,5 тыс. руб., на второго и последующих – до 3 тыс. руб. и ряд других мер. Такие меры могли бы корреспондироваться с нормами по обеспечению пенсионных прав граждан, воспитывающих детей, при условии совершенствования подходов к определению стоимости страхового года в целях ее повышения.

О недостаточности утверждаемой стоимости страхового года свидетельствует, в частности, то, что ее низкий уровень не позволяет применять этот показатель при определении величины страховых взносов, уплачиваемых в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями (в соответствии со ст.28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании"). Дело в том, что размеры ежегодно утверждаемой стоимости страхового года не достигают законодательно установленного еще в 2002 г. минимального размера фиксированного платежа – 150 руб. в месяц (в расчете на год – 1800 руб.). Такие платежи осуществляются более чем 3 млн. граждан. Существующий подход к определению размера фиксированного платежа в систему обязательного пенсионного страхования не в состоянии обеспечить гарантий приобретения в будущем права на достойное пенсионное обеспечение. Все более многочисленные группы индивидуальных предпринимателей, адвокатов и других категорий работающих, не обремененных обязанностью уплачивать страховые взносы, со временем обнаружат, что страховая часть их трудовых пенсий мизерна как следствие крайне низкой величины ныне утверждаемого показателя стоимости страхового года.

Нельзя не отметить и необходимость утверждать размер стоимости страхового года еще до наступления соответствующего календарного года, что должно гарантировать возможность своевременной реализации застрахованными своих пенсионных прав. Существующая практика утверждения стоимости страхового года по истечении пяти-шести месяцев с начала соответствующего календарного года таких гарантий не обеспечивает. Помимо вопросов определения стоимости страхового года есть и другие проблемы, касающиеся учета нестраховых периодов для ряда категорий работников (периодов получения пособий по временной нетрудоспособности, безработице, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д.).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж
и их влияние на приобретение права на трудовую пенсию
Периоды работы и иной деятельности
Условия включения периодов в страховой стаж
Влияние на приобретение пенсионных прав
1. Периоды работы по трудовому договору, контракту При условии уплаты страховых взносов в ПФР ПФР регулярно отражает сведения о поступлении страховых взносов в индивидуальных лицевых счетах
2. Периоды работы индивидуальных предпринимателей, адвокатов При условии уплаты фиксированного платежа в ПФР ПФР регулярно отражает сведения о поступлении фиксированных платежей в индивидуальных лицевых счетах
3. Период прохождения военной службы по призыву При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы При исчислении размера трудовой пенсии ПФР учитывает суммы, подлежащие возмещению из федерального бюджета
4. Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы Суммы пособий при определении налогооблагаемой базы и уплате ЕСН не учитываются, в индивидуальных лицевых счетах сведения об уплате страховых взносов не отражаются
5. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы При исчислении размера трудовой пенсии ПФР учитывает суммы, подлежащие возмещению из федерального бюджета
6. Период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы Суммы пособий при определении налогооблагаемой базы и уплате ЕСН не учитываются, в индивидуальных лицевых счетах сведения об уплате страховых взносов не отражаются. При выполнении оплачиваемых общественных работ ПФР отражает сведения о поступлении страховых взносов в индивидуальных лицевых счетах.
7. Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных впоследствии и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы В случае привлечения к оплачиваемым работам ПФР отражает сведения о поступлении страховых взносов в индивидуальных лицевых счетах
8. Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет При условии, если данному периоду предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы Страховые взносы не уплачиваются, в индивидуальных лицевых счетах сведения об их уплате не отражаются

Включение в страховой стаж отдельных периодов деятельности способствует приобретению права на получение трудовой пенсии, которое законодательно обусловлено наличием у застрахованного не менее пяти лет страхового стажа. При наличии страхового стажа пять лет и более влияние таких периодов на повышение пенсионных прав обусловлено, как и в общем случае, поступлением в органы ПФР страховых взносов.

Безусловно, фундаментом пенсионного обеспечения является трудовая деятельность. Но задача усиления трудовой мотивации не исключает и задачу общей гуманизации пенсионной системы, необходимость обеспечения справедливой оценки общественно-значимых периодов деятельности в целях повышения доверия населения к проводимым государством реформам в области социальной и демографической политики.


1 Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 317-323.
2 В субъектах Федерации могут приниматься свои законы, устанавливающие более высокий по сравнению с определенным федеральным законом МРОТ.
3 Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст.11.
4 Там же.
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100