"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2006

Обсуждаем Бюджет-2007


О проблемах реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года №122–ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения в 2006 году

С момента вступления в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122–ФЗ государство гарантирует обеспечение государственных социальных гарантий отдельным категориям граждан в равном объеме на всей территории Российской Федерации. Результатами реализации дополнительного лекарственного обеспечения, являющегося частью гарантий, установленных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178–ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – Федеральный закон), стало:

    а) формирование полного Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе на дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО);

    б) повышение доступности и качества лекарственной помощи отдельным категориям граждан. Конкретный список лекарств, предоставляемых бесплатно, утверждается приказом Минздравсоцразвития. Необходимые финансовые средства на обеспечение бесплатного лекарственного обслуживания выделяются федеральным бюджетом в форме адресных трансфертов в Федеральный фонд медицинского страхования (ФФМС)

Естественно, что вопрос о лекарствах имеет жизненно важное значение для инвалидов с их ограничением здоровья и хроническими заболеваниями. В России примерно 8 млн. инвалидов, среди них, по оценке, почти половина (46%) – женщины, а с учетом детей-инвалидов эта категория составляет большинство льготнтиков. Таков гендерный аспект проблемы, однако, в данном случае она имеет скорее общесоциальный и гуманитарный характер.

В ее решении в 2006 году возник ряд проблем в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 171–ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" установлено, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) в 2006 году осуществляет расходы за счет средств федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению необходимыми лекарственными средствами в соответствии с Федеральным законом в сумме 29,1 млрд. рублей. Письмом Министерства финансов Российской Федерации (казначейским уведомлением) от 17 августа 2006 года № 12–07–08/3631 к вышеуказанным средствам Фонда прибавлены средства, которые остались на счетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования после завершения расчетов по 2005 году – около 5 млрд. рублей. Таким образом, общий объем финансовых ресурсов составил 34,1 млрд. рублей.

В настоящий момент сумма средств по счетам, прошедших медико-экономический контроль Фонда за 8 месяцев 2006 года, составляет 47,2 млрд. рублей. В соответствие с прогнозом, сумма, которую Фонду необходимо будет заплатить по итогам года, составит приблизительно 68,1 млрд. рублей.

Исходя из вышеизложенных расчетов, из федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению их лекарственными средствами в 2006 году дополнительно потребуется около 34 млрд. рублей.

Такая большая нехватка вызвана:

  1. Расходы на обеспечение бесплатными лекарственными средствами на одного льготника в месяц в 2006 году (расчетно) составляют 705 рублей.

  2. Резко возросла в 2006 году средняя стоимость рецепта – если в 2005 году она была 293,1 рублей, то в настоящий момент около 540 рублей.

  3. К 1 октября 2006 года численность льготников увеличилась больше чем на 725 тысяч человек и составила 8,5 млн. человек. Учитывая прирост численности, прогнозируемая численность льготников на конец 2006 года составит около 8,6 миллиона человек.

Депутаты Комитета по охране здоровья обратили внимание Государственной Думы на эту проблему еще в июле 2006 года и вносили поправки в Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 2006 год". Тогда заместитель Министра финансов Российской Федерации Т.А.Голикова обещала в случае необходимости ликвидировать дефицит финансирования программы ДЛО при предоставлении расчетов в потребности.

О необходимости срочно решать данную проблему свидетельствуют многочисленные обращения в Комитет по охране здоровья депутатов Государственной Думы, глав органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, граждан.

Также в Комитет поступают многочисленные обращения по поводу приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года № 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи". В объяснениях ответственных лиц Министерства указывается, что, в частности, из Перечня исключены лекарства, которые должны использоваться только при лечении в больнице и, кроме того, произошла замена ряда дорогих заграничных препаратов на более дешевые отечественные аналоги, отсюда фактически больные не пострадают. Следует отметить, что депутаты Комитета по охране здоровья обратили внимание на эту проблему сразу после подписания данного приказа, и направили 20 сентября 2006 года запрос в Минздравсоцразвития России. В настоящий момент в Комитет поступил ответ.

На основании вышеизложенного депутаты Комитета предлагают рекомендовать:

Правительству Российской Федерации:

  1. Рассчитать и представить в Государственную Думу точную потребность в дополнительном финансировании в 2006 году лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на набор социальных услуг, и внести соответствующие изменения в бюджет текущего года.

  2. Во избежание ситуации, сложившейся при финансировании программы дополнительного лекарственного обеспечения в 2006 году, предусмотреть возможность увеличения "лекарственной" составляющей набора социальных услуг на 2007 год, для граждан, оставивших за собой право получать их в натуральном виде.

Депутаты предложили, чтобы Государственная Дума направила соответствующий запрос Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову парламентский запрос по проблемам реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года №122–ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения в 2006 г. Эти проблемы изложены выше.

Вместе с тем, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации рекомендовано ужесточить контроль за деятельностью медико-социальных экспертных комиссий в части необоснованного выведения граждан на инвалидность и др. В связи с тем, что, начиная с 2007 года расходы на оплату дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан включаются в базовую программу обязательного медицинского страхования, установить порядок контроля за деятельностью территориальных фондов ОМС по расходованию вышеуказанных средств. Будем надеяться, что усиление внимания законодателей к вопросу положительно скажется на ситуации.

Вместе с тем, лекарственная составляющая потребностей населения, безусловно, сложнее, чем только обеспечение инвалидов. Среди неинвалидов много хронические больных, молодые и пожилые, не получающих льготы, есть нуждающиеся в лекарствах в период временной нетрудоспособности по болезни и пр. И все они должны испытывать давление высоких цен на лекарства. По нашим расчетам, расходы населения на покупку лекарств на душу сопоставимы с величиной бюджета по программе государственных гарантий. Если использовать данные Росздравнадзора, то на рубль заработной платы в России приходится больше затрат на лекарства, чем, к примеру, в ФРГ, Великобритании, Италии.

И учитывая актуальность темы, власть, безусловно, будет вынуждена подумать, как регулировать цены на лекарства. Меры в этой сфере позволили бы расширить обшенациональную значимость нынешнего национального проекта "Здравоохранение" в интересах интересов каждой семьи. Может быть, следует развивать отечественную фармацевтическую промышленность, создавать государственные оптовые предприятия, которые смогут сдерживать цены, снижать аренду для мелких аптек, поддерживать конкуренцию в этой сфере и т.п.. Наконец, использовать зарубежный опыт стран, где социальное страхование лекарств существенно снижает расходы для застрахованных. Российские профсоюзы включили именно этот подход в свою программу расширения использования страховых методов социальной защиты, озвученную на только что прошедшем (14–16 ноября 2006 г.) VI съезде Федерации Независимых Профсоюзов России с ее 29 млн. членов.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100