"О перераспределении полномочий по уровням власти"
Обсуждение по проекту ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" - 2007

Ольшанская О.В., Советник Аппарата ФНПР

Повышение заработной платы в 2007 г. – за и против
(как решаются проблемы оплаты труда в отраслях с преимущественно женским персоналом, финансируемые из бюджета)

Первые числа сентября – время серьезных изменений в области заработной платы, ее минимальных гарантий. В апреле этого года законодательно было принято решение о повышение минимальной заработной платы. В новом федеральном законе №54-ФЗ предусматривается право всех субъектов Российской Федерации устанавливать размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом своих экономических возможностей на уровне не ниже федерального, что расширяет экономические права регионов.

Закон предоставляет данное право не законодательным органам, а социальным партнерам, заключающим региональные трехсторонние соглашения. Закон устанавливает достаточно жесткий механизм распространения действия региональных соглашений о минимальной заработной плате на всех или большинство работодателей. И на государство, крупнейшего работодателя для 20 млн работников бюджетной сферы. Что на первый взгляд выглядит достаточно позитивно.

Однако этот закон вызывает и серьезную критику. Казалось бы, повышение минимальной заработной платы проектируется большое – в 2 раза, его терпеливо ждали миллионы россиян. Но, к сожалению, многих из них постигнет разочарование и даже возмущение от того, как эту меру осуществили наши чиновники, исходя из традиционной для России пословицы: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Попробуем разобраться в причинах разочарования многих и многих трудящихся.

Для начала выясним то новое, что сделал принятый 20 апреля Федеральный закон №54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты» и каковы его последствия.

Из Трудового кодекса РФ исключили определение понятия минимального размера оплаты труда. В результате появилась возможность включать в эту категорию компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, которые работник ранее получал сверх минимальной оплаты.

ТК РФ рассматривает компенсационные выплаты как доплаты и надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях и иные выплаты компенсационного характера. Для России с ее громадными пространствами компенсации выступают в форме районного коэффициента и в виде дополнительных выплат к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Новый закон пытается отнести их к государственным гарантиям и потому не платить их за пределами нового минимума заработной платы.

Это значит, что если в прежнем варианте компенсационные выплаты выступали как увеличение минимальной заработной платы, а соответственно и остальных зарплат, то теперь такого повышения не происходит. Раз это государственная гарантия, то государство ее вполне может отменить в целях финансовой экономии – все же работник получает некоторое повышение. А то, что нарушены права у работника на дополнительное вознаграждение за дополнительные сложности и трудности в работе это во внимание не принимается.

Иначе говоря, работник на тяжелых работах, прежде имевший минимальную ставку в 1100 рублей в месяц (санитарка в больнице) и доплату за тяжесть труда, ожидал, что при новом минимуме в 2300 рублей он получит еще дополнительно 20% к новому минимуму, и его заработок составит 2300 + 460 = 2760 (рублей). Но по новому порядку заработок будет всего 2300 рублей, как бы без надбавки, которая стимулировала непрестижный, тяжелый и грязный труд – в нашем примере – санитарки в больнице. То же с оплатой за командировки с районным коэффициентом. Воспитательница детского сада, как правило, молодая женщина, в северном поселке практически лишается увеличения своего оклада на районную надбавку за проживание в сложном климате, хотя ей приходится дополнительно тратиться на теплую одежду, на отопление, на более дорогие продукты в северной местности.

На сегодняшний день нет однозначной позиции, будет ли еще один вид доплат – премии и иные поощрительные выплаты (или не включаться) в фиксированный предел минимальной заработной платы. Есть надежда, что этот вопрос в пользу работника все же можно решить через систему коллективных договоров на конкретных предприятиях, в тарифных соглашениях и локальных нормативных актах. Они по нормам трудового права не относят стимулирующие выплаты к минимальному размеру оплаты труда и не рассматривают стимулирующие выплаты как государственные гарантии. Тем самым хотя бы в этой части удастся сохранить фундаментальный, проверенный теорией и практикой принцип организации и стимулирования труда, закрепленный в международных конвенциях, но видимо, не признаваемый российскими чиновниками, принимающими соответствующие регулятивные решения – разное вознаграждение за труд разной ценности.

Профсоюзы, проделав анализ законодательства, в том числе и прежде всего Конституции РФ, норм международного права, которые имеют приоритет, считают, что, несмотря на введение явно ущемляющей интересы работников новой трактовки минимальной заработной платы в Трудовом кодексе РФ с 1 сентября 2007 года, тем не менее тарифные ставки (оклады) есть основное вознаграждение и компенсации и премии должны применяться сверх, а не включаться в него.

Однако по нашим данным в регионах в отсутствии официальных разъяснений Минздравсоцразвития РФ по этому вопросу происходит, по сути, снижение тарифных ставок. Ниже минимальной оплаты. Так администрация Томской области внесла проект предложений по увеличению минимального размера оплаты труда из расчета 1769 рублей с включением в его состав районного коэффициента 1,3 (2300 руб. : 1,3 = 1769 руб.). Аналогичные предложения были и в Иркутской области. Иркутский областной комитет профсоюзов в мае 2007 года обратился за разъяснениями в Правовое управление Федеральной службы по труду и занятости и получил однозначный ответ о том, что районный коэффициент не входит в МРОТ (опубликован в газете «Солидарность» №30 от 17-21 августа 2007 года).

Складывается странное противоречие между практикой и принятым законом. Закон прямо оговаривает, что «не допускается снижение тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат», установленных ранее.

Отметим, что теперь можно и в бюджетной сфере реформировать системы оплаты труда, устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным группам. А описанный нами выше новый порядок направлен на разрыв связки, существующей на сегодняшний день между размерами тарифных ставок и окладов и минимального размера оплаты труда. Прежде было так: ставки бюджетников устанавливались по единой тарифной сетке (ЕТС) и самый низший разряд по ЕТС был не ниже минимального размера оплаты труда. Сейчас базовые оклады неизвестно на каком минимуме будут стоиться и это вносит неопределенность и волюнтаризм.

А что же будет у бюджетников с 1 сентября 2007 года?

Вот уже три года с отменой Единой тарифной сетки в целях единообразия подходов регулирование заработной платы для работников бюджетной сферы осуществляется в соответствии с Едиными рекомендациями Российской трехсторонней комиссии. Так в 2007 году в целях реализации Послания Президента Российской Федерации в федеральном бюджете на 2007 год были предусмотрены средства на повышение заработной платы работников бюджетных учреждений с 1 сентября не менее чем на 15 процентов (первая ставка должна равняться 1404 рубля). В соответствии с принятыми РТК Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов на 2007 год рекомендовано сохранить 18 разрядов и соотношение ставок первого и восемнадцатого разрядов 1:4,5, а также сохранить межразрядные тарифные коэффициенты, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

С принятием Закона №54-ФЗ, определившего с 1 сентября минимальный размер оплаты труда в сумме 2300 рублей в месяц, ситуация по данному вопросу изменилась. Теперь вместо 1404 рублей первая ставка ЕТС должна быть не менее 2300 рублей, что потребовало дополнительных ассигнований из бюджетов регионов, которых у них, как правило, нет. Это привело к тому, что в регионах срочно разрабатываются свои системы повышения заработной платы с искажением соотношения между квалификационными разрядами. Теперь все первые 6 разрядов сетки будут получать одинаково, хотя ими тарифицируются разные профессии. И главное резко сократиться разница между квалифицированным и неквалифицированным трудом.

Так в Республике Удмуртия предлагается сократить соотношение 1 (низшего) и 18 (высшего) разряда вместо современных 4,5 до 4,092. Аналогичные предложения есть в Республике Коми, Карачаево-Черкесии и др. Сокращению квалификационных различий будет также способствовать определенный Правительством Российской Федерации процент увеличения фонда заработной платы в образовании, медицине и культуре – всего на 15% при том, что низкооплачиваемым работникам надо повысить заработки в 2 раза. Следовательно, придется сэкономить на высококвалифицированных специалистах.

Такой своеобразный подход к системе заработной платы, нарушающий апробированные принципы ее организации и стимулирования вызовет глубокое разочарование и неизбежно приведет к дестабилизации ситуации в образовательных, медицинских, культурно-просветительских учреждениях и активизирует процесс оттока из этих учреждений наиболее квалифицированной части работающих.

Подчеркнем, что главным объектом перечисленных проблем являются работающие женщины, поскольку они составляют подавляющую часть кадрового состава отраслей бюджетной сферы. Они много лет ждут реального выполнения обещаний исполнительной власти и законодателей, партий, борющихся за голоса избирателей под лозунгом кардинального решения проблемы низкой оплаты труда бюджетников. Ибо, многолетнее консервирование ее роста выступает как причина пополнения бедных слоев населения, выраженное продолжающейся дискриминацией женщин как работников второго сорта и несправедливости оценки значимости общественного вклада важнейших профессий социально-культурной сферы (интеллигенции) в экономику страны.


Содержание
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100